г. Москва |
|
16 декабря 2020 г. |
Дело N А40-27354/20 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пирожкова Д.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28 мая 2020 года, рассмотренному в порядке упрощенного производства по делу N А40-27354/20, принятое судьей Е.А. Хайло, по исковому заявлению Закрытого акционерного общества "Локотранс" (ОГРН 1027600682010, ИНН 7604054410) к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Локотранс" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ОАО "РЖД" о взыскании 444 303 руб. 38 коп. в возмещение убытков.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28 мая 2020 года по делу N А40-27354/20 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу решением суда первой инстанции, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба на решение арбитражного суда города Москвы принятое по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции без вызова сторон.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 11 июля 2018 г. ВЧДр Тайшет выпущен из текущего ремонта вагон собственности ЗАО "Локотранс" N 52630530.
На основании договора N АО-ДД/ФИрк/ФВ-44/17 от 21.02.2017 года вагон N 52630530 был осмотрен представителем АО "ПГК" Скоробрех Р.А. По результатам осмотра был составлен Акт проверки обоснованности отцепки вагона N 52630530 от 10.07.2018 г. Согласно данному Акту, при осмотре вагона выявлено следующее.
Колесная пара N 5-100740-1981 толщина гребня 24 мм, Колесная пара N 1175-6131-2012 толщина гребня 24 мм, Колесная пара N 5-128980-2007 на поверхности катания имеется выщербина, в виде выкрашивания металла поверхности катания колеса образовавшейся на месте ранее накатанного одностороннего ползуна, размером 45 мм х 4 мм
Других неисправностей на вагоне не выявлено. В акте имеются фотоматериалы. 5 декабря 2018 г. ВЧДЭ Ярославль-Главный выпущен из текущего ремонта вагон собственности ЗАО "Локотранс" N 53754008.
Вагон N 53754008 был осмотрен представителем ЗАО "Локотранс" Мельниковым М.Л. По результатам осмотра был составлен Акт проверки обоснованности отцепки вагона N 53754008 от 05.12.2018 года. Согласно данному Акту, при осмотре вагона выявлено: на колесной паре N 1226-32788-2017 ползун 1,2 мм, дефект односторонний.
К акту приложены фотоматериалы. Акт составлен совместно с представителем ВЧДЭ Ярославль-Главный.
Для участия в комиссионном осмотре колесных пар в адрес ОАО "РЖД" была направлена телеграмма N 015 от 04.12.2018 года.
5 октября 2018 г. ВРД Лянгасово АО "ВРК-1" выпущен из текущего ремонта вагон собственности ЗАО "Локотранс" N 29420494.
На основании Агентского договора N 7/180718 от 18.07.2018 года вагон N 29420494 был осмотрен представителем ЗАО "Локотранс" Ишимовым И.В. По результатам осмотра был составлен Акт проверки обоснованности отцепки вагона N 29420494 от 04.10.2018 года. Согласно данному Акту, при осмотре вагона выявлено:
На колесной паре N 105044-1175-2013: односторонний ползун 0,8 мм; На колесной паре N 50994-1175-2013: односторонний ползун 0,8 мм В акте имеются фотоматериалы.
Для участия в комиссионном осмотре колесных пар в адрес ОАО "РЖД" была направлена телеграмма 018 от 03.10.2018 года.
8 августа 2018 г. ВРД Свердловск-Сортировочный АО "ВРК-1" выпущен из текущего ремонта вагон собственности ЗАО "Локотранс" N 52641974.
Вагон N 52641974 был осмотрен сотрудниками депо. По результатам осмотра был составлен Акт от 09.08.2018 года. Согласно данному Акту, при осмотре вагона выявлено следующее.
На колесной паре N 39-28747-2005 выщербина размером 51 на 4,2 на светлом пятне. На колесной паре N 39-458-2005 выщербина размером 41 на 3,5 на светлом пятне. На колесной паре N 39-1283-2005 выщербина размером 49 на 4,5 на светлом пятне. 6 ноября 2018 г. ВЧДЭ Буй выпущен из текущего ремонта вагон собственности ЗАО "Локотранс" 54818125.
Вагон N 54818125 был осмотрен представителем ЗАО "Локотранс" Мельниковым М.Л. По результатам осмотра был составлен Акт проверки обоснованности отцепки вагона N 54818125 от 29.10.2018 года. Согласно данному Акту, при осмотре вагона выявлено седующее.
На колесной паре 39-615659-1985 ползуны 1,1 мм; 0,9 мм. К акту приложены фотоматериалы. Акт составлен совместно с представителем ВЧДЭ Буй. Для участия в комиссионном осмотре колесных пар в адрес ОАО "РЖД" была направлена телеграмма N 119 от 26.10.2018 года.
12 сентября 2018 г. выпущен из текущего ремонта вагон собственности ЗАО "Локотранс" N 54808597.
Для участия в комиссионном осмотре вагона был вызван представитель ОАО "РЖД", что подтверждается телеграммой N 20 от 11.09.2018 г.
Представитель перевозчика прибыл на комиссионный осмотр. Вагон N 54808597 был осмотрен представителем ЗАО "Локотранс" Мельниковым М.Л. совместно с представителем ВЧДЭ Буй. По результатам осмотра был составлен Акт проверки состояния узлов, деталей и обоснованности отцепки в текущий ремонт вагона собственности ЗАО "Локотранс" от 12.09.2018 г. Согласно данному Акту, при осмотре вагона установлено: на колесной паре N 05-25438-2006 имеются выщербины 40*3 мм.
50*3 мм на ползунах, дефект двусторонний; на колесной паре N 29-328015-1988 имеется ползун 1,3 мм, выщербина 25*2 мм на ползуне, дефект двусторонний; на колесной паре N 39-18832-1989 имеется выщербина 30* 1 мм на ползуне, ползун 0,4 мм, дефект двусторонний; на колесной паре N 39-42064-1997 имеются ползуны 0,5 мм, 0,7 мм, дефект двусторонний. К акту приложены фотоматериалы, акт подписан представителем ОАО "РЖД".
Истец указал, что неисправности односторонний ползун, выщербина по одностороннему ползуну, которые были обнаружены в ходе ремонта вагона, являются повреждениями, и их образование зависит от действий перевозчика.
ЗАО "Локотранс" как владелец железнодорожного подвижного состава обеспечивает содержание подвижного состава в исправном техническом состоянии путем заключения с вагонными ремонтными предприятиями договоров на текущий отцепочный и плановый (деповской и капитальный) ремонт вагонов.
Перевозку вагонов и обслуживание при перевозке вагонов тормозного оборудования локомотивов и вагонов осуществляет перевозчик (ОАО "РЖД").
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик, то есть, ОАО "РЖД".
Отсутствие неисправностей вагонов N 52630530, N 53754008, N 29420494, N 52641974, N 54818125. N 54808597, поданных к погрузке, подтверждается принятием их ОАО "РЖД" к перевозке.
Статьей 105 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" установлено, что при повреждении или утрате перевозчиком принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим или физическим лицам вагонов, контейнеров или их узлов и деталей перевозчик такие вагоны, контейнеры обязан отремонтировать либо возместить владельцу вагонов, контейнеров стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей.
Поскольку повреждение вагонов было обнаружено по прибытии вагонов с путей перевозчика, следовательно, вагоны повредил перевозчик и, в силу ст. 105 ФЗ N 18 "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", обязан устранить неисправности за свой счёт.
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками, в частности, понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Общая сумма убытков ЗАО "Локотранс", вызванных повреждением колесных пар вагонов N 52630530, N 53754008, N 29420494, N 52641974, N 54818125, N 54808597 составила 444 303 (Четыреста сорок четыре тысячи триста три) руб. 38 коп, (расчет приложен к иску).
Исследовав и оценив представленные доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства именно данного дела, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд первой инстанции правомерно счел исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что акты комиссионных осмотров, представленные истцом, не доказывают вину ОАО "РЖД" в возникновении выщербин и ползунов, отклоняются как необоснованные.
В актах осмотра, содержатся фотоматериалы, фиксирующие характер дефекта, при этом фотографии являются составной частью акта, соответственно, по дате составления соответствуют дате акта. Из фотоматериалов усматривается наличие на круговой поверхности катания плоского места, то есть "Выщербины на одностороннем ползуне". В актах указано, что выявленные неисправности относятся к термомеханическим повреждениям колес.
Акты комиссионного осмотра вагонов N 52630530, N 53754008, N 29420494, N 52641974, N 54818125, N 54808597 подписаны представителями ЗАО "Локотранс": Скоробех Р.А., Мельниковым М.Л., Ишимовым И.В., которые имеют соответствующие полномочия и квалификацию, что подтверждается дипломами и удостоверениями (имеются в материалах дела), а также представителями АО "ВРК-1", ОАО "РЖД", ВЧДЭ-Буй
Сотрудники вагонных ремонтных компаний осуществляют деятельность именно в сфере выявления и устранения неисправностей вагонов и являются лицами, не заинтересованными в спорных правоотношениях. Вагонные ремонтные депо в соответствии с разделом 3 Регламента расследования причин отцепки вагонов специализируются на ремонте колесных пар.
Акты комиссионного осмотра составлены после отцепки вагонов в ремонт, когда ОАО "РЖД" уже не исполнило своей обязанности, установленной п. п. 3.5, 6.2 Правил составления актов на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения РФ от 18.06.2003 г. N 45, по оформлению акта общей формы и акта о повреждении вагона формы ВУ-25, что должно быть сделано в случае обнаружения технической неисправности вагона в пути следования и направлении собственного порожнего вагона для производства ремонта, при котором допускается участие уполномоченных представителей владельца вагона или иного полномочного лица.
То есть ОАО "РЖД" не исполнило своей обязанности по оформлению актов общей формы и уведомлению ЗАО "Локотранс" как владельца вагонов об обнаруженных неисправностях, лишив тем самым возможности совместно с перевозчиком определить характер неисправности.
Таким образом, в результате осмотра вагонов было установлено, что на колесных парах, отцепленных по неисправности "выщербины обода колеса" (код неисправности - 107). фактически обнаружены "ползуны на поверхности катания", с последующим образованием на некоторых из них выщербин.
Согласно актам комиссионного осмотра, на колесных парах спорных вагонов были выявлены такие неисправности, как односторонние ползуны и выщербины по односторонним ползунам.
В соответствии с Классификатором КЖА 2005, на применении которого настаивает ответчик, неисправность "односторонний ползун" тоже является повреждением (код неисправности 116 "Ползун на поверхности катания на одном колесе").
Согласно Классификатору КЖА, указанная неисправность относится к разделу 3 "повреждения", и причиной ее возникновения является нарушение установленных правил и условий эксплуатации вагона при маневровых и погрузочно-выгрузочных операциях на путях промышленных предприятий и путях общего пользования.
Таким образом, в соответствии с Классификатором 1.20.001-2007, Классификатором ИТМВ-1 и Классификатором КЖА 2005 неисправность "односторонний ползун" относится к категории повреждений. Следовательно, доводы ответчика о том, что применению в настоящем деле подлежит именно Классификатор КЖА 2005, не имеют юридического значения, поскольку данный классификатор тоже квалифицирует выявленную неисправность как повреждение.
В связи с этим, заявление ответчика о том, что истцом не представлены в материалы дела акты, фотографии и документы, свидетельствующие о повреждении колесных пар, является несостоятельным.
Причинно-следственные связи между выявленными неисправностями и действиями перевозчика нормативно установлены тремя классификаторами - Классификатором КЖА 2005, Классификатором ИТМ1-В и Классификатором 1.20.001-2007. Противоправность действий перевозчика выражается в неисполнении им нормативно установленной обязанности по эксплуатации подвижного состава, которая исключала бы образование "ползунов", что было подробно обосновано в исковом заявлении. Размер ущерба определен в расчете к исковому заявлению.
Таким образом, истцом доказано наличие всех элементов состава правонарушения. Классификатором ИТМ1-В, Классификатором 1.20.001-2007, а в случае с неисправностью "односторонний ползун", в том числе и Классификатором КЖА 2005, неисправность "ползун" отнесена к разряду повреждений. Следовательно, данные дефекты возникли по вине перевозчика, за что он должен нести ответственность в порядке ст. 105 Устава железнодорожного транспорта и ст. 15 ГК РФ.
Согласно доводам апелляционной жалобы Ответчик полагает, что в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие причины возникновения неисправностей.
Согласно ст. 119 ФЗ от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта" для удостоверения иных не предусмотренных настоящей статьей обстоятельств оформляются акты общей формы и другие акты. Порядок составления актов определяется правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.
Указанные правила утверждены Приказом МПС России от 18.06.2003 N 45 ("Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом"). Согласно п. 3.1 данных Правил, в случае повреждения вагона составляется акт общей формы. Вместе с тем, раздел VI Правил при повреждении вагона предполагает составление акта о повреждении вагона формы ВУ-25.
Однако раздел III, как и раздел VI Правил, предусматривает составление данных документов непосредственно перевозчиком, то есть, ОАО "РЖД". Учитывая позицию, занятую ОАО "РЖД" относительно происхождения и категории такой неисправности, как "ползун", очевидно, что представители перевозчика не станут составлять при выявлении данного дефекта акты о повреждении, акты осмотра, заключения и т.д.
Представитель грузоотправителя, грузополучателя, а также иных лиц вправе лишь подписать такие акты, но не вправе принудить ОАО "РЖД" к их составлению. Указанные обстоятельства объясняют отсутствие в материалах дела, как актов общей формы, так и актов о повреждении вагона формы ВУ-25.
Истец принимает в перевозочном процессе лишь условное участие, не имеет ни правовых оснований, ни технической возможности для составления актов общей формы, актов о повреждении вагона, каких-либо иных актов. Ответчик же, принимающий непосредственной участие в отцепке вагонов в текущий отцепочный ремонт, имея в своём распоряжении предприятия вагоноремонтного комплекса, ВНИИЖТ, может инициировать комиссионное исследование причин повреждения колес, в том числе на предмет соответствия качества металла требованиям ГОСТ 10791-2011 "Колеса цельнокатные".
Отсутствие актов установленной формы не исключает ни самого события, ни ответственности перевозчика.
Акт-рекламации, формы ВУ-41-М, составляется на все вагоны всех типов, допущенные к обращению на сети железных дорог России, их узлы и детали, не выдержавшие гарантийного срока после ремонта, произведённого предприятиями различных форм собственности, имеющими право на производство таких работ (п. 1.1. Инструктивных указаний по заполнению и кодированию рекламационного акта на узлы и детали вагона, не выдержавшие гарантийного срока после изготовления, ремонта, модернизации формы ВУ-41-М (Приложение к Указанию МПС РФ N Б-1190у от 13.10.1998 г.). Соответственно, Акты-рекламации, формы ВУ-41-М, на неисправности-повреждения не составляются.
Иные доводы апелляционной жалобы рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены как необоснованные, так как не опровергают выводов суда, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения.
Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено, оснований для изменения или отмены решения Арбитражного суда г. Москвы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, 271, 272.1 АПК РФ, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 28 мая 2020 года по делу N А40-27354/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с ОАО "РЖД" в федеральный бюджет госпошлину в размере 3000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Пирожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-27354/2020
Истец: ЗАО "ЛОКОТРАНС"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"