г. Пермь |
|
06 февраля 2024 г. |
Дело N А60-45025/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 февраля 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дружининой О.Г.,
судей Семенова В.В., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черногузовой А.В.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 01 декабря 2023 года
по делу N А60-45025/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вавилон" (ИНН 6658559053, ОГРН 1226600077824)
к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (ИНН 6658091960, ОГРН 1036602638588)
третье лицо: Администрация города Екатеринбурга
о признании незаконными отказов, обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Вавилон" (далее - заявитель, ООО "Вавилон") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство) о признании незаконными отказов N 17-01-25/21593 от 11.08.2023, N 17-01-25/22015 от 16.08.2023 в предоставлении ООО "Вавилон" в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 66:41:0509008:206; о возложении на Министерство обязанности в 14-дневный срок подготовить в трех экземплярах, подписать и выдать ООО "Вавилон" проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 66:41:0509008:206 в соответствии с заявлениями N 30-1/07/23 от 30.07.2023 либо N 03-2/08/23 от 03.08.2023, руководствуясь порядком их поступления (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением арбитражного суда от 01.12.2023 заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными изложенные в письмах N 17-01-25/21593 от 11.08.2023, N 17-01-25/22015 от 16.08.2023 отказы Министерства в предоставлении обществу "Вавилон" в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 66:41:0509008:206. На Министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Вавилон" и в 14-дневный срок подготовить в трех экземплярах, подписать и выдать ООО "Вавилон" проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 66:41:0509008:206.
Не согласившись с принятым решением, Министерство обратилось в апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель приводит доводы о том, что возможность получения в аренду земельного участка для осуществления деятельности в рамках импортозамещения лишь со ссылкой на намерение использовать его в определенных целях, без подтверждения фактической возможности осуществления соответствующей деятельности, действующее законодательство не предусматривает. Фактически земельный участок испрашивается обществом "Вавилон" для строительства объектов, в которых намеревается осуществлять предпринимательскую деятельность, однако обоснование площади земельного участка, необходимой для осуществления деятельности, заявитель не представил. Считает, что в действиях Министерства не усматривается нарушения прав и законных интересов заявителя. Ссылается на то, что деятельность по производству подъемного оборудования является лишь дополнительным видом его экономической деятельности. Обществом "Вавилон" не представлены доказательства фактического осуществления деятельности в сфере изготовления продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения. Кроме того, обращает внимание на то, что на момент рассмотрения настоящего дела принят и вступил в законную силу 02.12.2023 нормативный правовой акт - Постановление от 30.11.2023 N 897-ПП "О внесении изменений в Постановление Правительства Свердловской области от 04.08.2022 N 534-ПП "Об установлении Перечня продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций", в силу которого изменилась процедура предоставления земельного участка для осуществления деятельности по импортозамещению, а также установлены требования к договорам аренды таких земельных участков. Принимая во внимание, что договор аренды земельных участков должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим на момент его заключения, в отсутствие оснований для отказа в применении указанного нормативного правового акта, который не оспорен и не признан недействующим в установленном законом порядке, по мнению заинтересованного лица, основания для понуждения Министерства к направлению проекта договора аренды в адрес заявителя отсутствуют.
ООО "Вавилон" возражений на апелляционную жалобу не представило.
Судебное заседание проведено в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "Вавилон" 01.12.2022 обратилось в Министерство с заявлением N 01-2/12/22 о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 42653 кв.м, расположенного в кадастровом квартале 66:41:0509008, в аренду без проведения торгов на основании схемы расположения на кадастровом плане территории, в целях осуществления деятельности по производству продукции "Инструмент" (код 25.73 по ОКПД 2), необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, перечень которой устанавливается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Министерство по заявлению ООО "Вавилон" от 01.12.2022 N 01-2/12/22 приняло решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 42653 кв.м, расположенного в кадастровом квартале 66:41:0509008 в аренду без проведения торгов на основании схемы расположения на кадастровом плане территории, в целях осуществления деятельности по производству продукции "Инструмент", необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, перечень которой устанавливается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации, что подтверждается приказом N 6024 от 14.12.2022.
Заявитель выполнил мероприятия по постановке земельного участка с кадастровым номером 66:41:0509008:206 на кадастровый учет 13.02.2023.
Письмом от 16.06.2023 N 16-7/06/23 ООО "Вавилон" обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов в соответствии с ранее принятым Министерством приказом N 6024 от 14.12.2022.
Министерство письмом от 29.06.2023 N 17-01-25/16995 отказало в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 66:41:0509008:206 площадью 42653 кв.м для осуществления деятельности по производству продукции "Инструменты", необходимой для обеспечения импортозамещения, мотивировав исключение продукции "Инструменты" из перечня, предусмотренного постановлением правительства Свердловской области от 04.08.2022 N 534-ПП.
30.07.2023 ООО "Вавилон" обратилось в Министерство с заявлением N 30-1/07/23 о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 66:41:0509008:206 площадью 42653 кв.м для строительства производственной базы (комплекса) в целях производства продукции "Оборудование подъемно-транспортное" (код 28.22 по ОКПД 2), входящей в Перечень продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, утвержденный постановлением Правительства Свердловской области от 04.08.2022 N 534-ПП, в редакции постановлений Правительства Свердловской области от 27.12.2022 N 979-ПП, в также о внесении изменений в приказ Министерства N 6024 от 14.12.2022, заменив вид продукции на "Оборудование подъемно-транспортное" (код 28.22 по ОКПД 2).
Письмом N 17-01-25/21593 от 11.08.2023 Министерство отказало во внесении изменений в приказ Министерства N 6024 от 14.12.2022 со ссылкой на завершение процедуры предварительного согласования. Также Министерство отказало в предоставлении обществу "Вавилон" в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 66:41:0509008:206 для строительства производственной базы (комплекса) в целях производства продукции "Оборудование подъемно-транспортное" (код 28.22 по ОКПД 2) со ссылкой на подп. 1 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
03.08.2023 общество "Вавилон" вновь обратилось в Министерство с заявлением N 03-2/08/23 о предоставлении в аренду без проведения торгов сроком на 9 лет 11 месяцев сформированный и поставленный на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 66:41:0509008:206 площадью 42653 кв.м, расположенный по адресу (описание местоположения): Российская Федерация, Свердловская область, г. Екатеринбург, категории земель: земли населенных пунктов, с целью строительства производственной базы (комплекса) по производству продукции "Оборудование подъемно-транспортное" (код 28.22 по ОКПД 2), входящей на дату подачи настоящего заявления в Перечень продукции (строка 5), необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, утвержденный постановлением Правительства Свердловской области от 04.08.2022 N 534-ПП (в редакции постановлений Правительства Свердловской области от 27.12.2022 N 979-ПП, от 08.06.2023 N 404-ПП).
Письмом N 17-01-25/22015 от 16.08.2023 Министерство вновь отказало в предоставлении обществу "Вавилон" в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 66:41:0509008:206 для строительства производственной базы (комплекса) в целях производства продукции "Оборудование подъемно-транспортное" (код 28.22 по ОКПД 2) со ссылкой на подп. 1 ст. 39.16 ЗК РФ.
Полагая, что отказы N 17-01-25/21593 от 11.08.2023, N 17-01-25/22015 от 16.08.2023 являются незаконными, нарушают права и законные интересы заявителя, ООО "Вавилон" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отказа в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены (изменения) судебного акта.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, для признания незаконным решения государственного органа, органов местного самоуправления необходимо установить наличие в совокупности двух условий: противоречие оспариваемого решения требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его совершения, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно статье 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
В силу п. 1 ст. 38.6 ЗК РФ по общему правилу договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельных участков по основаниям, указанным в п. 1 ст. 38.6 ЗК РФ.
Наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам Российской Федерации или российским юридическим лицам в аренду без проведения торгов в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, перечень которой устанавливается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 N 629 "Об особенностях регулирования земельных отношений в 2022 году").
На территории Свердловской области такой перечень установлен постановлением Правительства Свердловской области от 04.08.2022 N 534-ПП, в который, кроме прочего, включено (пункт 5) строительство производственной базы (комплекса) по производству продукции "Оборудование подъемно-транспортное" (код 28.22 по ОКПД 2).
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Оспариваемые отказы мотивированы Министерством несоответствием заявленной цели использования земельного участка, указанной в заявлении от 30.07.2023 N N 30-1/07/23 (строительство производственной базы (комплекса) по производству продукции "Оборудование подъемно-транспортное"), цели, указанной в п. 1 приказа Министерства N 6024 от 14.12.2022, а также в заявлении от 01.12.2022 N 01-2/12/22 о предварительном согласовании предоставления участка (строительство производственной базы (комплекса) по производству продукции "Инструмент").
Вместе с тем, данная причина не может являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка, поскольку не указана в ст. 39.16 ЗК РФ.
Действительно, в силу издания постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2022 N 979-ПП, которым изменен перечь продукции, утв. постановлением Правительства Свердловской области от 04.08.2022 N 534-ПП, процедура предварительного согласования предоставления земельного участка завершена, но не окончена в понимании ЗК РФ предоставлением земельного участка в аренду, поскольку деятельности по производству продукции - "Инструмент" исключена из приоритетных, предоставляющих право на получение земельного участка в аренду без торгов. Результатом данной процедуры явилось образование земельного участка с кадастровым номером 66:41:0509008:206.
Самостоятельный земельный участок по общему правилу может быть предоставлен в аренду без проведения торгов при наличии соответствующих оснований.
Из материалов дела следует, что в рассматриваемом случае ООО "Вавилон" в обращениях N 30-1/07/23 от 30.07.2023 и N 03-2/08/23 от 03.08.2023 испрашивается земельный участок исключительно в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, перечень которой установлен решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В качестве основания предоставления земельного участка указано на Постановление Правительства РФ от 09.04.2022 N 629, при этом заявителем предоставлены все необходимые документы для рассмотрения заявления по существу. ООО "Вавилон" создано для достижения вышеуказанных целей в области импортозамещения, а вид экономической деятельности "Производство подъемно-транспортного оборудования" заявлен как дополнительный. В данном случае земельный участок был образован, вид разрешенного использования - производственная деятельность.
Оснований для отказа в предоставлении земельного участка для цели, указанной в заявлениях от 30.07.2023 и от 03.08.2023, не имеется.
Таким образом, выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для отказа в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов признаются судом апелляционной инстанции обоснованными.
Следует также отметить, что судом первой инстанции рассмотрено и возможное основание для отказа в предоставлении земельного участка заявителю (в оспариваемом отказе не указано) - в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо (подпункт 22 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации), однако таковым не признано.
При этом судом первой инстанции верно указано, что срок действия решения о предварительном согласовании земельного участка не установлен, а возможность реализации права на получение земельного участка по процедуре предварительного согласования завершена, следовательно, препятствий для любого иного лица для получения такого земельного участка в аренду без торгов при наличии к тому оснований приказ N 6024 от 14.12.2022 не создает.
В связи с изложенным ссылки Министерства на ранее поданное обществом "Вавилон" заявление о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка отклоняются, поскольку процедура оказания Министерством государственной услуги по нему завершена, соответствующий результат (частично) достигнут, предметом настоящего спора предыдущая оказанная Министерством услуга не является, а поданные 31.07.2023 и 03.08.2023 заявления направлены на получение обществом иной государственной услуги.
В момент нового обращения заявителя о предоставлении земельного участка возникли правоотношения по предоставлению земельного участка в аренду по процедуре, не требующей предварительного согласования.
Установив отсутствие у Министерства оснований для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что оспариваемые отказы в предоставлении земельного участка противоречит закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
При этом ни Федеральный закон от 14.03.2022 N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ни Постановление от 09.04.2022 N 629 не устанавливают какие-либо критерии (основания), которым должно соответствовать российское лицо для предоставления ему в аренду без торгов находящегося в публичной собственности земельного участка в целях производства импортозамещающей продукции.
По общему правилу, при рассмотрении заявления о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов на основании подпункта "б" пункта 1 Постановления от 09.04.2022 N 629 уполномоченный орган не вправе требовать от заявителя предоставления документов и сведений, не предусмотренных указанными нормативными правовыми актами, в том числе подтверждающих реальную возможность заявителя осуществлять деятельность по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, включение заявителя в региональный реестр сельскохозяйственных товаропроизводителей либо наличие у него статуса крестьянского (фермерского) хозяйства. В целях исключения использования арендатором земельного участка не по целевому назначению Постановлением от 09.04.2022 N 629 установлена обязательность включения в договор аренды права арендодателя об одностороннем отказе от договора в случае неиспользования земельного участка для целей осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций.
Доводы Министерства о недоказанности необходимой площади земельного участка для осуществления заявленного вида деятельности на нём судом апелляционной инстанции отклонены как не основанные на нормах материального права, поскольку в данном случае земельный участок испрашивается не для эксплуатации существующего объекта.
Применение по аналогии правовой позиции, указанной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2016 N 64-КГ16-2, на которую ссылается Министерство в апелляционной жалобе, вопреки его доводам, не соответствует цели правового регулирования в сфере предоставления государством мер поддержки субъектам предпринимательской деятельности и накладывает дополнительные ограничения и требования при реализации на практике принятых в связи с экономической ситуацией норм.
В данном случае ограничительный подход и применение по аналогии правовых позиций и норм права, не регулирующих рассматриваемые отношения непосредственно, не является допустимым и создает препятствия к реализации хозяйствующими субъектами предоставленных им специальным правовым регулированием прав.
Довод заинтересованного лица об отсутствии оснований для понуждения Министерства к направлению проекта договора аренды в адрес заявителя в связи с принятием Постановления от 30.11.2023 N 897-ПП "О внесении изменений в Постановление Правительства Свердловской области от 04.08.2022 N 534-ПП "Об установлении Перечня продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций", отклоняется, поскольку в любом случае надлежащим способом восстановления прав заявителя в настоящем случае является возложение на Министерство обязанности по направлению в адрес заявителя проекта договора аренды испрашиваемого земельного участка, соответствующего требованиям нормативных правовых актов.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 01 декабря 2023 года по делу N А60-45025/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
О.Г. Дружинина |
Судьи |
В.В. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-45025/2023
Истец: ООО "ВАВИЛОН"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Администрация г.Екатеринбурга