г. Владивосток |
|
16 декабря 2020 г. |
Дело N А51-6149/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 декабря 2020 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей Л.А. Бессчасной, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АвтоАльянс",
апелляционное производство N 05АП-6835/2020
на решение от 16.09.2020
судьи М.С. Кирильченко
по делу N А51-6149/2020 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению администрации Арсеньевского городского округа (ИНН 2501002228, ОГРН 1022500508073)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (ИНН 2540017193, ОГРН 1022502277170)
заинтересованные лица: общество с ограниченной ответственностью "АвтоАльянс", общество с ограниченной ответственностью "Сити Лайн", о признании незаконным решения от 07.04.2020 N 025/10-18.1-333/2020 и предписания от 07.04.2010 по делу N 025/10/18.1-333/2020,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Сити Лайн": Колесников Д.Ю. по доверенности от 28.01.2020, сроком действия на 1 год, паспорт, диплом (регистрационный номер 06-1524 от 30.09.2016);
от администрации Арсеньевского городского округа: Похилько Н.Н. по доверенности N 01-15/3113 от 03.10.2019, сроком действия до 31.12.2020, паспорт, диплом (регистрационный номер 16-591 от 21.12.2012);
В судебное заседание не явились: от Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю, общества с ограниченной ответственностью "АвтоАльянс", о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Администрация Арсеньевского городского округа обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю о признании недействительным решения от 07.04.2020 N 025/10-18.1-333/2020 и предписания от 07.04.2010 по делу N 025/10/18.1-333/2020.
Решением суда от 16.09.2020 заявленные требования удовлетворены.
ООО "АвтоАльянс", не согласившись с принятым решением, подало апелляционную жалобу и просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В доводах жалобы указывает на то, что удовлетворяя требования, суд сделал вывод о том, что оборудование транспортных средств (далее также - ТС) ООО "АвтоАльянс", заявленное в качестве "оборудования для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения и пассажиров с детскими колясками" - не является таковым, поскольку не соответствует ГОСТ 51090-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Средства общественного пассажирского транспорта. Общие технические требования доступности и безопасности для инвалидов".
Заявитель жалобы полагает, что суд необоснованно применил указанный ГОСТ, поскольку он не подлежал применению по настоящему делу в силу требований утвержденной Конкурсной документации и извещения о проведении открытого конкурса. Указанный ГОСТ 51090-2017 устанавливает требования к транспортным средствам, указанным пунктом 3.1.2 ГОСТа - доступное для пассажиров-инвалидов ДИТС, а не к транспортным средствам, указанным в пункте 3.1.1 ГОСТа - предназначенным для перевозки групп людей в рамках общественной или коммерческой системы пассажирских перевозок.
Требованиям этого стандарта по доступности и безопасности для инвалидов, должны отвечать транспортные средства и модификации транспортных средств, предназначенные для перевозки инвалидов - ДИТС. Согласно извещению о проведении открытого конкурса: вид перевозок - по нерегулируемым тарифам - то есть регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком - коммерческая система перевозки пассажиров.
Конкурсная документация не приводит ни наименования, ни параметры, ни количество и т.д., конкретного оборудования для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения и пассажиров с детскими колясками.
В этой связи общество дооборудовало свои автобусы Mercedes-Benz, не являющиеся автобусами ДИТС по ГОСТу 51090-2017 возможным оборудованием для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения и пассажиров с детскими колясками - кнопки просьба об остановке и звуковым сопровождением для пассажирских мест, предназначенных для инвалидов; надписи, графическая информация, выполненная крупным шрифтом, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля; держатели детских колясок (для пассажиров с детскими колясками).
Указанное оборудование было установлено с учетом требований Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта*(1), и исходя из конструкции автобусов марки (модели) Mercedes-Benz Sprinter, и реальной возможности разместить соответствующее оборудование.
Из извещения и конкурсной документации не следует, что для критерия N 3 необходимы автобусы ДИТС отвечающие требованиям ГОСТа с соответствующим оборудованием. Заявитель жалобы полагает, что в данном случае, имеется несоответствие текстов извещения и конкурсной документации, с волей и намерениями организатора конкурса - Администрации.
Вывод суда о том, что ГОСТу 51090-2017 должно отвечать оборудование для пассажиров "с детскими колясками" является необоснованным и не соответствующим положениям самого ГОСТа, поскольку критерием N 3 предусмотрена характеристика не только "оборудования для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения", но и "пассажиров с детскими колясками".
В Российской Федерации отсутствуют какие-либо нормативные правовые акты, ГОСТы, ТУ и т.д., которые бы устанавливали требования или условия, которым должно отвечать оборудование для пассажиров с детскими колясками.
Поскольку конкурсной документацией и извещением не установлены требования того, что транспортные средства должны быть специальными ДИТС, и ГОСТ 51090-2017 не устанавливает требований к оборудованию для пассажиров с детскими колясками, оспариваемым решением Приморского УФАС правомерно установлено, что транспортные средства ООО "АвтоАльянс" соответствуют характеристике критерия N 3 - "наличие оборудования для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения и пассажиров с детскими колясками".
По мнению заявителя жалобы, судом необоснованно, в отсутствие доказательств, сделан вывод о том, что оборудование ТС ООО "АвтоАльянс" - "держатель для детской коляски" является настенным велосипедным креплением предназначены для подвешивания к стене велосипедов с целью хранения, и не может использоваться в качестве средств, обеспечивающих безопасную фиксацию кресел-колясок с находящимися в них инвалидами и детских колясок в движущемся транспортном средстве.
Судом сделан вывод, о том, что Приморским УФАС ошибочно, при неверном толковании правовых норм, в оспариваемом решении установлено, что комиссия Администрации должна была оценить только характеристики транспортных средств, предъявленных для осмотра 13.03.2020, которые соответствуют всем характеристикам, заявленным и соответствующим подтверждающей документацией, представленной организатору открытого конкурса. Заявитель жалобы полагает данный вывод не соответствующим пункту 2 части 1 статьи 23, части 11 статьи 24 Федерального закона N 220-ФЗ*(2), пункту 31 Конкурсной документации, и выводу суда сделанному ранее.
Решение комиссии Администрации о том, что заявленное и имеющееся оборудование не является оборудованием для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения и пассажиров с детскими колясками, противоречит и не соответствует решению комиссии, оформленному Протоколом N 4, которым по критерию N 3 Шкалы для оценки критериев, по этой характеристике, заявке ООО "АвтоАльянс" присвоены баллы, в связи с тем, что заявленное оборудование подтверждает эту характеристику.
По мнению общества, в оспариваемом по настоящему делу решении Приморского УФАС, его комиссией правомерно и в соответствии с требованиями п. 2 ч. 1 ст. 23, ч. 11 ст. 24 Федерального закона N 220-ФЗ, п. 31 Конкурсной документации установлено, что при осмотре транспортных средств 13.03.2020, комиссия Администрации должна была оценить только характеристики транспортных средств, на соответствие характеристикам, заявленным и соответствующим подтверждающей документацией, представленной организатору открытого конкурса. Выводы решения суда первой инстанции об обратном, заявитель жалобы считает не соответствующими указанным нормам материального права и Конкурсной документации.
ООО "АвтоАльянс", Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили.
Представители ООО "Сити Лайн", администрации Арсеньевского городского округа на доводы жалобы возразили, поддержали доводы письменных отзывов. Считают решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с частью 5 статьи 156, статьей 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц.
Из материалов дела следует, что администрацией Арсеньевского городского округа на основании Постановления от 30.09.2019 г. N 709-па был объявлен открытый конкурс на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок на территории Арсеньевского городского округа N 12 "Вокзал-Балабина".
Извещение о проведении открытого конкурса и Конкурсная документация размещены на официальном сайте администрации Арсеньевского городского округа. На участие в указанном конкурсе было подано 2 заявки ООО "АвтоАльянс" и ООО "Сити Лайн".
24.12.2019 по результатам оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе заявка ООО "Сити Лайн" получила высшую оценку, был присвоен первый порядковый номер, а ООО "Сити Лайн" признан победителем открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок на территории Арсеньевского городского округа N 12 "Вокзал-Балабина".
Не согласившись с подведенными итогами открытого конкурса, ООО "АвтоАльянс" обратился в Приморское УФАС России с жалобой на действия комиссии заказчика - Администрации при проведении вышеуказанного конкурса.
Решением комиссии Приморского УФАС России от 23.01.2020 по делу N 25/10/18/1-1286/2019, жалоба ООО "АвтоАльянс" была признана обоснованной, действия Администрации - нарушающими требования законодательства и конкурсной документации, а также выдано предписание об устранении нарушений, допущенных при проведении открытого конкурса.
Протоколом N 4 от 04.02.2020 были подведены новые итоги открытого конкурса, победителем признано ООО "АвтоАльянс".
Вместе с тем, 07.02.2020 по результатам комиссионного осмотра было установлено несоответствие транспортных средств ООО "Авто-Альянс" по одной из заявленных характеристик (протокол N 5 от 07.02.2020), в результате чего ООО "АвтоАльянс" обратились в УФАС с жалобой по указанному основанию.
17.02.2020 Приморское УФАС России вынесло решение по делу N 025/10/18.1-137/2020, в соответствии с которым жалоба ООО "АвтоАльянс" была признана обоснованной, действия организатора конкурса - нарушающими требования Закона N 220-ФЗ, а также конкурсной документации. Протоколы отменены, назначены новые даты осмотра.
13.03.2020 Администрацией был осуществлен повторный комиссионный осмотр транспортных средств, заявленных ООО "АвтоАльянс", по результатам которого вновь было выявлено несоответствие по одной из заявленных характеристик (протокол N 6 от 13.03.2020).
Согласно Протоколу N 6 комиссия организатора торгов решила:
1. На основании акта комиссионного осмотра от 13.03.2020, признать представленные транспортные средства, заявленные победителем ООО "АвтоАльянс" не соответствующими качественным характеристикам и заявленным требованиям, установленным критерием N 3 конкурсной документации, в части отсутствия оборудования для перевозки пассажиров с ограниченными возможностями передвижения и пассажиров с детскими колясками.
2. Предоставить право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту N 12 "Вокзал-Балабина", участнику открытого конкурса, заявке которого присвоен второй помер - ООО "Сити Лайн".
ООО "АвтоАльянс" обжаловало в антимонопольный орган данные действия комиссии Заказчика - Администрации Арсеньевского городского округа при проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок на территории Арсеньевского городского округа N 12 "Вокзал-Балабииа", оформленные протоколом N 6. По мнению ООО "АвтоАльянс", комиссия организатора торгов допустила нарушения требований законодательства, а именно: приняла неправомерное решение о несоответствии транспортных средств указанных в заявке на участие в конкурсе ООО "АвтоАльянс", как нарушающее положения требований Закона о защите конкуренции, Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ.
Комиссия Приморского УФАС России, рассмотрев заявку ООО "АвтоАльянс", а также акт комиссионного осмотра от 13.03.2020 и протокол N 6 от 13.03.2020 установила, что фактически характеристики транспортных средств, предъявленных для осмотра 07.02.2020, соответствуют всем характеристикам, заявленным ООО "АвтоАльянс" и соответствуют подтверждающей документации, представленной организатору открытого конкурса, кроме того порядок подтверждения наличия у участника открытого конкурса транспортных средств, предусмотренных его заявкой, установленный разделом X Конкурсной документации, на стадии подтверждения наличия транспортных средств, не предусматривает полномочий комиссии по принятию решения о несоответствии транспортных средств, заявленных на открытый конкурс, качественным характеристикам, установленным критерием N 3 конкурсной документации, в том числе, в части оборудования для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения и пассажиров с детскими колясками.
Посчитав, что комиссия организатора торгов была не вправе протоколом N 6 от 13.03.2020 предоставлять ООО "Сити Лайн" право на получение свидетельства об осуществлении перевозок N12 "Вокзал-Балабина", и акт комиссионного осмотра от 13.03.2020 с протоколом N 6 от 13.03.2020 являются незаконными, так как комиссия организатора торгов приняла неправомерное решение о несоответствии качественных характеристик транспортных средств ООО "АвтоАльянс", установленным критерием N 3 конкурсной документации, в части отсутствия оборудования для перевозки пассажиров с ограниченными возможностями передвижения и пассажиров с детскими колясками, чем допустила нарушение частей 3, 4 статьи 24 Закона 220-ФЗ, пунктов 31, 32, 34 Конкурсной документации, решением от 07.04.2020 по делу N025/10/18.1-333/2020 УФАС по Приморскому краю жалоба ООО "АвтоАльянс" на действия конкурсной комиссии заказчика - Администрации Арсеньевского городского округа при проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок на территории Арсеньевского городского округа N12 "Вокзал-Балабина" признана обоснованной.
Пунктом 2 резолютивной части оспариваемого решения признано, что организатор открытого конкурса допустил нарушение части 2 статьи 24 и части 3 статьи 24 Закона N 220-ФЗ и пунктов 31, 32, 34 конкурсной документации, а пунктом 3 - указано на выдачу администрации предписания об устранении нарушений, допущенных при проведении открытого конкурса.
По данному факту на основании статей 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", антимонопольным органом выдано предписание от 07.04.2020 по делу N 025/10/18.1-333/2020, в соответствии с которым организатору торгов необходимо отменить акт комиссионного осмотра от 13.03.2020 и протокол N 6 от 13.03.2020; повторно произвести комиссионный осмотр в соответствии с конкурсной документацией, требованиями Закона N 220-ФЗ и с учётом решения УФАС по Приморскому краю; осуществить дальнейшее проведение конкурса в соответствии с требованиями Закона N 220-ФЗ и с учётом решения УФАС.
Информацию об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов следовало представить в Приморское УФАС России в срок до 20.04 2020.
Администрацией Арсеньевского городского округа во избежание наступления неблагоприятных последствий и привлечения к ответственности исполнила указанные предписания.
Вместе с тем, администрация Арсеньевского городского округа, полагая, что решение и предписание от 07.04.2020 по делу N 025/10/18.1-333/2020 не отвечают требованиям закона и нарушают его права, обратилась в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее коллегия апелляционного суда считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из положений статей 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135) следует, что антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в частности, на действия организатора торгов, конкурсной комиссии при организации и проведении торгов, проводимых при организации регулярных пассажирских перевозок. По результатам рассмотрения жалобы антимонопольный орган принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае признания жалобы обоснованной принимает решение о необходимости выдачи предписания.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района относятся к вопросам местного значения муниципального района.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются положениями Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ).
В силу части 2 статьи 19 Федерального закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Проведение открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок регламентировано положениями статей 21 - 24 Федерального закона N 220-ФЗ.
В силу части 2 статьи 21 Федерального закона N 220-ФЗ открытый конкурс проводится уполномоченным органом местного самоуправления, установившим муниципальный маршрут регулярных перевозок.
Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона N 220-ФЗ требования к содержанию, в том числе к описанию, предложения участника открытого конкурса, к форме и составу заявки на участие в открытом конкурсе устанавливаются организатором открытого конкурса. Заявки на участие в открытом конкурсе, которые содержат недостоверные сведения, отклоняются.
Частью 3 статьи 24 Федерального закона N 220-ФЗ предусмотрены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе, в том числе:
1) количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса, в расчете на среднее количество транспортных средств, имевшихся в распоряжении юридического лица, индивидуального предпринимателя или участников договора простого товарищества в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса;
2) опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества, который подтвержден исполнением государственных или муниципальных контрактов либо свидетельствами об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок или иными документами, выданными в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами;
3) влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок (наличие кондиционера, низкого пола, оборудования для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения, пассажиров с детскими колясками и иные характеристики);
4) максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Согласно части 4 статьи 24 Закона N 220-ФЗ шкала для оценки указанных критериев устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в зависимости от местных условий.
Таким образом, в соответствии с приведенными выше нормами федерального законодательства правоотношения в сфере организации и проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, могут быть урегулированы муниципальными нормативными правовыми актами, принятыми с учетом требований и ограничений, предусмотренных частью 4 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Постановлением администрации Арсеньевского городского округа от 06.08.2019 N 567-па утвержден Порядок проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Арсеньевского городского округа (далее - Порядок N 567-па).
Согласно приложению N 4 к Порядку N 567-па "Шкала для оценки критериев, по которым осуществляется сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Арсеньевского городского округа" предусмотрены баллы за каждое транспортное средство, обладающее характеристиками, влияющими на качество перевозок, предполагаемое для осуществления регулярных перевозок. Данный критерий рассчитывается по формуле: сумма баллов за каждое транспортное средство/количество транспортных средств, заявленных к лоту.
Одним из критериев оценки по названной шкале является наличие оборудования для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения и пассажиров с детскими колясками, предусматривающее начисление 4 баллов за каждое транспортное средство.
Предоставление организатору открытого конкурса документов, подтверждающих наличие у победителя открытого конкурса на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, предусмотренных соответствующей заявкой на участие в открытом конкурсе (далее - подтверждающие документы) осуществляется в целях обеспечения возможности установления факта выполнения принятого на себя в соответствии с подпунктом "ж" пункта 4 раздела II конкурсной документации обязательства, а также установления соответствия сведениям, содержащимся в сводной информации о транспортных средствах, заявленных для участия в открытом конкурсе (приложение N 1 к заявке на участие в открытом конкурсе).
К подтверждающим документам относятся: копия паспорта транспортного средства; копия свидетельства о регистрации транспортного средства; копии документов, подтверждающих право пользования транспортным средством, в случаях, если заявленное транспортное средство не принадлежит перевозчику на праве собственности; документы, подтверждающие характеристики транспортных средств, влияющих на качество перевозок установленных конкурсной документацией.
Согласно пунктам 31, 32, 34 Конкурсной документации, комиссионный осмотр заявленных транспортных средств (далее - комиссионный осмотр) включает в себя осуществление мероприятий, связанных с сопоставлением заявленных победителем открытого конкурса транспортных средств и их характеристик, влияющих на качество перевозок, подтверждающей документации, предоставляемой организатору открытого конкурса.
Как следует из материалов дела, в заявке на участие в открытом конкурсе на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Арсеньевского городского округа по маршруту N 12 "Вокзал-Балабина" ООО "АвтоАльянс" указало об осуществлении перевозок автобусами, имеющими, в том числе такие характеристики как наличие оборудования для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения и пассажиров с детскими колясками.
В соответствии с протоколом N 4 от 04.02.2020 победителем открытого конкурса согласно суммарного количества набранных баллов признано ООО "АвтоАльянс" (заявка N 1).
07.02.2020 организатором конкурса был произведен осмотр транспортных средств ООО "АвтоАльянс", по итогам которого было выявлено, что заявленные транспортные средства не соответствуют качественным характеристикам и заявленным требованиям - не оборудованы специальными средствами, предназначенными для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения и пассажиров с детскими колясками, в результате чего указанное общество обратилось с жалобой в антимонопольный орган.
По итогам рассмотрения жалобы УФАС по Приморскому краю признало жалобу общества обоснованной и вынесло решение по делу N 025/10/18.1-137/2020, которым действия организатора конкурса признаны незаконными, назначены новые даты осмотра ТС.
В результате повторного осмотра, проведенного 13.03.2020, заказчик вновь пришел к выводу о несоответствии представленных транспортных средств по одной из заявленных характеристик (протокол N 6 от 13.03.2020).
Поскольку каких-либо разъяснений по вопросу о том, какими устройствами должно быть оборудовано транспортное средство, в конкурсной документации не содержится, суд первой инстанции посчитал возможным руководствоваться положениями ГОСТ Р 510090-2017 "Средства общественного пассажирского транспорта. Общие технические требования доступности и безопасности для инвалидов" в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в автобусы.
Согласно определению данному в пункте 2.20.1 ГОСТ Р41.52-2005 "Единообразные предписания, касающиеся транспортных средств малой вместимости категорий М2 и МЗ в отношении их общей конструкции" пассажиры с ограниченной способностью к передвижению - это пассажиры, испытывающие особые трудности при пользовании общественным транспортом, в частности люди пожилого возраста и инвалиды. Ограниченная способность к передвижению необязательно связана с какой-либо формой заболевания.
В соответствии с пунктом 1 ГОСТ Р 51090-2017 названный стандарт распространяется на средства общественного пассажирского транспорта (автобусы, троллейбусы, вагоны трамваев, пассажирские вагоны, вагоны электро- и дизель-поездов, вагоны метрополитена, речные и морские пассажирские суда, самолеты гражданской авиации), предназначенные для перевозки пассажиров, в том числе пассажиров-инвалидов, по воде, земле, под землей и по воздуху.
ГОСТ Р 51090-2017 содержит требования о необходимом оборудовании (технических характеристиках), предназначенном для обеспечения доступности и безопасности транспортных средств инвалидам и другим группам лиц с ограниченными возможностями передвижения, в том числе, с нарушениями опорно-двигательных функций.
Довод ООО "АвтоАльянс" о не тождественности понятий "инвалиды" и "пассажиры с ограниченными возможностями передвижения" ошибочен, поскольку противоречит письму Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России от 16.03.2017 N 03-03/5044-ис, согласно которому инвалид-колясочник и есть один из пассажиров с ограниченными возможностями передвижения.
Суд отмечает, что ООО "АвтоАльянс" не вправе самостоятельно определять, какие именно группы пассажиров относятся к категории пассажиров с ограниченными возможностями передвижения и устанавливать, какие виды оборудования могут обеспечить доступность и безопасность транспортного средства для данных групп пассажиров.
Необходимо учитывать, что транспортное средство должно отвечать условиям доступности и безопасности, в том числе и для инвалидов (инвалидов - колясочников).
Беспрепятственный доступ в транспортное средство должны обеспечивать вспомогательные посадочные устройства, которыми в соответствии с пунктом 3.1.9 ГОСТ 51090-2017 являются:
- оборудование для подъема человека, сидящего в кресле-коляске, при посадке в транспортное средство или высадке из него, или для обеспечения возможности человеку в кресле-коляске вкатиться в транспортное средство. Включают, например, подъемники для перемещения человека в кресле-коляске при посадке в транспортное средство или высадке из него; пандусы, установленные в транспортном средстве для облегчения погрузки или выгрузки кресла-коляски с человеком, и подъемные платформы, установленные в транспортном средстве для облегчения погрузки или выгрузки кресла-коляски с человеком, код 12 12 18 по ГОСТ Р ИСО 9999.
- беспрепятственным доступом инвалида в ДИТС (доступное для инвалидов транспортное средство) является передвижение инвалида самостоятельно или с сопровождающим его лицом с площадки внешнего посадочного объекта (устройства) к месту своего размещения в транспортном средстве, которое совершается без необходимости преодолевать препятствия высотой более 50 мм, зазоры свыше 100 мм и уклоны свыше 6%.
- конструкция ДИТС должна обеспечивать беспрепятственный доступ в пассажирское помещение (салон) и безопасную поездку в нем инвалидов, передвигающихся самостоятельно или с сопровождающим лицом.
Согласно пункту 6.2. ГОСТа 51090-2017 конструкция ДИТС должна обеспечивать беспрепятственный доступ в пассажирское помещение (салон) и безопасную поездку в нем инвалидов, передвигающихся самостоятельно или с сопровождающим лицом.
Пункт 6.2.1.2. ГОСТа 51090-2017 предусмотрено, что дверь ДИТС, предназначенная для доступа инвалидов, должна иметь ширину в свету не менее 800 мм и высоту не менее 1700 мм, определенную как расстояние в плоскости двери от верхнего косяка двери до порога (пола) ДИТС, или площадки подъемного устройства в поднятом положении, или плоскости рампы.
Требования ГОСТ Р 51090-2017 являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей.
Согласно пункту 5.1 ГОСТа Р 51090-2017 если средства общественного пассажирского транспорта, доступные для пассажиров-инвалидов, в соответствии с требованиями названного стандарта, удовлетворяют требованиям раздела 6 (Технические требования), то данные ТС считают соответствующими требованиям стандарта.
Судом из материалов дела установлено, что представленные на осмотр транспортные средства победителя открытого конкурса не обеспечивают перевозку всех групп пассажиров с ограниченными возможностями передвижения, в том числе, из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно. Наличие представленного обществом оборудования, не является достаточным и исчерпывающим для категории пассажиров - пассажиры с ограниченными возможностями передвижения.
С учетом установленных данным ГОСТом требований суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае у ООО "АвтоАльянс" в действительности не имелось транспортных средств, соответствующих заявленным характеристикам, поскольку установленное обществом оборудование не свидетельствует о том, что автобусы общества соответствуют такому критерию как "наличие оборудования для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения и пассажиров с детскими колясками".
При этом кнопки просьба об остановке и звуковым сопровождением для пассажирских мест, предназначенных для инвалидов; надписи, графическая информация, выполненная крупным шрифтом, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля; держатели детских колясок (для пассажиров с детскими колясками) не свидетельствуют о соблюдении требований ГОСТ Р 51090-2017.
Таким образом, выводы УФАС, изложенные в решении от 07.04.2020 N 025/10-18.1-333/2020 о том, что характеристики транспортных средств, предъявленных для осмотра 13.03.2020, соответствуют всем характеристикам, заявленным ООО "АвтоАльянс" в заявке на участие в конкурсе являются неверными.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования заявителей, признав недействительным указанное решение и выданное на его основе предписание от 07.04.2010 по делу N 025/10/18.1-333/2020.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
В целом доводы третьего лица не опровергают выводов суда первой инстанции и по существу сводятся к иному толкованию обществом подлежащих применению в споре норм материального права и оценки доказательств по делу, которое расценивается судом апелляционной инстанции как ошибочное.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 16.09.2020 по делу N А51-6149/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-6149/2020
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ АРСЕНЬЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю
Третье лицо: ООО "АВТОАЛЬЯНС", ООО "СИТИ ЛАЙН"