г. Санкт-Петербург |
|
14 декабря 2020 г. |
Дело N А56-16798/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Будылевой М.В., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Новоселовой В.В.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
от 3-го лица: Гаврилова Л.Н. по доверенности от 20.06.2020
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26291/2020) ООО "Жилкомсервис N 1 Невского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.08.2020 по делу N А56-16798/2020 (судья Катарыгина В.И.), принятое
по заявлению ООО "Жилкомсервис N 1 Невского района"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
3-е лицо: ООО Центр профилактики
об оспаривании решения и предписания
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Невского района" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление, УФАС) от 22.01.2020 по жалобе NТ02-46/20.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью "Центр профилактики".
Решением суда от 04.08.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что выводы суда основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, поскольку из системного токования норм Закона N 99-ФЗ и Положения N 291 следует, что работы (услуги) по дезинфектологии подлежат лицензированию как вид медицинской деятельности в тех случаях, когда они оказываются в качестве самостоятельных работ (услуг).
В судебном заседании представитель ООО "Центр профилактики" просил оставить жалобу без удовлетворения, ссылаясь на правомерность решения суда.
Общество и Управление надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суд проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 31.12.2019 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет опубликовано Извещение N 31908748141 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по дезинсекции, дератизации, дезинфекции и иным санитарно- противоэпидемиологическим (профилактическим) мероприятиям с целью профилактики инфекционных (паразитарных) заболеваний, в том числе декретированной группы работников Заказчика, включая документацию о конкурсе (далее - Документация).
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ООО "ЖКС N1 Невского района" (далее - Положение о закупках) в редакции от 23.01.2019, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.
13.01.2020 в Управление поступила жалоба ООО "Центр профилактики" (вх. N 642/20) на действия организатора торгов.
Решением УФАС от 22.01.2020 по жалобе N Т02-46/20 жалоба признана обоснованной; в действиях организатора торгов признаны нарушения требований пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 3 части 9 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в формировании ненадлежащего предмета Закупки, допущенное путем объединения в предмет проводимой процедуры Закупки услуг, относящихся к медицинским видам деятельности, для выполнения которых необходимо наличие лицензии (проведение исследований на гельминтозы и простейших (протозоозы) среди сотрудников заказчика), и услуг по санитарной обработке зданий, помещений, которые не относятся к указанным видам деятельности (обслуживание объектов жилищного фонда по дератизации, дезинсекции и дезинфекции); пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в установлении ненадлежащих требований к участникам Закупки, допущенное путем установления в п. 17 раздела 3 Документации (Техническое задание) требования о необходимости оказания исполнителем услуг по проведению дератизации, дезинсекции, дезинфекции (обслуживание объектов жилищного фонда по дератизации, дезинсекции и дезинфекции) на основании действующей лицензии на медицинскую деятельность для осуществления работ (услуг) по дезинфектологии.
Также Организатору торгов выдано предписание.
Не согласившись с вышеуказанными решением и предписанием, Общество оспорило их в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, придя к выводу о правомерности оспариваемых решения и предписания УФАС, отказал Обществу в удовлетворении требований.
Выслушав представителя третьего лица, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Полномочия антимонопольного органа по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов установлены пунктом 4.2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 18.1 названного Закона антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
При этом основания для обращения указанных лиц в антимонопольный орган закреплены частью 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.
В силу пунктов 1, 4 части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ такое обжалование осуществляется в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований названного Закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки и другими.
Согласно части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Частью 9 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
На основании пункта 9 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.
В соответствии с пунктом 8 извещения о проведении процедуры Закупки предметом договора является оказание услуг по дезинсекции, дератизации, дезинфекции и иным санитарно-противоэпидемиологическим (профилактическим) мероприятиям с целью профилактики инфекционных (паразитарных) заболеваний, в том числе декретированной группы работников заказчика.
Согласно пункту 9 Извещения количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг, краткое описание предмета закупки установлены в соответствии с разделом N 3 "Техническое задание" и разделом N 4 "Проект договора" к конкурсной документации.
Пунктом 13 раздела 3 Документации (Техническое задание) установлены виды и объемы работ (услуг) по договору:
- Оказание услуг по дератизации многоквартирных домов, а также прилегающей к ним территории ежемесячно с предупреждением Заказчика о проведении работ за 5 дней;
- Оказание услуг по дезинсекции, дезинфекции - в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, а также по заявкам заказчика. Заявки направляются исполнителю по факсу или электронной почты. Срок выполнения заявки - в течение ______ (согласно заявке участника);
- Оказание услуг по энтомологии - в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, а также по заявкам заказчика в течение ____________(согласно заявке участника);
- Оказание услуг паразитологии (паразитологическим исследованиям) работникам заказчика (работы связанные с обслуживанием водопроводных сетей) - в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, а именно ст. 25 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в соответствии с письменными заявками заказчика в течение (согласно заявке участника). Ориентировочное количество работников декретированных групп по заявкам на исследование на гельминтозы и простейших (протозоозы) слесари-сантехники - не более 185 человек в год, исходя из эпидситуации или эпидпоказаний.
На основании пункта 17 раздела 3 Документации (Техническое задание) установлены следующие требования к оказываемым услугам:
- Услуги по проведению дератизации, дезинсекции, дезинфекции должны оказываться исполнителем на основании действующей лицензии на медицинскую деятельность для осуществления работ (услуг) по дезинфекгологии на основании Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 г. N 291; "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")";
- Работы (услуги) по проведению энтомологических обследований должны выполняться исполнителем на основании действующей лицензии на медицинскую деятельность для осуществления работ (услуг) по энтомологии на объектах на основании Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 г N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")";
- Услуги по паразитологии должны оказываться исполнителем на основании действующей лицензии на медицинскую деятельность для осуществления работ (услуг) по паразитологии на основании Федерального закона от 04.05.2011 г N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 г N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")".
ООО "Центр профилактики" указывает, что проведение медицинских услуг от имени Организатора закупки необоснованно объединено им в предмет закупки совместно с услугами по санитарной обработке зданий, помещений.
Пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности определено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В пунктах 3-5 статьи 2 Закона N 323-ФЗ медицинская помощь определена как комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; под медицинской услугой понимается медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение; медицинским вмешательством являются выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.
Исходя из требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, утвержденных приказом Минздрава России от 11.03.2013 N 121 н, работы (услуги) по дезинфектологии организуются и выполняются при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, при оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно установлено, что буквальное толкование приведенных выше норм в их системной взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что лицензированию в качестве медицинской деятельности подлежат работы (услуги) по дезинфектологии, выполняемые в рамках оказания медицинской помощи.
Следовательно, при осуществлении дезинфекционной деятельности (в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции, дератизации) вне рамок оказания медицинской помощи необходимость получения лицензии на осуществление медицинской деятельности отсутствует.
Судом верно установлено, что объединение Организатором торгов в предмет проводимой процедуры Закупки услуг, относящихся к медицинским видам деятельности, для выполнения которых необходимо наличие лицензии (проведение исследований на гельминтозы и простейших (протозоозы) среди сотрудников заказчика), а также услуг по санитарной обработке зданий, помещений, которые не относятся к указанным видам деятельности (обслуживание объектов жилищного фонда по дератизации, дезинсекции и дезинфекции), ограничивает конкуренцию.
Также требование Организатора торгов, изложенное в пункте 17 раздела 3 Документации (Техническое задание), о том, что услуги по проведению дератизации, дезинсекции, дезинфекции (обслуживание объектов жилищного фонда по дератизации, дезинсекции и дезинфекции) должны оказываться исполнителем на основании действующей лицензии на медицинскую деятельность для осуществления работ (услуг) по дезинфектологии, так как при осуществлении дезинфекционной деятельности (в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции, дератизации) вне рамок оказания медицинской помощи необходимость получения лицензии на осуществление медицинской деятельности отсутствует.
Суд первой инстанции верно установил, что в действиях Организатора закупки усматривается нарушение части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и ограничение конкуренции, в связи с чем в удовлетворении требования Общества обоснованно отказано.
С учетом вышеизложенного следует согласиться с выводом суда первой инстанции о законности и правомерности принятия Управлением оспариваемых ненормативных правовых актов.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04 августа 2020 года по делу N А56-16798/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Невского района" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-16798/2020
Истец: ООО "Жилкомсервис N 1 Невского района"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: ООО Центр профилактики