г. Чита |
|
16 декабря 2020 г. |
Дело N А19-17251/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей Ломако Н.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Селивановой Т.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 октября 2020 года по делу N А19-17251/2019 по заявлению Публичного акционерного общества "Русал Братский алюминиевый завод" (ОГРН 1023800836377, ИНН 3803100054, адрес: 665716, Иркутская область, г. Братск) к Государственному учреждению - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1023801012905, ИНН 3808011062, адрес: 664007, г. Иркутск, ул. Тимирязева, 35) 1) о признании незаконным решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 03.04.2019 г. N 30 осс/р незаконным в части непринятия к зачету сумм расходов Публичного акционерного общества "РУСАЛ Братский алюминиевый завод" при назначении государственных пособий: по единовременному пособию при рождении ребенка; по единовременному пособию женщинам, вставшим на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности; по социальному пособию на погребение, рассчитанных с применением районного коэффициента 1,4 к установленному размеру пособий, в общей сумме 331.405,17 руб.;
2) о признании незаконным решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 03.04.2019 г. N 10 н/с в части:
- доначисления страховых взносов на сумму непринятых расходов в размере 9070,41 руб.;
- начисления пени за неуплату страховых взносов пропорционально оспариваемой части непринятых расходов;
- привлечения ПАО "Русал Братск" к ответственности в виде штрафа пропорционально оспариваемой части непринятых расходов;
3) о признании решения Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 9) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах от 03.04.2019 г. N 9 осс/д незаконным в части:
-доначисления страховых взносов на сумму не принятых расходов в размере 111378,32 руб.
- начисления пени за неуплату страховых взносов пропорционально оспариваемой части непринятых расходов
- привлечения ПАО "Русал Братск" к ответственности в виде штрафа пропорционально оспариваемой части непринятых расходов;
4) об обязании Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Публичного акционерного общества "Русал Братский алюминиевый завод",
(суд первой инстанции - А.А. Пугачёв),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Русал Братский алюминиевый завод" (далее - заявитель, ПАО "Русал Братск", общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному учреждению - Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ответчик, Фонд, ГУ ИРО ФСС):
1) о признании незаконным решения Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 03.04.2019 г. N 30 осс/р незаконным в части непринятия к зачету сумм расходов Публичного акционерного общества "РУСАЛ Братский алюминиевый завод":
- при назначении государственных пособий: но единовременному пособию при рождении ребенка, по единовременному пособию женщинам, вставшим на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, по социальному пособию на погребение, рассчитанных с применением районного коэффициента 1,4 к установленному размеру пособий, в обшей сумме 331 405,17 руб.;
2) о признании решения Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 03.04.2019 г. N 10 н/с незаконным в части:
- доначисления страховых взносов на сумму непринятых расходов в размере 9 070,41 руб.;
* начисления пени за неуплату страховых взносов в сумме 566,89 руб.;
* привлечения ПАО "РУСАЛ Братск" к ответственности в виде штрафа в размере 961,34 руб.
3) о признании незаконным решения Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах от 03.04.2019 г. N 9 осс/д незаконным в части:
* доначисления страховых взносов на сумму непринятых расходов в размере 111 378,32 руб.
* начисления пени за неуплату страховых взносов в сумме 40 975,84 руб.;
- привлечения ПАО "РУСАЛ Братск" к ответственности в виде штрафа в размере 4 224,41 руб.
4) обязании Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Публичного акционерного общества "Русал Братский алюминиевый завод".
Решением Арбитражного суда Иркутской области решение ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - ИРКУТСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ о непринятии у зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 03.04.2019 N 30 осс/р, вынесенное в отношении ПУБЛИЧНОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "РУСАЛ БРАТСКИЙ АЛЮМИНИЕВЫЙ ЗАВОД", в части непринятия к зачету сумм расходов по единовременному пособию при рождении ребенка, по единовременному пособию женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, по социальному пособию на погребение, рассчитанных с применением районного коэффициента 1,4, в общей сумме 331405 руб. 17 коп. признано незаконным, как несоответствующее действующему законодательству.
Решение ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - ИРКУТСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 03.04.2019 N 10 н/с, вынесенное в отношении ПУБЛИЧНОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "РУСАЛ БРАТСКИЙ АЛЮМИНИЕВЫЙ ЗАВОД", в части:
- доначисления страховых взносов на сумму непринятых расходов в размере 9 070 руб. 41 коп.;
- начисления пени за неуплату страховых взносов в сумме 566 руб. 89 коп.;
- привлечения ПАО "РУСАЛ Братск" к ответственности в виде штрафа в размере 961 руб. 34 коп. признано незаконным, как несоответствующее действующему законодательству.
Решение ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - ИРКУТСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 03.04.2019 N 9 осс/д, вынесенное в отношении ПУБЛИЧНОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "РУСАЛ БРАТСКИЙ АЛЮМИНИЕВЫЙ ЗАВОД", в части:
- доначисления страховых взносов на сумму непринятых расходов в размере 111 378 руб. 32 коп.
- начисления пени за неуплату страховых взносов в сумме 40 975 руб. 84 коп.;
- привлечения ПАО "РУСАЛ Братск" к ответственности в виде штрафа в размере 4 224 руб. 41 коп. признано незаконным как несоответствующее действующему законодательству.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ИРКУТСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ПУБЛИЧНОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "РУСАЛ БРАТСКИЙ АЛЮМИНИЕВЫЙ ЗАВОД".
В обосновании суд указал, что пунктом 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 г. N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" (действовавшего до 27.06.2011 г.) исполнительным органам субъектов Российской Федерации было предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. При вынесении Решения N 10 н/с Фондом указанные дифференцированные тарифы фактически учтены не были, произведено доначисление страховых взносов по максимальному установленному тарифу. Кроме того, на не принятые к зачету расходы не могли быть начислены страховые взносы, так как выплаты носили социальный характер, а также соответствующие пени и штрафы.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда Иркутской области от 13.10.2020 года по делу А19-17251/2019 по заявлению Публичного акционерного общества "Русал Братский алюминиевый завод" к Государственному учреждению - Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконными решений филиала N 9 Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации N 30 осс/р от 03.04.2019 года, N 10 н/с от 03.04.2019 года в части, N 9 осс/д от 0$.04.2019 года в части и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Полагает, что установленный федеральным законодательством районный коэффициент для соответствующего субъекта РФ является обязательным для применения органами государственной власти субъектов РФ, а также работодателями, осуществляющими деятельность в этих регионах. На территориях Иркутской области, включенных в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, согласно Постановлению Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 года N 380/П-18 районный коэффициент к заработной плате применяется в размере 1,30. Затраты на выплату установленных районных коэффициентов осуществляются предприятиями за счет собственных средств, бюджетным организациям за счет соответствующих бюджетов.
Считает, что выплаты социального характера, произведенные страхователем с нарушением норм действующего законодательства, не могут быть автоматически отнесены к расходным обязательствам Фонда социального страхования РФ. Суммы начисленных работнику выплат, и не принятых к зачету территориальным органом Фонда социального страхования РФ в связи с нарушением требований законодательных или иных нормативных правовых актов, либо при отсутствии соответствующих документов, либо на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, подлежат обложению страховыми взносами на общих основаниях.
На апелляционную жалобу фонда поступил отзыв общества, в котором оно просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 13.11.2020.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Общество в отзыве просило о рассмотрении дела в его отсутствие.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в период с 19.11.2018 года по 27.12.2018 года филиалом N 9 ГУ ИРО ФСС была проведена выездная проверка ПАО "Русал Братск" за период с 01.01.2015 года по 31.12.2016 года:
- по вопросу правильности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, результаты которой оформлены актом N 42осс/р от 22.02.2019 года;
- по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, результаты которой оформлены актом N 9 осс/д от 22.02.2019 года;
- по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, результаты которого оформлены актом N 9 н/с от 22.02.2019 года.
По результатам проверки составлены акты проверок и вынесены оспариваемые ненормативные правовые акты.
Не согласившись с вынесенными решениями, заявитель оспорил их в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как правильно установлено судом первой инстанции, согласно Решению о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 03.04.2019 г. N 30 осс/р (далее -Решение N 30 осс/р) по результатам проверки Фондом не приняты к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2015 - 2016 годы на сумму 6 985 261,26 руб., произведенные ПАО "РУСАЛ Братск" с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением документов.
Заявитель считает принятое Фондом Решение N 30 осс/р незаконным в части непринятия к зачету расходов страхователя при назначении государственных пособий: по единовременному пособию при рождении ребенка; по единовременному пособию женщинам, вставшим на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности; по социальному пособию на погребение, рассчитанных с применением районного коэффициента 1,4 к установленному размеру пособий, в общей сумме 331 405,17 руб.
Принимая решение об отказе в принятии к зачету расходов страхователя, произведенных при назначении государственных пособий: по единовременному пособию при рождении ребенка; по единовременному пособию женщинам, вставшим на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности; по социальному пособию на погребение, рассчитанных с применением районного коэффициента 1,4 к установленному размеру пособий, Фонд исходил из того, что согласно информационному письму Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ от 09.06.2003 г. N 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ от 19.05.2003 г. N 670-9, Пенсионного фонда РФ от 09.06.2003 г. N 25-23/5995 на территории г. Братска и населенных пунктов, подчиненных его администрации, а также на территории Братского района к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,30.
Общая сумма не принятых Фондом к зачету расходов страхователя в рассматриваемой части составила 331 405,17 руб.
Оценивая указанные доводы сторон, суд первой инстанции правильно руководствовался следующим.
Согласно статье 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора, у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
В силу статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" общество относится к категории страхователей по обязательному социальному страхованию.
Пунктом 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ к видам страхового обеспечения отнесены: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, иные виды страхового обеспечения, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
В силу статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 5 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, которые учитываются при исчислении указанных пособий в случае, если они не учтены в составе заработной платы.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.
В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, этот предел определяется с применением районного коэффициента.
Аналогичным образом данный вопрос регулируется при исчислении пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам (п. 6 ст. 7, п. 3 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством").
В соответствии со статьями 1, 3 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" действие данного Закона распространяется на лиц, работающих по найму или временно на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях. Государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, устанавливаются названным Законом и другими соответствующими законодательными актами Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19.02.1993 г. N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Пунктом 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 г. N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" (действовавшего до 27.06.2011 г.) исполнительным органам субъектов Российской Федерации было предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.
Главой администрации Иркутской области во исполнение вышеназванного нормативного акта принято постановление от 28.01.1993 г. N 9 "О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области", согласно которому с 01.01.1993 г. на территории г. Братска, Братского района установлен районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих - 1,4.
Законность указанного нормативного акта была предметом проверки в судебном порядке. Решением Иркутского областного суда от 07.12.2007 г., оставленным без изменения Определением Верховного Суда РФ от 19.03.2008 г. N 66-Г08-1, оспариваемые положения Постановления N 9 признаны не противоречащими Федеральному закону.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Решение N 30 осс/р является незаконным в части непринятия к зачету сумм расходов Публичного акционерного общества "РУСАЛ Братский алюминиевый завод" при назначении государственных пособий: по единовременному пособию при рождении ребенка; по единовременному пособию женщинам, вставшим на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности; по социальному пособию на погребение, рассчитанных с применением районного коэффициента 1,4 к установленному размеру пособий, в общей сумме 331 405,17 руб.
Как указывает суд первой инстанции, Решением N 10 н/с установлено занижение ПАО "Русал Братск" в проверяемом периоде облагаемой базы для исчисления страховых взносов в сумме 6 988 622,73 руб.
Согласно правовой позиции Фонда, изложенной в оспариваемом Решении N 10 н/с, суммы начисленных работнику выплат, которые не приняты к зачету по результатам проверки правильности расходования средств на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию па случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежат обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в ФСС РФ в соответствии с Федеральным законом N 125-ФЗ на общих основаниях.
Фондом доначислены страховые взносы в сумме 76 874,84 руб.; начислен штраф в размере 7691,38 руб.; на сумму неуплаченных страховых взносов начислены пени в размере 3527,34 руб.
Региональным отделением Фонда Решение N 10 н/с отменено в части доначислений страховых взносов на выплаты единовременных пособий за постановку на учет в ранние сроки беременности в сумме 3 444,72 руб., в остальной части Решение N 10 н/с оставлено в силе ( письмо Фонда от 12.08.2019 N 04-13/3804-8763 -л.д.155-157 т.1).
Соответственно, итоговые суммы начисленных по Решению N 10 н/с недоимки, штрафа, пени (с учетом отмены части решения) составили: доначисленные страховые взносы в сумме 76 836,95 руб.; штраф в размере 7 685,24 руб.; пени в размере 3 525,94 руб.
Заявитель полагает принятое Фондом Решение N 10 н/с незаконным в части: доначисления страховых взносов на сумму непринятых расходов в размере 9 070,41 руб.; привлечения ПАО "Русал Братск" к ответственности в виде штрафа в размере 961,34 руб.; начисления пени за неуплату страховых взносов в сумме 566,89 руб.
Оценивая данные доводы сторон, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
Средства ФСС формируются, в том числе за счет страховых взносов, уплачиваемых организациями - страхователями. При определении облагаемой базы, с которой исчисляются страховые взносы, учитываются любые выплаты и вознаграждения работникам, в том числе рассчитываемые с учетом районного коэффициента, входящего в состав заработной платы. В связи с этим работники общества, оплата труда которых осуществляется с применением районного коэффициента, и страховые взносы исчисляются и уплачиваются с их заработной платы с применением такого же коэффициента, имеют право на получение пособий, рассчитанных с применением районного коэффициента в том же размере.
Примененный ПАО "Русал Братск" в рассматриваемый период времени при исчислении пособий районный коэффициент 1,4 установлен Главой администрации Иркутской области во исполнение вышеназванного нормативного акта принято постановление от 28.01.1993 г. N 9 "О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области", согласно которому с 01.01.1993 г. на территории г. Братска, Братского района установлен районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих - 1,4.
Кроме того, правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в соответствии с положениями которого одним из основных принципов обязательного социального страхования является дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска, под которым понимается уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователя. Тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска. Правила отнесения видов деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила N 713).
В силу пункта 2 Порядка N 55 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил N 713.
Как правильно установлено судом первой инстанции, Фондом для различных подразделений страхователя на период с января 2015 года были установлены различные страховые тарифы, что подтверждается уведомлениями о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний (.д.15, 16, 17 т.3). Согласно данным уведомления для ПАО "Русал Братск" установлены тарифы:
в соответствии с основным видом деятельности - распределение электроэнергии - 0,3 процентов к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору;
в соответствии с основным видом деятельности - консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления - 0,2 процентов к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору;
в соответствии с основным видом деятельности - деятельность промышленного железнодорожного транспорта - 0,4 процентов к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору.
Как правильно установлено судом первой инстанции, при вынесении Решения N 10 н/с Фондом указанные дифференцированные тарифы фактически учтены не были, произведено доначисление страховых взносов по максимальному установленному тарифу. Данный факт подтверждается справками о работе сотрудников в соответствующих структурных подразделениях общества, карточками индивидуального учета сумм начисленных выплат, а ответчиком указанные факты представленными доказательствами не опровергнуты.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что довод заявителя о неправомерном доначислении страховых взносов по указанному основанию является обоснованным.
Согласно статье 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона.
Как правильно указывает суд первой инстанции, заявителем оспаривается Решение фонда N 10 н/с в части эпизода начисления страховых взносов на выплаты пособий пор уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 лет, произведенных в связи с сокращением рабочего дня, только в части неправильного расчета Фондом страховых взносов с учетом установленных тарифов.
В части начисления страховых взносов на суммы не принятые Фондом к зачету (по оспариваемым выплатам), суд первой инстанции правильно указал на то, что отказ фонда в принятии к зачету расходов по выплате страхового обеспечения, заявленных страхователем к возмещению из средств фонда, влечет за собой лишь обязанность страхователя перечислить в бюджет фонда страховые взносы, начисленные в установленном порядке и не погашенные в компенсационном порядке исполнением встречной обязанности фонда по возмещению страхователю произведенных расходов по страховому обеспечению. Расходы, понесенные обществом в счет начисленных страховых взносов и непринятые к зачету, являются неуплаченными страховыми взносами, на которые не подлежат начислению какие-либо дополнительные взносы.
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона N 125-ФЗ страхователь несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него настоящим Федеральным законом обязанностей по своевременной регистрации в качестве страхователя у страховщика, своевременной и полной уплате страховых взносов, своевременному представлению страховщику установленной отчетности, за своевременную выплату застрахованным отдельных видов обеспечения по страхованию в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, а также за достоверность представляемых страховщику сведений, необходимых для назначения застрахованным обеспечения по страхованию.
Таким образом, учитывая социальный характер произведенных страхователем выплат (что ответчиком не опровергнуто), который не дает оснований для квалификации их как подлежащих включению в облагаемую базу для исчисления страховых взносов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что на не принятые к зачету расходы не могли быть начислены страховые взносы в размере 9 070 руб. 41 коп, начислены пени в сумме 566 руб. 89 коп.
Как следствие в данной части отсутствовали основания для привлечения общества к ответственности в виде штрафа по части 1 статьи 19 Федерального закона N 125-ФЗ в размере 961 руб. 34 коп.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что решение Фонда о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 03.04.2019 N 10 н/с, незаконным в части:
- доначисления страховых взносов на сумму непринятых расходов в размере 9 070 руб. 41 коп.;
- начисления пени за неуплату страховых взносов в сумме 566 руб. 89 коп.;
- привлечения ПАО "РУСАЛ Братск" к ответственности в виде штрафа в размере 961 руб. 34 коп.
Как правильно установлено судом первой инстанции, Решением N 9 осс/д установлено занижение ПАО "РУСАЛ Братск" в проверяемом периоде облагаемой базы для исчисления страховых взносов в сумме 6.988.622,73 руб.
Согласно правовой позиции Фонда, изложенной в оспариваемом Решении N 9 осс/д, если расходы на обязательное социальное страхование не приняты к зачету, то данные выплаты не являются необлагаемыми в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ и подлежат обложению в общеустановленном порядке. Кроме того, выплаты социального характера, начисляемые плательщиком страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений, признаются объектом обложения страховыми взносами на основании ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Фондом доначислены страховые взносы в сумме 6 341 950,30 руб., в том числе страховые взносы на сумму непринятых расходов в размере 202 670,07 руб.; начислен штраф по части 1 статьи 47 Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в размере 20 277,27 руб.; на сумму неуплаченных страховых взносов начислены пени в размере 602.081,28 руб.
16.08.2019 г. в адрес ПАО "РУСАЛ Братск" поступило письмо ГУ - Иркутское РО ФСС РФ от 12.08.2019 г. N 04-13/3804-8764 "О направлении информации" (л.д. 160 т.1), содержащее результаты рассмотрения жалобы ПАО "РУСАЛ Братск" на Решение N 9 осс/д.
Согласно указанному письму региональным отделением Фонда Решение N 9 осс/д отменено в части доначислений страховых взносов на выплаты единовременных пособий за постановку на учет в ранние сроки беременности в сумме 3 444,72 руб., в остальной части Решение N 9 осс/д оставлено в силе.
Таким образом, сумма понесенных ПАО "РУСАЛ Братск" в счет начисленных страховых взносов и непринятых Фондом к зачету расходов (с учетом отмены части Решения N 9 осс/д) составила 6 981 816,54 руб., занижения облагаемой базы для исчисления страховых взносов в соответствии с решением Фонда составило 6 985.178,01 руб.
Заявитель полагает принятое Фондом Решение N 9 осс/д незаконным в части: доначисления страховых взносов на сумму непринятых расходов в размере 111 378,32 руб.; привлечения ПАО "РУСАЛ Братск" к ответственности в виде штрафа в размере 4.224,41 руб.; начисления пени за неуплату страховых взносов в сумме 40 975,84 руб. Фактически в обоснование доводов заявителя положены те же самые основания, что и при оспаривании Решения N10 н/с.
Оценивая доводы сторон в данной части, суд первой инстанции обоснованно указал следующее.
Оспариваемая заявителем сумма страховых взносов по Решению N 9 осс/д складывается из: 926,72 руб.+385,79 руб.+217,96 руб.+9.610,75 руб.+100.237,10 руб. = 111.378,32 руб. где:
926,72 руб. - размер доначисленных страховых взносов по пособию по временной нетрудоспособности;
385,79 руб. - размер доначисленных страховых взносов по единовременному пособию за постановку на учет в ранние сроки беременности;
217,96 руб. - размер доначисленных страховых взносов в отношении расходов по оплате дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами;
9 610,75 руб. - размер доначисленных страховых взносов в отношении расходов страхователя на оплату пособий с применением районного коэффициента к установленному размеру пособий;
100 237,10 руб. - оспариваемая часть размера доначисленных страховых взносов в отношении пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет.
В остальной части доначисление страховых взносов заявителем не оспаривается.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что включение Фондом в базу для начисления страховых взносов по Решению N 9 осс/д понесенных ПАО "РУСАЛ Братск" в счет начисленных страховых взносов и не принятых к учету расходов: по пособию по временной нетрудоспособности, по единовременному пособию за постановку на учет в ранние сроки беременности, по оплате дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, на оплату пособий с применением районного коэффициента к установленному размеру пособий, является неправомерным.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (действовавшего в спорный период) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
При этом судом первой инстанции также правильно приняты во внимание разъяснения, содержащиеся в п.34 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017), о том, что отказ фонда в принятии к зачету расходов по выплате спорных пособий не может изменить статус выплаченных средств как страховое обеспечение, то есть страховые выплаты, обусловленные наступлением страхового случая. Указанные суммы сохраняют свою социальную направленность и не являются вознаграждением за выполнение работником трудовых функций. Сам факт наступления страхового случая фондом не оспаривается.
Действующее законодательство не содержит норм, обязывающих включать в базу для начисления страховых взносов не принятые фондом к зачету суммы выплаченного страхового обеспечения.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что выплаченные обществом в связи с наступлением страхового случая своим сотрудникам спорные суммы признаются страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию и не могут квалифицироваться как объекты обложения соответствующими страховыми взносами на основании положений ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ.
Кроме того, апелляционный суд, как и суд первой инстанции, считает обоснованным довод заявителя в части необоснованного доначислении Фондом страховых взносов в отношении расходов на выплату пособий с применением районного коэффициента, так как примененный ПАО "Русал Братск" в рассматриваемый период времени при исчислении пособий районный коэффициент 1,4 установлен Главой администрации Иркутской области во исполнение вышеназванного нормативного акта принято постановление от 28.01.1993 г. N 9 "О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области", согласно которому с 01.01.1993 г. на территории г. Братска, Братского района установлен районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих - 1,4.
Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 (лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам) настоящего Федерального закона, база для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации, в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что довод заявителя о неправильном расчете ответчиком пособий без учета предельной величины для начисления страховых взносов по спорному периоду является обоснованным. Данный факт подтверждается справками о работе сотрудников в соответствующих структурных подразделениях общества, карточками индивидуального учета сумм начисленных страховых взносов. Ответчиком указанные факты представленными доказательствами не опровергнуты.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что у ответчика отсутствовали основания для начисления страховых взносов по вышеуказанным основаниям, следовательно, отсутствовали основания для начисления на указанные суммы пени и основания для привлечения заявителя к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов (по оспоренной заявителем части доначисленных страховых взносов).
Решение Фонда о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 03.04.2019 N 9 осс/д, является незаконным в части:
- доначисления страховых взносов на сумму непринятых расходов в размере 111 378 руб. 32 коп.
- начисления пени за неуплату страховых взносов в сумме 40 975 руб. 84 коп.;
- привлечения ПАО "РУСАЛ Братск" к ответственности в виде штрафа в размере 4 224 руб. 41 коп. как несоответствующее действующему законодательству.
В целом апелляционный суд по итогам рассмотрения дела пришел к тем же выводам, что и суд первой инстанции, выводы которого соответствуют сложившейся судебной практике, в том числе, по спору между теми же сторонами.
Доводы фонда отклоняются, как основанные на ошибочном толковании указанных правовых норм.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Судебные расходы распределены верно.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 октября 2020 года по делу N А19-17251/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
В.А.Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-17251/2019
Истец: ПАО "Русал Братский алюминиевый завод" "Русал Братск"
Ответчик: ГУ Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации