город Ростов-на-Дону |
|
14 декабря 2020 г. |
дело N А53-3302/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маштаковой Е.А.,
судей Авдониной О.Г., Яицкой С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бархо В.Ю.,
при участии:
от истца: представителя Колесникова А.А. по доверенности от 26.06.2018,
от ответчика: представителей Долговой Е.М. по доверенности от 25.09.2020, Пономаревой О.В. по доверенности 09.01.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.09.2020 по делу N А53-3302/2020
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
к акционерному обществу "Гуковпогрузтранс" (ИНН 6144010040, ОГРН 1046144003025)
о взыскании задолженности, пени,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к акционерному обществу "Гуковпогрузтранс" (далее - ответчик, АО "Гуковпогрузтранс") о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 294186 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 24878,30 руб., процентов по день фактической оплаты суммы долга.
Исковые требования мотивированы нахождением вагонов на путях общего пользования в связи с произведенной истцом задержкой поездов, следовавших в адрес станции назначения, на промежуточных станциях, по причине допущенных ответчиком нарушений технологического срока оборота вагонов на пути необщего пользования. Несвоевременная оплата дает истцу право на взыскание процентов, начисленных на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 03.09.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "РЖД" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что факт нарушения сроков доставки вследствие задержки вагонов в пути следования подтверждается железнодорожными накладными, указанными в приложении к иску. Факт нарушения технологического срока оборота вагонов подтвержден памятками приемосдатчика на уборку вагонов. Ответчик не представил доказательств обратного.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представители ответчика не согласились с доводами апелляционной жалобы, просили решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ООО "Шахтоуправление "Садкинское" (пользователь) заключен договор на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования при станции Чапаевка-Ростовская СКжд N 558/1 от 29.06.2015.
Согласно пункту 5 договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению.
Уведомление передается не позднее, чем за 2 часа до подачи вагонов по телефону дежурному по станции приемосдатчику пользователя (пункт 6 договора).
На основании пункта 7 договора сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом "Перевозчика" на один из железнодорожных выставочных путей N N 1,2,3гл станции Чапаевка-Ростовская. Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом пользователя с расстановкой по местам погрузки/разгрузки.
Между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ООО "Шахтоуправление "Садкинское" (пользователь) и АО "Гуковпогрузтранс" (контрагент) заключено соглашение N 558/1-кЗ от 25.12.2017 о порядке расчета за услуги, оказываемые АО "Гуковпогрузтранс" при подаче вагона на железнодорожный путь необщего пользования ООО "Шахтоуправление "Садкинское" при станции Чапаевка-Ростовская СКжд.
Согласно пункту 2 соглашения N 558/1-кЗ от 25.12.2017 передача вагонов с грузами и порожних вагонов от АО "Гуковпогрузтранс" ОАО "РЖД" производится на железнодорожных выставочных путях NN 1,2,3гл станции Чапаевка-Ростовская.
Пунктом 12 договора установлен технологический срок оборота на путях необщего пользования - 8,6 часов (с учетом протокола согласования разногласий от 07.12.2015).
В соответствии с пунктом 16 договора N 558/1 контрагент уплачивает перевозчику с учетом коэффициентов, действующих на дату оказания услуг, плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, независимо от его принадлежности, по причинам, зависящим от контрагента, по ставкам Тарифного руководства "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 с учетом индексации.
Пунктом 1 дополнительного соглашения от 25.10.2019 срок действия договора продлен до 31.12.2019.
Как указал истец, на железнодорожной станции Миллерово 06.02.2019 в пути следования отставлен от движения по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки), и 13.02.2019 отправлен на станцию назначения поезд с индексом 5865-030-5891 с вагонами, адресованными АО "Гуковпогрузтранс".
По прибытии поезда на станцию назначения Чапаевка - Ростовская в соответствии с пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца. О задержке и отправлении поезда по станции Миллерово перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца направлены уведомления N б/н от 06.02.2019, N б/н от 13.02.2019.
На железнодорожной станции Миллерово 10.02.2019 в пути следования отставлен от движения по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки), и 18.02.2019 отправлен на станцию назначения поезд с индексом 4383-240-5891 с вагонами, адресованными АО "Гуковпогрузтранс".
По прибытии поезда на станцию назначения Чапаевка - Ростовская в соответствии с пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца. О задержке и отправлении поезда по станции Миллерово перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления N б/н от 11.02.2019, N б/н от 18.02.2019.
На железнодорожной станции Новомихайловская 06.02.2019 в пути следования отставлен от движения по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки), и 07.02.2019 отправлен на станцию назначения поезд с индексом 5800-529-5891 с вагонами, адресованными АО "Гуковпогрузтранс".
По прибытии поезда на станцию назначения Чапаевка - Ростовская в соответствии с пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца. О задержке и отправлении поезда по станции Новомихайловская перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления N б/н от 06.02.2019, N б/н от 07.02.2019.
На железнодорожной станции Белая Калитва 03.02.2019 в пути следования был отставлен от движения по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки), и 06.02.2019 отправлен на станцию назначения поезд с индексом 5800-525-5891 с вагонами, адресованными АО "Гуковпогрузтранс".
По прибытии поезда на станцию назначения Чапаевка - Ростовская в соответствии с пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца. О задержке и отправлении поезда по станции Белая Калитва перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления N б/н от 03.02.2019, N б/н от 06.02.2019.
На железнодорожной станции Новомихайловская 09.02.2019 в пути следования отставлен от движения по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки), и 12.02.2019 отправлен на станцию назначения поезд с индексом 5800-531-5891 с вагонами, адресованными АО "Гуковпогрузтранс".
По прибытии поезда на станцию назначения Чапаевка - Ростовская в соответствии с пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца. О задержке и отправлении поезда по станции Новомихайловская перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления N б/н от 09.02.2019, N б/н от 12.02.2019.
Истец полагает, что факт нарушения сроков доставки вследствие задержки вагонов в пути следования подтверждается железнодорожными накладными, представленными в материалы дела.
Как указал истец, правомерность действий перевозчика по остановке в пути следования вагонов по причинам, зависящим от грузополучателя, основывается на нормах статьи 39 УЖТ РФ, пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования.
В целях досудебного урегулирования спора в адрес ответчика направлены претензии от 04.03.2019 N 19/497, N 19/498, N 19/504, N 19/506, N 19/519 о внесении платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, причитающейся ОАО "РЖД".
Оставление претензии без финансового удовлетворения послужило основанием для обращения в суд с иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную данным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) определено, что за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени, в том числе: задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) и такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом.
Если в указанных в части 11 статьи 39 УЖТ РФ случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Статьей 39 УЖТ РФ установлено, что размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Приказом от 29.04.2015 N 127-т/1 Федеральной службы по тарифам России утверждена плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения (Тарифное руководство).
Пунктом 2.4 Тарифного руководства установлено, что плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется по ставкам таблицы N 2 в случае нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, контейнеров в перевозочном процессе (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, иных перевозчиков, если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления в соответствии с правилами исчисления сроков доставки.
При доказанности вины грузополучателя в простаивании вагонов на путях общего пользования железная дорога вправе требовать соответствующей платы.
В соответствии со статьей 39 УЖТ РФ для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных статьей 39 УЖТ РФ, оформляется акт общей формы.
Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом утверждены приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45).
Пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), установлено, что задержка вагонов, контейнеров в пути следования осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика. На основании этого распоряжения станция назначения извещает грузополучателя о дате, времени и станции задержки и всех задержанных вагонах, а также об их отправлении.
Согласно пункту 3.1 Правил N 45 акты общей формы составляются на станциях для удостоверения, в том числе задержки груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользовании и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения.
В силу абзаца 5 пункта 4.7 Правил N 26 перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов составляется акт общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, их номера, время начала и окончания задержки вагонов по каждой станции. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, если задержка вагонов привела к нарушению срока доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, причитающейся с грузоотправителя.
Истец указал, что прибывавшие в спорном периоде на станцию Чапаевка -Ростовская СКжд вагоны, поезд с индексом N 5800-607-5891, оставлялись в пути следования от движения на железнодорожных путях общего пользования станции Белая Калитва по причине, зависящей от грузополучателя, владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм погрузки/выгрузки).
Редакция пунктов 11, 12 статьи 39 УЖТ РФ определяет, что за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени:
-ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;
-нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
-задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
-задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части одиннадцатой данной статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Из смысла данной нормы следует, что грузополучатель, грузоотправитель, владелец пути необщего пользования вносит перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, только в том случае если причина, по которой произошел простой вагонов на путях инфраструктуры, зависела (в данном случае) от АО "Гуковпогрузтранс".
В силу части 18 статьи 39 УЖТ РФ в редакции Закона N 503-ФЗ грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), а также обслуживающие грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своими локомотивами владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в том числе в случаях, когда вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев вагонов.
Толкование частей 12 и 18 статьи 39 УЖТ в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что обязанность по внесению платы за пользование путями общего пользования устанавливается персонифицировано для лиц, от которых зависели причины нахождения вагонов на путях общего пользования. Из чего следует, что обязанность грузополучателя по внесению платы за пользование путями общего пользования не является безусловной, а представляет собой опровержимую презумпцию.
Доказав то обстоятельство, что просрочка произошла по причине, не зависящей от грузополучателя, последний может сложить с себя обязанность по внесению такой платы перевозчику, которая перейдет на соответствующее лицо, чьи действия (бездействие) вызвали просрочку, либо в связи с виной самого перевозчика прекратится применительно к положениям пункта 3 статьи 405, статей 406, 413 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
ОАО "РЖД" при составлении актов общей формы не принято во внимание согласие АО "Гуковпогрузтранс" на прием по станции Чапаевка - Ростовская СКжд задержанных в пути следования вагонов (официального отказа от приема вагонов в спорный период АО "Гуковпогрузтранс" в адрес ОАО "РЖД" не направляло).
Тот факт, что у грузополучателя имелась техническая возможность принимать поезда, подтверждается тем, что в спорный период (с 06.02.2019 (начало задержки) по 13.02.2019 (окончание задержки) (станция Миллерово), поезд с индексом 5865-030-5891; с 10.02.2019 (начало задержки) по 18.02.2019 (окончание задержки) (станция Миллерово), поезд с индексом 4383-240-5891; с 03.02.2019 (начало задержки) по 06.02.2019 (окончание задержки) (станция Белая Калитва) поезд с индексом 5800-525-5891; с 09.02.2019 (начало задержки) по 12.02.2019 (окончание задержки) (станция Новомихайловская) поезд с индексом 5800-531-5891; с 06.02.2019 (начало задержки) по 07.02.2019 (окончание задержки) (станция Новомихайловская), поезд с индексом 5800-529-5891) АО "Гуковпогрузтранс" непрерывно продолжало принимать последующие партии порожних вагонов, следовавших от станций отправления до станции Чапаевка - Ростовская.
В этой связи обоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что вновь прибывающие на станцию назначения вагоны подавались на подъездные пути необщего пользования раньше, чем ранее прибывшие ("брошенные" на промежуточных станциях), что указывает на свободное передвижение подвижных составов на станции Чапаевка - Ростовская и подтверждает наличие на станции назначения эксплуатационной возможности приема новых вагонов.
Таким образом, отсутствие на станции Чапаевка - Ростовская такой загруженности путей, которая могла бы повлечь длительное простаивание вагонов поезда с индексом 5800-607-5891 на путях общего пользования промежуточной станции Белая Калитва, не подтверждает отсутствие у грузополучателя возможности принять брошенный поезд.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что данные обстоятельства спорных правоотношений могут свидетельствовать об оставлении перевозчиком ранее прибывших в адрес ответчика порожних вагонов на промежуточных станциях, создавая занятость соответствующих путей общего пользования на длительный период времени, при отсутствии такой необходимости, с целью отнесения данных вагонов на ответственный простой грузополучателя и получения для себя дополнительной выгоды в виде начисленной платы за пользование инфраструктурой.
Кроме того, сам факт простоя вагонов в пути следования, зафиксированный актами общей формы на станции Чапаевка - Ростовская СКЖД, не является безусловным основанием для взыскания с грузополучателя, ответчика по делу, начисленной перевозчиком платы за простой и не доказывает занятость путей станции по вине АО "Гуковпогрузтранс", а также фактическую невозможность приема станцией поезда с индексом 5800-607-5891.
Как следует из имеющихся в материалах дела документов, АО "Гуковпогрузтранс" не могло влиять на погрузку/выгрузку порожних/груженых вагонов, прибывших под грузовую операцию на подъездной путь необщего пользования, примыкающий к станции Чапаевка - Ростовская, поскольку исходя из сложившихся между истцом и ответчиком взаимоотношений, станция Чапаевка-Ростовская является лишь станцией назначения и не может быть местом погрузки/выгрузки в смысле статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы истца, изложенные в исковом заявлении, документально не подтверждены; истцом не были представлены натурный лист грузового поезда с индексом 5800-607-5891 (по форме утвержденной Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (протокол от 12.02.2003 N 34); натурные листы поездов на подсыл порожних вагонов, прибывающих на станцию Чапаевка - Ростовская СКЖД в адрес АО "Гуковпогрузтранс" в спорный период; журналы (формы ДУ-46) осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети, по станциям Белая Калитва и Чапаевка - Ростовская; извещения о задержке/отправлении грузового поезда с индексом 5800-607-5891 по станции Белая Калитва; расчет требований истца с отражением порядка и периода начала и окончания начисления платы, размера с применением поправочных коэффициентов и т.д.; железнодорожные накладные содержащие даты отправления/прибытия вагонов от/на станцию отправления/назначения, на которые имеется ссылка в исковом заявлении.
Таким образом, истец не доказал, что длительное нахождение порожних вагонов на железнодорожных путях общего пользования имело место в силу причин, зависящих от АО "Гуковпогрузтранс", в связи с чем начисление платы за простой вагонов в указанной ситуации и в предъявленном ответчику размере неправомерно.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с ответчика платы за нахождение вагонов на путях общего пользования промежуточных станций, в связи с чем обоснованно отказал во взыскании суммы основного долга.
В связи с отказом в удовлетворении основного требования судом обоснованно отказано и во взыскании суммы процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу вышеизложенного основания для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы ответчиком не уплачена государственная пошлина в установленном размере, то на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с него надлежит взыскать в доход федерального бюджета 3000 руб.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.09.2020 по делу N А53-3302/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3000 руб.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающей двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Маштакова |
Судьи |
О.Г. Авдонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-3302/2020
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ", ОАО "Российский железные дороги"
Ответчик: АО "ГУКОВПОГРУЗТРАНС"
Третье лицо: ООО "Шахтоуправление "Садкинское"