город Омск |
|
06 февраля 2024 г. |
Дело N А81-4150/2023 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Солодкевич Ю.М., судей Рожкова Д.Г., Тетериной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Губанищевой У.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13528/2023) акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.10.2023 по делу N А81-4150/2023 (судья Осипова Ю.Г.), принятое по иску акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" (ИНН 8901025421, ОГРН 1118901002153) к Администрации города Губкинского (ИНН 8911006178, ОГРН 1028900898179) о взыскании задолженности в размере 205 183 руб. 27 коп. за период с 01.01.2022 по 30.04.2022, с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Ямалкоммунэнерго" (далее - АО "Ямалкоммунэнерго", истец) обратилось в суд с исковым заявлением к Администрации города Губкинского (далее - Администрация, ответчик) о взыскании долга за коммунальные ресурсы, поставленные в жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, в общем размере 205 183 руб. 27 коп. за период с 01.01.2022 по 30.04.2022.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа и Департамент имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района (далее - третьи лица).
Решением от 17.10.2023 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-4150/2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Возражая против вынесенного судебного акта, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Администрация в отзыве на жалобу высказалась против её удовлетворения.
Протокольным определением от 16.01.2924 предложено АО "Ямалкоммунэнерго" до 22.01.2024: обосновать предъявление требований об оплате тепловой энергии на нужды отопления, поставленной в жилые помещения в г. Губкинский, тер. Пурпе-1 по адресам: пер. Ясный, д. 2 кв. 1, 8, 10, 12, 16; ул. Таежная, д. 3 кв. 5; ул. Таежная, д. 4 кв. 13; а также в г. Губкинском по ул. Железнодорожная, д. 6 кв. 32, за период с 01.01.2022 по 17.02.2022 при том, что согласно представленному Департаментом имущественных отношений и земельных отношений Администрации Пуровского района акту приёма-передачи данные помещения в собственность городского округа город Губкинский переданы 18.02.2022; расчёт предъявляемого к оплате объёма тепловой энергии по каждому жилому помещению (со ссылкой на нормы права).
Предложено Администрации города Губкинского до 22.01.2024 представить: письменные пояснения (со ссылкой на положения действующего законодательства) относительно отсутствия обязанности оплатить коммунальный ресурс, потреблённый переданными по актам приёма-передачи от 01.01.2022 и 18.02.2022 жилыми помещениями с момента их принятия в муниципальную собственность городского округа город Губкинский (с учётом нормы части 2 статьи 5 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.12.2007 N 142-ЗАО "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями в Ямало-Ненецком автономном округе"); сведения о заселении жилых помещений, в отношении которых истцом предъявлено требование об оплате коммунального ресурса, в исковой период, конкретизированный акционерным обществом "Ямалкоммунэнерго" в апелляционной жалобе.
Разъяснено истцу право на частичный отказ от иска. Истцу и ответчику рекомендовано обеспечить участие представителей в судебном заседании, в том числе посредством веб-конференции.
Во исполнение определения истцом представлена ведомость начислений размера платы по отоплению по муниципальному жилому фонду г. Губкинский за период январь-апрель 2022 года, которая имеется в материалах дела (пункт 4 приложения к иску). Также АО "Ямалкоммунэнерго" обратило внимание, что 27.06.202 заявляло ходатайство о привлечении к участию в деле соответчиком Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района.
Протокольным определением от 23.012024 предложено истцу до 02.02.2024 обосновать ходатайство о привлечении к участию в деле соответчиком Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района с учётом положений статьи 46 АПК РФ, конкретизировать требования к указанному лицу, а также представить подробный расчет требований к каждому ответчику по каждому жилому помещению.
Повторно предложено Администрации города Губкинского до 02.02.2024 представить: письменные пояснения (со ссылкой на положения действующего законодательства) относительно отсутствия обязанности оплатить коммунальный ресурс, потреблённый переданными по актам приёма-передачи от 01.01.2022 и 18.02.2022 жилыми помещениями с момента их принятия в муниципальную собственность городского округа город Губкинский (с учётом нормы части 2 статьи 5 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.12.2007 N 142-ЗАО "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями в Ямало-Ненецком автономном округе"); сведения о заселении жилых помещений, в отношении которых истцом предъявлено требование об оплате коммунального ресурса, в исковой период, конкретизированный акционерным обществом "Ямалкоммунэнерго" в апелляционной жалобе.
Истцу и ответчику рекомендовано обеспечить участие представителей в судебном заседании, в том числе посредством веб-конференции.
Определение суда не исполнено.
Стороны и третьи лица, надлежащим образом извещённые в порядке статьи 123 АПК РФ о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание 06.02.2024 не обеспечили, в связи с чем на основании частей 3, 5 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ суд провел судебное заседание в отсутствие участников спора.
От АО "Ямалкоммунэнерго" 31.01.2024 поступило письменное заявление об отказе от иска полностью, подписанное представителем Горбанем М.В., действующим на основании доверенности от 01.01.2022 N Дв-ЕРИЦ-2021-3316 выданной сроком по 31.12.2024.
Право истца отказаться от иска вытекает из конституционно значимого принципа диспозитивности, который, в частности, означает, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются главным образом по инициативе непосредственных участников спорного материального правоотношения, имеющих возможность с помощью суда распоряжаться своими процессуальными правами, а также спорным материальным правом (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 26.05.2011 N 10-П).
При этом законодатель в целях обеспечения разумного баланса между диспозитивностью и императивностью в арбитражном процессе, соблюдения законности, защиты прав и законных интересов других лиц (как участвующих в деле, так и не участвующих в нем) закрепил обязанность суда проверять распорядительные действия сторон на соответствие установленным законом критериям.
Так, в силу части 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Согласно части 5 статьи 49 АПК РФ Арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев отказ от иска, установил, что он не противоречит закону, не нарушает права других лиц и заявлен полномочным лицом, в связи с чем принимается апелляционным судом.
По правилам пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
На основании положений пункта 4 части 1 статьи 150, статьи 265 АПК РФ также подлежит прекращению производство по апелляционной жалобе в связи с отсутствием предмета обжалования.
Поскольку отказ от иска заявлен в суде апелляционной инстанции, решение суда первой инстанции подлежит отмене применительно к части 3 статьи 269 АПК РФ.
Согласно статье 104 АПК РФ основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
По правилам подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае прекращения производства по делу (административному делу) или оставления заявления (административного искового заявления) без рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции или арбитражными судами.
При заключении мирового соглашения (соглашения о примирении), отказе истца (административного истца) от иска (административного иска), признании ответчиком (административным ответчиком) иска (административного иска), в том числе по результатам проведения примирительных процедур, до принятия решения судом первой инстанции возврату истцу (административному истцу) подлежит 70 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины, на стадии рассмотрения дела судом апелляционной инстанции - 50 процентов, на стадии рассмотрения дела судом кассационной инстанции, пересмотра судебных актов в порядке надзора - 30 процентов.
Таким образом, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации в случае прекращения производства по делу судом апелляционной инстанции 50% государственной пошлины, уплаченной за рассмотрение дела в суде первой инстанции, подлежит возврату из федерального бюджета ее плательщику.
Следовательно, АО "Ямалкоммунэнерго" из федерального бюджета надлежит возвратить 3 552 руб. государственной пошлины, перечисленной по платёжному поручению от 17.04.2023 N 036382.
Обстоятельства добровольного удовлетворения ответчиком после подачи иска требований истца (полностью или в части) АО "Ямалкоммунэнерго" в заявлении об отказе от иска не раскрыты и документально не подтверждены, что не позволяет отнести расходы по уплате государственной пошлины на Администрацию.
В силу частей 1, 5 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, уплаченная АО "Ямалкоммунэнерго" при подаче апелляционной жалобы в размере 3 000 руб., подлежит возврату из федерального бюджета в связи с прекращением производства по апелляционной жалобе.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 150, пунктом 3 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
отказ акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" от иска по делу N А81-4150/2023 принять.
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.10.2023 по делу N А81-4150/2023 отменить, производство по делу и апелляционной жалобе акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" прекратить.
Возвратить из федерального бюджета акционерному обществу "Ямалкоммунэнерго" (ИНН 8901025421, ОГРН 1118901002153) 3 552 руб. государственной пошлины по иску уплаченной по платежному поручению от 17.04.2023 N 036382.
Возвратить из федерального бюджета акционерному обществу "Ямалкоммунэнерго" (ИНН 8901025421, ОГРН 1118901002153) 3 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе, уплаченной по платежному поручению от 16.11.2023 N 099463.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.М. Солодкевич |
Судьи |
Д.Г. Рожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-4150/2023
Истец: АО "Ямалкоммунэнерго"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ГУБКИНСКОГО
Третье лицо: Департамент имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района, ДЕПАРТАМЕНТ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ, ЭНЕРГЕТИКИ И ЖИЛИЩНО-КОМУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА, Отделение Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Губкинский, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЯНАО