г. Санкт-Петербург |
|
16 декабря 2020 г. |
Дело N А56-43056/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Лебедева Г.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Вардиковой А.А.,
при участии:
от истца (заявителя): Табакаева Н.С., по доверенности от 18.12.2019;
от ответчика (должника): Свайкина Т.Г., по доверенности от 09.01.2020;
от 3-го лица: 1. Павленко А.С., по доверенности от 20.08.2020;
2. не явился, извещен;
3. не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31975/2020) Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.10.2020 по делу N А56-43056/2020, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Петербургский Дом"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
3-е лицо: Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга";
Комитет по тарифам Санкт-Петербурга;
Жилищный комитет Санкт-Петербурга
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Петербургский дом" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области к Государственной жилищной инспекции Правительства Санкт-Петербурга (далее - заинтересованное лицо, Инспекция) об оспаривании постановления от 29.04.2020 по делу об административном правонарушении N 734/20, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 125 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", Комитет по тарифам Санкт-Петербурга, Жилищный комитет Санкт-Петербурга.
Решением от 07.10.2020 Арбитражный суд города Санкт - Петербурга и Ленинградской области заявленные требования удовлетворил, признал незаконным и отменил постановление Государственной жилищной инспекции Правительства Санкт-Петербурга от 29.04.2020 по делу об административном правонарушении N 734/20.
В апелляционной жалобе Инспекция просит решение суда от 07.10.2020 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что начисления за "полотенцесушитель" произведены Обществом в отсутствие решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по данному вопросу.
По мнению подателя жалобы потери в системе ГВС в полотенцесушителях не является коммунальной услугой по отоплению. Поскольку МКД оборудован приборами учета и тепловой энергии, и горячей воды, соответственно, объем потребленного ресурса определяется показаниями приборов учета. Предъявление Обществом к оплате дополнительно стоимости тепловых потерь в системе горячего водоснабжения сверх потребленного объема коммунального ресурса в горячей воде, определенного по показаниям общедомового прибора учета, противоречит положениям статьи 157 ЖК РФ.
Податель жалобы считает, что поскольку в спорном доме имеется центральная система теплоснабжения и центральная открытая система горячего водоснабжения, то у Общества, как исполнителя коммунальных услуг, отсутствует необходимость производить горячую воду путем подогрева холодной воды.
Кроме того податель жалобы не согласен с тем, что выявленные нарушения могут быть признаны малозначительными, в силу того, что оснований для применения малозначительности заявителем не представлено, равно как и не было представлено подтверждений отсутствия общественной опасности выявленных нарушений. Выявленные нарушения влияют на комфортное проживание граждан в МКД.
Комитет по тарифам Санкт-Петербурга и Жилищный комитет Санкт-Петербурга, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие указанных в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель Инспекции просил жалобу удовлетворить, решение суда отменить.
Представители Общества и Предприятия просили в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 25.03.2020 с 15:45 по 17:45 главным специалистом - государственным жилищным инспектором Санкт-Петербурга Отдела контроля и надзора Московского, Пушкинского районов Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Лядощуком Д.А., на основании распоряжения от 24.03.2020 N 03/478-Р, проведена внеплановая выездная проверка соблюдения Обществом лицензионных требований, в результате которой по адресу: г. Санкт-Петербург, Дунайский пр., д. 3, корпус 2, выявлены нарушения требований "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила), которые выразились в следующем:
- многоквартирный дом по указанному адресу 1997 года постройки, оснащен общедомовыми узлами учета энергоресурсов, в том числе автономным индивидуальным тепловым пунктом, который в свою очередь оборудован общедомовым узлом коммерческого учета теплоснабжения, учитывающим суммарное потребление отопления и горячего водоснабжения дома. Система теплоснабжения (горячего водоснабжения) открытая. Общедомовой узел коммерческого учета теплоснабжения опломбирован и принят на коммерческий учет. Представителями обслуживающей организации ежемесячно, в период с 23-го по 25-е число текущего месяца, снимаются показания общедомовых узлов коммерческого учета теплоснабжения, сведения передаются в ресурсоснабжающую организацию - ГУП "ТЭК СПб". Расчет за коммунальные ресурсы согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многокваргирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, производится с учетом показаний приборов учёта согласно утверждённой Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга стоимости коммунальных услуг для населения.
Однако, фактическое теплопотребление по общедомовым узлам учета тепловой энергии - отопления, отраженное в отчетах о теплопотреблении, принятых и подписанных ресурсоснабжающей организацией (ГУП "ТЭК СПб"), в отопительный период 2019 - 2020 гг. не соответствует предъявленному к оплате жильцам многоквартирного дома, в частности по лицевому счету квартиры N 6, а именно: потребление отопления многоквартирным домом в феврале 2020 г., согласно предоставленных отчетов о теплопотреблении за февраль 2020 г. (показаний общедомовых приборов учета теплоснабжения), составило: - 127,6678 Гкал, (общее теплопотребление - 164,32 Гкал., минус горячее водоснабжение излитое - 36,6522 Гкал. (610,87мЗ * 0,06 (норматив)), однако, в счет-квитанции за март 2020 г. (учитывает коммунальные услуги за февраль 2020 г.) для расчета жителя предъявлено 146,900 Гкал. Таким образом, в указанный выше период предъявляемые жителям объемы потребления теплоносителя для коммунальной услуги по отоплению не соответствует фактическим показаниям общедомового узла учета теплопотребления для нужд отопления, произведен неверный расчет т.е. нарушен пункт 42(1) Правил.
По итогам проверки составлен акт N 03/478-Р от 25.03.2020.
На основании выявленного нарушения Инспекцией в отношении Общества составлен протокол по делу об административном правонарушении N 03/478-Р от 10.04.2020.
Постановлением от 29.04.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 734/20 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 125 000 рублей.
Не согласившись с постановлением Инспекции, Общество обратилось с заявлением в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования пришел к выводу о недоказанности в действиях Общества состава вмененного правонарушения и усмотрел основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, признал совершенное административное правонарушение малозначительным.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Субъектами правонарушения выступают лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами и получившие в установленном порядке лицензию на осуществление названного вида деятельности.
Абзацем пятым пункта 42.1 правил N 354 установлено, что при выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода при открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), в случае если узел учета тепловой энергии многоквартирного дома оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, учитывающим общий объем (количество) тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и горячего водоснабжения, для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с положениями абзацев третьего и четвертого настоящего пункта объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления, в течение отопительного периода определяется как разность объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, и произведения объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенного исходя из норматива расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и объема (количества) горячей воды, потребленной в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома и на общедомовые нужды.
Исходя из системного толкования положений статей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон К" 190-ФЗ), ФЗ от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон 261-ФЗ), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ своим постановлением от 14.02.2012 N 124 (далее - Правил N 124), Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правил N 1034), оплата тепловой энергии производится за фактически принятое абонентом количество в соответствии с данными учета энергии.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях от 10.07.2018 N 30-П и от 20.12.2018 N 46-П отметил, что правовое регулирование придает приоритетное значение данным приборов учета энергетических ресурсов по сравнению с расчетными способами исчисления их количества при определении размера платы за энергетические ресурсы.
В соответствии с пунктами 5 и 19 Правил N 1034, коммерческий учёт тепловой энергии организуется на границе балансового раздела тепловых сетей теплоснабжающей организации и абонента.
В межотопительный период тепловая энергия, приобретенная у теплоснабжающей организации (далее - ТСО) по договору теплоснабжения, используется исполнителем коммунальных услуг (управляющая организация, ТСЖ или ЖСК) для предоставления в многоквартирном доме коммунальной услуги по горячему водоснабжению (далее - ГВС).
При этом взаиморасчеты между исполнителем коммунальных услуг (далее - ИКУ) и ТСО за поставленную тепловую энергию производятся в руб./Гкал.
При наличии в многоквартирном доме общедомового прибора учета тепловой энергии, установленного и введенного в эксплуатацию, расход тепловой энергии, зафиксированный таким прибором учета в Гкал и указанный " в отчетах о теплопотреблении, должен быть оплачен ИКУ в полном объеме.
Согласно пункту 6.2.58 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115, при наличии нагрузки горячего водоснабжения минимальная температура воды в подающем трубопроводе сети предусматривается для открытых систем теплоснабжения горячего водоснабжения не ниже 60 °С.
Таким образом, ресурсоснабжающая организация обязана постоянно поддерживать температуру горячей воды не ниже 60 °С, что и обеспечивается за счет постоянной циркуляции теплоносителя во внутридомовых сетях дома.
Для обеспечения надлежащей температуры горячей воды у потребителя в любой момент времени предусмотрена циркуляция горячей воды по контуру ГВС, что неизбежно приводит к теплопотерям в трубопроводе. Часть теплопотерь приходится на проектные "полотенцесушители".
Все фактическое теплопотребление на нужды горячего водоснабжения, включая объем тепловой энергии, затрачиваемой на обогрев ванных комнат "полотенцесушителями", измеренное УУТЭ, должно быть оплачено в общем объеме теплопотребления по тарифам в руб. /Гкал, установленным Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга для потребителей ГУП "ТЭК СПб".
В то же время, количество горячей воды, потребленной жилым помещением, согласно "Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, определяется по внутриквартирному прибору учета горячей воды, а при его отсутствии - по нормативам потребления для жилых помещений.
Кроме того, потребитель жилого помещения производит плату за коммунальные услуги, потребленные в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (общедомовые нужды).
В случае, когда расход тепловой энергии превышает расчетное количество 0,06 Гкал/м3 горячей воды, возникает разница между суммарными платежами граждан и счетом, предъявленным ГУП "ТЭК СПб" исполнителю коммунальных услуг за потребленную тепловую энергию.
Основной причиной дополнительного расхода тепловой энергии, является теплоотдача неизолированных стояков или "полотенцесушителей", осуществление постоянной циркуляции теплоносителя, которая должна обеспечить предусмотренные СанПиН параметры горячей воды в каждой квартире.
Соответствующее разъяснение содержится в Информационном письме Комитета по тарифам Санкт - Петербурга от 15.08.2013 N 01-13-922/13-0-0.
В соответствии с абзацем 2 Информационного письма факт отпуска тепловой энергии фиксируется прибором учета на вводе в многоквартирный дом в Гкал. Тепловая энергия поставляется в соответствии с договором теплоснабжения между теплоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг, что обязывает исполнителя произвести оплату ресурса по тарифам в руб./Гкал, установленным Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга.
В случае, когда расход тепловой энергии превышает расчетное количество 0,06 Гкал/м3 горячей воды, возникает разница в платежах граждан и суммой, предъявленной к оплате теплоснабжающей организацией.
Также разъясняется (абзац 5 Информационного письма), что согласно Жилищному кодексу РФ собранием собственников помещений в многоквартирном доме в установленном порядке может быть принято решение об обязательных платежах, в том числе о распределении всего потребленного многоквартирным домом объема коммунальных ресурсов, зафиксированного общедомовыми приборами учета тепловой энергии и горячей воды (в том числе связанного с теплоотдачей от неизолированных стояков и (или) полотенцесушителей в межотопительный сезон) между всеми жилыми и нежилыми помещениями.
В случае если такое решение собственников не принято, данные платежи могут быть предъявлены к оплате гражданам в период отопительного сезона.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
Согласно пункту 5 названных Правил коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности.
Объем коммунального ресурса, потребленного многоквартирным домом, оборудованным коллективным (общедомовым) прибором учета определяется по показаниям такого прибора в соответствии с подпунктом "а" пункта 21 Правил обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Таким образом, определение объема потребленного коммунального ресурса должно осуществляться по показаниям ОДПУ.
Имеющиеся в многоквартирных домах приборы учета помимо определения количества тепловой энергии в Гкал фиксируют расход горячей воды в куб. м.
При этом исполнитель коммунальных услуг выставляет населению плату за горячее водоснабжение исходя из объема, потребленного ресурса в куб.м. и в соответствии с тарифом на горячую воду для населения, который установлен в руб. куб.м., тогда как теплоснабжающая организация выставляет счета исполнителю коммунальных услуг с указанием в них объема в Гкал. и тарифах в руб./Гкал, установленного для расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению.
Тариф на горячую воду для населения в руб./куб.м. как и тариф для расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в руб./Гксал установлены распоряжением Комитета, при этом тариф в руб./Гкал, является однокомпонентным и уже включает в себя стоимость теплоносителя.
В ценовом выражении тарифы на тепловую энергию в руб./Гкал, установленные для расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, аналогичны тарифам на горячую воду в руб. куб.м., поставляемую гражданам, проживающим в многоквартирных домах с открытой и закрытой централизованной системой горячего водоснабжения, из расчета, что на подогрев одного куб. м, воды требуется 0,06 Гкал.
Тарифы в руб./куб.м. установлены исходя из необходимости оплаты гражданами исполнителям коммунальных услуг объёма горячей воды в куб.м. и определены с использованием расчетной величины количества тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куб. м горячей воды 0,06 Гкал/куб. м., например, тариф на горячую воду во втором полугодии 2017 года в размере 100,72 руб./куб.м. определен следующим образом: 1678,72 руб./Гкал * 0,06 Гкал/куб.м. == 100,72 руб./куб.м.
При определении указанного количества тепловой энергии использовался алгоритм расчета, предусмотренный Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
Вместе с тем, объем фактически потребленного коммунального ресурса на нужды предоставления коммунальной услуги по ГВС, измеренный ОДПУ может превышать расчетную (средневзвешенную) единицу 0,06 Гкал/Куб.м. горячей воды, что приводит к возникновению разницы между объемом поставленного ресурса, измеренного в куб.м. и в Гкал.
В материалы дела представлена сравнительная Таблица по исчисленным и выставленным потребителям платежам из отчета о теплопотреблении и счет-фактур ГУП "ТЭК СПб" из которой следует одинаковая расчетная стоимость потребления.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности административным органом наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим привлечение лица к административной ответственности.
В тоже время суд первой инстанции посчитал, что данное правонарушение является малозначительным, с данным выводом суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не может согласиться, поскольку он противоречит установленным по делу обстоятельствам, а именно, что в действиях Общества отсутствует состав правонарушения. Применение ст. 2.9 КоАП РФ возможно только в случае установления в действиях лица состава правонарушение, поэтому судом первой инстанции необоснованно применена ст. 2.9 КоАП РФ, что не повлекло неправильного принятия решения судом первой инстанции по существу.
В рассматриваемом случае Обществом исчислена плата по фактическому объему потребленного коммунального ресурса, а несоответствие объема показаниям общедомового узла учета теплопотребления обусловлено дополнительным расходом тепловой энергии (теплоотдача неизолированных стояков или "полотенцесушителей", осуществление постоянной циркуляции теплоносителя, которая должна обеспечить предусмотренные СанПиН параметры горячей воды в каждой квартире), что исключает в действиях Общества состав вмененного правонарушения.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.10.2020 по делу N А56-43056/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Г.В. Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-43056/2020
Истец: ООО "Управляющая компания "Петербургский дом"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Третье лицо: ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", Жилищный комитет Санкт-Петербурга, Комитет по тарифам Санкт-Петербурга