г. Москва |
|
14 декабря 2020 г. |
Дело N А40-134257/20 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи М.В. Кочешковой,
рассмотрев апелляционную жалобу ФГУП "Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.10.2020 по делу N А40-134257/20,
в порядке упрощенного производства,
по заявлению: ФГУП "Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации"
к Федеральной службе по надзору в сфере транспорта
о признании незаконным и отмене Постановления от 23.07.2020 N 120000093080
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ФГУП "Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации" (далее - Заявитель, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 23.07.2020 N 120000093080 по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 11.15.2 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 27.10.2020 по делу N А40-134257/20 в удовлетворении требований Ф ФГУП "Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации" о признании незаконным и отмене постановления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 23.07.2020 N 120000093080 по делу об административном правонарушении, о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 11.15.2 КоАП РФ отказано.
Не согласившись с принятым решением, ФГУП "Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Через канцелярию суда заблаговременно поступил отзыв Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Суд считает возможным приобщить отзыв на апелляционную жалобу к материалам дела.
Апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон на основании ст. 272.1 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании материалов дела установлено, что постановлением главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности Управления транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Ространснадзор) Атальян Сергеем Сергеевичем от 23.07.2020 N 120000093080 (далее - Постановление) заявитель, юридическое лицо - ФГУП "УВО Минтранса России" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.15.2 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
В обоснование позиции по заявлению, заявитель ссылается на то, что при рассмотрении дела об административном правонарушении в нарушение статьи 26.1 КоАП РФ обстоятельства дела не были всесторонне, полно и объективно исследованы, так как не истребованы доказательства, подтверждающие вину Предприятия.
Заявитель также указывает на то, что основания в отказе Росавиации (неполная оценка описания и отсутствие описания в полном объеме), не являются законными и основанными на требованиях нормативных правовых актов, и основаны на субъективных оценочных суждениях, что не позволяет Предприятию оперативно совершить действия, направленные на устранение причин отказа утверждения результатов оценки уязвимости, а также приводит к ситуации, когда Предприятие не может выполнить свои договорные обязательства перед заказчиком из-за отказа.
Предприятие считает, что в отсутствие мотивированных замечаний компетентного органа, основанных на нормах законодательства Российской Федерации, проведенная дополнительная оценка уязвимости соответствует требованиям Порядка проведения, а действия по отказу - незаконными.
Кроме того, заявитель указывает на то, что в его действиях отсутствовали умысел и неосторожность, а также бездействие, приводящие к возникновению вменяемого правонарушения и им были предприняты меры, направленные на всестороннее соблюдение требований законодательства юридическим лицом в объеме, зависящим от него.
По мнению заявителя, результат дополнительной оценки уязвимости был выполнен Предприятием в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности и оснований для привлечения к административной ответственности не имеется.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствуется следующим.
Согласно ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Также, судом проверено и установлено, что десятидневный срок, предусмотренный ч. 2 ст. 208 АПК РФ, ст. 30.3 КоАП РФ для обжалования решения административного органа о привлечении к административной ответственности, заявителем не пропущен.
Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) основаниями для принятия решения суда о признании решения государственного органа о привлечении к административной ответственности незаконным являются несоответствие акта или порядка его принятия закону, либо отсутствие оснований для привлечения к административной ответственности, либо оспариваемый акт принят органом или должностным лицом с превышением полномочий.
Следовательно, чтобы суд смог признать решение государственного органа незаконным, требуется наличие хотя бы одного из трех оснований: отсутствие оснований для привлечения к административной ответственности; несоответствие акта или порядка его принятия закону; принятие оспариваемого акта органом или должностным лицом с превышением полномочий.
В соответствии с подпунктами 5.1,1 и 5.1,8 пункта 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398, Ространснадзор осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере гражданской авиации и транспортной безопасности.
В соответствии с ч. 1 ст. 23.36 КоАП РФ органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере транспорта, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе ч.1 ст. 11.15.2 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, на основании представленной информации от Федерального агентства воздушного транспорта (письмо N Исх-27986/06 ДСП от 06.07.2020, N НП-ВХ-17520ДСП от 06.07.2020) Федеральным агентством воздушного транспорта, рассмотрев заявление ФГУП "УВО Минтранса России", было отказано в утверждении дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры - Аэропорт Пенза субъекта транспортной инфраструктуры - ГБУ ПО "Аэропорт г. Пензы" (далее - дополнительная оценка уязвимости).
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 09.02.2007 N 16- ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16- ФЗ) оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.
В соответствии с пунктом 6 "Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств", утвержденного приказом Минтранса России от 12.04.2010 N 87, по результатам рассмотрения оценки уязвимости представленной Предприятием, Росавиацией принято решение об отказе в ее утверждении.
Данный факт подтверждается заключением об отказе в утверждении результатов дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры - Аэропорт Пенза субъекта транспортной инфраструктуры - ГБУ ПО "Аэропорт г. Пензы" N 1653 от 03.07.2020 с приложением оснований отказа в утверждении результатов дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры -Аэропорт Пенза субъекта транспортной инфраструктуры - ГБУ ПО "Аэропорт г. Пензы".
Согласно представленным Росавиацией данным, основанием отказа в утверждении результатов дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры - Аэропорт Пенза субъекта транспортной инфраструктуры - ГБУ ПО "Аэропорт г. Пензы" является нарушение "Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств", утвержденного приказом Минтранса России от 12.04.2010 N 87 (далее - Приказ N 87).
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции верно счел, что административный орган правомерно пришел к выводу о том, что в действиях ФГУП "УВО Минтранса России" присутствуют признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 11.15.2 КоАП, а именно: нарушение порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры.
Согласно материалам дела, 17.07.2020 в отношении Предприятия должностным лицом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта был составлен протокол N 120000093080 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ.
В соответствии с подпунктом 1 части 2 статьи 23.42 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ, рассматриваются должностными лицами Ространснадзора.
Учитывая, что КоАП не содержит оговорок о необходимости направления определения исключительно каким-либо определенным способом, в целях своевременного уведомления Предприятия о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, путем направления телеграммы (исх. 111495/4 от 21.07.2020) с уведомлением о вручении, а также 17.07.2020 представителю ФГУП "УВО Минтранса России" было вручено определение о назначении даты, времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ.
Рассмотрение дела было назначено на 23.07.2020 на 15.00, в помещении Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, расположенном по адресу: 125993, г. Москва, Ленинградский проспект, д. 37, корп. 1, кабинет 250.
В указанное время (23.07.2020 в 15 час. 00 мин.) на рассмотрение дела об административном правонарушении явился защитник Предприятия Сидоров Артем Алексеевич по доверенности N 63 от 19.08.2019, выданная генеральным директором ФГУП "УВО Минтранса России" Ковыршиным Алексеем Ивановичем - сроком до 31.12.2021.
Законному представителю юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, были разъяснены права, предусмотренные ст. 51 Конституции Российской Федерации и ст.25.1, ст.25.4., ст.25.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии со статьей 29.7 КоАП РФ перед началом рассмотрения административного дела был установлен факт явки защитника Предприятия, установлено что Предприятие было надлежаще извещено о дате, времени и месте рассмотрения административного дела, защитнику были разъяснены права и обязанности.
В соответствии с частью 2 статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении административного дела были исследованы материалы дела и представленные доказательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 09.02.2007 N 16- ФЗ "О транспортной безопасности", оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.
ФГУП "УВО Минтранса России" является специализированной организацией в области обеспечения транспортной безопасности, аккредитованной в установленном порядке Федеральным агентством воздушного транспорта.
Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств разработан в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона N 16- ФЗ.
В соответствии с пунктом 4 приказа Минтранса России от 12.04.2010 N 87 "О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств" (далее - Порядок), оценка уязвимости проводится организациями, определенными частью 2 статьи 5 Закона N 16- ФЗ, с учетом перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства и с применением модели нарушителя.
В соответствии с пунктом 2 Порядка оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры проводится в целях определения степени защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
В пункте 3 Порядка указаны обязательные сведения, которые необходимо отразить в оценке уязвимости.
На основании пункта 8 Порядка, решение об утверждении результатов проведенной оценки уязвимости либо об отказе в их утверждении принимается компетентным органом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона N 16- ФЗ, компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности - федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 396 Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) является таким компетентным органом в сфере воздушного транспорта.
В соответствии с Порядком, оценка уязвимости оформляется в виде текстового документа с графическими план-схемами, являющимися составной и неотъемлемой его частью. В ней отражаются сведения, указанные в пункте 3 указанного Порядка.
Из материалов дела следует, что по результатам рассмотрения представленного ФГУП "УВО Минтранса России" результата проведения оценки уязвимости Росавиацией было вынесено заключение об отказе в утверждении, что подтверждается заключением от 18.06.2020 N 1647.
В соответствии с пунктом 19 Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по утверждению результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, утвержденного приказом Минтранса России от 06.05.2013 N 171, основанием для отказа (заключение от 18.06.2020 N 1647) в предоставлении государственной услуги является:
1) Неверного определения границ и конфигурации зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и ее секторов (далее - ОТИ), а также их схематического обозначения в части подпункта 3.1.1 пункта 3 Порядка проведения.
2) Неполная оценка соответствия принятых субъектом транспортной инфраструктуры мер на ОТИ по защите от актов незаконного вмешательства Требованиям по обеспечению транспортной безопасности в части подпункта 3.1.2. пункта 3 Порядка проведения.
3) Отсутствие описания в полном объеме дополнительных мер, которые необходимо принять субъекту транспортной инфраструктуры на ОТИ по реализации Требований по обеспечению транспортной безопасности, с учетом произошедших изменений в части подпункта 3.1.4. пункта 3 Порядка проведения.
Таким образом, выводы о несоответствии оценки уязвимости установленному порядку ее проведения вправе сделать только компетентный орган в области транспортной безопасности, в рассматриваемом случае это Федеральное агентство воздушного транспорта.
Согласно представленному Федеральным агентством воздушного транспорта заключению, ФГУП "УВО Минтранса России" при проведении указанной оценки уязвимости не отразило необходимые сведения, установленные Порядком проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.04.2010 N 87.
Таким образом, основанием для отказа в утверждении дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной безопасности стало нарушение порядка её проведения.
Указанный факт подтверждается протоколами по делу об административном правонарушении N 120000093080 от 13.07.2020 по части 1 статьи 11.15.2 КоАП в отношении ФГУП "УВО Минтранса России", письмом Федерального агентства воздушного транспорта (письмо N Исх-27986/06 ДСП от 06.07.2020, N НП-ВХ- 17520ДСП от 06.07.2020).
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Вина Предприятия выразилась в нарушение "Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств", утвержденного приказом Минтранса России от 12.04.2010 N 87.
Объективных обстоятельств, препятствующих исполнению Предприятием обязанностей, возложенных на него законодательством Российской Федерации не установлено, фактов реализации прав, обеспечивающих исполнение этих обязанностей, не обнаружено.
Факт совершения правонарушения подтверждается материалам административного дела (протоколом и постановлением об административном правонарушении).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно приходит к выводу о том, что Федеральной службой по надзору в сфере транспорта всесторонне и полно были исследованы материалы дела, дана надлежащая правовая оценка и правильно применены нормы как материального, так и процессуального права.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.10.2020 по делу N А40-134257/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-134257/2020
Истец: ФГУП "УПРАВЛЕНИЕ ВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА