г. Чита |
|
17 декабря 2020 г. |
Дело N А19-13276/2020 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шелеховском районе Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 октября 2020 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А19-13276/2020 по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шелеховском районе Иркутской области (ОГРН 1023802254673, ИНН 3821010406, адрес: 666034, Иркутская область, г. Шелехов, 4-й квартал, д. 23) к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Шелеховского района "Гимназия" (ОГРН 1023802256026, ИНН 3821006858, адрес: 666034, Иркутская область, г. Шелехов, 7-й квартал, д. 3) о взыскании финансовых санкций в размере 8000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шелеховском районе Иркутской области обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Шелеховского района "Гимназия" о взыскании финансовых санкций в размере 8000 руб.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 16 октября 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шелеховском районе Иркутской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 октября 2020 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А19-13276/2020 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению Управления Пенсионного фонда, в соответствии с п.39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 21.12.2016 N 766н, страхователь имеет право дополнять ранее представленные сведения без применения штрафных санкций только в отношении тех застрахованных лиц, в отношении которых отчетность была принята Пенсионным фондом. Таким образом, поскольку страхователем представлена дополняющая форма СЗВ-М в отношении новых застрахованных лиц, а не в порядке исправления ошибки в ранее представленных сведениях, привлечение учреждения к ответственности является обоснованным.
В материалы дела поступил письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы, в котором учреждение с выводами суда первой инстанции согласно, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" 22.10.2020.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без вызова сторон.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, по результатам проведения Пенсионным фондом проверки правильности заполнения, полноты и своевременного представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в отношении учреждения был установлен факт нарушения срока для представления отчетности по форме СЗВ-М за отчетные периоды - февраль, март, апрель, июнь, август, ноябрь 2018 г., а именно: исходные формы отчетности СЗВ-М представлены страхователем: за февраль 2019 - 14.03.2019, за март 2019 - 09.04.2019, за апрель 2019 - 07.05.2019, за июнь 2019 - 12.07.2019, за август 2019 - 16.09.2019, за ноябрь 2019 - 02.12.2019.
В последствие страхователем представлены дополняющие формы СЗВ-М за периоды: за февраль 2019 (на 1 лицо), за март 2019 (на 2 лица) - 09.04.2019, за апрель 2019 (на 2 лица), за июнь 2019 (на 1 лицо), за август 2019 (на 9 лиц), за ноябрь 2019 (на 1 лицо) - 18.03.2020.
Результаты проверки отражены в актах об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования) от 31.03.2020 N 048S18200007624, N 048S18200007638, N 048S18200007639, N 048S18200007646, N 048S18200007646, N 048S18200007651.
Решениями Пенсионного фонда от 28.04.2020 N 048S19200009984, N 048S19200009985, N 048S19200009986, N 048S19200009987, N 048S18200007648/Р, N 048S19200009988 учреждение привлечено к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-Ф, с назначением штрафа в общем размере 8000 руб. (500 руб. х 16 лиц).
На основании вышеуказанных решений 15.05.2020 выставлены требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 048S01200011248, N 048S01200011247, N 048S01200011246, N 048S01200011245, N 048S18200007648/Т, N 048S01200011244.
Направленные в адрес ответчика требования об уплате указанной суммы штрафа в добровольном порядке не исполнены, в связи с чем, заявитель просил взыскать с ответчика неуплаченную сумму штрафа в судебном порядке
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Пенсионного фонда обратилось в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Судом первой инстанции правильно применены следующие нормы права и правовые позиции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Учреждение является страхователем по данному виду страхования, согласно пункту 2 статьи 14 данного Закона обязана представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Закона N 27-ФЗ данный Закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15), объем и сроки (статья 11) представления таких сведений.
В силу статьи 1 названного Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 11 настоящего Закона страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета.
Частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ установлена ответственность за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Отчетность, представляемая по форме СЗВ-М, утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 N 83п.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция), действовавшей в спорный период.
Из материалов дела следует, что страхователем в орган Пенсионного фонда по телекоммуникационным каналам связи представлены исходные сведения индивидуального (персонифицированного) учета в установленный законом срок.
Страхователь самостоятельно представил 18.03.2020 г. по телекоммуникационным каналам связи отчетность по форме СЗВ-М (дополняющая) за отчетные периоды - февраль, март, апрель, июнь, август, ноябрь 2019 г.
Пенсионный фонд, расценив данное обстоятельство как несвоевременное представление страхователем сведений, сделал вывод о наличии в действиях учреждения состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 3 статьи 17 приведенного Закона.
Указанная позиция Пенсионного фонда обоснованно признана судом первой инстанции ошибочной в связи со следующим.
На основании статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
При этом, исходя из конструкции нормы статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ срок, в течение которого страхователь может представить дополняющую или отменяющую форму СЗВ-М не установлен.
В соответствии с абзацем 2 пункта 39 Инструкции в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Доказательств соблюдения Управлением Пенсионного фонда положений абзаца 5 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ в части направления страхователю уведомления о выявленных ошибках, в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что страхователь самостоятельно, до момента обнаружения ошибки Управлением Пенсионного фонда, дополнил ранее представленные и принятые Управлением Пенсионного фонда сведения о застрахованных лицах.
При этом ни статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ, ни Инструкцией от 21.12.2016 N 766н не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Принимая во внимание, что в рассматриваемом случае страхователем в установленный законом срок были переданы необходимые дополняющие сведения в соответствии с пунктом 39 Инструкции N 766н, у пенсионного фонда отсутствовали основания для привлечения ответчика к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в связи с чем, в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции правомерно отказано.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 октября 2020 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А19-13276/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев с даты принятия по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.В. Ломако |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-13276/2020
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шелеховском районе Иркутской области
Ответчик: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Шелеховского района "Гимназия"