г. Москва |
|
05 февраля 2024 г. |
Дело N А40-180309/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 февраля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Г.М.,
судей: |
Мухина С.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
помощником судьи Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "ВЕСТКОМСТРОЙ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.11.2023 по делу N А40-180309/23
по заявлению ООО "ВЕСТКОМСТРОЙ"
к Инспекции федеральной налоговой службы N 43 по г. Москве
о признании незаконным отказ в предоставлении сведений о движении денежных средств по счетам за период с 10.04.2020 по 10.04.2023, об обязании в предоставлении сведений о движении денежных средств по счетам за период с 10.04.2020 по 10.04.2023,
при участии:
от заявителя: |
Михайлова К.С. по доверенности от 21.11.2022; |
от заинтересованного лица: |
Савенков В.И. по доверенности от 09.01.2024; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ВЕСТКОМСТРОЙ" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 43 по г. Москве (далее - Ответчик, Инспекция) о признании незаконным отказа в предоставлении сведений о движении денежных средств по счетам за период с 10.04.2020 по 10.04.2023, об обязании в предоставлении сведений о движении денежных средств по счетам за период с 10.04.2020 по 10.04.2023.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 15.11.2023 г. в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований.
Представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Инспекции поддержал выводы решение суда первой инстанции.
Повторно исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как усматривается из материалов дела, Решением Арбитражного суда города Москвы от 31.05.2021 по делу N А40-39306/21-96-249, оставленным без изменения Постановлением Девятого Арбитражного апелляционного суда от 07.09.2021, с ООО "ТРИДИКА" в пользу ООО "ВЕСТКОМСТРОЙ" (Взыскатель) взыскана задолженность в размере 20 776 988 руб. 20 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 243 860 руб. 54 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные по правилам ст. 395 ГК РФ на сумма долга за период с 20.01.2021 по день фактической оплаты долга, расходы по оплате государственной пошлины в размере 128 104 руб.
Арбитражным судом города Москвы 07.10.2021 по делу N А40-39306/21-96-249выдан исполнительный лист серии ФСN 037943451.
В рамках исполнительного производства N 7400/22/77006-ИП от 02.08.2022 Взыскатель неоднократно направлял ходатайства об истребовании расширенных выписок по движению денежных средств по счетам должника, однако ответ от банка АО "Банк ДОМ.РФ" не поступил.
Поскольку Взыскатель в рамках исполнительного производства не имел возможности получить сведений по движению денежных средств Должника, 31.03.2023 ООО "ВЕСТКОМСТРОЙ" обратилось в ИФНС России N 43 по г. Москве с заявлением о предоставлении сведений о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета Должника, а также номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте (т.1, л.д. 10).
ООО "ВЕСТКОМСТРОЙ" 05.04.2023 получен ответ, который содержал лишь сведения об открытых банковский счетах.
ООО "ВЕСТКОМСТРОЙ" 10.04.2023 подано заявление о предоставлении информации, в котором Заявитель повторно запрашивал сведения о движении денежных средств по счетам ООО "ТРИДИКА" за период с 10.04.2020 по 10.04.2023.
Поскольку в адрес Взыскателя ответ на заявление не поступил, 26.06.2023 представитель ООО "ВЕСТКОМСТРОЙ" повторно подало запрос на выдачу ответа на заявление от 10.04.2023 (вх. N 025135).
ООО "ВЕСТКОМСТРОЙ" 04.07.2023 получен ответ в соответствии с которым ИФНС России N 43 по г. Москве отказала в выдаче информации о количестве и движении денежных средств по счетам Должника со ссылкой на п. 2 ч. 9 ст. 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ), в котором указано, что заявителю могут быть предоставлены сведения только в отношении вида и номеров банковских счетов.
Заявитель пояснил, что не согласен с ответом ИФНС России N 43 по г. Москве от 26.04.2023 (вх. N 025135 от 10.04.2023), считает его незаконным, необоснованным и нарушающим права и интересы Заявителя поскольку, по смыслу статьи 69ЗаконаN 229-ФЗ, взыскатель имеет право обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении сведений о видах и номерах банковских счетов должника, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте.
Возражая против заявленных требований, Инспекция указала на не соблюдение Обществом досудебного порядка урегулирования спора в рамках заявленных требований, а также сослалась, что сведений о движении денежных средств по расчетного должника (юридического лица), является банковской тайной и может быть предоставлена банками по соответствующим запросам.
Отказывая в удовлетворении требований Общества, суд первой инстанции сослался на следующее.
В соответствии с частью 8 статьи 69 Закона N 229-ФЗв целях установления имущественного положения должника судебный пристав-исполнитель может запрашивать сведения у налоговых органов, иных органов и организаций, исходя из размера задолженности, определяемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
При этом у органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на имущество, лиц, осуществляющих учет прав на ценные бумаги, банков и иных кредитных организаций, владельцев номинальных банковских счетов судебный пристав-исполнитель запрашивает необходимые сведения с разрешения старшего судебного пристава или его заместителя, данного в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного старшим судебным приставом или его заместителем усиленной квалифицированной электронной подписью.
Взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении сведений, указанных в пунктах 1-3 части 9 настоящей статьи.
Согласно пунктам 1 - 3 части 9 статьи 69 Закона N 229-ФЗу налоговых органов, банков и иных кредитных организаций могут быть запрошены сведения:о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника; о видах и номерах банковских счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте;об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях.
Из пункта 1.1 статьи 86 НК РФ банк обязан сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, о предоставлении права или прекращении права физического лица использовать персонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, о предоставлении права или прекращении права физического лица, в отношении которого в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проведена упрощенная идентификация, использовать неперсонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов электронных средств платежа, перечисленных в настоящем пункте.
На основании пункта 2 статьи 86 НК РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в электронной форме в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в случаях, предусмотренных настоящим пунктом.
Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения налоговых проверок указанных лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии со статьей 93.1 НК РФ, а также в случаях вынесения решения о взыскании налога, принятия решений о приостановлении операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, приостановлении переводов электронных денежных средств или об отмене приостановления операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, отмене приостановления переводов электронных денежных средств.
При этом налоговые органы не являются держателями информации об операциях на счетах налогоплательщика.
Таким образом, полномочия налоговых органов по истребованию выписок по счетам налогоплательщиков закреплены пунктами 2 и 4 статьи 86 НК РФ - при осуществлении функций контроля соблюдения законодательства о налогах и сборах; пунктом 8 статьи 14 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" - при осуществлении функции контроля в отношении организаций (индивидуальных предпринимателей), являющихся банковскими платежными агентами (субагентами);пунктом 5 статьи 7 Федерального закона от 03.06.2009 NФЗ-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" - при осуществлении функции контроля по использованию платежными агентами и поставщиками специальных банковских счетов; пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" -при осуществлении функции контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, а также за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
Предусмотренная пунктом 2 части 9 статьи 69 Закона N 229-ФЗ возможность истребования у банков и иных кредитных организаций сведения о количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте по счетам должника, отнесена к полномочиям судебного пристава-исполнителя, реализуемым в соответствии с частью 8 названной статьи с разрешения старшего судебного пристава или его заместителя, данного в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного старшим судебным приставом или его заместителем усиленной квалифицированной электронной подписью.
Кроме того, справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, налоговым органам в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности (часть 2 статьи 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности").
В силу части 8 статьи 69 Закона N 229-ФЗ взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении сведений, указанных в пунктах 1-3 части 9 статьи 69 Закона.
Взыскатель вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о предоставлении сведений об имущественном положении должника.
Согласно пунктам 1 - 3 части 9 статьи 69 Закона N 229-ФЗу налоговых органов, банков и иных кредитных организаций могут быть запрошены сведения: 1) о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника; 2) о видах и номерах банковских счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте; 3) об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях.
Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов (статья 102 НК РФ), она не подлежит разглашению налоговыми органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, к ее разглашению относится, в частности, использование или передача другому лицу информации, составляющей коммерческую тайну (секрет производства) налогоплательщика. Поступившие в налоговые органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа.
Доступ к ним имеют должностные лица, определяемые соответственно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. При проведении налогового контроля не допускается причинение неправомерного вреда проверяемым лицам, их представителям либо имуществу, находящемуся в их владении, пользовании или распоряжении (пункт 1 статьи 103 Кодекса).
В силу статьи 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" кредитные организации гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов.
Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, налоговым органам, Пенсионному фонду Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации и органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия руководителя следственного органа -органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.
На основании вышеизложенного ответчик пояснил, что у Инспекции отсутствовали основания выдачи обществу сведений о количестве и движении денежных средств по банковским счетам должника не только в силу отсутствия у него таких сведений, на что указано в ответе и не опровергнуто материалами дела, но и в силу установленного федеральными законами запрета о разглашении налоговой и банковской тайны, а также отсутствия у налоговых органов полномочий запрашивать такие сведения вне рамок мероприятий налогового контроля, только при реализации в установленном Налоговым кодексом Российской Федерации порядке которых они вправе запрашивать истребуемые взыскателем сведения.
Положения ч. 9 ст. 69 Закона N 229-ФЗ являются общей нормой, которые необходимо применять с учетом специальных норм права и закрепленных полномочий каждого из субъектов, упомянутых в данной статье.
В свою очередь, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц отнесено к банковским операциям (пункт 3 части 1 статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности").
Предусмотренная пунктом 2 части 9 статьи 69 Закона N 229-ФЗ возможность истребования у банков и иных кредитных организаций сведения о количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте по счетам должника, отнесена к полномочиям судебного пристава-исполнителя, реализуемым в соответствии с частью 8 названной статьи с разрешения старшего судебного пристава или его заместителя, данного в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного старшим судебным приставом или его заместителем усиленной квалифицированной электронной подписью. Указанная правовая позиция подтверждается Определением Верховного Суда Российской Федерации от 30.12.2021 N 301-ЭС21-24897 по делу N А43-39269/2020.
Нормы НК РФ не содержат положений о наличии у налогового органа полномочий по направлению запросов в банк, в случае получения соответствующего заявления взыскателя при наличии у него исполнительного листа с не истекшим сроком предъявления к исполнению.
С учетом всех установленных обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворении требований заявителя
Принимая во внимание вышеизложенное, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено.
руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 15.11.2023 по делу N А40-180309/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-180309/2023
Истец: ООО "ВЕСТКОМСТРОЙ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ N43 ПО СЕВЕРНОМУ АДМИНИСТРАТИВНОМУ ОКРУГУ Г.МОСКВЫ