г. Санкт-Петербург |
|
17 декабря 2020 г. |
Дело N А21-16749/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания Новоселовой В.В.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27007/2020) Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.08.2020 г. по делу N А21-16749/2019, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинградского района"
к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области
3-е лицо: акционерное общество "Янтарьэнергосбыт"
об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинградского района" (далее - заявитель, Управляющая компания, Общество) обратилось в арбитражный суд с уточненным заявлением о признании незаконным и отмене предписания Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области N ЖК-2/2381/ЖСА/19мк-73лп от 02.10.19г. (далее - ответчик, административный орган, Министерство).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Янтарьэнергосбыт".
Решением суда от 04.08.2020 г. оспариваемое предписание Министерства признано незаконным. С Министерства в пользу Общества взысканы расходы по госпошлине.
Не согласившись с вынесенным решением, Министерство направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции от 04.08.2020 г., принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ее податель указывает на законность вынесенного в отношении Общества предписания, поскольку собственникам помещений выставлен объем потребления электроэнергии с учетом индивидуального потребления электроэнергии собственником помещения N 1 в МКД N 68.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
От Общества поступил письменный отзыв, в котором жалобу он не признает, полагает вынесенное решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а вынесенное предписание считает неисполнимым.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, многоквартирный жилой дом по адресу: г. Калининград, проспект Московский, дом 68 находится в управлении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинградского района".
В рамках регионального государственного жилищного надзора, в целях проверки доводов обращения собственника многоквартирного жилого дома (далее МКД) Министерством на основании приказа от 04.09.2019 N ЖК-4870/пр в отношении Общества 02.10.2019 проведена внеплановая документарная проверка.
В ходе проверки Министерством установлено, что Обществом нарушены подпункт 7 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпункты "а" и "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110), подпункт "ж" пункта 4 Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 15.05.2013 г. N416 (далее - Правила N416), пункт 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N354 (далее - правила N354), пункт 29 Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Правила N 491).
Результаты проверки отражены в акте проверки от 02.10.2019 N ЖК-1/4807/ЖСА/19мк-73лп; обществу выдано предписание об устранений выявленных нарушений, а именно Обществу вменено в обязанность в срок до 25.12.2019 г. произвести перерасчет (путем снятия) платы всем собственникам/нанимателям помещений в доме 68 по Московскому проспекту в г.Калининграде за электроэнергию на содержание общего имущества за период с мая 2018 по июль 2019 года, с учетом объема индивидуального потребления электроэнергии собственником кв.1 д.68 по Московскому проспекту за данный период; представить в Министерство копии заверенных платежных документов, свидетельствующих об осуществлении перерасчета.
Не согласившись с указанным предписанием, заявитель оспорил его в судебном порядке.
Суд первой инстанции требования удовлетворил, признал незаконным оспариваемое Предписание.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно частям 1 и 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ, Кодекс) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 2.3 статьи 161 Кодекса предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
На основании части 1 статьи 162 Кодекса договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 стать и 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять - работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Как установлено судом первой инстанции, ООО "Управляющая компания Ленинградского района" осуществляет управление МКД по адресу: г. Калининград, проспект Московский, дом 68 на основании лицензии N 026 от 21.04.2015 и договора управления МКД от 30.09.2011 N 213.
Протоколом общего собрания собственников от 07.08.2017 г. определено, что оплата электроэнергии на общедомовые нужды производится по фактическому потреблению на основании показаний общедомового прибора учета, установленного на вводе в дом.
Актом проверки Министерства подтверждено незаконное потребление электроэнергии в объеме 2 663 Квт.ч за период с 16.05.2018 по 12.07.2019 собственником кв. 1 д. 68 по Московскому проспекту в г. Калининграде.
Указанное, в силу пунктов 61 и 62 Правил N 354 обязывает исполнителя произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги.
Вместе с тем, согласно пункту 3.1. Соглашения о взаимодействии в сфере организации обмена данными от 01.02.2017 г., заключенного между заявителем и АО "Янтарьэнерго", снятие показаний общедомовых приборов учета производит "Сетевая организация" - АО "Янтарьэнерго" и передает "Гарантирующему поставщику" - ОАО "Янтарьэнегосбыт" ведомость снятых показаний для расчета и начисления индивидуальным потребителям и Обществу.
01.01.2017 между ОАО "Янтарьэнергосбыт" и заявителем заключен договор на поставку электроэнергии N 199700520. В силу указанного договора исполнитель ежемесячно передает гарантирующему поставщику показания коллективного (общедомового) и индивидуальных приборов учета электроэнергии, и (или) иной информации, используемой для определения количества (объема) электроэнергии, принятой исполнителем. Платежные документы выписываются гарантирующим поставщиком на основании данных расчетных приборов учета. Исполнитель получает платежные документы на оплату электрической энергии в структурном подразделении гарантирующего поставщика.
Общим собранием собственников помещений МКД принято решение от 07.08.2017 г.(пункт 12 Решение, л.д. 85-88), согласно которому оплата электроэнергии на общедомовые нужды производится непосредственно ресурсоснабжающей организации, что согласуется с частью 7.1 (в редакции до 03.04.2018) и 7.5 (в редакции ФЗ от 03.04.2018 N 59-ФЗ) статьи 155 ЖК РФ, когда собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.
Таким образом, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, о том, что Общество не участвует в расчётах с потребителями в отношении оплаты электроэнергии на общедомовые нужды и по объективным причинам не обладает возможностью для устранения выявленных нарушений. Более того, как верно указал суд, исполнение обязанности по перерасчету за счёт собственных средств Общества является недопустимым, а необоснованное возложение на Общество оспариваемым предписанием обязанностей, которые оно не может исполнить в силу закона, свидетельствует о нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал незаконным оспариваемое Обществом предписание.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования в суде первой инстанции и получили правильную правовую оценку. Основания для иных выводов у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доводам и доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 04 августа 2020 года по делу N А21-16749/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-16749/2019
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОГО РАЙОНА"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АО "ЯНТАРЬЭНЕРГОСБЫТ"