г. Чита |
|
17 декабря 2020 г. |
Дело N А19-5452/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей В.А. Сидоренко, Д.В. Басаева, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Володиной М.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства экономического развития Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 сентября 2020 года по делу N А19-5452/2020 по заявлению Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области (664025, Иркутская область, город Иркутск, бульвар Гагарина, дом 74, этаж 4, ОГРН: 1143850004627, ИНН: 3812153253) к Министерству экономического развития Иркутской области (664027, Иркутская область, город Иркутск, улица Ленина, 1, А, ОГРН: 1083808000980, ИНН: 3808172140) о признании незаконным решения,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не было;
от заинтересованного лица: не было;
от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя, Акционерного общества "Мостоотряд-45" (664074, Иркутская область, город Иркутск, улица Ивана Франко, дом 31, ОГРН: 1163850087290, ИНН: 3812059290): не было
УСТАНОВИЛ:
Заявитель, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства экономического развития Иркутской области об отказе в допуске к участию в конкурсе Акционерного общества "Мостоотряд-45", оформленное письмом от 24.12.2019 г. N 02-62-6245/19; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Акционерного общества "Мостоотряд-45".
Решением суда первой инстанции от 21.09.2020 требования заявителя удовлетворены полностью.
Суд признал незаконным решение Министерства экономического развития Иркутской области об отказе в допуске к участию в конкурсе Акционерного общества "Мостоотряд45", оформленное письмом от 24.12.2019 г. N 02-62-6245/19.
Суд обязал Министерство экономического развития Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Акционерного общества "Мостоотряд-45" в соответствии с нормами действующего законодательства.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
АО "Мостоотряд-45" предоставлены все необходимые документы для получения субсидии, в том числе справки о прекращении деятельности в связи с чрезвычайной ситуацией и об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
С учетом совокупности названных обстоятельств дела, у Министерства не имелось правовых оснований для отказа заявителю в предоставлении государственной поддержки в виде субсидии из областного бюджета в целях финансового обеспечения (возмещения) части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций в связи с паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, на возобновление их деятельности.
Министерство, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и отказать заявителю в удовлетворении требований.
Представитель Министерства в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Из апелляционной жалобы следует, что суд первой инстанции дал ненадлежащую оценку фактическим обстоятельствам дела и в частности, суд пришел к ошибочным выводам, что Министерство при распределении субсидий и оценки представленных документов должно было принять во внимание информацию инспекции ФНС по Свердловскому округу г. Иркутска от 09.12.2019, поскольку последний день приема документов был 29.11.2019.
Суд не вправе был рассматривать информацию претендента на получение субсидии предоставленную им за пределами срока предоставления.
Представитель Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель общества в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Общество направило в суд 13.12.2020 справку от 11.12.2020 ИФНС по Свердловскому округу г. Иркутска о наличии у общества задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам на 29.11.2019.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 10.11.2020.
Информация о перерыве, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 08.12.2020.
Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам частей 1, 6 статьи 121, статей 122, статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, включая документы, представленные участниками в электронном виде, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как установил суд первой инстанции, 23.11.2019 Министерством экономического развития Иркутской области на официальном сайте Министерства http://irkobl.ru/sites/economy/small business/current competitions/838379 размещено извещение о проведении дополнительного конкурса на предоставление субсидий из областного бюджета в целях финансового обеспечения (возмещения) части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций в связи с паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области на возобновление их деятельности.
Согласно извещению о проведении дополнительного конкурса на предоставление субсидий прием документов осуществлялся в период с 25.11.2019 года по 29.11.2019 года до 18:00 часов по местному времени.
29.11.2019 года АО "Мостоотряд-45" подало заявку в Министерство на участие в конкурсе на предоставление субсидий из областного бюджета в целях финансового обеспечения (возмещения) части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций в связи с паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области на возобновление их деятельности (т. 1, л. 94).
24.12.2019 года Министерство приняло решение N 02-62-62445/19 об отказе обществу в допуске к участию в конкурсе в соответствии с п. 17, пп. 2 п. 18 Положения утвержденного Постановлением Иркутской области от 02.10.2019 N 811-пп (т. 1, л. 56).
В основание отказа Министерством указано, что по результатам полученной в рамках межведомственного информационного взаимодействия информации выявлено, что АО "Мостоотряд-45" (ИНН 3812059290) по состоянию на дату подачи документов (29.11.2019) имеет задолженность, поскольку одним из условий предоставления субсидии согласно пп. 1 п. 7 Положения утвержденного Постановлением Иркутской области от 02.10.2019 N 811-пп является отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, на день представления документов.
Не согласившись с решением Министерства экономического развития Иркутской области, принятым по результатам рассмотрению заявки на участие в конкурсе АО "Мостоотряд-45" обратилось к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Иркутской области на действия Министерства выразившиеся в отклонении заявки Общества.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Иркутской области рассмотрев обращение общества и руководствуясь положением Федерального закона от 07.05.2013 N 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации", Законом Иркутской области от 16.12.2013 N 138-ОЗ "Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Иркутской области", ст. 53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял решение обратиться в суд за защитой прав и законных интересов субъекта предпринимательской деятельности АО "Мостоотряд-45" (ИНН 3812059290).
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Пределы рассмотрения настоящего дела ограничены оценкой судом обоснованности (мотивированности) выводов Министерства о наличии оснований для выдачи оспариваемого решения. При этом суд применительно к положениям главы 24 АПК РФ, оценивая законность принятого ответчиком решения, не подменяет Министерство, а оценивает только его выводы на предмет их полноты, обоснованности и достаточности.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Статьей 66 АПК РФ установлено общее правило, что доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Постановлением Правительства Иркутской области от 02.10.2019 N 811-пп "О предоставлении субсидий из областного бюджета в целях финансового обеспечения (возмещения) части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций в связи с паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, на возобновление их деятельности и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Иркутской области", принятым во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 3 июля 2019 года N 316 "О мерах по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области", статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утверждено Положение о предоставлении субсидий из областного бюджета в целях финансового обеспечения (возмещения) части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций в связи с паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, на возобновление их деятельности.
В соответствии с условиями предоставления субсидии установленных пп. 1 п. 7 Положения, субсидия предоставляется при соответствии СМСП следующим условиям, в том числе: отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, на день представления документов, указанных в пунктах 12, 13 настоящего Положения (далее - документы).
Пунктом 13 Положения установлено, что для участия в конкурсе СМСП в срок, установленный в извещении, вправе представить в министерство лично либо через организации почтовой связи, либо через многофункциональный центр следующие документы, в том числе: 2) документы, подтверждающие отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, на день представления документов.
Пунктом 14 Положения установлено, что в случае, если документы, указанные в пункте 13 настоящего Положения, не представлены СМСП по собственной инициативе, министерство запрашивает их (сведения, содержащиеся в них) в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с законодательством.
Как следует из материалов дела, общество в пакете документов предоставленных в Министерство 29.11.2019, в последний срок их предоставления установленный п. 11, 12 Положения и Извещением (т.1, л. 53), документов, подтверждающих отсутствие у него неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, на день представления документов, не представило, воспользовавшись предоставленным ему правом.
Министерство, руководствуясь п. 14 Положения, самостоятельно запросило данные сведения в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с законодательством.
06.12.2019 Министерством получена по каналам СМЭВ и заверенная ЭП справка относительно ИНН 3812059290 о наличии у лица на 29.11.2019 задолженности по налогам (т. 1, л. 83).
Руководствуясь указанными сведениями, Министерство приняло решение об отказе обществу в участии в конкурсе на получение субсидии.
Вместе с тем, общество 09.12.2019 получило в инспекции ФНС по Свердловскому округу г. Иркутска справку, в отношении АО "Мостоотряд-45, ИНН 3812059290, где сообщается об отсутствии фактической задолженности по состоянию на 29.11.2019 у данного лиц, в связи с наличием переплаты в карточке расчетов с бюджетом (т. 1, л. 57).
Суд апелляционной инстанции, учитывая противоречивые сведения, полученные от налогового органа относительно задолженности общества на 29.11.2019, в порядке подготовки к рассмотрению дела направил:
- 23.11.2020 в Управление ФНС по Иркутской области запрос, в котором просил в срок до 01.12.2020 предоставить в суд апелляционной инстанции сведения об исполнении налогоплательщиком АО "Мостоотряд- 45" (ОГРН 1163850087290, ИНН 3812059290) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов по состоянию на 29.11.2019 года.
- 23.11.2020 в Инспекцию ФНС по Свердловскому округу г. Иркутска запрос, в котором также просил в срок до 01.12.2020 предоставить в суд апелляционной инстанции сведения об исполнении налогоплательщиком АО "Мостоотряд- 45" (ОГРН 1163850087290, ИНН 3812059290) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов по состоянию на 29.11.2019 года.
При этом суд апелляционной инстанции исходит из того, что указанное не является сбором новых доказательств, а является устранением противоречий в имеющихся в деле доказательствах представленных налоговым органом, представляющим собой единую систему таких органов, устранение которых входило в компетенцию суда первой инстанции, но чего им сделано не было.
Так, 30.11.2020 в ответ на запрос суда апелляционной инстанции из УФНС по Иркутской области поступило письмо N 16-25-022352 к которому приложена Справка N 4780908 в отношении АО "Мост-45" (ИНН 3812059290) в которой указано что о состоянию на 29.11.2019 задолженность "имеет".
01.12.2020 в ответ на запрос суда апелляционной инстанции из ИФНС по Свердловскому округу г. Иркутска поступило письмо N 12-12/034774, в котором указано следующее:
АО "Мост-45" (ИНН 3812059290) по состоянию на 29.11.2019 имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в размере 130 647, 71 руб., в том числе:
- задолженность:
Налог на добавленную стоимость - 582, 37 руб.;
Налог на доходы физического лица - 7 143,02 руб.;
Транспортный налог с организаций - 8 088,03 руб.;
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - 82 526, 50 руб.;
Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 10 398,35 руб.;
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование - 16 909, 44 руб.;
Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о налогах и сборах - 5 000,00 руб.;
Итого 130 647,71 руб.;
- Переплата:
Налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет - 48 658, 63 руб.;
Налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации - 274 125, 37 руб.;
Налог на имущество организаций - 25 864,43 руб.;
Налог на доходы физических лиц (штраф) - 4 545,15 руб.;
Итого 353 193,58 руб.
Общество письмом от 13.12.2020 представило в суд апелляционной инстанции справку ИФНС по Свердловскому округу г. Иркутска которая дословно повторяет сведения, изложенные в ответе ИФНС по Свердловскому округу г. Иркутска в письме N 12-12/034774 от 01.12.2020, чем подтверждается содержание сведений налогового инспекции.
Оценив указанное в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции усматривает, что решение Министерства экономического развития Иркутской области от 24.12.2019 N 02-62-6245/19 об отказе ООО "Мостоотряд-45" в допуске к участию в конкурсе (т. 1, л. 56) принято на основании достоверных сведений относительно наличия у общества неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в связи с чем решение Министерства является законным, соответствующим нормам действующего законодательства, а именно Указу Президента Российской Федерации от 3 июля 2019 года N 316 "О мерах по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области", статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановлению Правительства Иркутской области от 02.10.2019 N 811-пп "О предоставлении субсидий из областного бюджета в целях финансового обеспечения (возмещения) части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций в связи с паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, на возобновление их деятельности и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Иркутской области".
Поскольку факт наличия неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, материалами дела подтвердился, то оспариваемое решение Министерства не нарушает прав и законных интересов Акционерного общества "Мостоотряд-45".
Как следует из материалов дела, общество на 29.11.2019 имело неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и в частности имело задолженность:
по налогу на добавленную стоимость - 582, 37 руб.;
по налогу на доходы физического лица - 7 143,02 руб.;
по транспортному налогу с организаций - 8 088,03 руб.;
по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - 82 526, 50 руб.;
по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 10 398,35 руб.;
по страховым взносам на обязательное медицинское страхование - 16 909, 44 руб.;
по денежным взысканиям (штрафы) за нарушение законодательства о налогах и сборах - 5 000,00 руб.
Справка ИФНС по Свердловскому округу г. Иркутска от 09.12.2019 года указывает о том, что у общества отсутствует фактическая задолженность по состоянию на 29.11.2019, в связи с наличием переплаты в карточке расчетов с бюджетом, по своему содержанию противоречит положениям налогового законодательства, поскольку до проведения зачета задолженности, имеющейся переплатой, налогоплательщик признается не исполнившим обязательства по таким налогам и сборам.
Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции о неправомерности действий Министерства можно было признать обоснованными лишь в том случае, если бы справка от 09.12.2019 года ИФНС по Свердловскому округу г. Иркутска содержала бы однозначные сведения об отсутствии у общества неисполненных обязательств по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах на день представления документов.
Между тем, суд апелляционной инстанции установил, что на 29.11.2019, день представления обществом документов у общества имелись неисполненные обязательства по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Наличие у общества переплаты по отдельным налогам, сборам и штрафам не свидетельствует об отсутствии у общества неисполненных обязательств по уплате иных налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, до проведения соответствующего зачета.
Учитывая, что материалами дела подтверждается, что у общества на 29.11.2019 имелись неисполненные обязательства по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, Министерство правомерно отказало обществу в предоставлении субсидии.
Следовательно, оспариваемое решение Министерства не нарушает прав и законных интересов общества и полностью соответствует законодательству.
В связи с указанным решение суда подлежит отмене в порядке ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как принятое при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В удовлетворении требований следует отказать.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от "21" сентября 2020 года по делу N А19-5452/2020 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-5452/2020
Истец: Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области
Ответчик: Министерство экономического развития Иркутской области
Третье лицо: АО "Мостоотряд-45"