г. Челябинск |
|
14 декабря 2020 г. |
Дело N А76-5837/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Киреева П.Н., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Сигнал" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.09.2020 по делу N А76-5837/2020.
В судебном заседании приняли участие представители:
акционерного общества "Сигнал" - Петров И.Г. (доверенность от 13.01.2020, диплом),
инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Челябинска - Украинская А.А. (доверенность от 09.01.2020, диплом). Амелин А.С. (доверенность от 09.01.2020, диплом).
Акционерное общество "Сигнал" (далее - заявитель, АО "Сигнал", налогоплательщик, общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Челябинска (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 19.08.2019 N 930 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Судом первой инстанции в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации Кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление), филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области".
Решением суда первой инстанции в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, АО "Сигнал" обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, налогоплательщик указывает, что судом первой инстанции не учтен факт расположения в пределах земельного участка 74:36:0308025:2 земельных участков с кадастровыми номерами 74:36:0308025:3 и 74:36:0308025:20. Полагает необходимым установление способа образования земельных участков с кадастровыми номерами 74:36:0308025:3 и 74:36:0308025:20.
В представленном отзыве налоговый орган ссылался на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения материалов проверки инспекцией принято решение от 19.08.2019 N 930 о привлечении АО "Сигнал" к ответственности за совершение налогового правонарушения, в резолютивной части которого заявителю предложено уплатить земельный налог за 2018 год в сумме 769 723 руб., пени по земельному налогу в сумме 70 878,65 руб., штраф по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) (с учетом пункта 1 статьи 112, пункта 3 статьи 114 НК РФ) в сумме 76 972,30 руб. (769 723 *20% /2) за неполную уплату земельного налога за 2018 год.
Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Челябинской области N 16-07/006456 от 25.11.2019 оспариваемое решение инспекции утверждено.
Общество, не согласившись с принятым налоговым органом решением, обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что начисление земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 74:36:0308025:2 является правомерным в силу его нахождения на праве постоянного (бессрочного) пользования у АО "Сигнал", доказательств нахождения в пределах участка иных земельных участков, принадлежащих иным лицам, в материалах дела отсутствуют.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
По смыслу пункта 1 статьи 65 ЗК РФ, пункта 1 статьи 388 НК РФ и пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано, как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В пункте 1 статьи 389 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения является земельный участок, под которым согласно статье 11.1 ЗК РФ понимается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 390 НК РФ).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 396 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.
Согласно статье 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1).
Налоговым органом в ходе налоговой проверки общества установлена неполная уплата земельного налога за 2018 год в связи с неправомерным невключением обществом в объект налогообложения земельным налогом земельного участка с кадастровым номером 74:36:0308025:2.
Из оспариваемого решения следует, что в соответствии с Федеральными законами от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" в Единый государственный реестр юридических лиц 30.09.2011 внесена запись о создании ОАО "Сигнал" путем преобразования ФГУП "Сигнал".
30.06.2016 в ЕГРЮЛ внесена запись об изменении наименования юридического лица на АО "Сигнал".
В ходе проверки инспекцией установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним земельный участок с кадастровым номером 74:36:0308025:2 зарегистрирован с 23.08.2001 на праве постоянного бессрочного пользования за ФГУП "Сигнал", разрешенное использование земельного участка "для эксплуатации пристроенного магазина", что подтверждается сведениями, полученными из Комитета по управлению имуществом и земельными отношениями города Челябинска по запросу N 11-23/010154 от 28.05.2019.
Податель апелляционной жалобы указывает, что при использовании земельного участка иными лицами (используемые земельные участки, как указывает АО "Сигнал", находятся на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0308025:2), налоговый орган обязывает именно общество уплачивать земельный налог, а не иных лиц.
В силу пункта 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" (далее - Постановление N 54) необходимо исходить из того, что за исключениями, оговоренными в пунктах 4 и 5 постановления N 54, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Согласно пункту 2 Постановления N 54 объект налогообложения возникнет только тогда, когда конкретный земельный участок будет сформирован.
Земельный налог является прямым имущественным налогом, то есть зависит от наличия имущественного права у налогоплательщика на определенный объект.
Пунктом 1 статьи 131 ГК РФ определено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, в том числе и право постоянного пользования, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственной реестре прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу пункта 1 статьи 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (действовавшим в момент регистрации земельных участков 74:36:0308025:3 и 74:36:0308025:20) (далее - Закон N 122-ФЗ), а в настоящее время с 01.01.2017 - в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Таким образом, обязанность уплачивать земельный налог в отношении находящегося на каком-либо праве земельного участка возникает с момента регистрации прав на сформированный и поставленный на кадастровый учет земельный участок. В свою очередь, обязанность по уплате земельного налога у налогоплательщика прекращается либо в случае смены правообладателя земельного участка, либо в случае прекращения существования земельного участка как объекта гражданских прав.
Действующая редакция главы I.1. ЗК РФ предусматривает конкретные случаи и порядок, в соответствии с которыми происходит образование земельных участков, раздел, выдел, объединение и перераспределение земельных участков.
Пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участки или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В момент образования земельных участков с кадастровыми номерами 74:36:0308025:3 и 74:36:0308025:20 законодательство также предусматривало аналогичные способы образования земельных участков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
Государственная регистрация прав является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Из материалов дела усматривается, что 23.08.2001 за Поволоцким А.Д. зарегистрировано право бессрочного постоянного пользования на земельный участок с кадастровым номером 74:36:0308025:3, адрес объекта - г. Челябинск, Ленинский район, ул. Дербентская, 46 (т.3, л.д. 37).
15.10.2010 отделом кадастрового учета земельных участков и государственного земельного контроля по г. Челябинску и Сосновскому району Управления Росреестра по Челябинской области принято решение N Ф 36.13/10-1044 о постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 74:36:0308025:20 (т.3, л.д. 72).
При этом, суд апелляционной инстанции отмечает, что ни из межевого плана земельного участка с кадастровым номером 74:36:0308025:20 (т.3, л.д. 56-66), ни из межевого плана, представленного при исправлении технической ошибки в сведениях о земельном участке с кадастровым номером 74:36:0308025:3 (т.3, л.д. 25-35), не следует, что указанные земельные участки были образованы путем выделения из земельного участка или разделения земельного участка с кадастровым номером 74:36:0308025:2.
Также в соответствии со статьей 1 Закона N 122-ФЗ (ред. от 17.03.2001) следует, что кадастровый номер - это уникальный, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации номер объекта недвижимости, который присваивается ему при осуществлении кадастрового и технического учета (инвентаризации) в соответствии с процедурой, установленной законодательством Российской Федерации, и сохраняется, пока данный объект недвижимости существует как единый объект зарегистрированного права. Кадастровый номер здания или сооружения состоит из кадастрового номера земельного участка, на котором находится здание или сооружение, и инвентарного номера здания или сооружения. Кадастровый номер помещения в здании или сооружении состоит из кадастрового номера здания или сооружения и инвентарного номера помещения.
Пунктом 9 статьи 12 Закона N 122-ФЗ в случае разделения, слияния или выделения объекта недвижимого имущества о вновь образованных объектах вносятся записи в новые разделы Единого государственного реестра прав и открываются новые дела правоустанавливающих документов с новыми кадастровыми номерами.
Статьей 22.2 Закона N 122-ФЗ предусматривалось, что государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе или объединении земельных участков, находящихся в собственности одного лица, осуществляется на основании заявления такого лица.
Пунктом 7 этой же статьи определено, что одновременно с заявлением о государственной регистрации прав на образуемые земельные участки может быть подано заявление о государственной регистрации перехода или прекращения прав на такие земельные участки. В этом случае государственная регистрация перехода или прекращения прав на такие земельные участки осуществляется одновременно с государственной регистрацией прав на образуемые земельные участки.
По смыслу приведенных норм при регистрации прекращения права на земельный участок в связи с их разделением, выделением, образованием новых земельных участков, должно было быть прекращено право землепользователя на вновь образованный земельный участок.
Между тем, из ответа от 24.10.2019 N 13873 филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области" следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 74:36:0308025:2 и 74:36:0308025:3 не были образованы путем раздела земельного участка с кадастровыми номером 74:36:0308025:2, способ их образования - образование из земель. При этом также указано на отсутствие сведений о расположении в пределах земельного участка с кадастровыми номером 74:36:0308025:2 объектов капитального строительства (т.1, л.д.182-185).
Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области" в ответе от 07.06.2019 N 7270 указал, что сведения ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:36:0308025: соответствуют сведениям, содержащимся в документах реестрового дела (т.1, л.д. 141).
Таким образом, земельные участки с кадастровыми номерами 74:36:0308025:2, 74:36:0308025:3 и 74:36:0308025:20 являются самостоятельными объектами гражданских прав, поставлены на государственный кадастровый учет, что влечет за собой правовые последствия, в том числе, в части наличия обязанности по уплате земельного налога.
При таких обстоятельствах, следует признать правильным вывод налогового органа, поддержанный судом первой инстанции, о наличии у АО "Сигнал" на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка с кадастровым номером 74:36:0308025:2, формой платы за который является уплата земельного налога, в связи с чем решение налогового органа от 19.08.2019 N 930 является правомерным.
Довод заявителя о том, что при реорганизации ФГУП "Сигнал" в передаточный акт не был включен спорный земельный участок в связи с чем и заявителя отсутствует обязанность по уплате земельного налога подлежит отклонению.
В силу статьи 11 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" N 178-ФЗ от 21.12.2001 состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте. Передаточный акт составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке унитарному предприятию, и о правах на них. В передаточный акт включаются сведения о земельных участках, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия. Если имущество не включено в передаточный акт, оно не переходит в собственность приватизируемого предприятия.
Однако в настоящем случае спорный земельный участок находился у правопреемника (ФГУП "Сигнал") на праве постоянного (бессрочного) пользования и именно на указанных основаниях перешел в постоянное (бессрочное) пользование ОАО "Сигнал", которое впоследствии стало именоваться АО "Сигнал".
В соответствии с пунктом 3 статьи 268 ГК РФ в случае реорганизации юридического лица, принадлежащее ему право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
При универсальном правопреемстве вещные права на земельные участки, упомянутые в пункте 1 статьи 388 НК РФ, переходят непосредственно в силу закона, поэтому правопреемники становятся плательщиками земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права (пункт 5 Постановления N 54).
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.09.2020 по делу N А76-5837/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Сигнал" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.09.2020 по делу N А76-5837/2020 - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-5837/2020
Истец: АО "Сигнал"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Челябинска
Третье лицо: Государственному регистратору Управление Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Челябинской области Т.Н.Герасименко, Управление Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Челябинской области, Филиал по Челябинской области Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"