г. Пермь |
|
17 декабря 2020 г. |
Дело N А60-16724/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 декабря 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,
судей Беляева К.П., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Муравьевой Е.С.,
при участии:
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Уральский Федеральный аграрный научно-исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук",
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 августа 2020 года по делу N А60-16724/2020
по иску Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Уральский Федеральный аграрный научно-исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук" (ОГРН 1036603988442, ИНН 6661002456)
к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области
третьи лица: Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Свердловской области, Уральское территориальное управление Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, государственное бюджетное учреждение Свердловской области "Свердловская областная ветеринарная лаборатория" (ОГРН 1046603988980, ИНН 6671147147)
об оспаривании права собственности на земельные участки,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Уральский федеральный аграрный научно-исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук" (далее - ФГБНУ УрФАНИЦ УрО РАН, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области об оспаривании права собственности на земельные участки.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство науки и высшего образования РФ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ТУ Росимущества в Свердловской области, Уральское территориальное управление Министерства науки и высшего образования РФ, государственное бюджетное учреждение Свердловской области "Свердловская областная ветеринарная лаборатория".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26 августа 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неправильное применение судом норм материального права, в частности ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", так как на момент формирования спорных участков (2012 год) на исходный земельный участок было зарегистрировано право собственности Российской Федерации (2005 год), исходный земельный участок был предоставлен истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, форма собственности учреждения изменена только в 2011 году. Указывает, что распоряжение земельными участками состоялось без согласия с землепользователями, истцом представлены возражения по конфигурации земельных участков, Росимуществом решение о разделе исходного земельного участка не было принято. Отмечает, что если право собственности на земельные участки возникло в силу закона, временный статус этим земельным участкам не мог быть присвоен, регистрация права собственности Свердловской области противоречит действующему законодательству. Заявитель указывает, что судом не дана оценка договору купли-продажи от 05.12.2014, согласно которому одно здание продано третьему лицу, не является собственностью Свердловской области. Также апеллянт указывает, что на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0402008:22 расположена его контейнерная площадка.
До начала судебного разбирательства от ответчика, Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области и третьего лица, государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Свердловская областная ветеринарная лаборатория" поступили письменные отзывы на апелляционную жалобу, согласно которым последние полагают судебный акт законным и обоснованным; просят отказать в удовлетворении жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей в заседание суда апелляционной инстанции не направили, что в соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ФГБНУ УрФАНИЦ УрО РАН (далее - Учреждение) владеет на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 66:41:0402008:7 по адресу: г. Екатеринбург, ул. Белинского, д. 112а.
До ноября 2019 года площадь данного земельного участка по данным ЕГРН составляла 20809 +/- 50 кв.м.
На территории данного земельного участка были сформированы временные земельные участки: 24.07.2012 - с кадастровым номером 66:41:0402008:21 площадью 2094 кв.м; 29.08.2012 - с кадастровым номером 66:41:0402008:22 площадью 2752 кв.м. Временный статус земельных участков предусматривался действовавшим на тот момент Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Как указал заявитель, 12.12.2019 в судебном заседании Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-53444/2019 ему стало известно о том, что на земельные участки с кадастровыми номерами 66:41:0402008:21 и 66:41:0402008:22 зарегистрировано право собственности Свердловской области, соответственно с 28.11.2019 и 26.11.2019.
Площадь земельного участка с кадастровым номером 66:41:0402008:7, который по-прежнему находится в собственности Российской Федерации и с которого осуществляется доступ на земельные участки с кадастровыми номерами 66:41:0402008:21 и 66:41:0402008:22, уменьшилась с 20809 до 15963 кв.м.
Учреждение не было поставлено в известность о выбытии земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0402008:21 и 66:41:0402008:22 из собственности Российской Федерации, своего согласия на него не давало. Более того, данное событие произошло в период действия моратория на отчуждение федерального имущества подведомственных Минобрнауки России научных организаций, установленного Президентом Российской Федерации (поручения от 27.12.2014 N Пр-3011, от 15.02.2016 N Пр-260 и от 15.01.2017 N Пр-75). В соответствии с письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 N П8-18586, срок моратория продлен до 15.01.2020.
В соответствии с п.п. 4 п. 7 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в передаче находящегося в федеральной собственности земельного участка в собственность субъекта Российской Федерации принимается в случае, если земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, предоставлен федеральному органу государственной власти, его территориальному органу, федеральному казенному предприятию, федеральному государственному предприятию, федеральному государственному учреждению, созданной Российской Федерацией некоммерческой организации и отсутствуют предусмотренные статьями 45-47 настоящего Кодекса основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного пользования таким земельным участком, расторжения договора аренды такого земельного участка или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, предусмотренные названными статьями, на момент регистрации права собственности Свердловской области отсутствовали и отсутствуют до настоящего времени.
При таких обстоятельствах орган по регистрации прав на недвижимое имущество (Росреестр) обязан был отказать обратившемуся лицу в передаче находящегося в федеральной собственности земельного участка в собственность субъекта Российской Федерации, в передаче участков и как следствие, в регистрации права собственности на них.
В силу п.п. 6 п. 8 статьи 41 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее-Закон N 218-ФЗ), основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости являются соглашение или решение о перераспределении земельных участков - при перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Соглашение о перераспределении земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0402008:21 и 66:41:0402008:22 между уполномоченными органами Российской Федерации - с одной стороны и Свердловской области - с другой стороны не заключалось, соответствующее решение уполномоченным органом не принималось.
Кроме того, согласно п. 7 статьи 72 Закона N 218-ФЗ, временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года), сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1 марта 2022 года. По истечении указанного срока сведения об объектах недвижимости, которые носят временный характер, исключаются из Единого государственного реестра недвижимости в порядке, предусмотренном порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости. Из буквального толкования данной нормы следует, что в отношении земельных участков, получивших статус "временный", и при этом находящихся в государственной собственности, до 01 марта 2022 года может осуществляться государственная регистрация только права аренды, при этом из государственной собственности (в данном случае - федеральной) такие земельные участки не выбывают.
Заявитель полагает, что собственность Свердловской области на земельные участки с кадастровыми номерами 66:41:0402008:21 и 66:41:0402008:22 зарегистрирована без законных на то оснований, тем самым нарушены права Учреждения как землепользователя, а также права Российской Федерации как собственника земельных участков.
Ссылаясь на указанные выше обстоятельства, заявитель просит признать отсутствующим право Свердловской области на земельные участки с кадастровыми номерами 66:41:0402008:21 и 66:41:0402008:22.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд указал, что интересы заявителя не нарушены, разграничение земельных участков не оспорено, само по себе не уведомление заявителя о разграничении земельного участка и регистрации прав третьего лица на него не является основанием для признания отсутствующим права собственности Свердловской области. Кроме того, заявитель не оспаривает раздел земельного участка как таковой, а указывает лишь на нарушение процедуры раздела.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Согласно ст. 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином.
В соответствии с правовой позиции, изложенной в пункте 58 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление Пленума N 10/22), лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 52 Постановления Пленума N 10/22 в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (в том числе, если право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Согласно приведенным положениям закона и разъяснениям Пленума иск о признании права собственности отсутствующим может быть предъявлен владеющим собственником к лицу, не владеющему спорным имуществом, но право которого на это же имущество незаконно зарегистрировано. Иск о признании права отсутствующим, по своей сути, относится к числу требований об оспаривании зарегистрированного права на недвижимое имущество, которыми истец оспаривает существование права ответчика и просит восстановить свое право.
Согласно ст. 212 Гражданского кодекса Российской Федерации в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
Подпунктом 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Земельного кодекса Российской Федерации в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.
Согласно ч. 2 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, а также земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что государственное бюджетное учреждение Свердловской области "Свердловская областная ветеринарная лаборатория" создана на основании Указа Губернатора Свердловской области "О создании областных государственных учреждений ветеринарии" от 22.12.2003 в связи с реформированием организационной структуры государственной ветеринарной службы Российской Федерации. Указом Губернатора Свердловской области от 28.09.2011 Государственное бюджетное учреждение Свердловской области "Свердловская областная ветеринарная лаборатория" была реорганизована путем присоединения к нему государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Свердловская областная радилогическая ветеринарная лаборатория" о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесены соответствующие записи в 2004, 2011 и 2013 году.
До принятия вышеуказанного акта ГБУ СО "Свердловская областная ветеринарная лаборатория" являлась федеральным государственным учреждением Свердловская областная ветеринарная лаборатория.
Земельные участки с кадастровыми номерами 66:41:0402008:21 и 66:41:0402008:22 образованы 24.07.2012 и 29.08.2012 соответственно из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0402008:7. Целью образования земельных участков было формирование земельных участков под объектами недвижимости, принадлежащими на праве собственности Свердловской области и находящиеся оперативном управлении ГБУСО "Свердловская облветлабаратория" с целью дальнейшей регистрации права собственности Свердловской области. Разрешенное использование земельного участка 66:41:0402008:21 согласно сведениям единого государственного реестра недвижимости, под существующие здания лабораторного корпуса (лит. А, А1,А) и лаборатории (лит. К). Разрешенное использование земельного участка 66:41:0402008:22 согласно сведениям единого государственного реестра недвижимости, под существующие здания и сооружения ветеринарной лаборатории.
Оценив представленные доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, учитывая, что имущество, расположенное на земельных участках с кадастровыми номерами 66:41:0402008:22 и 66:41:0402008:22, принадлежало федеральному государственному учреждению Свердловская областная ветеринарная лаборатория, в последующем с 2003 года на праве оперативного управления - государственному бюджетному учреждению Свердловской области "Свердловская областная ветеринарная лаборатория", из владения и пользования учреждения не выбывало, в результате произошедшей реорганизации произошло изменение формы собственности учреждения с федерального на областное, регистрация права собственности Свердловской области на земельные участки с кадастровыми номерами 66:41:0402008:21 и 66:41:0402008:22 была произведена на основании положений вышеуказанного Вводного закона в силу разграничения прав на указанные земельные участки в пользу Свердловской области, суд первой инстанции обоснованно указал, что с момента постановки спорных земельных участков на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 66:41:0402008:7 сохранился в измененных границах и площади, а объем прав постоянного бессрочного пользования ФГБНУ УрФАНИЦ УрО РАН на земельный участок был приведен в соответствие с площадью земельного участка необходимой для эксплуатации объектов федеральной собственности.
Учитывая, что такой способ защиты нарушенного права, как признание права отсутствующим, может быть реализован только владеющим собственником, спорные земельные участки во владении истца не находятся, объекты недвижимости, расположенные на этих земельных участках истцу не принадлежат, право собственности Свердловской области на земельные участки возникло в процедуре разграничения государственной собственности на землю в связи с передачей учреждения из федеральной собственности в областную, суд первой инстанции пришел к правильным выводам об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного иска.
Изложенные в обоснование апелляционной жалобы доводы о нарушении судом первой инстанции норм материального права отклоняются.
Поскольку государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения прав на недвижимое имущество и является единственным доказательством существования зарегистрированного права, зарегистрированное право может быть оспорено в судебном порядке, в силу разъяснений Постановления Пленума N 10/22 правом на обращение в суд с требованием о признании зарегистрированного права отсутствующим обладает только владеющий собственник, между тем, истец таковым не является, в том числе с учетом принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, отчуждение учреждения и закрепленных за ним объектов недвижимости из одного уровня в собственность в другой проведено в соответствии с требованиями законодательства, суд правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения заявленного иска.
Доводы заявителя жалобы о необходимости оценки договора купли-продажи от 05.12.2014, согласно которому одно здание продано третьему лицу, собственностью Свердловской области не является, указание на расположение на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0402008:22 контейнерной площадки, отклоняются, поскольку не влияют на иную оценку обстоятельств, признаваемых значимыми для правильного рассмотрения настоящего дела, так как в силу п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Несогласие истца с конфигурацией земельного участка, порядком его использованием не является основанием для удовлетворения иска о признании права отсутствующим, поскольку спор об установлении границ земельного участка относится к искам о правах на недвижимое имущество и является самостоятельным способом защиты права (п. 2 Постановления Пленума N 10/22).
При названных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 августа 2020 года по делу N А60-16724/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
М.А. Полякова |
Судьи |
К.П. Беляев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-16724/2020
Истец: АНО ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АГРАРНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР УРАЛЬСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, ГУ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ВЕТЕРИНАРНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, УРАЛЬСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ