г. Москва |
|
16 декабря 2020 г. |
Дело N А41-35750/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Диаковской Н.В., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бабаян Э.К.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 7 по г. Москве и Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 29.10.2020 по делу N А41-35750/20 по исковому заявлению Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 7 по г. Москве и Московской области к обществу с ограниченной ответственностью "Жилсервис Первомайский" о взыскании,
при участии в заседании:
от Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 7 по г. Москве и Московской области - извещено, представитель не явился;
от ООО "Жилсервис Первомайский" - извещено, представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 7 по г. Москве и Московской области (далее - истец, ГУ-ГУПФР N 7 по г. Москве и Московской области, фонд, управление) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Жилсервис Первомайский" (далее - ответчик, ООО "Жилсервис Первомайский", общество) о взыскании 5 175, 90 руб. ущерба, причиненного в результате перерасхода средств на выплату страховой пенсии Мордасовой Л.Ю. за период с 01.03.2017 по 31.08.2017 в связи с несвоевременным предоставлением сведений о работающем застрахованном лице по форме СЗВ-М.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29.10.2020 по делу N А41-35750/20 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.kad.arbitr.ru.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Мордасова Людмила Юрьевна является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ).
Работодателем ООО "Жилсервис Первомайский" сведения по форме СЗВ-М за отчетные периоды декабрь 2016 г. представлены 16.01.2017, за январь 2017 г. - 24.07.2017, в связи с чем, как утверждает истец, для целей пенсионного обеспечения Мордасова Л.Ю. значилась как неработающий пенсионер.
13.03.2020 ГУ-ГУПФР N 7 по г. Москве и Московской области были вынесены решения N 1/В о выплате Мордасовой Л.Ю. сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Как следует из материалов дела, ГУ-ГУПФР N 7 по г. Москве и Московской области по итогам проверки, проведенной с целью контроля правильности заполнения, полноты и своевременности представления ООО "Жилсервис Первомайский" ежемесячной отчетности "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М, 16.03.2020 составлен протокол о выявлении излишне выплаченных гражданину сумм пенсии (иной социальной выплаты) N 214/1 в отношении работника Мордасовой Л.Ю.
Из указанного протокола следует, что в связи с переплатой, выявленной в результате проверки, за период с 01.03.2017 по 31.08.2017, пенсионеру Мордасовой Л.Ю. была неправомерно проиндексирована а автоматическом режиме страховая пенсия, в связи с чем возникла переплата пенсии в общей сумме 5 175, 90 руб.
15.04.2020 ГУ-ГУПФР N 7 по г. Москве и Московской области направило в адрес директора ООО "Жилсервис Первомайский" претензию с требованием возместить сумму ущерба, причиненного несвоевременным предоставлением сведений, в размере 5 175, 90 руб.
Неисполнение претензии N 153 от 15.04.2020 послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно статье 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) Управление является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
На основании статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенных указанным законом.
В силу части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В статье 26.1 Закона N 400-ФЗ установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Так, пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 Закона N 167-ФЗ, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с этим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 167-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона N 167-ФЗ, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (часть 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
В части 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
В соответствии с частью 8 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ в случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.
В соответствии с частью 9 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ при выявлении обстоятельств, влекущих увеличение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пересматривается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в том числе за прошлое время, с учетом положения части 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению апелляционным судом по следующим основаниям.
Порядок и условия возмещения причиненного ущерба установлены главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) "Обязательства вследствие причинения вреда".
Необходимым условием привлечения к ответственности является вина. Аналогичные требования предусмотрены статьей 28 Закона N 400-ФЗ.
Статья 1064 ГК РФ говорит о том, что для возникновения обязанности по возмещению убытков в действиях причинителя вреда должен быть установлен полный состав гражданского правонарушения, состоящий из таких элементов, как: наличие вреда, причиненного потерпевшему; противоправность поведения причинителя вреда; причинно-следственная связь между причиненным вредом и противоправным поведением причинителя вреда; вина причинителя вреда.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу, лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное. Если лицо несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности (например, пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ установлено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии с пунктом 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения, предусмотренные пунктами 2 - 2.2 указанной статьи, представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации.
Данные сведения представляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах"".
Таким образом, исходя из приведенных норм, ООО "Жилсервис Первомайский", как страхователь, обязан был предоставить индивидуальные сведения в отношении застрахованных лиц по форме СЗВ-М за декабрь 2016 года в срок - до 15.01.2017, однако сведения представлены 16.01.2017; за январь 2017 года в срок - до 15.02.2017, однако сведения представлены лишь 24.07.2017.
По утверждению управления, в связи с непредставлением ООО "Жилсервис Первомайский" сведений в отношении Мордасовой Л.Ю. в установленный срок, пенсионеру Мордасовой Л.Ю. в период с 01.03.2017 по 31.08.2017 осуществлена выплата излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки), в размере 5 175, 90 руб.
В материалы дела представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, из которых следует, что в списках, поданных за февраль 2017 года, за март 2017 года, Мордасова Л.Ю. присутствует. В сведениях по форме СЗВ-М за апрель, май, июнь, июль и август 2017 г. Мордасова Л.Ю. сотрудником ООО "Жилсервис Первомайский".
Таким образом, на дату принятия решений об индексации пенсии - 13.03.2020 ГУ-ГУПФР N 7 по г. Москве и Московской области было уведомлено о том, что Мордасова Л.Ю. работала в ООО "Жилсервис Первомайский" в декабре 2016 г. и январе 2017 г., поскольку ежемесячно предоставляемые сведения за февраль и март 2017 г. подтверждали статус Мордасовой Л.Ю. как работающего пенсионера, в связи с чем правомерен вывод суда первой инстанции об осведомленности ГУ-ГУПФР N 7 по г. Москве и Московской области об отсутствии права данного работника на индексацию пенсии.
Согласно пункту 36 Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция), контроль за достоверностью индивидуальных сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
При обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Представленные страхователем индивидуальные сведения, содержащие ошибки и (или) несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также не соответствующие установленным формам и форматам, в лицевые счета застрахованных лиц не вносятся.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
При таких обстоятельствах, ГУ-ГУПФР N 7 по г. Москве и Московской области, при наличии сомнений в статусе застрахованных лиц следовало обратиться в адрес ООО "Жилсервис Первомайский" с уведомлением об устранении несоответствий.
Однако, ГУ-ГУПФР N 7 по г. Москве и Московской области таких действий не сделал и на протяжении длительного периода времени - полтора года - производил выплату пенсии Мордасовой Л.Ю. с учетом индексации размера фиксированной выплаты.
Исходя из положений пункта 35 Инструкции отчет по форме СЗВ-М за декабрь 2016 г. и январь 2017 г. подлежал проверке пенсионным фондом в течение месяца со дня получения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, представленных страхователем.
При этом апелляционный суд обращает внимание на то, что уведомлений об устранении ошибок, предусмотренных пунктом 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, обнаруженных в представленных страхователем сведениях, в адрес ответчика не поступало.
За последующие периоды сведения по форме СЗВ-М представлены ответчиком пенсионному фонду в сроки, установленные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
При таких обстоятельствах ГУ-ГУПФР N 7 по г. Москве и Московской области не было лишено возможности на основании сведений по форме СЗВМ за февраль и март 2017 г., полученных в марте и апреле 2017 г., уже в марте и апреле 2017 г. не принимать решение о выплате индексации пенсии.
Принимая во внимание изложенное, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что ГУ-ГУПФР N 7 по г. Москве и Московской области не доказало совокупность обстоятельств, необходимых для возложения на ООО "Жилсервис Первомайский" ответственности в виде возмещения убытков в сумме 5 175, 90 руб., в связи с чем, в иске о взыскании убытков следует отказать.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.04.2020 N 308-ЭС20-4465 и постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.01.2020 по делу N А32-6071/19, постановлении Арбитражного суда СевероЗападного округа от 05.12.2019 по делу N А05-1652/19.
Учитывая изложенное выше, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судом обстоятельств по делу не свидетельствует о неисследованности материалов дела судом и не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29.10.2020 по делу N А41-35750/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-35750/2020
Истец: ГУ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 7 ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "ЖИЛСЕРВИС ПЕРВОМАЙСКИЙ"
Третье лицо: ООО "ЖИЛСЕРВИС ПЕРВОМАЙСКИЙ"