город Омск |
|
15 декабря 2020 г. |
Дело N А75-1989/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10197/2020) общества с ограниченной ответственностью "Обь-Юган" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.07.2020 по делу N А75-1989/2020 (судья Зубакина О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Обь-Юган" (ОГРН 1158619000077, ИНН 8604053465, адрес: 628303, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нефтеюганск, мкр. 10, д. 15) к Департаменту градостроительства и земельных отношений Администрации города Нефтеюганска (ОГРН 1088604000022, ИНН 8604042336, адрес: 628310, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нефтеюганск, мкр. 12, 26, пом. 1) о признании незаконным действий,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Обь-Юган" (далее - заявитель, общество, ООО "Обь-Юган") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации города Нефтеюганска (далее - ответчик, Департамент, ДГ и ЗО Администрации города) о признании незаконным действия, выразившегося в непроверке предложения о подготовке документации по планировке территории: проект внесения изменений в проект межевания территории микрорайона 10, утвержденный постановлением Администрации г. Нефтеюганска от 19.06.2008 N 1083-п, в части изменения границ земельного участка с кадастровым номером 86:20:0000041:2 и непринятии предложения; признании незаконным решения об отклонении предложения о подготовке документации по планировке территории: проект внесения изменений в проект межевания территории микрорайона 10, утвержденный постановлением Администрации г. Нефтеюганска от 19.06.2008 N 1083-п, в части изменения границ земельного участка с кадастровым номером 86:20:0000041:2 и об обязании устранить нарушение прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.07.2020 по делу N А75-1989/2020 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель полагает, что Департамент должен был рассмотреть заявление ООО "Обь-Юган" от 13.11.2019 и принять соответствующее решение, осуществить проверку пакета документов, затем выносить решение об отклонении предложения инициатора и отправления на доработку; у градостроительной комиссии отсутствуют полномочия по отклонению предложения о подготовке документации по планировки территории: проект внесения изменений в проект межевания территории микрорайона 10; общество не ограничено в количестве обращений.
В письменном отзыве Департамент просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ООО "Обь-Юган" является собственником земельного участка с кадастровым номером 86:20:0000041:2, расположенного по адресу: г. Нефтеюганск, 10 мкр., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.02.2016 N 86-86/004-86/004/007/2015-444, а также собственником объекта недвижимости - нежилое здание магазина (кадастровый номер: 86:20:0000000:7428), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.02.2016 N 86-86/004- 86/004/007/2015-445.
ООО "Обь-Юган" 18.07.2019 обратилось в Департамент с заявлением (вх. N 01-01 45-1661-9) о подготовке документации по планировке территории: проект внесения изменений в проект межевания территории микрорайона 10, утвержденный постановлением Администрации г. Нефтеюганска от 19.06.2008 N1083-п, в части изменения границ земельного участка с кадастровым номером 86:20:0000041:2.
Согласно пояснительной записке к проекту целью разработки градостроительной документации по планировке территории является изменение границ земельного участка с кадастровым номером 86:20:0000041:2 путем образования нового земельного участка с использованием земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Данное мероприятие необходимо для приведения в соответствие границ указанного земельного участка с фактически занимаемой площадью в связи с тем, что расположенное на данном участке существующее нежилое здание "Магазин" с кадастровым номером 86:20:0000000:7428 выходит за пределы земельного участка.
По результатам рассмотрения заявления градостроительной комиссией (протокол от 15.08.2019 N 19) принято решение отклонить данное предложение в связи с тем, что в настоящее время здание магазина выходит за пределы границ земельного участка с кадастровым номером 86:20:0000041:2; реконструкция объекта с кадастровым номером 86:20:0000000:7428 осуществлена без получения в установленном законом порядке разрешительной документации, в связи с чем имеет место факт самовольной реконструкции с изменением технико-экономических показателей.
О своем решении Департамент уведомил ООО "Обь-Юган" письмом от 23.08.2019 исх. N 01-01-46-2629-9.
ООО "Обь-Юган" 13.11.2019 повторно обратилось в Департамент с заявлением (вх. N 01-01-45-5102-9) о подготовке документации по планировке территории: проект внесения изменений в проект межевания территории микрорайона 10, утвержденный постановлением Администрации г. Нефтеюганска от 19.06.2008 N 1083-п, в части изменения границ земельного участка с кадастровым номером 86:20:0000041:2. К заявлению был приложен пакет документов, аналогичный ранее направленному с заявлением от 18.07.2019.
В виду того, что ООО "Обь-Юган" к новому пакету документов не представило доказательств устранения причин ранее направленного отказа, протоколом от 15.08.2019 N 19 Департамент отклонил предложение ООО "Обь-Юган" по тем же основаниям.
ООО "Обь-Юган", полагая, что действия Департамента являются незаконными, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
29.07.2020 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Оценив в соответствии со статьями 67, 68, 71 АПК РФ имеющиеся в материалах деле документы, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности обстоятельств, необходимых для вывода о несоответствии оспариваемый действий и решения Департамента законодательству и нарушении этими действиями и решением прав и законных интересов общества.
Суд апелляционной инстанции поддерживает данный вывод суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходя из следующего.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Нефтеюганска, утвержденными решением Думы города от 01.10.20710 N 812-IV (с изменениями от 11.04.2018 N 372-VI), спорный земельный участок расположен в зоне существующей жилой застройки без развития.
В целях установления границ застроенных и незастроенных земельных участков, с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки, на территорию микрорайона 10 города Нефтеюганска разработан и утвержден постановлением Администрации города Нефтеюганска от 19.06.2008 N 1083-п проект межевания территории (далее - Проект).
Согласно части 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Частью 8 этой же статьи предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случая, указанного в части 8.1 данной статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.
В соответствии с частью 10 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, а также с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа.
В силу части 1 статьи 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
Частью 21 статьи 45 ГрК РФ определено, что внесение изменений в документацию по планировке территории допускается путем утверждения ее отдельных частей с соблюдением требований об обязательном опубликовании такой документации в порядке, установленном законодательством. В указанном случае согласование документации по планировке территории осуществляется применительно к утверждаемым частям.
Исходя из смысла приведенных положений закона, корректировка (внесение изменений) проекта осуществляется в том же порядке, определенном названными статьями.
Из материалов дела следует, что общество в заявлениях от 18.07.2019, 13.11.2019, адресованных Департаменту, просило внести изменения в проект межевания территории микрорайона 10, утвержденный постановлением Администрации г. Нефтеюганска от 19.06.2008 N 1083-п, в части изменения границ земельного участка с кадастровым номером 86:20:0000041:2. Общество указало на то, что изменение границ земельного участка с кадастровым номером 86:20:0000041:2 путем образования нового земельного участка с использованием земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, необходимо для приведения в соответствие границ указанного земельного участка с фактически занимаемой площадью в связи с тем, что расположенное на данном участке существующее нежилое здание "Магазин" с кадастровым номером 86:20:0000000:7428 выходит за пределы земельного участка.
Отклоняя предложение общества, Департамент обратил внимание на то, что здание магазина выходит за пределы границ земельного участка с кадастровым номером 86:20:0000041:2; реконструкция объекта с кадастровым номером 86:20:0000000:7428 осуществлена без получения в установленном законом порядке разрешительной документации, в связи с чем имеет место факт самовольной реконструкции с изменением технико-экономических показателей.
В силу положения пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшего на момент утверждения Проекта, для объектов недвижимого имущества, принадлежащим заявителям, проектом межевания выделены участки в размерах, соответствующим площади зданий.
В силу положения статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Риски осуществления самовольного строительства (реконструкции) несет лицо, осуществившее такое строительство. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Равно как у уполномоченного органа не возникает обязанности по предоставлению земельного участка под таким объектом.
Подготовка и утверждение документации по планировке территории, порядок внесения в нее изменений и ее отмены регламентированы статьей 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Администрации города Нефтеюганска от 20.04.2017 N 69-нп утвержден порядок подготовки документации по планировке территории, принятой на основании решений органов местного самоуправления города Нефтеюганска (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещение линейных объектов.
В соответствии с пунктом 4 Порядка при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории.
Инициатор, указанный в абзаце 2 пункта 12 Порядка, принявший решение о подготовке документации по планировке территории, направляет предложение о подготовке документации по планировке территории в Департамент по форме согласно приложению к Порядку.
Согласно пункту 16 Порядка при наличии полного пакета документов и информации, необходимой для принятия решения о подготовке документации по планировке территории, уполномоченный орган готовит информацию и направляет предложение инициатора о подготовке документации по планировке территории на рассмотрение градостроительной комиссии администрации города Нефтеюганска (далее - Комиссия) с целью получения рекомендаций для принятия решения о подготовке документации по планировке территории.
Указанная информация была подготовлена Департаментом и направлена в градостроительную комиссию сопроводительным письмом от 08.08.2019 N исх.0 -01-46-2164-9.
В соответствии с пунктом 17 Порядка Департамент с учетом рекомендации комиссии вправе принять решение об отказе в подготовке документации по планировке территории, с обоснованием принятого решения.
При этом Порядок не содержит исчерпывающего перечня оснований для принятия решения об отказе. В связи с чем принятие решения об отклонении предложения по внесению изменений в документацию по планировке территории до принятия Администрацией города Нефтеюганска решения о подготовке документации по планировке территории является правом уполномоченного органа (Департамента).
Таким образом, решение уполномоченного органа принято в соответствии с утвержденным Порядком.
Совокупный анализ положений статей 45, 46 ГрК РФ показывает, что заинтересованное лицо может выступать инициатором внесения изменения в документацию по планировке территории и вносить свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании таких изменений. Однако из указанных норм права не следует, что подаче такого предложения корреспондирует безусловная обязанность органа местного самоуправления принять решение о внесении изменений в документацию по планировке территории за счет бюджетных средств.
В спорной ситуации, как следует из материалов дела, необходимость в изменении проекта планировки с проектом межевания связана с намерением общества изменить границы земельного участка с кадастровым номером 86:20:0000041:2 путем образования нового земельного участка, поскольку расположенное на участке с кадастровым номером 86:20:0000041:2 нежилое здание "Магазин" выходит за пределы земельного участка.
Таким образом, изменение конфигурации и размера указанного земельного участка является исключительно инициативой ООО "Обь-Юган".
В то же время действующее законодательство не содержит норм о том, что инициирование внесения изменений в планирование территории влечет обязательное образование земельного участка посредством изменения исходного земельного участка и последующее его предоставление лицу, выступившему с предложением об изменении документации по планировке.
Подача такого предложения и его дальнейшая реализация за собственный счет относится к предпринимательским рискам инициатора внесения изменений в планировку территории.
ООО "Обь-Юган" не представлены относимые, допустимые, достаточные доказательства, свидетельствующие о нарушении оспариваемыми действиями и решением Департамента прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Факт несоответствия оспариваемого обществом отказа Департамента действующему нормативному регулированию порядка внесения изменений в проект межевания территории не доказан.
При данных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы согласно статье 110 АПК РФ относятся на общество.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.07.2020 по делу N А75-1989/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-1989/2020
Истец: ООО "ОБЬ-ЮГАН"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА, Департамент градостроительства и земельных отношений Администрации города Нефтеюганска