г. Москва |
|
16 декабря 2020 г. |
Дело N А40-101413/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи А.И. Проценко,
рассмотрев апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми на решение Арбитражного суда г. Москвы от08.09.2020,принятое в порядке упрощенного производства по делу N А40-101413/20, по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми к АО "Новая Печорская энергетическая компания" о взыскании ущерба,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к АО "Новая Печорская энергетическая компания" о взыскании ущерба, причиненного государственному лесному фонду в результате самовольного использования лесов в сумме 207 369 руб.
Дело рассмотрено судом в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением от 08 сентября 2020 года Арбитражного суда г. Москвы в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, указывая на то, что суд неполно выяснил обстоятельства по делу, кроме того не применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, выводы суда не соответствуют материалам дела.
Представитель ответчика направил отзыв на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст. 266, 268 и 272.1 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве, оно является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, предоставлению государственных услуг в пределах компетенции Министерства, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми, на осуществление на территории Республики Коми федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах на территории Республики Коми в рамках переданных полномочий Российской Федерации, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми, координирующим в этих сферах (областях) деятельность иных органов исполнительной власти Республики Коми.
Между Комитетом лесов Республики Коми и Обществом с ограниченной ответственностью "Печорская Энергетическая Компания" был заключен договор аренды лесных участков N С0990507/117/08-АЗ от 10.10.2008, в редакции дополнительных соглашений.
В силу Указов Главы Республики Коми от 26.06.2017 N 55, от 03.11.2015 N 115 Министерство является правопреемником Комитета лесов Республики Коми.
В соответствии с Договором аренды Арендатору передан в аренду лесной участок площадью 2,70 гектара, расположенный на территории ГУ "Каджеромское лесничество" в квартале 416 выдел 21, выдел 33, квартале 427 выдел 2 Березовского участкового лесничества.
Целью использования участка лесного фонда является "Для строительства и эксплуатации куста скважин N 311-314 на Лузском нефтяном месторождении".
Приказом ГУ "Каджеромское лесничество" Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми N 17-П от 26.04.2019 должностными лицами ГУ "Каджеромское лесничество" на основании результатов проверки Межведомственной комиссии по выполнению мероприятий по безопасному пропуску весеннего половодья в 2019 году на Лузском нефтяном месторождении ООО "ПЭК" от 24.04.2019 назначено проведение планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков, выдано для исполнения Плановое (рейдовое задание) N 14 от 26.04.2019 на их осуществление.
По итогам проведения осмотра составлен Отчет о выполнении планового (рейдового) задания от 29.04.2019 и Акт осмотра, обследования лесного участка N 5 от 29.04.2019.
Приказом ГУ "Каджеромское лесничество" Минприроды Республики Коми N 13 от 29.03.2019 "О проведении патрулирования" утвержден план-график патрулирования на апрель 2019.
По итогам патрулирования составлен Акт патрулирования территории лесного фонда от 29.04.2019, в котором отражено, что в ходе проведения осмотра лесного участка и патрулирования лесного фонда, расположенного в квартале 416 выдел 21, выдел 33, квартале 427 выдел 2 Березовского участкового лесничества ГУ "Каджеромское лесничество", установлено, что на данном участке имеется куст скважин N 311-314 используемый АО "НПЭК" на Лузском нефтяном месторождении, где ведется производственная деятельность по добыче и транспортировке нефти АО "НПЭК".
В результате осмотра, обследования лесного участка выявлено нарушение статьи 42 ЗК РФ, которое выразилось в самовольном занятии и использовании вышеназванного лесного участка на площади 2,70 га АО "НПЭК" без соответствующим образом оформленных разрешительных документов, что в свою очередь содержит состав административного правонарушения и влечет назначение наказания в соответствии со статьей 7.9 КоАП РФ.
Кроме того, за самовольное использование лесов с нарушением статей 9, 71, 72 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность в виде возмещения вреда согласно пункту 4 <5> Приложения N 3 "Такс для исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, причинённого лесным насаждениям", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 г. N 1730.
Фиксация границ нарушения требований лесного законодательства осуществлена GPS навигатором, в ходе осмотра произведена фотофиксация, составлена схема расположения самовольно занятого АО "НПЭК" участка лесного фонда (приложения N 1 и N 2 к Акту осмотра N 5 от 29.04.2019).
Далее ГУ "Каджеромское лесничество" 06.05.2019 в адрес АО "НПЭК" направлено уведомление о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, а также извещение о необходимости явки представителя для составления Акта о лесонарушении по выявленным в ходе осмотра нарушениям требований лесного законодательства.
27.05.2019 в присутствии представителя АО "НПЭК" по доверенности б/н от 24.05.2019 составлен и подписан Протокол об административном правонарушении N 3/12 и Акт о лесонарушении N 2/7.
Согласно Лесохозяйственного регламента ГУ "Каджеромское лесничество" с изменениями, утв. Приказом Министерства N 613 от 13.04.2020 г., территория лесничества относится к зоне притундровых лесов и редкостойной тайги и таёжной зоне, району притундровых лесов и редкостойной тайги Европейско-Уральской части Российской Федерации и Северо-таёжному району европейской части Российской Федерации.
Участковым лесничим Березовского участкового лесничества произведен расчет размера возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства Российской Федерации в соответствий с таксами и Методикой, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730 в сумме 207 369 руб.
29.05.2019 ГУ "Каджеромское лесничество" направило Протокол N 3/12 от 27.05.2019 в Министерство для рассмотрения по существу и принятия решения о привлечении Ответчика к административной ответственности.
Министерством по результатам рассмотрения Протокола N 3/12 от 27.05.2019 года вынесено Постановление о назначении административного наказания N 239 от 22.07.2019, согласно которого АО "НПЭК" признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившееся в самовольном занятии лесных участков, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.9 КоАП РФ и назначен административный штраф в размере 200 000 руб.
Данное постановление впоследствии обжаловано Обществом и Решением Печорского городского суда от 06.12.2019 отменено, производство по делу прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В целях досудебного урегулирования спора в адрес ответчика направлено претензионное письмо N 10 от 15.07.2019 с предложением в месячный срок добровольно оплатить ущерб, причиненный государственному лесному фонду в результате самовольного занятия лесных участков для добычи углеводородного сырья на Яузском нефтяном, месторождении, в том числе по Договору аренды, рассматриваемому в настоящем споре в размере 207 369 руб. До настоящего момента ответа получено не было.
В силу пунктов I и 3 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившиевред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. Согласно ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства, пришел к выводу о необоснованности предъявленных требований и в удовлетворении иска отказал по следующим основаниям.
Решением Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40- 235084/15 от 20.01.2016 г. ООО "ПЭК" (правопредшественник АО "НПЭК") признано несостоятельным (банкротом), в отношении ООО "ПЭК" открыто конкурсное производство.
Протоколом N 2 Собрания кредиторов ООО "ПЭК" от 03.08.2016 года было утверждено Решение кредиторов о проведении процедуры замещения активов ООО "ПЭК", учреждении Акционерного общества "Новая Печорская Энергетическая Компания", а также передаче АО "НПЭК" всего имущества и имущественных прав ООО "ПЭК" (в том числе всех производственных активов на территории Лузского нефтяного месторождения; спорный земельный участок имеет целевое назначение - обслуживание производственных объектов Лузского нефтяного месторождения).
21 сентября 2016 года Межрайонной инспекцией Федерального налоговой службы N 46 по городу Москве было зарегистрировано АО "НПЭК". Актом приема-передачи имущества (имущественных права), вносимого участником (учредителем) в оплату акций Акционерного общества "Новая Печорская Энергетическая Компания" от 03 октября 2016 года имущественные активы (имущественные права) ООО "ПЭК" были переданы в уставной капитал АО "НПЭК".
Права и обязанности Арендатора (ООО "ПЭК") по Договорам аренды были также переданы ООО "ПЭК" путем внесения их в уставной капитал АО "НПЭК".
Также между, ООО "ПЭК" и АО "НПЭК" были заключены соответствующие Соглашения от 19.12.2016 года о передаче прав и обязанностей по Договора аренды, о чем Минприроды было уведомлено в соответствии со статьей 22 Земельного кодекса РФ и не оспаривает.
Указанные Соглашения были зарегистрированы Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми 10 и 11 января 2017 года.
Приказом Федерального агентства по недропользованию N 196 от 11.05.2017 года "О переоформлении лицензии СЫК 00173 НЭ на право пользования недрами Лузского нефтяного месторождения, расположенного в Республике Коми" лицензия СЫК 00173 НЭ на право пользования недрами с целью добычи углеводородного сырья на Лузском нефтяном месторождении выданная ООО "ПЭК" была переоформлена на АО "НПЭК".
Таким образом, АО "НПЭК" является недропользователем Лузского нефтяного месторождения, что соответствует целевому назначению Договора аренды.
Спорный земельный участок расположен в границах Лузского нефтяного месторождения.
В силу ст. 25 ЛК РФ одним из видов использования лесов является выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых (п. 11 ч. 1 ст. 25 указанного Кодекса).
В соответствии с поди. 1 п. 3 ст. 73.1 ЛК РФ без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются, в том числе, при использовании лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (ст. 43 ЛК РФ).
К АО "НПЭК", согласно Акту приема-передачи имущества (имущественных прав), вносимого участником (учредителем) в оплату акций АО "НПЭК" от 03.10.2016 г., перешло также право собственности на весь производственный комплекс, расположенный на Лузском месторождении (на арендуемых землях).
В том числе на АО "НПЭК" зарегистрированы права собственности на объекты недвижимого имущества, располагающиеся на спорных земельных участках - нефтяные скважины, о чем свидетельствую выписки из ЕГРП, приобщенные в материалы дела.
Согласно пп. 4 ч.3 ст. 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 1.2, 7, ч.3 ст. 11, ч.4 ст.25.1 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" суд исходил из того, что право пользования земельным участком следует судьбе права на использование недр. Это обстоятельство препятствует освобождению участка, поскольку до прекращения действия лицензии её владелец вправе использовать участок в той степени, в которой это использование необходимо для реализации прав на разработку месторождения.
Лишь после прекращения лицензии её владелец в соответствии с частью 3 статьи 21 ЛК РФ обязан привести участок в первоначальное состояние.
Таким образом, правомерны выводы суда о том, что нахождение на лесном участке объектов недвижимости, право собственности, на которые оформлено в установленном законом порядке, исключает факт самовольного занятия участка лесного фонда.
В связи с чем, суд правомерно в удовлетворении заявленного иска отказал, применив положения ст.ст. 196-199 ГК РФ по ходатайству ответчика о пропуске истцом срока исковой давности. При этом, доказательств его перерыва истцом не представлено.
Заявитель в апелляционной жалобе указывает на то, что ответчик своими действиями нарушил пункт 11 ст. 1 ЛК РФ, а именно принцип платности использования лесов.
Данные обстоятельства не соответствуют действительности, поскольку АО "НПЭК" оплачивало арендную плату за все время владения и пользования земельными участками.
Платежные поручения имеются в материалах дела в качестве приложений к отзыву на иск.
В том числе арендная плата уплачивалась АО "НПЭК" и после исключения ООО "ПЭК" из ЕГРЮЛ (дата прекращения деятельности: 14.12.2018 года), по окончании процедуры банкротства последнего.
Так, согласно письма Минприроды Коми от 26.06.2019 года исх. N 02-10-4799, направленного в адрес АО "НПЭК" следует: "Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в ответ на письмо АО "НПЭК" от 14.03.2019 года N003/14/03 сообщает следующее. По договорам аренды лесных участков, ранее заключенных с ООО "ПЭК", к обязательной оплате подлежит сумма основного долга за период декабрь 2017 года по декабрь 2018 года в размере 1 157 742,97 рублей, сумма основного долга за период с 01.01.2019 года по 31.07.2019 года в размере 764 326,10 рублей. Сумма начисленной неустойки по решениям Арбитражного суда Республики Коми, которая также подлежит обязательной оплате, составляет 597 049,08 рублей".
Указанная выше задолженность была в добровольном порядке погашена АО "НПЭК" (платежные поручения N 63 от 17.10.2019 года, N 64 от 17.10.2019 года).
Также, в апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что суд первой инстанции не удостоверился в получении истцом отзыва ответчика на иск, что, по мнению подателя жалобы, повлекло отсутствие возможности для Министерства подготовить и своевременно предоставить в суд свои возражения и дополнительные обоснования исковых требований.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанным выводом, посколькуп смыслу статьи 228 АПК РФ с учетом пункта 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" в целях реализации права лиц на ознакомление с материалами дела в электронном виде на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" размещаются документы по делу.
Согласно материалам электронного дела на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" в целях реализации прав сторон на ознакомление с материалами дела был опубликован поступивший в суд отзыв ответчика.
Доступ к материалам электронного дела был обеспечен судом первой инстанции путем указания в определении кода доступа, при этом определение с кодом было отправлено истцу по юридическому адресу, указанному в ЕГРЮЛ.
В связи с чем, само по себе не направление истцу отзыва заказным письмом по почте не может свидетельствовать о нарушении его процессуальных прав.
Таким образом, оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено, а потому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 08 сентября 2020 года по делу N А40-101413/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.И. Проценко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-101413/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Ответчик: АО Новая Печорская энергетическая компания