г. Санкт-Петербург |
|
17 декабря 2020 г. |
Дело N А56-6081/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Апхудовым А.А.,
при участии:
от истца: Митников А.И. по доверенности от 12.10.2020,
от ответчика: Козлов Д.М. по доверенности от 07.11.2019,
от 3-го лица: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32492/2020) Жилищного комитета на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.09.2020 по делу N А56-6081/2020, принятое
по иску ГУП "Топливно-Энергетический Комплекс Санкт-Петербурга"
к Жилищному комитету
3-е лицо: ООО "Жилкомсервис N 2 Красногвардейского района"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - истец, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета (далее - ответчик, Комитет) с требованием о взыскании 50 588,39 рублей задолженности по разнице в тарифах за поставленную тепловую энергию по договорам N 12858.038.1 от 01.04.2012, N 5888.038.1 от 01.11.2007, N 7395.038.1 от 01.06.2018 за период с января по октябрь 2017 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Красногвардейского района".
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в виде резолютивной части от 07.09.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать.
По мнению подателя жалобы, исковые требования не доказаны ни по праву, ни по размеру, вины Жилищного комитета в возникновении убытков у Предприятия не имеется, соответственно, отсутствует правовое обоснование для их взыскания.
В отзыве на апелляционную жалобу ГУП "ТЭК Санкт-Петербурга", указывая на правомерность выводов, изложенных судом, просит оставить судебный акт без изменения.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Государственная политика при установлении регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения регламентируется, в частности, главой 3 ФЗ "О теплоснабжении" от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ (далее - ФЗ "О теплоснабжении").
Деятельность ГУП "ТЭК СПб" является регулируемой и основания для применения при определении стоимости потребленной тепловой энергии иного тарифа, отличного от тарифа, установленного для Истца, отсутствуют.
Разница между тарифом для ГУП "ТЭК СПб" и тарифом, установленным для населения, компенсируется из бюджета Санкт-Петербурга в виде субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию (далее - Субсидия).
Между ГУП "ТЭК СПб" и Жилищным комитетом подписано Соглашение 1-ВВД от 26.01.2018 о порядке предоставления субсидий, руководствуясь пунктом 8.4 которого Предприятие направило претензию с требованием выделить недополученные денежные средства в виде субсидии на возмещение выпадающих доходов за указанный период в размере 161 782,26 рублей.
Как следует из материалов дела, между истцом и третьим лицом заключены договоры теплоснабжения в горячей воде N 12858.038.1 от 01.04.2012 г., N 5888.038.1 от 01.11.2007 г., N 7395.038.1 от 01.06.2018 г. (далее - договор), по условиям которого истец обязался подавать третьему лицу через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде в МКД по адресам: Санкт-Петербург, пр. Ударников, д. 17, к. 1, лит. А, стр. р-н Ржевка-Пороховые, квартал 9, корп. 22, Ириновский пр., д. 21, корп. 2, лит. А, ул. Ленская, д. 3, корп. 1, лит. А, а третье лицо - своевременно оплачивать потребляемую тепловую энергию.
ГУП "ТЭК Санкт-Петербурга" по договору N 12858.038.1 от 01.04.2012 в период с января 2017 года по май 2017 года и с октября 2017 года по декабрь 2017 года поставлена тепловая энергия на общую сумму 3 493 475 рублей 90 копеек, из которых по тарифу для населения поставлено тепловой энергии на сумму 2 360 801 рубль 76 копеек, по разнице в тарифах поставлено тепловой энергии на сумму 1 132 674 рубля 14 копеек.
По договору N 5888.038.1 от 01.11.2007 года в период с января 2017 года по май 2017 года истцом поставлена тепловая энергия на общую сумму 3 066 233 рубля 95 копеек, из которых по тарифу для населения поставлено тепловой энергии на сумму 2 078 742 рубля 96 копеек, по разнице в тарифах - 987 490 рублей 99 копеек.
По договору N 7395.038.1 от 01.06.2018 в августе 2017 года истцом поставлена тепловая энергия на общую сумму 85 494 рубля 56 копеек, из которых по тарифу для населения поставлено тепловой энергии на сумму 57 446 рублей 20 копеек, по разнице в тарифах - 28 048 рублей 36 копеек.
Поскольку в ответе в перечислении субсидии отказано по причине того, что акты сверок объемов тепловой энергии были подписаны исполнителем коммунальных услуг с разногласиями, Предприятие обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с соответствующим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).
Согласно части 1 статьи 7 ФЗ "О теплоснабжении" одним из основополагающих принципов государственного регулирования тарифов на тепловую энергию является обеспечение экономической обоснованности расходов и затрат регулируемых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии, а также обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей тепловой энергии.
Поскольку коммунальными услугами в данном случае обеспечивалось население многоквартирного жилого дома, к спорным правоотношениям применяются положения Жилищного Кодекса Российской Федерации и Правила N 354.
В силу части 2 статьи 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного Кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
На основании пункта 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
В Санкт-Петербурге Правительством ежегодно устанавливаются два тарифа:
экономически обоснованный тариф для ресурсоснабжающей организации, включающий все необходимые затраты, связанные с производством тепловой энергии, и тариф для расчета размера платы за коммунальные услуги для населения - тариф ниже экономически основанного.
Разница между тарифом для Предприятия и тарифом для населения компенсируется из бюджета Санкт-Петербурга в виде субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию.
Нарушение прав Предприятия выражается в несении убытков, связанных с отсутствием компенсации разницы в тарифах со стороны субъекта РФ при том, что данные убытки являются следствием реализации субъектом РФ (Санкт-Петербургом) своих полномочий по регулированию тарифов на тепловую энергию реализованных принятием Комитетом по тарифам распоряжений об установлении тарифов, ниже экономически обоснованных.
Требования, предъявленные Жилищному комитету, основаны на разъяснениях, содержащихся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных "межтарифной разницей" (далее - Постановление N 87) и Конституционного Суда Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N2-П.
В соответствии с п.3 постановления Пленума N 87 надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных "межтарифной разницей", является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение.
В пункте 1 Постановления указано, что, если такие потери не были полностью или в части компенсированы в том числе по причине того, что названная компенсация не предусмотрена или предусмотрена в недостаточном размере, для их взыскания в пользу ресурсоснабжающей организации за счет бюджета соответствующего публично-правового образования оспаривание акта об установлении тарифа не требуется.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) на тепловую энергию.
Таким образом, устанавливая для расчета размеры платы с населения тарифы ниже экономически обоснованных, Субъект РФ (Санкт-Петербург), тем самым, автоматически порождает убытки для ресурсоснабжающих организаций, связанные с отсутствием возмещения расходов и затрат на производство, передачу и сбыт тепловой энергии.
Такого рода убытки не связаны с виновными действиями Жилищного комитета или иного субъекта, а обоснованы, как указал Конституционный суд, необходимостью реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) на тепловую энергию. При этом компенсация соответствующих убытков не ставится в зависимость от соблюдения каких-либо условий, а возмещается в связи с самим фактом поставки тепловой энергии по тарифам ниже экономически обоснованных.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 87 при рассмотрении дел о взыскании ресурсоснабжающими организациями возмещения потерь, вызванных межтарифной разницей, судам следует учитывать, что в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Истец обязан представить расчет своих требований исходя из разницы между размером утвержденного экономически обоснованного тарифа и тарифом, установленным в размере ниже экономически обоснованного, а также доказанного им количества ресурса, поставленного потребителям по такому тарифу.
При определении стоимости потребленной Абонентом Предприятие руководствовалось положениями Распоряжения Комитета по тарифам от 27.11.2015 N 363-р "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербург" на территории Санкт-Петербурга на 2016-2018 годы", Распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.12.2016 N 249-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе горячего водоснабжения, предоставляемые гражданам, и тарифов на тепловую энергию и горячую воду для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2018 год".
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.11.2015 N 363-р "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербург" на территории Санкт-Петербурга на 2016-2018 годы" в период с 01.2017 по 06.2017 установлен тариф в размере 2285.04 руб./Гкал (с учетом НДС), в период с 07.2017 по 31.12.2017 установлен тариф в размере 2326.75 руб./Гкал (с учетом НДС) (тариф, установленный для истца).
В соответствии с распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.12.2016 N 249-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе горячего водоснабжения, предоставляемые гражданам, и тарифов на тепловую энергию и горячую воду для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2017 г." за период с 01.01.2017 по 30.06.2017 установлен тариф в размере 1621,95 руб.Гкал (с учетом НДС), в период с 01.07.2017 по 31.12.2017 установлен тариф в размере 1678,72 (с учетом НДС) (для определения размера платы за коммунальные услуги).
Порядок предоставления субсидий за указанный период регламентирован Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2017 N 1174 "О порядке предоставления в 2018 году субсидий ресурсоснабжающим организациям на возмещение выпадающих доходов" (далее - Порядок), согласно которому разница в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских подлежит компенсации из бюджета Санкт-Петербурга путем выделения на безвозвратной и безвозмездной основе целевых субсидий.
В соответствии с пунктом 3.8. Порядка предоставление субсидий в части, касающейся лиц, указанных в подпунктах 2 и 3 пункта 1 статьи 1 Закона, осуществляется на основании ежемесячных отчетов получателей субсидий и копий документов, подтверждающих объемы либо расчеты объемов отпущенной тепловой энергии, представляемых получателями субсидий в Комитет, по форме, утверждаемой Комитетом.
Вопреки доводам апелляционной жалобы о неподтверждении объемов поставленного коммунального ресурса, Предприятие направило в адрес Комитета подробный расчет объема поставленной в спорный период тепловой энергии.
Доказательства того, что истец завысил объем тепловой энергии, потребленной Третьим лицом в спорный период, исходя из которого исчислен размер субсидии, в материалах дела отсутствуют, ответчиком таких доказательств не представлено. Ответчик обязан возместить истцу реальные расходы за поставленную истцом тепловую энергию по тарифу ниже экономически обоснованного.
В отсутствие доказательства перечисления Комитетом спорных денежных средств на расчетный счет ресурсоснабжающей организации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований Предприятия.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции.
Несоблюдение истцом порядка получения субсидий и отсутствие у Комитета долга перед Предприятием, подателем жалобы не доказано надлежащим образом, при том, что правомерность требований истца, предъявленных к Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета, вне зависимости от наличия или отсутствия договорных отношений, подтверждена Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных "межтарифной разницей", а также разъяснениями Конституционного суда Российской Федерации, данными в Постановлении от 29.03.2011 N 2-П.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.09.2020 по делу N А56-6081/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-6081/2020
Истец: ГУП "ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
Ответчик: ЖИЛИЩНЫЙ КОМИТЕТ
Третье лицо: ООО "Жилкомсервис N 2 Красногвардейского района"