г. Москва |
|
17 декабря 2020 г. |
Дело N А40-115579/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи А.И. Проценко,
рассмотрев апелляционную жалобу Департамента городского имущества г. Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.09.2020, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А40-115579/20, по исковому заявлению Департамента городского имущества г. Москвы к ПАО "ФСК ЕЭС" о взыскании задолженности по договору аренды,,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества г. Москвы (далее - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" (далее - ответчик, Общество) о взыскании задолженности по арендной плате за период с 01.04.2018 по 30.09.2019 в размере 4 305 руб. 44 коп., пени за период с 06.10.2012 по 30.09.2019 в размере 3 473 руб. 94 коп. по договору аренды земельного участка от 25.01.2007 N М-10-03245.
Дело рассмотрено Арбитражным судом г. Москвы в порядке упрощенного производства, решением от 23.09.2020 по делу N А40-115579/20 в удовлетворении исковых требований -отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение и вынести по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), апелляционная жалоба на решение арбитражного суда первой инстанции принятая по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ, пришел к выводу, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Как следует из материалов дела, 25.01.2007 между Департаментом (арендодателем) и Обществом (арендатором) заключен договор долгосрочной аренды земельного участка N М-10-032451 (далее- Договор).
Предметом Договора является земельный участок площадью 203 кв.м, расположенный на территории природоохранного комплекса, имеющий адресные ориентиры: г. Зеленоград, промзона "Алабушево", проектируемый проезд N 683, предоставляемый в пользование на условиях аренды для эксплуатации объекта энергетики - существующей опоры N 71 воздушной линии электропередачи 500 кВ "Белый Раст-Очаково" (земли под объектами коммунального хозяйства).
Границы участка вынесены на местности и идентифицированы на прилагаемом к договору плане границ земельного участка поворотными точками.
План границ земельного участка (приложение N 2) и план земельного участка (приложение N 2-а), являются составной и неотъемлемой частью договора.
В соответствии с п. 2.1 Договора срок действия договора аренды установлен с 21 декабря 2006 года по 20 декабря 2031 года.
Согласно п. 3.3 Договора размер ежегодной арендной платы, расчетный счет, на который она вносится, указаны в приложении N 1 к договору. Приложение N 1 является составной и неотъемлемой частью договора.
Арендная плата начисляется с 21 декабря 2006 года и вносится арендатором ежеквартально равными частями, рассчитанными относительно размера ежегодной арендной платы, не позднее 5 числа первого месяца каждого отчетного квартала (п. 3.2 Договора).
В соответствии с п. 3.4 Договора размер ежегодной арендной платы изменяется и подлежит обязательной уплате в каждом случае централизованного изменения (введения) ставок арендной платы и/или коэффициентов к ставкам арендной платы (в том числе коэффициентов индексации/множителей/инфляции) полномочным (уполномоченным) органом государственной власти РФ и/или города Москвы, без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений и/или дополнений в договор.
Как указывает истец, ответчик в нарушение принятых обязательств оплату арендных платежей за период с 01.04.2018 по 30.09.2019 г. в полном объеме не произвел, в связи с чем, образовалась задолженность в размере 4 305 руб. 44 коп.
Истец направил в в адрес ответчика претензию с требованием оплаты задолженности, содержащиеся в претензии, были оставлены арендатором без исполнения, что послужило основанием для обращения в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что поскольку ставки арендной платы являются ценами, регулируемыми государством, стороны обязаны руководствоваться предписанным законодательством размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы, а поскольку арендодатель получил в срок, установленный договором, от арендатора денежные средства в размере, соответствующем применяемой к взаимоотношениям сторон ставки арендной платы, отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело повторно, проверив правильность выводов суда первой инстанции и обоснованность доводов апелляционной жалобы, полагает, что она не подлежит удовлетворению, а решение арбитражного суда отмене, по следующим основаниям.
В силу ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 10 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой", по договору аренды имеет место встречное исполнение обязательств: обязанность арендодателя по отношению к арендатору состоит в предоставлении последнему имущества в пользование, а обязанность арендатора - во внесении платежей за пользование этим имуществом.
В силу ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В соответствии со ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В соответствии с пунктом 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что договором аренды установлен порядок изменения размера арендной платы, не противоречащий части 1 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которого изменение размера арендной платы представляет собой исполнение данного условия, не требует внесения изменений в договор.
Согласно Приказу Минпромэнерго РФ от 23.11.2005 N 325 "Об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети" подстанция 500 кВ N 214 "Очаково" включена в перечень объектов электросетевого хозяйства, подлежащих к включению в реестр объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Так, линия электропередачи 500 кВ "Белый Раст-Очаково" как объект электросетевого хозяйства относится к единой национальной (общероссийской) электрической сети и, как следствие, к объектам федерального значения (объектам федеральных энергетических систем).
Таким образом, земельный участок, предоставленные ПАО "ФСК ЕЭС" в аренду по Договору используются для размещения объекта электроэнергетики.
В соответствии с п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В п. 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" даны разъяснения о том, что арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
В соответствии с п. 1 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно положениям п. 4 ст. 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 настоящего Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Подпункт 2 ст. 49 ЗК РФ к объектам государственного значения (объектам федерального значения, объектов регионального значения) или объектам местного значения относит объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости.
Пунктом 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 16.07.2009 N 582, арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения, в том числе, гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
Приказом Минэкономразвития РФ от 22.09.2011 N 507 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики" (за исключением генерирующих мощностей) установлена ставка арендной платы в размере 1,5% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, которые находятся в собственности Российской Федерации и предоставлены для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей), либо занятые такими объектами.
Согласно п. 2 Приказа Минэкономразвития РФ от 22.09.2011 N 507 ставка арендной платы, установленная п. 1 настоящего Приказа, не должна превышать предельных ставок арендной платы соответствующих земельных участков.
Размер предельной ставки арендной платы для города Москвы согласно Приказу Минэкономразвития РФ от 22.09.2011 N 507 составляет 28,48 руб. за кв. м.
С учетом ставок, утвержденных законодательством, арендная плата по договору аренды земельного участка за период 2 квартал 2018 г. составляет - 1 754,84 руб., 3 квартал 2018 г. - 1 754,84 руб., 4 квартал - 1 754,83 руб., 1 квартал 2019 г. - 1 754,84 руб., 2 квартал 2019 г. - 1 717,49 руб., 3 квартал 2019 г. - 1 736,17 руб., 4 квартал - 1 736,17 руб.
Положения земельного законодательства, введенные в действие с 01.03.2015, распространяются на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, поскольку такие участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, в силу п. 2 ст. 214 ГК РФ в любом случае являются государственной собственностью.
Поскольку предельный размер ставок арендной платы земельных участков, которые находятся в собственности Российской Федерации и предоставлены для размещения объектов электроэнергетики либо заняты такими объектами, утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 22.09.2011 N 507, то он является обязательным при определении размера арендной платы для всех публичных собственников.
Исходя из положений вышеуказанных норм, арендная плата в отношении земельных участков, предоставленных для размещения объектов электроэнергетики устанавливается в размере 1,5% от кадастровой стоимости такого земельного участка и подлежит ежегодному изменению на размер уровня инфляции.
Таким образом, ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, в связи с чем, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, а новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
В силу того, что регулирование арендной платы за находящиеся в публичной собственности земли осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Новый размер арендной платы подлежит" применению, с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
Поскольку глава V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации, введенная Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" вступила в силу с 01.03.2015 (п. 1 ст. 35), то ставку арендной платы в размере 1,5% следует применять с 01.03.2015.
Общество направляло в адрес Департамента городского имущества г. Москвы письмо "Об изменении арендной платы", в соответствии с которым все арендные платежи, рассчитывались и оплачивались в размере 1,5% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
Платежными поручениями N 54973 от 05.04.2018 г., N 121152 от 05.07.2018 г., N 192217 от 05.10.2018 г., N 257643 от 24.12.2018 г., N 56441 от 05.04.2019 г., N 122539 6 от 04.07.2019 г. ответчиком произведена оплата арендных платежей по договору на сумму 9 775 руб. 78 коп., на что указано в назначении платежа.
Кроме того, истцом не опровергнуты выводы суда первой инстанции об истечении срока исковой давности по части исковых требований.
Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В соответствии с п. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что по смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части.
Срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу. На основании ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно п. 1 ст. 192 ГК РФ срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока.
Согласно п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии со ст. 207 ГК РФ с истечением срока исковой давности по главному требованию считается истекшим срок исковой давности и по дополнительным требованиям (проценты, неустойка, залог, поручительство и т.п.), в том числе возникшим после истечения срока исковой давности по главному требованию.
Исковое заявление подано в Арбитражный суд города Москвы 09.07.2020 г., что подтверждается штампом канцелярии суда на заявлении. Таким образом, срок исковой давности в части требований о взыскании неустойки, начисленной за период с 06.10.2012 по 08.07.2017, истек.
Таким образом, оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено. И у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271, 272.1 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 23.09.2020 по делу N А40-115579/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.И. Проценко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-115579/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: ПАО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ"