г. Москва |
|
16 декабря 2020 г. |
Дело N А41-35836/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего-судьи Иевлева П.А.,
судей Боровиковой С.В., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Брусенцовой И.В.,
при участии в заседании: представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Коломенского г.о. Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 01.10.2020 по делу N А41-35836/20, принятое судьей Уваровым А.О., по заявлению ИП Шевченко Е. Е. к Администрации Коломенского г.о. Московской области о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
ИП Шевченко Е.Е. (далее - "Предприниматель", ".заявитель") обратился в Арбитражный суд Московской облатси с заявлением о признании незаконным бездействие АДМИНИСТРАЦИИ КОЛОМЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, (далее - "Администрация", "заинтересованное лицо") выразившееся в непринятии к рассмотрению по существу заявления ИП Шевченко Е.Е. о предоставлении в собственность за плату земельных участков с кадастровыми номерами 50:57:0030402:38, 50:57:0030402:39, 50:57:0030402:40, 50:57:0030402:41, 50:57:0030402:42, обязании Администрации предоставить земельные участки в собственность.
Решением Арбитражного суда Московской области от 01.10.2020 заявленные требования удовлетворены.
Администрация Коломенского г.о. Московской области не согласилась с выводами суда, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что у предпринимателя на праве пожизненного наследуемого владения находятся следующие земельные участки:
- земельный участок с кад. N 50:57:0030402:38, площадью 1200 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования: для сельскохозяйственного производства (ведение фермерского хозяйства), адрес: Московская область, г. Коломна, ул. Подлипки-6;
- земельный участок с кад. N 50:57:0030402:39, площадью 841 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования: для сельскохозяйственного производства (ведение фермерского хозяйства), адрес: Московская область, г. Коломна, ул. Подлипки-6;
- земельный участок с кад. N 50:57:0030402:40, площадью 1141 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования: для сельскохозяйственного производства (ведение фермерского хозяйства), адрес: Московская область, г. Коломна, ул. Подлипки-6;
- земельный участок с кад. N 50:57:0030402:41, площадью 15601 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования: для сельскохозяйственного производства (ведение фермерского хозяйства), адрес: Московская область, г. Коломна, ул. Подлипки-6;
- земельный участок с кад. N 50:57:0030402:42, площадью 1200 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования: для сельскохозяйственного производства (ведение фермерского хозяйства), адрес: Московская область, г. Коломна, ул. Подлипки-6.
Вышеуказанные земельные участки образованы в результате раздела земельного участка с кад. N 50:57:0030402:1, площадью 19983 кв. м.
Предприниматель использует указанные земельные участки по целевому назначению, обрабатывая их одновременно, как один целый земельный участок. Фермерское хозяйство ведется на общей территории площадью 19983 кв. м.
Земельные участки КН 50:57:0030402:38, 50:57:0030402:39, 50:57:0030402:40, 50:57:0030402:41, 50:57:0030402:42 имеют установленные границы. Указанное подтверждается представленными в материалы дела выписками из ЕГРН от 07.04.2020.
Согласно Акту проверки N 120 от 31.07.2019, составленному Управлением имущества и земельных отношений администрации Коломенского городского округа, вышеуказанные земельные участки используются по целевому назначению, нарушения требований земельного законодательства РФ не выявлены.
15 апреля 2020 года, предприниматель обратилась в Администрацию с заявлением о предоставлении вышеуказанных земельных участков в собственность за плату без проведения торгов. Заявление подано посредством электронной почты на официальный адрес электронной почты Администрации kolornna@mosreg.ru.
Заявление было получено Администрацией, принято к производству, ему был присвоен входящий номер 115Вх-8685/2020 от 15.04.2020.
Письмом Администрации N 115Исх-4609/2020 от 15 мая 2020 года заявителю было отказано в принятии к рассмотрению по существу поданного заявления и рекомендовалось заново подать заявление, посредством РПГУ (https://uslugi.mosreg.ru/), заполнив заявление на Государственную услугу "Предоставление земельных участков в собственность без торгов".
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу пункта 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.
Подпунктом 8 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ предусмотрена продажа без торгов земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с п. 7 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Согласно п. 3.1. ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в случае, если на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта (за исключением территорий субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и предназначенном для ведения сельскохозяйственного производства, отсутствуют здания или сооружения и такой земельный участок предоставлен сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения, указанные лица вправе приобрести земельный участок в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более пятнадцати процентов его кадастровой стоимости.
Согласно п. 1 ст. 39.17 ЗК РФ, в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются:
1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;
4) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;
5) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав;
6) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
7) цель использования земельного участка;
8) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом;
9) реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения;
10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
Согласно пункту 2 статьи 39.17 ЗК РФ, к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса:
1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка, за исключением лесного участка, образуемого в целях размещения линейного объекта;
4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.17 ЗК РФ, в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 39.17 ЗК РФ, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 статьи 39.17 ЗК РФ. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
Иные основания для возвращения заявления о предоставлении земельного участка законом не предусмотрены.
Как следует из текста заявления Предпринимателя о предоставлении земельного участка, в нем содержится сведения, предусмотренные п. 1 ст. 39.17 ЗК РФ, к заявлению приложены копия доверенности, выписка из ЕГРИН в отношении заявителя, копия свидетельства о праве на наследство по закону.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что решение Администрации о возвращении заявления Предпринимателя не основано на законе.
Доводы Администрации о том, что заявление о предоставлении земельного участка может быть подано только посредством Российского портала Государственных услуг (РПГУ) обоснованно отклонены судом первой инстанции по следующим основаниям.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
На РПГУ, в настоящий момент, отсутствует вид услуги для категории заявителя, а некорректное заполнение заявления на имеющуюся услугу ("Предоставление земельных участков в собственность без торгов") привело бы также к отказу в рассмотрении заявления, так как заявителю пришлось бы указывать неверные основания предоставления.
В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на: 3) получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя. Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны: 2) обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя (ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ).
Согласно ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", обращение гражданина (далее - обращение) - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
В соответствии с п. 5 ст. 39.17. ЗК РФ, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания.
В целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя суд первой инстанции обоснованно обязал Администрацию без представления Предпринимателем дополнительного заявления рассмотреть и принять по существу решение по заявлению ИП Шевченко Е.Е. о предоставлении в собственность за плату земельных участков с кадастровыми номерами 50:57:0030402:38, 50:57:0030402:39, 50:57:0030402:40, 50:57:0030402:41, 50:57:0030402:42.
В нормативных правовых актах не содержится запрет на подачу заявления таким способом, который был избран предпринимателем.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 01.10.2020 по делу N А41-35836/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-35836/2020
Истец: Шевченко Екатерина Евгеньевна
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ КОЛОМЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ КОЛОМЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ