город Ростов-на-Дону |
|
16 декабря 2020 г. |
дело N А53-7484/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,
при участии:
от Министерства финансов Ростовской области: представитель Щербаченко Е.В., по доверенности от 21.01.2020, удостоверение;
от Департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения
г. Ростова-на-Дону: представители Полякова А.К., по доверенности от 11.12.2019, удостоверение; Атоян В.А., по доверенности от 08.12.2020, удостоверение;
от Администрации города Ростова-на-Дону: представитель Шпигорь В.С., по доверенности от 06.11.2020, удостоверение;
от Муниципального казначейства г. Ростова-на-Дону: представитель
Алтунова Ю.В., по доверенности от 31.12.2019, удостоверение;
от Муниципального казенного учреждения "Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону": представитель Цечоев Г.В., по доверенности от 20.10.2020, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 28.09.2020 по делу N А53-7484/2020
по заявлению Администрации города Ростова-на-Дону (ИНН 6164056684,
ОГРН 1026103282743)
к Министерству финансов Ростовской области (ИНН 6163030330,
ОГРН 1026103168134),
при участии третьих лиц: Департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения г. Ростова-на-Дону, Муниципального казначейства
г. Ростова-на-Дону, Муниципального казенного учреждения "Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону",
о признании незаконным представления,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Ростова-на-Дону обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене представления Министерства финансов Ростовской области от 27.01.2020 N 9Э-9.1/365.
Определениями суда от 26.05.2020 и от 08.07.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены МКУ "Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону", Муниципальное казначейство города Ростова-на-Дону, Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения города Ростова-на-Дону.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 28.09.2020 признано недействительным представление Министерства финансов Ростовской области от 27.01.2020 N 9Э-9.1/365, как несоответствующее действующему законодательству Российской Федерации.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство финансов Ростовской области обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что Администрацией г. Ростова-на-Дону нарушены п.п. 4.3.3. и 4.3.4. пункта 4.3. Соглашения от 22.09.2017 N 109-И, заключенного между Министерством транспорта Ростовской области и Администрацией г. Ростова-на-Дону, положения которого анализировались Министерством финансов Ростовской области в ходе камеральной проверки от 20.12.2019 г., а именно нарушен график выполнения мероприятий по строительству объекта: "Строительство магистральной улицы общегородского значения от Южного подъезда до ул. Левобережная", учитывая, что срок ввода объекта в эксплуатацию по плану - июнь 2017 года, по факту - декабрь 2017 года. Отсутствие в Соглашениях санкций за нарушение показателя результативности, в виде графика выполнения мероприятий, не освобождает от ответственности, установленной законодательством РФ, поскольку данная норма установлена правовым актом, а именно пунктом 8 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам, утвержденных постановлением Правительства Ростовской области от 30.08.2012 N 834 "О формировании, предоставлении, распределении субсидий из областного бюджета местным бюджетам и порядке расходования иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из областного бюджета местным бюджетам" (далее - Правила).
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзывах на апелляционную жалобу Администрация города Ростова-на-Дону, Департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения г. Ростова-на-Дону и Муниципальное казначейство г. Ростова-на-Дону просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Министерства финансов Ростовской области доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить. Представители Администрации города Ростова-на-Дону, Муниципального казначейства г. Ростова-на-Дону, Департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения г. Ростова-на-Дону, Муниципального казенного учреждения "Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону" возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в период с 11 по 17 декабря 2019 года Министерством финансов Ростовской области была проведена камеральная проверка Администрации г. Ростова-на-Дону по вопросам соблюдения порядка и условий предоставления из бюджета Ростовской области межбюджетный трансфертов на строительство магистральной улицы общегородского значения Южный подъезд - Левобережная. Проверяемый период: с 01.12.2014 по 01.12.2019.
По результатам проверки Министерством финансов Ростовской области составлен акт проверки от 20.12.2019.
На основании данного акта Министерством финансов Ростовской области было вынесено представление, которым Администрации г. Ростова-на-Дону было определено возвратить в областной бюджет денежные средства в сумме 110 414 068,80 рублей в срок до 20.03.2020.
Основанием для внесения данного представления явилось следующее.
Между Министерством транспорта Ростовской области и Администрацией г. Ростова-на-Дону были заключены соглашения от 12.03.2014 N 76-Г, от 02.04.22015 N 37-К, от 17.02.2016 N 26-К, от 22.09.2017 N 109-И о направлении в бюджет г. Ростова-на-Дону субсидий для финансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения на строительство и реконструкцию внутригородских автомобильных дорог, в том числе на строительство объекта: "Строительство магистральной улицы общегородского назначения от Южного подъезда до ул. Левобережная".
Субсидии из областного бюджета на софинансирование строительства объекта: "Строительство магистральной улицы общегородского значения от Южного въезда до ул. Левобережная" были предоставлены бюджету г. Ростова-на-Дону за период с 01.12.2014 по 31.12.2017 в общей сумме 2 994 167 782,59 рублей.
Пунктом 8 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам, утвержденных постановлением Правительства Ростовской области от 30.08.2012 N 834 "О формировании, предоставлении, распределении субсидий из областного бюджета местным бюджетам и порядке расходования иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из областного бюджета местным бюджетам" предусмотрен возврат муниципальными образованиями средств в областной бюджет, в случае если допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидий, заключенным между главным распорядителем средств областного бюджета и администрацией муниципального образования (далее - соглашение".
Министерство финансов Ростовской области полагает, что Администрацией г. Ростова-на-Дону нарушены п.п. 4.3.3 и 4.3.4. пункта 4.3 соглашения от 22.09.2017 N 109-И, заключенного между Министерством транспорта Ростовской области и Администрацией г. Ростова-на-Дону, а именно нарушен график выполнения мероприятий по строительству объекта: "Строительство магистральной улицы общегородского значения от Южного въезда до ул. Левобережная", учитывая, что срок ввода объекта в эксплуатацию по плану - июнь 2017 года, по факту - декабрь 2017 года. Указанное, по мнению Министерства, является основания для возврата в областной бюджет субсидии в сумме 110 414 068,80 рублей.
Предметом соглашения N от 22.09.2017 N 109-И, заключенного между Министерством транспорта Ростовской области и Администрацией г. Ростова-на-Дону, является предоставление из областного бюджет в 2017 году в бюджет г. Ростова-на-Дону субсидии на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования.
Общий объем бюджетных ассигнования в 2017 году составил 74 759 300 рублей (пункт 2.1 соглашения).
В соответствии с абзацем 7 пункта 3.2 соглашения возврат муниципальным образованием средств в областной бюджет производится в случае нарушения обязательств, предусмотренных п. 4.3.3 соглашения.
Пунктом 4.3.3 соглашения предусмотрено, что Администрация г. Ростова-на-Дону обязуется обеспечивать достижение значений показателей результативности использования Субсидии, установленных в приложении N 3 к соглашению.
В приложении N 3 к соглашению от 22.09.2017 N 109-И указано наименование показателя: "Протяженность вводимых в эксплуатацию автомобильных дорог", плановое значение - 27 километров.
Иного показателя результативности использования субсидии, за недостижение которого следовала бы обязанность по возврату средств в областной бюджет Соглашением 2017 года не предусмотрено.
Таким образом, нарушение графика выполнения мероприятий по строительству объекта: "Строительство магистральной улицы общегородского значения от Южного въезда до ул. Левобережная" в соответствии с соглашением от 22.09.2017 N 109-И основанием для возврата бюджетных средств не является.
Министерство финансов Ростовской области настаивает на том, что субсидия подлежит возврату на основании пунктов 8 и 11 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам, утвержденных постановлением Правительства Ростовской области от 30.08.2012 N 834 "О формировании, предоставлении, распределении субсидий из областного бюджета местным бюджетам и порядке расходования иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из областного бюджета местным бюджетам".
Так в силу п. 8 данных Правил условием предоставления и расходования субсидий является, а том числе возврат муниципальными образованиями средств в областной бюджет, в случае если допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидий, заключенным между главным распорядителем средств областного бюджета и администрацией муниципального образования (далее - соглашение), в соответствии с абзацами четвертым и пятым пункта 11 Правил.
В силу пункта 11 Правил соглашение должно содержать:
- обязательства муниципального образования по достижению результатов использования субсидий;
- перечень объектов капитального строительства, реконструкции, капитального ремонта, объектов недвижимого имущества и обязательства администрации муниципального образования по соблюдению графика выполнения мероприятий по проектированию, капитальному строительству, реконструкции, капитальному ремонту или приобретению указанных объектов в пределах установленной стоимости капитального строительства, реконструкции, капитального ремонта или стоимости приобретения объектов.
Министерство финансов Ростовское области указывает, что соглашением от 22.09.2017 N 109-И была предусмотрена обязанность Администрации обеспечить исполнение графика выполнения мероприятий по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования согласно приложению N 4 к соглашению.
Приложением N 4 установлен срок выполнения работ по строительству магистральной улицы общегородского значения от Южного подъезда до ул. Левобережная - декабрь 2017 - май 2017. Срок ввода данного объекта в эксплуатацию - июнь 2017 года.
Апелляционной коллегией не принимается довод Министерства о том, что выполнение данных работ в декабре 2017 года свидетельствует о нарушении графика производства работ, являющемся основанием для возврата субсидии, в виду следующего.
Статьёй 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Реализация данного принципа на практике означает, что бюджетные средства должны быть использовано строго на цели, на которые они выделены.
Между тем соглашение N 109-И было заключено 22 сентября 2017 года, то есть за пределами установленной данным соглашением даты сдачи объекта в эксплуатацию.
График перечисления субсидий по данному соглашению установлены в Приложении N 1 к соглашению.
В приложении N 1 к соглашению установлены следующие сроки предоставления субсидии:
- 10.2017 - 23 000 000 рублей,
- 11.2017 - 26 000 000 рублей,
- 12.2017 - 25 721 900 рублей.
То есть субсидия перечислялась также за пределами срока ввода объекта в эксплуатацию.
Таким образом, выполнение за счет средств субсидии работ в сроки предусмотренные соглашением N 109-И с учетом графика предоставления субсидии не представлялось возможным. Иное будет означать, что фактически работы были выполнены не за счет субсидии, а за счёт иных средств, а, следовательно, свидетельствовать о нарушении принципа целевого назначения бюджетных средств.
Апелляционной коллегией не принимаются доводы Министерства финансов Ростовской области о том, что Администрацией г. Ростова-на-Дону, нарушены показатели результативности использования средств субсидии, поскольку, как указано выше, соглашением от 22.09.2017 N 109-И предусмотрен только один показатель результативности, установленный п.п. 4.3.3 пункта 4.3 соглашения, а именно - ввод в эксплуатацию дорог протяженностью 2,7 км (п. 4.1.4 соглашения).
Спора по недостижению Администрацией г. Ростова-на-Дону данного показателя результативности со стороны Министерства финансов не имеется.
Министерство финансов Ростовской области указывает, что Управлением Федерального казначейства Ростовской области была проведена выездная проверка Министерства транспорта Ростовской области, по результатам которой сделан вывод о наличии аналогичных нарушений.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что условия соглашения о предоставлении субсидии N 48/42-С-1 от 14.08.2015, заключенного между Федеральным дорожным агентством и Правительством Ростовской области, и соглашения N 109-И от 22.09.2017 года не идентичны.
Суд первой инстанции указал, что Министерство финансов Ростовской области не представило расчет необоснованно использованной субсидии - 110 414 068,8 рублей.
Более того, указывая на нарушение Администрации г. Ростова-на-Дону условий предоставления субсидии, предусмотренных соглашением N 109-И от 22.09.2017, по которому размер предоставляемой субсидии 74 759 300 рублей, Министерство финансов Ростовской области вынесло предписание о возврате субсидии в сумме 110 414 068,8 рублей, то есть в размере, превышающем предусмотренный соглашением.
Апелляционной коллегией не принимается ссылка Министерства финансов Ростовской области на факт привлечения к административной ответственности заместителя главы Администрации г. Ростова-на-Дону Лебедева Е.Н. по части 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ, поскольку решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону по делу об административном правонарушении N 5-91/2020 от 16.04.2020 не имеет преюдициального значения для данного дела.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что требования Администрации города Ростова-на-Дону о признании незаконным и отмене представления Министерства финансов Ростовской области от 27.01.2020 N 9Э-9.1/365 законны и обоснованы и подлежат удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.09.2020 по делу N А53-7484/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-7484/2020
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РО, Министерство финансов Ростовской области
Третье лицо: Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения, ДЕПАРТАМЕНТ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ, МКУ "Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону", Муниципальное казенное учреждение "Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону", МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ