г. Санкт-Петербург |
|
15 декабря 2020 г. |
Дело N А56-26221/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Лебедева Г.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Вардиковой А.А.
при участии:
от заявителя: Бойко Д.А. по доверенности от 21.11.2019
от заинтересованного лица: Гришин С.С. по доверенности от 23.06.2020
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27138/2020) УФАС по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.06.2020 по делу N А56-26221/2020, принятое
по заявлению ПАО "Россети Ленэнерго"
к УФАС по Ленинградской области
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго" (ОГРН: 1027809170300, адрес: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, 1; далее - заявитель, Общество, ПАО "Ленэнерго", после смены наименования - ПАО "Россети Ленэнерго") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3; далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 20.02.2020 по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-90/2020, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Решением от 08.06.2020 суд первой инстанции признал незаконным и отменил постановление УФАС от 20.02.2020 по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-90/2020.
Не согласившись с решением суда, УФАС обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель УФАС поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 02.12.2019 ИП Субботина Н.И. обратилась в ПАО "Ленэнерго" с заявкой N 19-52035 на заключение договора об осуществлении технологического присоединения объекта максимальной мощностью 50 кВт.
Согласно пункту 4 заявки объектом присоединения заявителя является "стройка".
09.12.2019 в соответствии с поступившей заявкой сетевой организацией подготовлен и направлен заявителю проект договора об осуществлении тех. присоединения к электрическим сетям N ОД-ПрЭС-33916-19/54551-Э-19 (далее - Договор) с указанием объекта "производственное помещение", расположенного (который будет располагаться) на земельном участке по адресу: Ленинградская обл., Гатчинский р-н, Пудомягское сельское поселение, кадастровый номер: 47:23:0319003:2725. Точка присоединения, согласно пункту 7 - контактные соединения коммутационных аппаратов в РУ-0,4кВ новой ТП и новой ЛЭП 0,4 кВ, отходящей в сторону электроустановок заявителя.
17.12.2019 от Субботной Н.И. поступил мотивированный отказ N 1.
Основные требования, указанные в мотивированном отказе:
1. Изменить наименование объекта: земельный участок с кадастровым N 47:23:0319003:2725.
2. Изменить наименование ЭПУ, указав: ЭПУ потребителя, состоящее из ВРУ-0,4кВ, узла учета эл. энергии, технологического и строительного оборудования, размещенного на земельном участке кад. N 47:23:0319003:2725.
3. Изменить порядок оплаты услуги на беспроцентную рассрочку 5/95%.
4. Изменить расположение точки присоединения, применить: контакты автоматического выключателя, устанавливаемого заявителем на границе земельного участка заявителя в ШВУ-0,4кВ (шкаф вводной учета).
5. Исключить требования по ПУ.
24.12.2019 в ответ на поступивший мотивированный отказ Обществом подготовлена новая редакция договора и технические условия со следующими изменениями: пункт 11 ТУ откорректирован в соответствии с требованиями заявителя, подпункты 11.1, 11.4.2, 11.4.6 исключены.
09.01.2020 в сетевую организацию поступил второй мотивированный отказ.
21.01.2020 в ответ на второй мотивированный отказ ПАО "Ленэнерго" направлен очередной проект договора с сопроводительным письмом (исх. N ЭСКЛ/16-01/774), разъясняющим позицию сетевой организации со ссылками на законодательство.
27.12.2019 в Управление поступило заявление ИП Субботиной Н.И. Курятковой Е.Г. (вх. N 13074) с информацией о нарушении ПАО "Ленэнерго" Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила присоединения).
Должностное лицо УФАС определило возбудить в отношении Общества дело об административном правонарушении N 047/04/9.21-90/2020.
06.02.2020 в отношении Общества Управлением составлен протокол об административном правонарушении N Пр/05/22.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении Управление вынесло постановление от 20.02.2020, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности антимонопольным органом вмененного состава административного правонарушения, в связи с чем признал незаконным и отменил постановление УФАС.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Порядок заключения и исполнения договоров между сетевой организацией и потребителями урегулирован Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила присоединения).
Указанные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор).
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что 02.12.2019 ИП Субботина Н.И. обратилась в ПАО "Ленэнерго" с заявкой N 19-52035 на заключение договора об осуществлении технологического присоединения объекта максимальной мощностью 50 кВт. ЭПУ потребителя, состоящего из ВРУ-0,4 кВ, узла учета эл.энергии, технологического и строительного оборудования, размещенного на земельном участке.
09.12.2019 в соответствии с поступившей заявкой сетевой организацией подготовлен и направлен заявителю проект договора.
Проектом договора определяется, что "технологическое присоединение необходимо для энергоснабжения объекта "производственное помещение".
Не согласившись с указанным проектом, 17.12.2019 заявитель направил сетевой организации мотивированный отказ. В мотивированном отказе заявитель предложил изменить наименование объекта, на котором будет располагаться энергопринимающее устройство на объект "земельный участок с кадастровым N 47:23:0319003:2725".
24.12.2019 заявителю направлен второй проект договора, который заявитель также отказался подписывать, направив повторный мотивированный отказ.
21.01.2020 в ответ на второй мотивированный отказ ПАО "Ленэнерго" направлен очередной проект договора с сопроводительным письмом (исх. N ЭСКЛ/16-01/774) разъясняющим позицию сетевой организации со ссылками на законодательство.
Управлением Обществу вменено нарушение пункта 15 Правил присоединения, выразившееся в не приведении в установленный срок проекта договора на технологическое присоединение в соответствии с Правилами присоединения после получения мотивированного отказа Заявителя от подписания проекта договора.
Правилами N 861 установлен порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям; регламентирована процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определены существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Согласно пункту 3 Правил N 861 организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Сетевая организация направляет в адрес заявителей, за исключением заявителей, указанных в абзацах первом и втором пункта 15 Правил N 861, для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки (абзац 3 пункта 15 Правил N 861).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 9 Правил N 861 в заявке, направляемой заявителем, должны быть указаны наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации.
Подпунктом "г" пункта 10 Правил установлено, что к заявке, подаваемой в сетевую организацию прилагается копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства (нежилое помещение в таком объекте капитального строительства) и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя. Буквальное толкование данной нормы позволяет установить, что на земельном участке предполагается обязательное наличие присоединяемого объекта - энергопринимающего устройства. Таким образом, сам земельный участок не является самостоятельным объектом присоединения. Следовательно, действия сетевой организации по указанию присоединяемого объекта в проекте договора соответствуют требованиям Правил.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Заявителем 02.12.2019 направлена заявка N 19-52035 с целью заключения договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств - "ЭПУ потребителя, состоящее из ВРУ-0,4 кВ, узла учета эл.энергии, технологическое и строительное оборудование, размещенное на земельном участке с кад. N47:23:0319003:2725".
09.12.2019 сетевой организацией подготовлен и направлен заявителю проект договора, указав, что "технологическое присоединение необходимо для энергоснабжения объекта "производственное помещение".
Не согласившись с указанным проектом, 17.12.2019 заявитель направил сетевой организации мотивированный отказ, в котором потребовал изменить наименование объекта, на котором будет располагаться энергопринимающее устройство на "земельный участок с кадастровым N 47:23:0319003:2725".
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" под энергопринимающей установкой, энергопринимающим устройством понимаются аппарат, агрегат, оборудование либо объединенная электрической связью их совокупность, которые предназначены для преобразования электрической энергии в другой вид энергии для ее потребления и функционируют совместно с другими объектами электроэнергетики в составе электроэнергетической системы.
Согласно абзацу 16 пункта 2 Правил N 861 под энергопринимающим устройством потребителя понимается находящиеся у потребителя аппараты, агрегаты, механизмы, устройства и иное оборудование (или их комплекс), предназначенные для преобразования электрической энергии в другой вид энергии в целях использования (потребления) и имеющие между собой электрические связи.
Указанное требование Правил направлено на предоставление сетевой организации возможности сформировать конкретные технические условия, в том числе, в части определения:
1. Точки присоединения энергопринимающих устройств заявителя (например, по смыслу главы 7.1. Правил устройства электроустановок в редакции 7, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.07.2002 N 204 (далее - ПУЭ), точка присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств, расположенных в отдельном жилом или нежилом здании, подлежит установлению в главном распределительном щите такого здания);
2. Объема мероприятий, подлежащих выполнению в процессе исполнения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (например, пунктом 7.1.22 ПУЭ, введен запрет на установление дополнительных кабельных ящиков для разделения сферы обслуживания наружных питающих сетей и сетей внутри здания);
3. Даты осуществления технологического присоединения (например, пункт 2.1 Правил указывает, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств, находящихся в нежилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, к электрическим сетям сетевой организации осуществляется не ранее технологического присоединения систем электроснабжения, входящих в состав общего имущества, соответствующего многоквартирного дома);
4. Учета технических особенностей присоединения отдельных видов энергопринимающих устройств (например, раздел 2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных постановлением Минэнерго России от 13.01.2003 N 6 предусматривают требования к установке силовых трансформаторов, реакторов, распределительных устройств, подстанций, воздушных и кабельных линий и иное; главой 5 Правил установлены особенности присоединения объектов электросетевого хозяйства).
Приказ Минэнерго РФ от 08.07.2002 N 204 "Об утверждении глав Правил устройства электроустановок" определяет, что электроустановка - это совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другие виды энергии (п.1.1.3.).
Основные виды электроустановок определены в ГОСТ 19431-84 Государственный стандарт Союза ССР. Энергетика и электрификация. Термины и определения, утвержденном постановлением Госстандарта СССР от 27.03.1984 N 1029, в пункте 24 которого в качестве одного из видов поименована "энергоустановка" как комплекс взаимосвязанного оборудования и сооружений, предназначенный для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления энергии.
В пункте 11.1. ГОСТ 30331.1-2013 указывает на распространение требований стандарта на проектирование, монтаж и проверку электрических установок следующих объектов:
а) жилых зданий;
б) торговых предприятий;
в) общественных зданий;
г) производственных зданий;
д) сельскохозяйственных и садоводческих строений;
е) сборных зданий;
ж) жилых автофургонов, стоянок для них и аналогичных участков;
з) строительных площадок, выставок, ярмарок и других временных сооружений;
и) пристаней для малых судов, используемых на отдыхе;
к) наружного освещения и электроустановок аналогичного назначения (кроме перечисления е) в подразделе 11.3);
л) медицинских учреждений;
м) передвижных или транспортируемых средств;
н) фотоэлектрических систем;
о) низковольтных генераторных установок.
Таким образом, электрические установки классифицируются в зависимости от вида объекта, с которым эти "аппараты, агрегаты, механизмы, устройства и иное оборудование (или их комплекс)" составляют "комплекс взаимосвязанного оборудования и сооружений".
Наименование энергопринимающего устройства неразрывно связано с наименованием объекта присоединения и не может восприниматься в отрыве от него.
При этом сам земельный участок, указанный в обращении ИП Субботиновй Н.И., на котором расположены/будут располагаться здания, строения, сооружения, самостоятельного объекта присоединения не образует. Невозможно подключить "аппараты, агрегаты, механизмы, устройства и иное оборудование", помещенные на земельный участок. Данное оборудование может быть создано в составе единой энергоустановки вместе с объектом присоединения - зданием, предприятием, строением, сооружением, учреждением, которые в совокупности составляют объект присоединения, имеющий целью потребление электрической энергии.
В соответствии с пунктом 2 типовых форм договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, и пунктом 2 типовых технических условий, утвержденных приложениями 8 - 12 к Правилам, в проекте договора также подлежит указанию "наименование и место нахождения объектов, в целях электроснабжения которых осуществляется технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя".
Таким образом, является правомерным требование Общества о необходимости указания в заявке об осуществлении технологического присоединения конкретного наименования ЭПУ, предназначенного для потребления электрической энергии объектом присоединения.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции обоснованно заключил, что в соответствии с Правилами земельный участок не может являться объектом технологического присоединения. В связи с этим у Общества не возникло обязанности по приведению в соответствие Правилам проекта договора, поскольку данные требования заявителя являются незаконными.
Кроме того, предлагаемые потребителем условия проекта договора, изложенные в последующих мотивированных отказах, не обоснованы и противоречат требованиям законодательства об электроэнергетике.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о недоказанности Управлением наличия в действиях Общества вмененного состава административного правонарушения, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим привлечение лица к административной ответственности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное требование.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08 июня 2020 года по делу N А56-26221/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Г.В. Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-26221/2020
Истец: ОАО энергетики и электрификации "Ленэнерго"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области