город Воронеж |
|
14 декабря 2020 г. |
Дело N А48-2775/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 декабря 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ушаковой И.В.,
судей Письменного С.И.,
Коровушкиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шиловой А.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Мери": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от государственного унитарного предприятия Орловской области "Дорожная служба": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия Орловской области "Дорожная служба" (ИНН 5720019251 ОГРН 1115741001738) на решение Арбитражного суда Орловской области от 09.07.2020 по делу N А48-2775/2020 по иску общества с ограниченной ответственностью "Мери" (ОГРН 1173668033208, ИНН 3663128508) к государственному унитарному предприятию Орловской области "Дорожная служба" (ИНН 5720019251 ОГРН 1115741001738) о взыскании основного долга в размере 944 069 руб. 79 коп., неустойки в размере 214 975 руб. 73 коп.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Мери" (далее - ООО "Мери", истец) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с иском к государственному унитарному предприятию Орловской области "Дорожная служба" (далее - ГУП ОО "Дорожная служба", ответчик) о взыскании основного долга в размере 944 069 руб. 79 коп., неустойки в размере 214 975 руб. 73 коп. (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 09.07.2020 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ГУП ОО "Дорожная служба" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просило обжалуемое решение изменить в части взыскания неустойки.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны явку полномочных представителей не обеспечили.
Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения указанных лиц о месте и времени судебного заседания, апелляционная жалоба была рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
По правилам части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Учитывая, что от лиц, участвующих в деле, не поступило возражений против проверки решения в обжалуемой части, апелляционный суд на основании части 5 статьи 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность решения суда только в обжалуемой заявителем части.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, считает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела усматривается, что 31.07.2017 между ГУО ОО "Дорожная служба" (генподрядчик) и ООО "Гарни+" (субподрядчик) был заключен договор субподряда N 644, в соответствии с пунктом 1.1 которого субподрядчик обязуется выполнить работы по "Ремонту улично-дорожной сети в д. Кукуевка Хотынецкого района Орловской области - ул. Садовая" в соответствии с рабочей документацией, а генподрядчик обязуется принять выполненные работы на условиях настоящего договора и в случае, предусмотренном пунктом 2.2 договора, оплатить их.
Цена договора составляет в текущих ценах 3 933 846 руб., в т.ч. НДС 18% (пункт 2).
Согласно пункту 6.9.5 договора, расчеты (платежи) с субподрядчиком за выполненные работы осуществляются в пределах стоимости (цены) выполненных работ в течение 30 (тридцати) банковских дней с момента подписания сторонами акта о приемке выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ и затрат. Окончательный расчет за выполненные работы, производится генподрядчиком в размере суммы, содержащейся в последней принятой генподрядчиком справке о стоимости выполненных работ и затрат, после подписания сторонами акта приемки законченных работ по ремонту.
Дополнительным соглашением N 2 к договору, стороны изменили пункт 2.1. договора и изложили его в следующей редакции: "Общая цена настоящего договора составляет 4 013 030 руб., в т. ч. НДС 18%- 612 157,12 руб.".
Актом по форме КС-2 и справкой по форме КС-3 подтверждается выполнение и принятие работ на сумму 4 013 030 руб.
15.09.2017 между ГУО ОО "Дорожная служба" (генподрядчик) и ООО "Гарни+" (субподрядчик) был заключен договор субподряда N 809, в соответствии с пунктом 1.1 которого субподрядчик обязуется выполнить работы по содержанию улично-дорожной сети г. Орла. Работы по содержанию дорог города субподрядчик выполняет в соответствии с регламентами - приложения N N 1-2 к договору. Все работы, предусмотренные договором, должны быть выполнены в соответствии с указанными приложениями к договору. Генподрядчик принимает выполненные работы и оплачивает их на условиях настоящего договора.
Цена договора составляет 11 576 859 руб. 65 коп., с учетом НДС 18% - 1 765 961 руб. 64 коп. Цена доктора включает в себя стоимость выполнения взятых на себя обязательств в соответствии с предметом договора, стоимость материалов, оборудования, оплату налогов, сборов и иных обязательных платежей, а так же стоимость всех сопутствующих работ, услуг и затрат, связанных с выполнением работ по предмету договора, не учтенных в сметной документации. Стоимость услуг генподрядчика определяется в приложении N 3 и составляет 5% от суммы договора - 578 842 руб. 98 коп., включая НДС 18% - 88 298 руб. 08 коп. (раздел N 2 договора).
Согласно пункту 8.1 договора, оплата за выполненные работы производится в течение 30 дней после принятия генподрядчиком работ, предусмотренных договором, на основании представленных субподрядчиком генподрядчику: акта приемки выполненных работ по форме N КС-2; справки о стоимости выполненных работ но форме N КС-3; счета-фактуры.
С учетом заключения дополнительного соглашения N 2, цена договора N 809 составила 10 277 044 руб. 07 коп. в т.ч. НДС 18% -1 567 684 руб. 69 коп.
Справкой по форме КС-3 подтверждается выполнение и принятие работ на сумму 3 111 798 руб. 25 коп., а также по счету-фактуре N 167 от 31.10.2017 работы были выполнены на сумму 7 165 245 руб. 82 коп.
12.10.2017 между ГУП ОО "Дорожная служба" (заказчик) и ООО "Гарни+" (поставщик) был заключен договор N 903 на поставку товара, в соответствии с пунктом 1.1 которого поставщик обязуется осуществить поставку песка из отсева дробления гранитов в количестве 53,5 т в обусловленные настоящим договором сроки.
Общая цена настоящего договора составляет 77 093 руб. 50 коп., в т.ч. НДС 18%- 11750,03 руб. Цена за одну единицу товара - 1441,00 руб. с НДС 18% (пункт 2.1).
Согласно пункту 2.2 договора, авансирование не предусмотрено. Расчет (оплата) стоимости за фактически поставленную партию товара производится на расчетный счет поставщика на основании выставленного счета в течение 30 (тридцати) рабочих дней, при соответствии надлежащему качеству, поставленного товара на основании выставленных счетов, счетов-фактур, товарных накладных (или УПД).
По УПД N 161 от 20.10.2017 было поставлено и принято товара на сумму 77 093,50 руб.
12.10.2017 между ГУО ОО "Дорожная служба" (заказчик) и ООО "Гарни+" (поставщик) был заключен договор N 904 на поставку товара, в соответствии с пунктом 1.1 которого поставщик обязуется поставить битум нефтяной дорожный БНД 60/90 в количестве 56,76 тонн в обусловленные настоящим договором сроки.
Общая цена договора составляет 974 739 руб., в т. ч. НДС 18%- 148 689,00 руб. Цена за одну тонну -17 172 руб. 99 коп., в т.ч. НДС 18% (пункт 2.1).
Согласно пункту 2.2 договора, расчет (оплата) стоимости за фактически поставленную партию товара осуществляется заказчиком в течение 5-ти рабочих дней, при соответствии надлежащему качеству на основании счетов, счетов-фактур, товарных накладных, товарно-транспортных накладных.
По УПД N 162 от 20.10.2017 было поставлено и принято товара на сумму 965 293 руб. 77 коп.
17.10.2017 между ГУО ОО "Дорожная служба" (заказчик) и ООО "Гарни+" (поставщик) был заключен договор N 926 на поставку товара, в соответствии с пунктом 1.1 которого, поставщик обязуется осуществить поставку щебня известнякового М600 фракции 5-20 в количестве 63,1 т, общей ценой 86761 руб. 87 коп., в т.ч. НДС 18% - 13234,86 руб. Цена за одну единицу товара 3 374,99 руб. с НДС 18%. (пункт 2.1).
Согласно пункту 2.2 договора авансирование не предусмотрено. Расчет (оплата) стоимости за фактически поставленную партию товара производится на расчетный счет поставщика на основании выставленного счета в течение 30 (тридцати) рабочих дней, при соответствии надлежащему качеству, поставленного товара на основании выставленных счетов, счетов-фактур, товарных накладных (или УПД).
По УПД N 160 от 19.10.2017 было поставлено и принято товара на сумму 86761 руб. 87 коп.
Ответчик частично оплатил задолженность перед ООО "Гарни+".
19.02.2018 между ООО "Гарни+" (цедент) и ООО "Мери" (цессионарий) был заключен договор уступки прав (требований), согласно пункту 1 которого цедент уступает цессионарию права (требования) как кредитора ГУП ОО "Дорожная служба" на общую сумму прав (требований) 3 244 069 руб. 79 коп.
В соответствии с пунктом 2 договора, в момент подписания договора общая сумма обязательств, уступаемых цессионарию прав (требований) к должнику, составляет 3 244 069 руб. 79 коп. и основывается на договорах поставки товара С/П N 644 от 31.07.2017 года - на сумму 821 728 руб.78 коп., С/П N 809 от 13.09.2017 года - на сумму 1 293 191 руб. 87 коп., N 903 от 12.10.2017 года - на сумму 77 093 руб. 50 коп., N 904 от 12.10.2017 года - на сумму 965 293 руб. 77 коп., N 926 от 17.10.2017 года - 86 761 руб. 87 коп.
Уступка прав (требований) по договору происходит в момент подписания настоящего договора (пункт 4).
Ответчик несколькими платежами частично уплачивал задолженность, в связи с чем ответчик подтвердил наличие задолженности перед ООО "Мери" в сумме 944 069 руб. 79 коп., на данную сумму сторонами были составлены акты сверки от 31.12.2018, 10.10.2019.
В претензии от 11.12.2019 истец просил ответчика оплатить основной долг и проценты за пользование чужими денежными средствами, однако задолженность не была оплачена. Данное обстоятельство послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Разрешая спор по существу, арбитражный суд области наряду с взысканием с ООО "АТЛАС ТЕЛЕКОМ" 944 069 руб. 79 коп. задолженности, пришел к выводу и о взыскании 214 975 руб. 73 коп. пени.
В соответствии с пунктом 1 статьи 382 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.
Статьей 384 ГК РФ установлено, что, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права.
Из приведенных правовых норм также следует, что договор уступки должен содержать ссылку на обязательство, из которого возникло уступаемое право. Следовательно, условие об обязательстве, по которому первоначальный кредитор уступает требование новому кредитору, является существенным условием договора уступки права (требования). При заключении договора стороны должны индивидуализировать это обязательство.
По своему правовому содержанию договор уступки требования означает перемену лиц в обязательстве, что обязывает стороны при заключении подобного договора конкретно обозначить это обязательство. Такое обозначение обязательства является необходимым условием определения предмета соглашения, связанного с уступкой требования.
В данном случае договор уступки прав (требований) от 19.02.2018 не противоречит закону, не нарушает прав третьих лиц, а также передаваемые права не находятся в неразрывной связи с личностью кредитора.
На основании изложенного ООО "Гарни+" выбыло из обязательств, новым кредитором является истец - ООО "Мери". Какая-либо неопределенность в идентификации уступленного права требования отсутствует.
Таким образом, арбитражным судом первой инстанции правомерно установлено, что права требования с ответчика задолженности и неустойки перешли от ООО "Гарни+" к истцу на основании договора уступки прав (требований) от 19.02.2018.
В апелляционной жалобе ответчик возражал лишь против взыскания 214 975 руб. 73 коп. пени, полагая расчет неустойки неверным, а сумму неустойки, подлежащей взысканию - 204 975 руб. 73 коп.
В силу статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В силу пунктов 7.3.2 договоров N 904 на поставку товара от 12.10.2017 и N 903 на поставку товара N 903 от 12.10.2017
Пеня начисляется заказчику за каждый день просрочки исполнения предусмотренного договором обязательства, начиная со дня, следующего за днем истечения установленного договором срока исполнения обязательства. Размер пени устанавливается как одна трехсотая действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования ЦБ РФ от не уплаченной в срок суммы.
В соответствии с пунктом 11.3 договора субподряда N 644 от 31.07.2017 в случае просрочки исполнения генподрядчиком обязательств, предусмотренных договором, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения генподрядчиком обязательств, предусмотренных договором, субподрядчик направляет генподрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения генподрядчиком обязательства, предусмотренного договором, и устанавливается в размере одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных договором и фактически исполненных генподрядчиком.
Согласно пункту 9.5 договора субподряда N 809 от 15.09.2017 в случае просрочки исполнения генподрядчиком обязательств, предусмотренных договором, субподрядчик вправе потребовать уплаты пеней. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения генподрядчиком обязательства, предусмотренного договором, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного договором срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы. Генподрядчик освобождается от уплаты пени, если докажет, что просрочка исполнения обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине субподрядчика.
Содержание договора стороны определяют на основе свободного волеизъявления, заведомо зная об обязанности возмещения убытков при неисполнении обязательства, о компенсационном характере неустойки по отношению к убыткам (статьи 393, 394, 329,330, 421 ГК РФ).
С учетом изложенного и поскольку ответчик не исполнил надлежащим образом обязательства по оплате выполненных работ и оплате поставленного товара, учитывая, что ответчиком не представлены доказательства отсутствия своей вины, а также наличия иных обстоятельств, предусмотренных статьей 404 ГК РФ, судебная коллегия находит правомерным применение судом первой инстанции имущественной ответственности в виде договорной неустойки.
По расчету истца, с учетом частичной уплаты размер неустойки составил 214 975 руб. 73 коп.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что истцом верно определен период просрочки, количество дней его составляющих, расчет произведен в соответствии с условиями пунктов 7.3.2 договора поставки, п. 11.3 договора субподряда N 644 от 31.07.2017, п. 9.5 договора субподряда N 809 от 15.09.2017, а также с учетом частичной оплаты, и является арифметически верным.
Обращаясь с апелляционной жалобой, ответчик ссылался на то, что размер подлежащей взысканию неустойки должен составлять 204 975 руб. 73 коп., вместе с тем, мотивированного и документально обоснованного контррасчета пени не представил (протокольное определение об отложении от 29.10.2020). О применении положений статьи 333 ГК РФ ответчик не заявлял.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции отмечает, что каких-либо доказательств, подтверждающих обоснованность взыскания пени в иной сумме, чем заявлено истцом, ответчиком в нарушение положений статей 9, 65 АПК РФ суду представлено не было.
Исходя из изложенного, следуя положения статей 70, 71 АПК РФ, требование о взыскании 214 975 руб. 73 коп. неустойки удовлетворено судом области на законных основаниях.
Доводов, подкрепленных соответствующими доказательствами и позволяющих отменить решение суда, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Орловской области от 09.07.2020 по делу в обжалуемой части следует оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В силу положений статьи 110 АПК РФ расходы за рассмотрение апелляционной жалобы в виде государственной пошлины в сумме 3 000 руб., относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 09.07.2020 по делу N А48-2775/2020 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия Орловской области "Дорожная служба" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.В. Ушакова |
Судьи |
С.И. Письменный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-2775/2020
Истец: ООО "МЕРИ"
Ответчик: ГУП ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ДОРОЖНАЯ СЛУЖБА"