г. Вологда |
|
14 декабря 2020 г. |
Дело N А13-2183/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 14 декабря 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Кругликовой Е.В.,
при участии от государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Вологодской области Лаврентьевой В.В. по доверенности от 06.11.2019 N 05-21/7892, от общества с ограниченной ответственностью "Информ-курьер" Петровой Е.Н. по доверенности от 22.11.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Почта России" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 07 августа 2020 года по делу N А13-2183/2020,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Почта России" (ОГРН 1197746000000, ИНН 7724490000; адрес: 131000, Москва, Варшавское шоссе, дом 37; далее - АО "Почта России") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Вологодской области (ОГРН 1023500873593, ИНН 3525009217; адрес: 160000, область Вологодская, город Вологда, улица Лермонтова, дом 15а; далее - учреждение, ОПФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Курьерская служба "Информ-Курьер" (ОГРН 1053500023642, ИНН 3525148122; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Разина, дом 54, офис 41; далее - общество) о признании недействительным государственного контракта на оказание услуг общедоступной почтовой связи от 30.01.2020 N 6.
Определением Арбитражного суда Вологодской области от 20 июля 2020 года произведена замена ненадлежащего ответчика - общества надлежащим - обществом с ограниченной ответственностью "Информ-курьер" (ОГРН 1033500042180).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 07 августа 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
АО "Почта России" с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Настаивает на неправомерности заключения контракта с обществом как с единственным поставщиком, поскольку оно не относится к субъектам естественной монополии. Указывает, что деятельность по оказанию общедоступных услуг связи подлежит государственному регулированию, считая понятия "общедоступная услуга почтовой связи" и "универсальная услуга почтовой связи" тождественными. В связи с этим полагает, что только истец имеет право оказывать общедоступные услуги почтовой связи, следовательно, по мнению апеллянта, спорный контракт заключен в нарушение требований законодательства.
Ответчики в отзывах и их представители в судебном заседании доводы жалобы отклонили, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Истец надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения жалобы, представителя в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей ответчиков, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается в материалах дела, учреждением и обществом контракт от 30.01.2020 N 6, в соответствии с которым заказчик (учреждение) поручил, а исполнитель (общество) принял на себя обязательства оказывать Заказчику услуги почтовой связи, а именно: осуществлять прием от Заказчика почтовой общедоступной почтовой связи по пересылке внутренней письменной корреспонденции в соответствии с Техническим заданием (приложение 1 к Контракту) и Спецификацией (приложение 2 к Контракту), а Заказчик обязался принять и оплатить данные услуги в порядке и на условиях, установленных настоящим контрактом.
Контракт заключен с единственным поставщиком по правилам пункта 1 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).
Согласно пункту 2.1 контракта его цена составляет 280 000 руб.
В соответствии с пунктом 3.1 контракта срок оказания услуг: с 30.01.2020 по 30.11.2020 включительно.
На основании пункта 8.1 настоящий контракт вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами и действует до полного исполнения каждой из сторон своих контрактных обязательств.
Приложением 2 к контракту установлены следующие тарифы на пересылку письменной корреспонденции по населенным пунктам: г. Вологда, г. Череповец, г. Сокол, г. Грязовец, г. Кадников, г. Великий Устюг, п. Шексна, п. Кадуй, г. Архангельск, г. Северодвинск, г. Новодвинск, г. Котлас, г. Коряжма:
- пересылка простого письма до 100 г - 17 руб.,
- пересылка заказного письма до 100 г - 42 руб.,
- пересылка заказного письма с уведомлением о вручении до 100 г - 42 руб.,
- пересылка простой бандероли от 101 г до 500г - 70 руб.,
- пересылка простой бандероли от 500 г до 1 кг - 90 руб.,
- пересылка простой бандероли от 1001 г до 2 кг - 115 руб.,
- пересылка заказной бандероли от 101 г до 500г - 70 руб.,
- пересылка заказной бандероли от 500 г до 1 кг - 90 руб.,
- пересылка заказной бандероли от 1001 г до 2 кг - 115 руб.
Кроме того, установлены тарифы на пересылку письменной корреспонденции по Российской Федерации (за исключением населенных пунктов, указанных в таблице 1):
- пересылка простого письма до 100 г - 25 руб.,
- пересылка заказного письма до 100 г - 50 руб.,
- пересылка заказного письма с уведомлением о вручении до 100г - 88 руб.,
- пересылка простой бандероли от 101 г до 500 г - 95 руб.,
- пересылка простой бандероли от 500 г до 1 кг - 160 руб.,
- пересылка простой бандероли от 1001 г до 2 кг - 300 руб.,
- пересылка заказной бандероли от 101 г до 500 г - 125 руб.,
- пересылка заказной бандероли от 500 г до 1 кг - 190 руб.,
- пересылка заказной бандероли от 1001 г до 2 кг - 335 руб.
Посчитав, что названый контракт подписан сторонами в нарушение требований статьи 93 Закона N 44-ФЗ, что, по мнению АО "Почта России" привело к ограничению конкуренции, в частности к нарушению прав и законных интересов истца стать участником закупки, названное общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Законом о контрактной системе.
Согласно части 5 статьи 24 Закона N 44-ФЗ заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В силу пункта 1 части 1 статьи 93 упомянутого Закона заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случае, если товар, работа или услуга относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях).
Таким образом, указанная норма не содержит требования о заключении контракта исключительно с субъектом естественной монополии. Для осуществления закупки у единственного поставщика по правилам пункта 1 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ достаточно того, что сам товар или требуемая услуга относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Частью 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях к сфере деятельности субъектов естественных монополий отнесены услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи.
В силу пункта 36 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по оказанию услуг связи подлежит лицензированию.
В пункте 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) установлено, что деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Услуги почтовой связи включены пункт 20 Перечня наименований услуг связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87.
Правовые, организационные, экономические, финансовые основы деятельности в области почтовой связи в Российской Федерации, прав и обязанности органов государственной власти Российской Федерации, иных участников деятельности в области почтовой связи, порядок регулирования деятельности в области почтовой связи и управления этой деятельностью, правоотношения, возникающие между операторами почтовой связи и пользователями услуг почтовой связи, статус организаций почтовой связи и социальные гарантии их работников определяет Федеральный закон от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон о почтовой связи).
В силу пункта 30 статьи 2 Закона о связи услугой связи является деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений; универсальной услугой связи - услуги связи, оказание которых любому пользователю услугами связи на всей территории Российской Федерации в заданный срок, с установленным качеством и по доступной цене является обязательным для операторов универсального обслуживания.
В соответствии с требованиями статьи 18 Закона о почтовой связи обеспечение оказания универсальных услуг почтовой связи возложено исключительно на организации федеральной почтовой связи.
Таким образом, как верно отмечено судом в обжалуемом решении, деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) внутренних почтовых отправлений отнесена к услугам общедоступной почтовой связи, такая деятельность относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий и подлежит лицензированию.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что общество на момент заключения спорного контракта осуществляло оказание услуг почтовой связи на основании лицензии лицензию от 16.09.2015 N 135585, согласно которой обязано обеспечить предоставление пользователю прием почтовых отправлений, обработку почтовых отправлений, перевозку почтовых отправлений, доставку (вручение) почтовых отправлений. При этом в силу пункта 10 приложения к лицензии на лицензиата не возложено обязательств по оказанию универсальных услуг почтовой связи.
Учитывая изложенное, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что учреждение, заключив с обществом контракт на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, не нарушило требований данного Закона, поскольку оба условия в данном случае соблюдены: предметом контракта является деятельность, на которую распространяется действие Закона о естественных монополиях; у исполнителя имеется лицензия на оказание соответствующих услуг.
Аналогичная правовая позиция поддержана в определении Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2018 года N 310-ЭС18-7702 по делу N А64-2540/2017.
Более того, Реестр субъектов естественных монополий носит заявительный характер и формируется на основании информации, полученной от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных управлений потребителей, их ассоциаций и союзов, а также по заявлению самих организаций о включении их в Реестр либо исключении их из Реестра.
Отсутствие сведений о хозяйствующем субъекта в Реестре субъектов естественных монополий не может само по себе свидетельствовать об отсутствии у него статуса субъекта естественной монополии (определение Верховного Суда Российской Федерации от 27 января 2017 года N 305-ЭС17-12788).
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Несогласие подателя жалобы с толкованием судом первой инстанции норм законодательства, подлежащего применению в деле, иная оценка фактических обстоятельств настоящего дела не является правовым основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены состоявшегося судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб. остаются на подателе жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 07 августа 2020 года по делу N А13-2183/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Почта России" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-2183/2020
Истец: АО "Почта России" в лице УФПС ВО
Ответчик: ООО "Курьерская служба "Информ-Курьер", ОПФР по Вологодской области