г. Красноярск |
|
14 декабря 2020 г. |
Дело N А74-3932/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена "08" декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен "14" декабря 2020 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иванцовой О.А.,
судей: Бабенко А.Н., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рукосуевым Л.В.,
без участия лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Хакасия
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "12" октября 2020 года по делу N А74-3932/2020,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Хакасия (ИНН 1901141880, ОГРН 1191901002721) (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Контакт" (ИНН 1901005239, ОГРН 1021900534226) (далее - ответчик) о взыскании 11 237 руб. 04 коп. ущерба.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 12 октября 2020 года по делу N А74-3932/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что страхователем сведения по форме СЗВ-М за апрель 2016 года в отношении Кащеевой Г.П. представлены ответчиком только 08.09.2017, то есть с нарушением установленного срока; на момент вынесения решения о повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии фонд не располагал информацией об осуществлении в апреле 2016 года Кащеевой Г.П. оплачиваемой трудовой деятельности, в связи с чем была проведена индексация пенсии; судом первой инстанции ошибочно приняты во внимание факты представления страхователем отчетности по форме СЗВ-М за последующие периоды: май 2016 года, июнь 2016 года; фонд не располагает сведениями о фактической численности работников у страхователя, в связи с чем при получении противоречащих друг другу сведений, представленных в формах СЗВ-М, РСВ-1, выявить в какой именно из представленных форм содержатся достоверные сведения не представляется возможным; фондом проведены все предусмотренные законом меры по выяснению обстоятельств осуществления (прекращения) работы пенсионером.
От ответчика в материалы дела поступил отзыв, в котором последний с доводами апелляционной жалобы не согласился, указав, что фонд, с 08.06.2016 располагая сведениями о Кащеевой Г.П. как о работающем пенсионере, 24.06.2016 принял решение об индексации с 01.07.2016 пенсии застрахованного лица - Кащеевой Г.П. и производил ее выплату в увеличенном размере в период с 01.07.2016 по 30.10.2017.
Стороны, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих уполномоченных представителей не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции при рассмотрении спора, Кащеева Г.П. является работающим у страхователя пенсионером.
В обоснование заявленных требований фонд указывает на то, что 04.05.2016 ответчиком представлен отчет по форме СЗВ-М "исходная" за апрель 2016 года, в котором отсутствовали сведения о застрахованном лице Кащеевой Г.П.
08.09.2017 общество представило сведения по форме СЗВ-М "дополняющая" за апрель 2016 года на указанное застрахованное лицо, являющееся пенсионером.
Поскольку сведения в отношении Кащеевой Г.П. не представлены в установленные сроки, фондом произведена выплата пенсии с индексацией, производимой неработающим пенсионерам, за период с 01 июля 2016 года по 30 октября 2017 года.
Подателем жалобы установлен факт излишней выплаты названному лицу страховой пенсии за период с 01.07.2016 по 31.12.2017 в общей сумме 11 237 руб. 04 коп., о чем составлен протокол от 10.08.2018 N 3109 о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии.
Во исполнение претензионного порядка урегулирования спора истец направил в адрес ответчика уведомление о возврате излишне выплаченной суммы пенсии за указанный период в сумме 11 237 руб. 04 коп.
Неисполнение в добровольном порядке требований Центра послужило основанием для обращения последнего в суд с требованиями о возмещении ущерба, причиненного несвоевременным предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации возмещение убытков является одним из способов защиты гражданских прав.
На основании пункта 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец должен представить доказательства, свидетельствующие о наличии совокупности условий для возложения на ответчика гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков: противоправность действий (бездействия) причинителя убытков и наличие его вины, причинно-следственную связь между противоправными действиями (бездействием) и убытками, а также размер понесенных убытков.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице, в том числе страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика - застрахованного лица).
Статьей 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Так, пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 названного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
На основании пунктов 4, 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с названным Федеральным законом, в целях реализации положений части 1 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете.
Частью 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, установленном частями 1 - 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором вынесено решение, предусмотренное частью 6 данной статьи.
Исходя из указанных выше норм, в случае если сведения о конкретном застрахованном лице (являющимся получателем пенсии) страхователем в срок не представлены, такое лицо считается прекратившим работу, и, соответственно, выплата пенсии производится ему с учетом индексации как неработающему пенсионеру в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона N 400, физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В силу пункта 8 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, в случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 данного закона и корректировки размера страховой пенсии согласно части 10 статьи 18 названного закона, страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачивается в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Аналогичные положения содержатся и в части 5 статьи 24 Федерального закона N 166-ФЗ от 15.12.2001 "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 885н утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (далее - Правила N 885н).
Согласно пункту 84 Правил N 885н выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, осуществляющим (прекратившим) работу и (или) иную деятельность, в период выполнения которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", производится в порядке, предусмотренном статьей 26.1 Закона N 400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 85 Правил N 885н определение размера сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате пенсионерам, указанным в статье 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
В пункте 86 Правил N 885н предусмотрено, что выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, указанным в статье 26.1 Закона N 400-ФЗ, осуществляется на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
В силу пункта 88 Правил N 885н в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсий (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащие выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил N 885н).
Из содержания приведенных положений Правил N 885н следует, что выплата неработающим пенсионерам индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Решение об этом принимает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющие на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащие выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате указанных сумм путем вынесения нового решения.
Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ (пункт 88 Правил N 885н) - то есть, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором уполномоченным органом получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, на основании вышеизложенных норм права, пришел к выводу о том, что выплаты, произведенные истцом в спорный период, не находятся в непосредственной причинно-следственной связи с несвоевременным представлением ответчиком сведений по форме СЗВ-М за апрель 2016 года.
Как следует из материалов дела, 08.06.2016 страхователем в Управление Пенсионного фонда переданы сведения по форме СЗВ-М "исходная" за май 2016 года, из которых следует, что пенсионер Кащеева Г.П. фактически являлась работающим.
Таким образом, судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что уже в июне 2016 года истец располагал сведениями о работающих пенсионерах, на основании сданного отчета по форме СЗВ-М "исходная" за май 2016 года, в котором спорное лицо было указано в качестве работающего. Кроме того, сведения по форме СЗВ-М за май 2016 года на застрахованное лицо получены фондом 08 июня 2016 года, тогда как решение об индексации страховой пенсии принято 24 июня 2016 года.
Довод апелляционной жалобы о том, что на момент вынесения решения о повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии фонд не располагал информацией об осуществлении в апреле 2016 года Кащеевой Г.П. оплачиваемой трудовой деятельности, в связи с чем была проведена индексация пенсии, подлежит отклонению судом апелляционной инстанцией по следующим основаниям.
Закон N 385-ФЗ, которым внесены изменения, в том числе в Закон N 400-ФЗ, возлагает обязанности не только на страхователя, но и предписывает Пенсионному фонду ежемесячно уточнять факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности (часть 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ), и принимать в зависимости от этого решение о выплате индексации или о прекращении ее выплаты.
С учетом изложенного, истец не был лишен возможности на основании предоставленных в установленные срок сведений по форме СЗВ-М о застрахованных лицах, в том числе Кащеевой Г.П.. за май 2016 года не принимать решения о перерасчете (корректировке) пенсии (учитывая период индексации с 01.07.2016, тогда как сведения не представлены только за апрель 2016 года).
В апелляционной жалобе истец также указывает, что не располагает сведениями о фактической численности работников у страхователя, в связи с чем при получении противоречащих друг другу сведений, представленных в формах СЗВ-М, РСВ-1, выявить в какой именно из представленных форм содержатся достоверные сведения не представляется возможным.
Вместе с тем, исходя из обязанности Пенсионного фонда осуществлять контроль за правильностью предоставления страхователем соответствующих сведений, обязанности ежемесячного уточнения факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы, именно орган Пенсионного фонда обязан выяснить все обстоятельства осуществления (прекращения) работы пенсионером перед принятием соответствующего решения об индексации пенсии в целях исключения его необоснованности. Полное возложение ответственности на страхователя, в том числе в части исполнения (неисполнения) органом Пенсионного фонда возложенных на него законом обязанностей не допустимо.
При таких обстоятельствах указанный довод подлежит отклонению.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в части взыскания с ответчика убытков в размере 11 237 руб. 04 коп. в виде излишне выплаченной страховой части пенсии за период с 01.07.2016 по 31.12.2017, поскольку истцом не доказано, что данная сумма представляет собой убытки, возникшие у Пенсионного фонда в результате противоправных действий ответчика.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
При подаче апелляционной жалобы истец на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "12" октября 2020 года по делу N А74-3932/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.А. Иванцова |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-3932/2020
Истец: ГУ ЦЕНТР ПО ВЫПЛАТЕ ПЕНСИЙ И ОБРАБОТКЕ ИНФОРМАЦИИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ
Ответчик: ОАО "Контакт"