г. Москва |
|
15 декабря 2020 г. |
Дело N А41-43894/20 |
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Диаковской Н.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу акционерного общества "Центротрансжелезобетон"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 01 октября 2020 года по делу N А41-43894/20,
по заявлению акционерного общества "Центротрансжелезобетон"
к Комитету по ценам и тарифам Московской области
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Центротрансжелезобетон" (далее - заявитель, общество, АО "Центротрансжелезобетон") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету по ценам и тарифам Московской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Комитет) о признании незаконным и отмене постановления от 22.06.2020 N АР-5/04-03-2020.
Решением Арбитражного суда Московской области от 01 октября 2020 года по делу N А41-43894/20 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, АО "Центротрансжелезобетон" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке упрощенного производства с применением норм статей, содержащихся в главе 29 АПК РФ.
Согласно статье 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного судебное разбирательство проведено судьей апелляционного суда единолично.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, филиал АО "Центротрансжелезобетон" - Силикатненский завод ЖБК осуществляет свою деятельность на основании положения о филиале утвержденного советом директоров ОАО "Центротрансжелезобетон" от 22.10.2018.
Основными видами деятельности филиала являются: производство железобетонных конструкций и изделий для гражданского, промышленного, транспортного, жилищного строительства и объектов социальной сферы, а также прочие.
В контрольное управление Комитета по ценам и тарифам Московской области поступила служебная записка от 21.01.2020, в ходе рассмотрения которой установлено, что в соответствии с представленными документами филиалом АО "Центротрансжелезобетон" - Силикатненский завод ЖБК (далее - Филиал) (заявление от 22.04.2019 N Р001-2719590395-23623178) экспертом отдела регулирования тарифов в сфере теплоснабжения для филиала был рассчитан тариф на тепловую энергию на 2020 год (установлен распоряжением Комитетом от 20.12.2019 N 440-Р (ред. от 27.03.2020).
Поскольку в представленных филиалом документах, усматривается нарушение ведения раздельного бухгалтерского учета между регулируемыми и нерегулируемыми видами деятельности, административным органом вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 04.03.2020 (т. 1 л. д. 106-107).
Из представленных филиалом пояснений следует, что 01.10.2016 закрыто убыточное производство сборных железобетонных конструкций и единственным видом деятельности является производство, передача и сбыт тепловой энергии с использованием находящихся в собственности объектов теплоснабжения.
Филиал применяет учетную политику для целей бухгалтерского учета, утвержденную приказами от 26.12.2018 N 19 (далее - учетная политика) на 2019 год.
Согласно учетной политике на 2019 год для учета затрат, связанных с основным производством, используется счет 20 "Основное производство".
По дебету счета 20 "Основное производство" отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, а также расходы вспомогательных производств, косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием основного производства.
Учет затрат по вспомогательным производствам ведется на счете 23 "Вспомогательные производства". Закрытие счета 23 "Вспомогательные производства" на все подразделения предприятия ведется в последовательности пропорционально доле потребления каждым подразделением в выпускаемой продукции вспомогательного производства в натуральном выражении согласно отчетам вспомогательного производства.
Расходы, которые нельзя отнести на прямую к какому-либо виду деятельности, отражаются на счетах 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные расходы" и ежемесячно распределяются в дебете счета 20 "Основное производство" по объектам калькулирования распределяются пропорционально заработной плате основных производственных работников.
Однако из пояснений филиала представленных в ходе административного расследования следует, что на основании приказа от 03.10.2016 N 12 доля общехозяйственных и общепроизводственных расходов филиала, относимых на производство, передачу и сбыт тепловой энергии, определена в размере 95%.
В ходе анализа оборотно-сальдовых ведомостей (далее - ОС В) по счету 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 26 "Общехозяйственные расходы" выявлены несоответствие распределения общехозяйственных и общепроизводственных расходов согласно учетной политике.
Анализ распределения цеховых и общеэксплуатационных расходов за 2019 год, полученных расчетным методом на основании положений учетной политики филиала, и данных, отраженных в регистрах бухгалтерского учета приведен в таблице N 1.
Установленные несоответствия в учете расходов вспомогательных производств, косвенных расходов, противоречат положениям раздела 3 "Затраты на производство" Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н, согласно которой расходы вспомогательных производств списываются на счет 20 "Основное производство" с кредита счета 23 "Вспомогательные производства", косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием производства, списываются на счет 20 "Основное производство" со счетов 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные расходы".
Из представленных данных ОСВ не представляется возможным подтвердить формирование себестоимости готовой продукции на счете 90-02.
Таким образом, распределение косвенных расходов в ОСВ противоречит принципам распределения указанных в учетной политике филиала АО "Центротрансжелезобетон" - Силикатненский завод ЖБК, что подтверждает ведение раздельного учета расходов по регулируемым видам деятельности с нарушениям.
Филиалом АО "Центротрансжелезобетон" - Силикатненский завод ЖБК нарушены требования статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пунктов 10 и 11 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, пункта 6 Единой системы классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, утвержденной приказом ФСТ России от 12.04.2013 N 91, тем самым совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
30 апреля 2020 года по факту установления в действиях заявителя признаков административного правонарушения Комитетом по ценам и тарифам Московской области в отношении АО "Центротрансжелезобетон" составлен протокол об административном правонарушении N 13, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ (т. 1 л. д. 129-131).
22 июня 2020 года по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, Комитетом по ценам и тарифам Московской области в отношении АО "Центротрансжелезобетон" вынесено постановление по делу об административном правонарушении N АР-5/04-03-2020, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, и назначено наказание в виде штрафа в сумме 100 000 руб. (т. 1 л. д. 65-71)
Полагая, что указанное постановление является незаконным и нарушает права и законные интересы АО "Центротрансжелезобетон" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления в связи со следующим.
В силу части 2 статьи 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
В соответствии с пунктами 10 и 11 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075, регулируемые организации ведут раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением следующих регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, за исключением случаев, установленных Федеральным законом "О теплоснабжении":
а) производство тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более;
б) производство тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии менее 25 МВт;
в) производство тепловой энергии (мощности) не в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии;
г) производство теплоносителя;
д) передача тепловой энергии и теплоносителя;
е) сбыт тепловой энергии и теплоносителя;
ж) подключение к системе теплоснабжения;
з) поддержание резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии.
Раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов осуществляется регулируемой организацией с дифференциацией в том числе по системам теплоснабжения, субъектам Российской Федерации, а также по иным критериям в соответствии с единой системой классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, установленной федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Затраты на содержание, ремонт и эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей учитываются регулируемой организацией отдельно от расходов, связанных с содержанием, ремонтом и эксплуатацией тепловых сетей, которыми регулируемая организация владеет на праве собственности или на ином законном основании.
Согласно пункту 6 Единой системы классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, утвержденной Приказом ФСТ России от 12.04.2013 N 91, регулируемые организации ведут раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением следующих видов деятельности:
а) производство тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более;
б) производство тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии менее 25 МВт;
в) производство тепловой энергии (мощности) не в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии;
г) производство теплоносителя с дифференциацией по виду теплоносителя (вода, пар, а также с дифференциацией по параметрам пара, если такая дифференциация предусмотрена при установлении тарифов или по способам очистки воды на водоподготовительных установках источника тепловой энергии);
д) передача тепловой энергии и теплоносителя;
е) сбыт тепловой энергии и теплоносителя;
ж) подключение к системе теплоснабжения;
з) поддержание резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии.
Как следует из материалов дела, АО "Центротрансжелезобетон" при осуществлении деятельности допустило нарушение установленного порядка ценообразования.
Наличия выявленных в ходе административного расследования нарушений подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения.
Доказательств обратного, суду не представлено.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 от 02 июня 2004 года "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 10 от 02.06.2004) разъяснено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Доказательств отсутствия у общества реальной возможности для соблюдения норм и правил действующего законодательства в указанной сфере в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии в действиях заявителя вины, а как следствие - состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судом не установлено.
Срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Согласно с санкцией части 2 статьи 14.6 КоАП РФ за вменяемое правонарушение предусмотрена возможность назначения наказания в виде административного штрафа в размере ста тысяч рублей.
Доказательств, подтверждающих наличие смягчающих либо отягчающих административную ответственность, суду не представлено.
С учетом разъяснений в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" невозможно применение положений статьи 2.9 КоАП РФ.
В силу пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 названного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10).
Таким образом, оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обжалуемое постановление является законным и отмене не подлежит.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что комитетом при вынесении обжалуемого постановления был пропущен срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ является необоснованным в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении в сфере государственного регулирования тарифов не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
При рассмотрении служебной записки от 21.01.2020 б/н (далее - служебная записка) заместителя начальника управления регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения - заведующего отделом регулирования тарифов в сфере теплоснабжения А.Ю. Гусева установлено, что в соответствии с представленными документами филиалом АО "Центротрансжелезобетон" - Силикатненский завод ЖБК (далее - Филиал,) (заявление от 22.04.2019 N P001-2719590395-23623178) экспертом отдела регулирования тарифов в сфере теплоснабжения для Филиала был рассчитан тариф на тепловую энергию на 2020 год (установлен распоряжением Комитета от 20.12.2019 N 440-Р (ред. от 27.03.2020), однако в материалах имеются признаки нарушения законодательства при ведении раздельного учета расходов.
В соответствии со служебной запиской в представленных филиалом документах, а именно регистрах бухгалтерского учета, усматривается нарушение ведения раздельного бухгалтерского учета расходов между регулируемыми и нерегулируемыми видами деятельности.
На основании статьи 28.7 КоАП РФ комитетом 04.03.2020 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении АО "Центротрансжелезобетон" и истребованы документы.
В ходе анализа представленных документов выявлены нарушения порядка ценообразования и датой выявления длящегося правонарушения 30.04.2020. Комитетом составлен протокол об административном правонарушении 30.04.2020 N 13.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 01 октября 2020 года по делу N А41-43894/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 АПК РФ.
Судья |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-43894/2020
Истец: АО "ЦЕНТРОТРАНСЖЕЛЕЗОБЕТОН"
Ответчик: Комитет по ценам и тарифам Московской области
Третье лицо: Комитет по ценам и тарифам Московской области