г. Санкт-Петербург |
|
17 декабря 2020 г. |
Дело N А21-1434/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Апхудовым А.А.,
при участии:
не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30978/2020) общества с ограниченной ответственностью "АВС Девелопмент" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.09.2020 по делу N А21-1434/2020, принятое
по иску государственного предприятия Калининградской области "Единая система обращения с отходами"
к обществу с ограниченной ответственностью "АВС Девелопмент"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Государственное предприятие Калининградской области "Единая система обращения с отходами" (далее - ГП КО "ЕСОО", Предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "АВС Девелопмент" (далее - Общество, ответчик) задолженности за оказанные коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 по 31.10.2019 в размере 79 235,93 рублей, пени за несвоевременное внесение платы за оказанные услуги за период с 10.02.2019 по 23.01.2020 в размере 8 153,30 рублей.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 07.09.2020 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик, указывая на нарушение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов, фактическим обстоятельствам дела, просит решение отменить, в иске отказать.
По мнению подателя жалобы, судом не учтено, что актов оказанных услуг истец в установленные сроки не предоставил, в последующем, передав их, фактическое оказание услуг подтверждено не было, реестры на вывоз ТБО, акты передачи отходов на утилизацию, маршрутный журнал не представлены.
В отзыве на апелляционную жалобу истец, указывая на то, что доводы ответчика неправомерны, просит решение оставить без изменения.
В судебное заседание представитель истца не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
От ответчика поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с занятостью представителя в других судебных процессах.
Суд апелляционной инстанции данное ходатайство отклоняет, поскольку участие представителя в судебном заседании обязательным не признано, материалы дела позволяют рассмотреть дело в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, истец является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Калининградской области и действует с 01.01.2019.
Региональный оператор действует на основании Лицензии N (39)-4360-СТУРБ/П от 24.09.2019 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, и Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Калининградской области, заключенного между Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области и ГП КО "ЕСОО" 20.06.2018.
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО определен в Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156).
29.12.2018 ООО "АВС Девелопмент", являющееся собственником здания логистического центра N 3, общей площадью 960 кв.м, расположенного по адресу: Калининградская обл., г. Калининград, ул. Орудийная, д. 105, подало заявку на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором.
Истец подготовил проект договора N 20101452 на оказание услуг по обращению с ТКО и направил его стороне.
Ответчик получил Договор 14.11.2019 (после неоднократного извещения по телефону о его готовности), а также комплект платежных документов: акты оказанных услуг, счета, счета-фактуры за период с 01.01.2019 по 31.12.2019. Ответчик Договор не подписал, мотивированного отказа от его подписания в адрес Истца не направил.
В соответствии с пунктом 5 договора дата начала оказания услуг по обращению с ТКО 01.01.2019.
Согласно пункту 6 Договора под расчетным периодом понимается один календарный месяц. Оплата услуг по Договору осуществляется по цене, определенной в пределах указанного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора Приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 29.03.2019 N 28-06окк/19 "О внесении изменений в приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 07.12.2018 "96-04кк/18" и составляет: с 01.01.2019 по 31.03.2019 - 425,63 руб./куб.м (без НДС); с 01.04.2019 по 31.12.2019 - 407,17 руб./куб.м (без НДС). НДС в сумме 20% исчисляется сверх указанного тарифа.
Согласно пункту 7 Договора потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10 (десятого) числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО. Датой оплаты считается дата зачисления денежных средств на расчетный счет Регионального оператора.
Ссылаясь на то, что оплата оказанных в спорный период услуг произведена не была, региональный оператор обратился в Арбитражный суд Калининградской области с соответствующим иском.
Суд первой инстанции требования признал обоснованными по праву и по размеру.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения судебного акта по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (часть 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Таким образом, заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО с 01.01.2019 с иными лицами, кроме регионального оператора, является незаконным.
В силу части 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Частью 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Как следует из положений пункта 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Правила N 1156 устанавливают порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО. Разделом I (1) Правил N 1156 урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Пунктом 8(11) Правил N 1156 предусмотрено, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
При этом под потребителем Правила N 1156 понимают собственника твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 8 (14), 8(15) раздела I (1) Правил N 1156 региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных в пункте 8 (11) настоящих Правил мотивированного отказа и предложений рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий.
В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8 (14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора.
Ответчик договор не подписал, мотивированного отказа от его подписания не направил.
На основании вышеуказанных правовых норм договор N 20101452 является публичным и считается заключенным с 01.01.2019 на условиях типового договора. При этом, отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ и пунктом 5 Правил N 1156.
Вопреки позиции ответчика о том, что бытовые отходы не производились, подлежит отклонению, поскольку в силу действующего законодательства Российской Федерации все предприятия, ведущие деятельность, являются образователями и собственниками ТКО и обязаны заключить договор с региональным оператором.
Региональный оператор в лице ГП КО "ЕСОО" вывозит ТКО со всех контейнерных площадок, расположенных на территории Калининградской области.
Сведения о наличии места (площадки) накопления ТКО по указанному в договоре адресу места накопления ТКО (г. Калининград, ул. Орудийная, д. 105) отсутствуют в электронной модели территориальной схемы обращения с отходами Калининградской области, размещенной на сайте http://rsoo.gov39.ru/ (ссылка: http://rsoo.gov39.ru/optimizations/) (далее - Электронная модель), и в реестре мест (площадок) накопления ТКО на территории городского округа "Город Калининград", размещенном на официальном сайте администрации городского округа "Город Калининград", http://www.klgd.ru/ (далее - Реестр). Вместе с тем, контейнерная площадка, указанная Ответчиком в заявке находится на закрытой территории и доступ к ней Ответчик не предоставляет.
В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с ТКО относятся в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.20118 N 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, в пункте 3 которых установлено, что места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В силу пункта 4 указанных Правил, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
Таким образом, обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на Ответчике (потребителе) как на лице, осуществляющем деятельность образующую ТКО.
При этом, указанное не лишает Ответчика как образователя ТКО возможности фактически пользоваться услугами регионального оператора, складируя свои ТКО на общих ближайших контейнерных площадках, что не противоречит Правилам N 1156.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с Правилами N 1156 (пункт 6 статьи 13.04 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 Договора Региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в Приложении N 1 к Договору, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора.
В силу статьей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить данные услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (статья 781 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 9 Договора Региональный оператор до 10 (десятого) числа месяца, следующего за отчетным, формирует и направляет Потребителю любым доступным способом (почтовое отправление, информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет", вручение под роспись) акт оказанных услуг в 2 (двух) экземплярах, счет, счет-фактуру. Потребитель обязуется принять от Регионального оператора указанные документы и не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента их получения вернуть Региональному оператору подписанный со своей стороны экземпляр акта оказанных услуг либо направить в адрес Регионального оператора мотивированный отказ от подписания акта. В случае если Потребитель не получил акт оказанных услуг, счет и счет-фактуру за отчетный месяц по независящим от Регионального оператора причинам или не направил в адрес Регионального оператора мотивированный отказ в установленный срок, услуга считается оказанной Региональным оператором в полном объеме и принятой Потребителем.
Платежные документы направлялись Ответчику в соответствии с условиями пункта 9 Договора на адрес электронной почты указанный в заявке на заключение договора: office@abc-development.ru (л.д. 14), при этом, мотивированный отказ от подписания актов оказанных услуг в предусмотренный договором срок (5 рабочих дней) не представлены. В силу чего работы признаются оказанными надлежащим образом и принятыми без претензий и в полном объеме.
Ссылки на непредставление доказательств фактического оказания услуг (реестры на вывоз ТБО, акты передачи отходов на утилизацию, маршрутный журнал) суд апелляционной инстанции не принимает, поскольку предусмотренный договором порядок сдачи-приемки работ и оказанных услуг истцом соблюден.
Нормативы накопления ТКО на территории Калининградской области утверждены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14.05.2018 N 218 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Калининградской области и признании утратившим силу Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 4 мая 2018 года N 203".
Расчет истца соответствует указанной методике и условиям договора между сторонами, таким образом, поскольку с 01.01.2019 истец обеспечивает и осуществляет прием всех ТКО, образующихся у пользователей, находящихся на территории Калининградской области, и обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации, Правилами N 1156, территориальной схемой обращения с ТКО; учитывая обязанность ответчика оплачивать услуги по обращению с ТКО по утвержденным тарифам и нормативам накопления, суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск в заявленном размере.
Требования Истца о взыскании неустойки за несвоевременную оплату по Договору также являются правомерными, решение в указанной части отмене или изменению не подлежит.
Доводы ответчика о том, что им осуществляется деятельность без образования мусора противоречат нормам материального права, регулирующим отношения в сфере обращения с ТКО и не предусматривающими освобождение от оплаты юридического лица, осуществляющего деятельность без образования мусора.
Доказательств того, что отходы вывозились посредством иных лиц, в материалы дела в нарушение требований 65 статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также не представлено, объем вывозимых отходов, аренда контейнеров не доказаны.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы подателя жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства и исследовал доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применил нормы материального права. Обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.09.2020 по делу N А21-1434/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-1434/2020
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "ЕДИНАЯ СИСТЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ"
Ответчик: ООО "АВС ДЕВЕЛОПМЕНТ"