г. Саратов |
|
16 декабря 2020 г. |
Дело N А57-8699/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Пузиной,
судей Ю.А. Комнатной, С.М. Степуры,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глебовой В.К.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Управление отходами" (117447, г. Москва, ул. Б. Черёмушкинская, д. 13, стр. 4, эт. 2 пом. II, ком 1,3,4, ИНН 7725727149, ОГРН 1117746488232)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 18 сентября 2020 года по делу N А57-8699/2020
по заявлению акционерного общества "Управление отходами" (117447, г. Москва, ул. Б. Черёмушкинская, д. 13, стр. 4, эт. 2 пом. II, ком 1,3,4, ИНН 7725727149, ОГРН 1117746488232)
к Межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям (410012, Саратовская область, г. Саратов, ул. Московская, д.70)
о признании решения от 11 февраля 2020 года N 540-И незаконным, об обязании Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям выдать решение о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов - полигонов ТКО,
при участии в судебном заседании:
представителя Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям - Е.А. Макрачевой, по доверенности от 28.07.2020 N 3804-И,
представителя акционерного общества "Управление отходами" - Е.В. Борисовой, по доверенности от 09.10.2020 N 61,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Управление отходами" (далее АО "Управление отходами", Общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным решения Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям (Управление, Росприроднадзор) от 11 февраля 2020 года N 540-И; об обязании Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям выдать решение о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов - полигонов ТКО.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 18 сентября 2020 в удовлетворении заявленных требования отказано.
АО "Управление отходами" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой.
В суде апелляционной инстанции представитель Общества указал, что решение суда в части полигона ТКО в г. Энгельс не оспаривает, просит решение суда первой инстанции отменить в части полигона ТКО в г. Балаково, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что по объекту ТКО в г. Балаково необходимость отбора проб по всем 8 скважинам отсутствовала, поскольку определяется выборочно. Сухое состояние скважин и отсутствие отбора проб по всем 8 скважинам не может быть вменено в вину Обществу, поскольку наличие воды в колодце не зависит от Общества и обязанность у Общества проводить мониторинг по всем скважинам отсутствует. Кроме того, в решении Росприроднадзоа указано необоснованное требование о необходимости наличия копии лицензий на деятельность в области гидрометереологии и в смежных с ней областях организаций, осуществляющих мониторинг, указано необоснованное требование актов отбора проб ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области" и ООО "Терра".
В судебное заседание явились представители Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям и акционерного общества "Управление отходами".
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", что подтверждается отчетом о публикации.
Представитель акционерного общества "Управление отходами" огласил позицию по делу. Решение Арбитражного суда Саратовской области от 18 сентября 2020 года по делу N А57-8699/2020 считает незаконным и необоснованным, просит отменить решение в части неподтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов - полигонов ТКО в г. Балаково, апелляционную жалобу в указанной части удовлетворить.
Представитель Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям огласил позицию по делу, против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражает. Решение Арбитражного суда Саратовской области от 18 сентября 2020 года по делу N А57-8699/2020 считает законным и обоснованным, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) предусмотрено, что в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку от лиц, участвующих в деле, возражений против рассмотрения судебного акта в пределах доводов апелляционной жалобы не поступило, законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. 266, 268 АПК РФ только в обжалуемой части.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность принятого по делу судебного акта в обжалуемой части, в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле документам, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, 15.01.2020 г. Обществом в Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям представлены отчеты о результатах мониторинга состояния загрязняющей среды на территории объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду за 2019 г. (полигон ТКО в г. Балаково Саратовской области и полигон ТКО в г. Энгельсе Саратовской области).
По итогам рассмотрения указанных отчетов 11.02.2020 Межрегиональным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям принято решение о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов - полигонов ТБО филиала АО "Управление отходами" в г. Энгельсе и г. Балаково N 540-И.
Не согласившись с решением Росприродзора, Общество обратилось в суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что оспариваемое решение является законным, обоснованным, права Общества не нарушены.
Суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Требования к объектам размещения отходов установлены статьей 12 Федерального закона N 89-ФЗ. При этом соблюдение совокупности требований, предъявляемых к обустройству объектов размещения отходов, позволяет обеспечить их экологическую и санитарно-эпидемиологическую безопасность для человека и окружающей среды.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона N 89-ФЗ на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 N 467 утверждено Положение "О подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов" (далее - Положение N 467), которым установлен порядок подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов.
Исчерпывающий перечень оснований для принятия решения о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов приведен в пункте 11 Положения N 467, согласно которому, основанием для принятия отрицательного решения является:
а) отсутствие в отчете данных инструментальных измерений, свидетельствующих о соблюдении нормативов качества окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду;
б) превышение фоновых значений физических, химических или биологических показателей состояния компонентов природной среды на территории, прилегающей к объекту размещения отходов, при отсутствии установленных нормативов качества окружающей среды;
в) несоблюдение нормативов качества окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду и (или) в месте выпуска сточных вод, поступающих в поверхностный водный объект от объекта размещения отходов.
Приказом Минприроды России от 04.03.2016 N 66 утвержден Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду.
Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, является частью системы наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды, оценки и прогноза изменений ее состояния под воздействием объектов размещения отходов и осуществляется в целях предотвращения, уменьшения и ликвидации (уменьшения) негативных изменений качества окружающей среды, информирования органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц о состоянии и загрязнении окружающей среды в районах расположения объектов размещения отходов (часть 2 Порядка мониторинга N 66).
Разделом 4 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России N 66, установлены требования к составу и содержанию отчета о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения и в пределах их воздействия на окружающую среду.
Согласно п. 6, п. 7 Порядка результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду оформляются в виде отчетов, которые составляются лицами, эксплуатирующими эти объекты размещения отходов, и в уведомительном порядке представляются в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещении отходов ежегодно до 15 января года, следующего за отчетным. Отчеты о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду используются для подтверждения исключения негативного воздействия объектов размещения отходов на окружающую среду.
Согласно пункту 22 Порядка отчет о результатах мониторинга должен соответствовать утвержденной программе мониторинга и включать разделы: сведения об объекте размещения отходов; сведения об обеспечении наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду; сведения о показателях (физических, химических, биологических, иных), характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду; обработка и документирование данных наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду; оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды; список использованных источников; приложения.
Пунктом 24 Порядка предусмотрено, что в разделе "Сведения об обеспечении наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду" приводятся сведения: об организациях, привлекаемых к осуществлению наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду; об использованных средствах отбора проб, инструментальных измерений, определений и наблюдений и их соответствии требованиям законодательства; об использованных методиках (методах) отбора проб, инструментальных измерений, определений и их соответствии требованиям законодательства; копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации согласно Федеральному закону от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", которая(-ый) проводил(-а) инструментальные измерения, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра); копии актов отборов проб.
Материалами дела установлено, что АО "Управление отходами" на основании лицензии N 64-00126 от 17.07.2019 осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, размещению отходов 3-4 класса опасности по адресу: Саратовская область, Энгельсский район, в районе железнодорожного переезда, на 8-м километре за предприятием "Кристалл", по адресу: Саратовская область, Балаковский муниципальный район, г. Балаково, район очистных сооружений.
Общество осуществляет эксплуатацию объекта размещения отходов, зарегистрированного в ГРОРО 64-00097-З-00609-270715, осуществляет эксплуатацию объекта размещения отходов, зарегистрированного в ГРОРО 64-00039-З-00592-250914.
15.01.2020 г. за исх. N 10 в соответствии с Приказом Минприроды России от 04.03.2016 г. N 66 "О Порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду" АО "Управление отходами" в адрес Управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям представлено два отчета:
1. Отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории полигона ТБО и в пределах его воздействия на окружающую среду для Филиала АО "Управление отходами" в г. Саратове - Производственного участка в г. Балаково в 2019 г. в 1 экз. на 245 л.
2. Отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории полигона ТКО и в пределах его воздействия на окружающую среду для Филиала АО "Управление отходами" в г. Саратове - Производственного участка в г. Энгельсе в 2019 г. в 1 экз. на 260 л.
По итогам рассмотрения указанных отчетов 11.02.2020 Межрегиональным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям принято решения о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов - полигонов ТБО филиала АО "Управление отходами" в г. Энгельсе и г. Балаково N 540-И.
Основаниями для принятия решения о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду, объектов размещения отходов в г. Балаково Саратовской области являются следующие обстоятельства.
К осуществлению наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду привлекались организации: ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области, ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" филиал "ЦЛАТИ по Саратовской области", ООО "Терра".
В соответствии с требованиями к организации и осуществлению производственного экологического мониторинга п. 4.8 ГОСТ Р 56059-2014. Эколого-аналитические измерения могут проводить собственные или привлекаемые лаборатории, аккредитованные на проведение необходимых измерений в соответствии с действующим законодательством РФ и имеющим лицензию на деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях. Копии лицензий на деятельность в области гидрометереологии и в смежных с ней областях указанных лабораторий в материалах отсутствуют.
Не представляется возможным определить влияние объекта размещения отходов на состояние грунтовых вод, так как контроль проводился только по одной скважине.
Не представлены акты отбора проб ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области" и ООО "Терра".
Материалами дела подтверждено и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что на полигоне Общества имеются 8 скважин. Согласно утвержденному проекту указанные скважины являются контрольными.
Из Отчета филиала АО "Управление отходами" в г. Саратове о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории полигона ТБ и в пределах его воздействия на окружающую среду (г. Балаково) следует, что контроль грунтовых вод в 2019 г. проводился ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" филиал "ЦЛАТИ по Саратовской области" только на скважине N 3 на санитарно-химические, микробиологические и паразитологические показатели, что подтверждается протоколом испытаний N 67 от 13.06.2019 г.
Из Отчета филиала АО "Управление отходами" в г. Саратове следует, что ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" филиал "ЦЛАТИ по Саратовской области" было составлено 4 акта отбора проб, а именно:
1. акт отбора проб природных вод N б/н. Пробы отбирались 27.03.2019 года в скважинах N 8 (сухая), N 6 (сухая) и N 2 (сухая) (том 1, л.д. 68).
2. акт отбора проб природных вод N 67. Пробы отбирались 06.05.2019 года в скважинах N 3, N 5 (сухая), N 8 (сухая). (том 1, л.д. 68).
3. акт отбора проб природных вод N 464. Пробы отбирались 31.07.2019 года в скважинах N 2 (сухая), N 5 (сухая), N 8 (сухая) (том 1, л.д. 69).
4. акт отбора проб природных вод N б/н. Пробы отбирались 25.11.2019 года в скважинах N 3, N 5, N 2, N 6. Все скважины сухие.
Таким образом, ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" филиал "ЦЛАТИ по Саратовской области", являющейся аккредитованной организацией, проверено только 5 скважин (N N 2,3,5,6,8), из 8 скважин.
В отношении скважин N N 1,4,7 данные отсутствуют.
Таким образом, судом верно установлено, что аккредитованной организацией ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" филиал "ЦЛАТИ по Саратовской области" не подтверждено, что все 7 из 8 скважин являются сухими, поскольку акты в отношении скважин N N 1,4,7 не представлены.
Обществом самостоятельно был произведен осмотр 8 скважин, о чем составлены соответствующие акты.
Согласно представленным актам осмотра от 15.01.2019 г., 19.02.2019 г., 10.04.2019 г., 17.06.2019 г., 16.08.2019 г., 16.09.2019 г., 14.10.2019 г. и др. (том 1, л.д. 73-77) наблюдательных скважин полигона ТБО, начальником производственного участка в г. Балаково Житваевым К.Е. и экологом производственного участка в г. Балаково Ктиторовой Е.А. проведены осмотры скважин N N 1-8. Результат осмотра: грунтовые воды в осмотренных скважинах отсутствуют, отбор проб воды невозможен.
Довод Общества о том, что пробы грунтовых вод в указанных скважинах не отбирались из-за отсутствия воды, не может быть принят апелляционной коллегией ввиду следующего.
Федеральный закон от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" регулирует отношения, возникающие между участниками национальной системы аккредитации, иными установленными настоящим Федеральным законом лицами в связи с осуществлением аккредитации в национальной системе аккредитации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы, по оценке соответствия.
Статьей 5 Закона N 412-ФЗ определены цели и принципы аккредитации. Аккредитация в национальной системе аккредитации осуществляется в целях обеспечения доверия к результатам оценки соответствия и создания условий для взаимного признания государствами - торговыми партнерами Российской Федерации результатов оценки соответствия.
Общество не является испытательной лабораторией и не имеет соответствующей аккредитации. Составление Обществом указанных актов не освобождает общество от проведения мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов, в том числе и для подземных вод.
Аккредитованной организацией ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" филиал "ЦЛАТИ по Саратовской области" не подтверждено, что все 7 из 8 скважин являются сухими, поскольку акты в отношении скважин N N 1,4,7 в составе отчета не представлены.
В соответствии с п. 22 Порядка отчет о результатах мониторинга должен соответствовать утвержденной программе мониторинга и включать сведения о показателях (физических, химических, биологических, иных), характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.
В соответствии с п. 25 Порядка в разделе "Сведения о показателях, характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду" приводятся результаты наблюдений за состоянием физических химических, биологических, иных показателей подземных вод.
Основанием для принятия решения о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов является отсутствие в отчете данных инструментальных измерений, свидетельствующих о соблюдении нормативов качества окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.
В рассматриваемом случае, Обществом не соблюдены требования Порядка мониторинга N 66, а именно в отчете (полигон г. Балаково) отсутствуют результаты наблюдений за состоянием физических, химических, биологических и иных показателей подземных вод в отношении скважин NN 1,4,7.
Обществом мониторинг ведется не в полном объеме и соответственно сделать вывод о том, что данный объект размещения отходов не оказывает влияние на компоненты окружающей среды (подземные воды) не представляется возможным.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что представленные сведения (в составе отчета) аккредитованной организации - ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" филиал "ЦЛАТИ по Саратовской области" о проведенном отборе проб грунтовых вод не во всех скважинах, не позволяет в полной мере сделать вывод об отсутствии воды во всех 8-ми скважинах и об отсутствии негативного воздействия на окружающую среду.
При указанных обстоятельствах, решение N 540-И от 11 февраля 2020 года по результатом рассмотрения отчета филиала АО "Управление отходами" в г. Саратове о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории полигона ТБО и в пределах его воздействия на окружающую среду (г. Балаково) является законным и обоснованным.
В суде апелляционной инстанции представитель Общества указал, что решение суда в части выводов по полигону ТКО в г. Энгельс не оспаривает.
Заявитель жалобы указал, что судом не дана оценка доводам Общества о необоснованном указании в решении от 11.02.2020 г. требования о необходимости наличия копии лицензий на деятельность в области гидрометереологии и в смежных с ней областях организаций, осуществляющих мониторинг; о необоснованном указании на непредставление актов отбора проб ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области" и ООО "Терра".
Суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В решении Росприроднадзора от 11.02.2020 г. указано, что к осуществлению наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду привлекались организации: ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области, ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" филиал "ЦЛАТИ по Саратовской области", ООО "Терра".
В отчете не представлены акты отбора проб ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области" и ООО "Терра".
Как следует из отчета о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории полигона ТБО и в пределах его воздействия на окружающую среду (г. Балаково) за 2019 г., для проведения лабораторных исследований в 2019 г. Обществом заключен договор с ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" филиал "ЦЛАТИ по Саратовской области" с правом привлечения соискателей.
Отбор проб проводился специалистами ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" филиал "ЦЛАТИ по Саратовской области", с последующей передачей отобранных проб для исследования на определенные компоненты в лаборатории ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области, ООО "Терра". Акты отбора проб, составленные ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" филиал "ЦЛАТИ по Саратовской области", приложены к отчетам.
Порядком проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду. от 04.03.2016 N 66 предусмотрено предоставление в составе отчета копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации согласно Федеральному закону от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", которая(-ый) проводил(-а) инструментальные измерения, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра); копии актов отборов проб.
В рассматриваемом случае, отбор проб проводился специалистами аккредитованной организации ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" филиал "ЦЛАТИ по Саратовской области". Акты отбора проб, составленные ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" филиал "ЦЛАТИ по Саратовской области", приложены к отчетам.
ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области" и ООО "Терра" отборы проб не проводили, соответственно акты отбора проб отсутствуют.
В рассматриваемом случае Росприроднадзором в решении от 11.02.2020 г. необоснованно указано, что Обществом не представлены акты отбора проб ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области" и ООО "Терра".
В решении Росприроднадзора от 11.02.2020 г. указано, что в соответствии с требованиями к организации и осуществлению производственного экологического мониторинга п. 4.8 ГОСТ Р 56059-2014. Эколого-аналитические измерения могут проводить собственные или привлекаемые лаборатории, аккредитованные на проведение необходимых измерений в соответствии с действующим законодательством РФ и имеющим лицензию на деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях. Копии лицензий на деятельность в области гидрометереологии и в смежных с ней областях указанных лабораторий в материалах отсутствуют.
Ссылки Общества на добровольный характер применения ГОСТ Р 56059-2014 отклоняются, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" требования ГОСТ Р 56059-2014, касающиеся экологической безопасности, являются обязательными к исполнению, в связи с тем, что направлены на охрану окружающей природной среды.
В п. 24 Порядка предусмотрено, что в разделе "Сведения об обеспечении наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду" приводятся сведения: об организациях, привлекаемых к осуществлению наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду; об использованных средствах отбора проб, инструментальных измерений, определений и наблюдений и их соответствии требованиям законодательства; об использованных методиках (методах) отбора проб, инструментальных измерений, определений и их соответствии требованиям законодательства; копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации согласно Федеральному закону от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", которая(-ый) проводил(-а) инструментальные измерения, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра); копии актов отборов проб.
Таким образом, Порядком не предусмотрено предоставление иных документов в отношении привлекаемой к инструментальным измерениям испытательной лаборатории, в том числе представлении копии лицензии на деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях.
К отчетам приложены аттестаты аккредитации в отношении организаций ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" филиал "ЦЛАТИ по Саратовской области", ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области" и ООО "Терра".
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям указал, что не спорит с доводами Общества и признает необоснованность указания в решении от 11.02.2020 г. данных оснований.
При указанных обстоятельствах, принятое Межрегиональным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям решение N 540-И от 11 февраля 2020 года по результатом рассмотрения отчета филиала АО "Управление отходами" в г. Саратове о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории полигона ТБО и в пределах его воздействия на окружающую среду (г. Балаково) является законным, обоснованным, права Общества не нарушает.
Апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно отказал АО "Управление отходами" в удовлетворении заявленных требований.
Решение суда в обжалуемой части является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 18 сентября 2020 года по делу N А57-8699/2020 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Пузина |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-8699/2020
Истец: АО "Управление отходами"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям