г. Санкт-Петербург |
|
14 декабря 2020 г. |
Дело N А56-21401/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Зотеевой Л.В., Лебедева Г.В.
при ведении протокола судебного заседания: Вардиковой А.А.
при участии:
от заявителя: Муравьев А.О. по доверенности от 21.11.2019
от заинтересованного лица: Маслов И.И. по доверенности от 09.01.2020
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26917/2020) УФАС по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.08.2020 по делу N А56-21401/2020, принятое
по заявлению ПАО "Россети Ленэнерго"
к УФАС по Ленинградской области
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго" (ОГРН: 1027809170300, адрес: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, 1; далее - заявитель, Общество, ПАО "Ленэнерго", после смены наименования - ПАО "Россети Ленэнерго") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3; далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 23.01.2020 N 05/03-2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N047/04/9.21-2246/2019, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Решением от 17.08.2020 суд первой инстанции признал незаконным и отменил постановление УФАС от 23.01.2020 N 05/03-2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-2246/2019.
Не согласившись с решением суда, УФАС обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Управление ссылается на то, что Общество не направило в адрес заявителя уведомление о предоставлении дополнительных документов и сведений, что привело к нарушению Обществом пункта 15 Правил технологического присоединения, а именно к ненаправлению Обществом проекта договора в ответ на мотивированный отказ заявителя.
В судебном заседании представитель УФАС поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, в Управление поступило заявление Курятковой Е.Г. (вх. N 9159 от 30.09.2019) с информацией о нарушении ПАО "Ленэнерго" Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила присоединения).
Должностное лицо УФАС определило возбудить в отношении Общества дело об административном правонарушении N 047/04/9.21-2246/2019.
10.01.2020 в отношении Общества Управлением составлен протокол об административном правонарушении N Пр/05/01.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении Управление вынесло постановление от 23.01.2020 N 05/03-2020, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности антимонопольным органом вмененного состава административного правонарушения, в связи с чем признал незаконным и отменил постановление УФАС.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Порядок заключения и исполнения договоров между сетевой организацией и потребителями урегулирован Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила присоединения).
Указанные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор).
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что 04.07.2019 Куряткова Г.В. направила в ПАО "Ленэнерго" заявку N 19-26744 на технологическое присоединение ЭПУ жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: Ленинградская обл., Гатчинский р-н, д. Пустошка, ул. Песочная, уч. 16, к электросетям ПАО "Ленэнерго".
ПАО "Ленэнерго" приняло заявку и представило заявителю проект договора и технические условия.
Заявитель, ознакомившись с проектом договора и техническими условиями, направил несколько мотивированных отказов по следующим пунктам:
1. пункт 1 договора и пункт 1 технических условий не соответствует данным, указанным в заявке N 19-26744 (наименование энергопринимающего устройства);
2. пункт 7 технических условий - месторасположение точки присоединения указано на контактных соединениях на ближайшей опоре ПАО "Ленэнерго", расположенной за границами земельного участка заявителя;
3. пункт 11.2 технических условий - в обязанность заявителя входит обеспечить электроснабжение ЭПУ от ближайшей опоры ВЛ-0,4 кВ ТП-1073;
5. пункт 11.4.1 технических условий - присутствует требование к монтажу.
В соблюдение пункта 15 Правил присоединения ПАО "Ленэнерго" должно было в течение 15 дней со дня получения заявки от Заявителя, то есть не позднее 19.07.2019, направить в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору.
В соответствии с пунктом 13 проекта договора (в редакции от 17.10.2019) заявитель несет балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, Сетевая организация - до границ участка заявителя.
Согласно пункту 7 технических условий точка присоединения к электрической сети: на контактах присоединения ВЛ-0,4 кВ заявителя к ВЛ-0,4 кВ Л-3 от ТП-1073 на ближайшей опоре.
Согласно пункту 16.1 Правил присоединения заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию.
Управление пришло к выводу о том, что в нарушение пункта 13 проекта договора и пункта 16.1 Правил присоединения ПАО "Ленэнерго" указало месторасположение границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности за пределами объекта заявителя, в связи с чем Куряткова Г.В. неоднократно направляла мотивированные отказы от подписания договора и приложения к нему в адрес ПАО "Ленэнерго".
В соответствии с подпунктом "а" пункта 25(1) Правил присоединения в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны:
а) точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя.
Управление указало на то, что Общество, указав точку присоединения на опоре за пределами границ участка Заявителя, нарушило пункт 25 (1) Правил присоединения.
В соответствии с положениями пункта 1 Правил присоединения в качестве объекта присоединения могут выступать энергопринимающие устройства, которые в соответствии с положениями пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), представляют собой аппараты, агрегаты, механизмы, устройства и иное оборудование (или их комплекс), предназначенные для преобразования электрической энергии в другой вид энергии в целях использования (потребления) и имеющие между собой электрические связи.
Подпункт г) пункта 10 Правил присоединения предоставляет заявителю право заключать договор технологического присоединения в отношении еще не созданного энергопринимающего устройства, в случае наличия у заявителя права владения земельным участком, на котором будет располагаться создаваемое энергопринимающее устройство.
В указанном случае расположение точки присоединения определяется в соответствии с положениями пунктов 16.1, 16.3, 25 Правил присоединения - на границе земельного участка Заявителя.
Пункт 7 и 11.2 технических условий проекта договора указывает, что точка присоединения располагается на контактах присоединения ВЛ-0,4 кВ Заявителя к ВЛ-0,4 кВ Л-3 от ТП-1073 на ближайшей опоре.
Ближайшая проектируемая опора может располагаться непосредственно на границе земельного участка Заявителя согласно нормативно установленной в пункте 16.1, 16.3 Правил присоединения границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, которая определяется границей земельного участка Заявителя.
Таким образом, из содержания проекта договора, однозначно не следует, что Общество навязывает Заявителю выполнение мероприятий за границами земельного участка. В ходе выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны Общества допустима ситуация, при которой объекты электросетевого хозяйства, в частности, ближайшая опора линии электропередач находится на границе земельного участка Заявителя.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что права и законные интересы Заявителя могут быть затронуты лишь фактической установкой опоры линии электропередач за границей земельного участка Заявителя.
Обществу вменено также то, что Общество в нарушение пункта 15 Правил присоединения не направило Заявителю в течение 15 дней со дня получения заявки заполненный и подписанный проект договора в 2-х экземплярах с техническими условиями.
Правилами N 861 установлен порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям; регламентирована процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определены существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Согласно пункту 3 Правил N 861 организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Сетевая организация направляет в адрес заявителей, за исключением заявителей, указанных в абзацах первом и втором пункта 15 Правил N 861, для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки (абзац 3 пункта 15 Правил N 861).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 9 Правил N 861 в заявке, направляемой заявителем, должны быть указаны наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации.
Согласно абзацу 16 пункта 2 Правил N 861 под энергопринимающим устройством потребителя понимается находящиеся у потребителя аппараты, агрегаты, механизмы, устройства и иное оборудование (или их комплекс), предназначенные для преобразования электрической энергии в другой вид энергии в целях использования (потребления) и имеющие между собой электрические связи.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Заявителем 04.07.2019 направлена заявка N 19-26744 с целью заключения договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств - "вводно-распределительное устройство (ВРУ) земельного участка, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Гатчинский р-н, д. Пустошка, ул. Песочная, участок 16" (л.д.53-54).
В свою очередь Общество, вопреки доводам апелляционной жалобы Управления, направило в адрес Заявителя уведомление исх.N ЭСКЛ/16-01/13725 от 05.07.2019 о необходимости предоставления дополнительных сведений, а именно: наименование энергопринимающего устройства (л.д.64-65).
Таким образом, у Общества возникла обязанность по направлению в адрес Заявителя для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия к договору, в срок, предусмотренный абз. 1, 13 пункта 15 Правил N 861, исчисляемый со дня представления Обществу недостающих сведений Заявителем.
С учетом дополнительной информации, представленной Заявителем, Обществом составлен проект договора, соответствующий Правилам присоединения.
Вместе с тем, предлагаемые Заявителем условия проекта договора, изложенные в последующих мотивированных отказах, не обоснованы и противоречат требованиям законодательства об электроэнергетике.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о недоказанности Управлением наличия в действиях Общества вмененного состава административного правонарушения, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим привлечение лица к административной ответственности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное требование.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17 августа 2020 года по делу N А56-21401/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-21401/2020
Истец: ОАО энергетики и электрификации "Ленэнерго", ПАО "РОССЕТИ ЛЕНЭНЕРГО"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области