г. Владимир |
|
15 декабря 2020 г. |
Дело N А43-24521/2020 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Белышковой М.Б.,
без проведения судебного заседания и без извещения сторон рассмотрел апелляционную жалобу Региональной службы по тарифам Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.10.2020 по делу N А43-24521/2020, принятое в порядке упрощенного производства по заявлению акционерного общества "Домоуправляющая компания Московского района" (ОГРН 1055236075520; ИНН 5259047735) о признании незаконным и отмене постановления Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 28.07.2020 N 53.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Региональная служба по тарифам Нижегородской области (далее - Служба, административный орган, заявитель) при рассмотрении обращения жителя квартиры 117 дома N 17 по ул. Буревестника г.Нижнего Новгорода 18.06.2020 возбудила дело об административном правонарушении по признакам нарушения акционерным обществом "Домоуправляющая компания Московского района" (далее - АО "ДК Московского района", Общество) порядка ценообразования и проведении административного расследования, о чем вынесла соответствующее определение.
В ходе административного расследования административный орган установил, что Общество, осуществляя деятельность по управлению указанным многоквартирным домом (МКД), при расчете платы за коммунальную услугу горячего водоснабжения, в том числе, потребленную в целях содержания общего имущества МКД в январе и феврале 2020 года неправомерно завысило тариф на горячую воду (компонент на теплоноситель), применив его в размере 68 руб. 89 коп./м3, тогда как утвержденный тариф на него на период с 1 января по 30 июня 2020 года составляет 58 руб. 16 коп./м3.
Усмотрев в деянии Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс, КоАП РФ), уполномоченное должностное лицо Службы 17.07.2020 составило протокол об административном правонарушении N 38.
Постановлением от 28.07.2020 N 53 АО "ДК Московского района" привлечено к административной ответственности по указанной норме в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Общество обратилось в арбитражный уд с заявлением о признании указанного постановления незаконным и отмене.
На основании части 1 статьи 227, части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 14.10.2020 заявленное требование удовлетворено.
При этом, руководствуясь статьей 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), статьей 1.5, частью 1 статьи 1.6, статьями 2.1, 14.6 КоАП РФ, положениями Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ), Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Основы ценообразования), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в деянии Общества состава вменяемого правонарушения.
Служба обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт. Считает, что решение вынесено судом с нарушением норм материального права, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, и с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Административный орган не согласен с выводом суда об отсутствии в деянии Общества состава вменяемого административного правонарушения и оснований для привлечения его к ответственности.
Заявитель указывает, что поскольку платежные документы для внесения платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги выставлены за январь и февраль 2020 года, то Обществу следовало применять тарифы, установленные решением Службы на период с 1 января по 30 июня 2020 года, то есть 58 руб. 16 коп./м3, а не 68 руб. 89 коп./м3.
По мнению Службы, отсутствуют основания для вывода о том, что платежные документы за январь и февраль 2020 года за услуги горячего водоснабжения в жилом помещении содержат указание на иные месяцы, чем те, за который произведен расчет.
Поскольку Обществом при расчете платы за коммунальные услуги "ГВС (содержание ОИ) и "ГВС теплоноситель" за январь и февраль 2020 года применены тарифы, действующие в декабре 2019 года, по мнению административного органа, в деянии АО "ДК Московского района" имеется событие и состав вменяемого правонарушения. Заявитель настаивает на том, что Общество имело возможность выставлять потребителям платежные документы за январь и февраль 2020 года исходя из действующих тарифов и счетов-фактур, выставленных АО "Теплоэнерго" за январь и февраль 2020 года.
Подробно доводы заявителя приведены в апелляционной жалобе.
Общество, возражая против доводов заявителя, указало на законность и обоснованность решения суда, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 272.1 АПК РФ без проведения судебного заседания и без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, Первый арбитражный апелляционный не установил правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ установлена административная ответственность в том числе, за нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Объектом рассматриваемого деяния выступают общественные отношения в сфере государственного регулирования порядка ценообразования. При этом следует исходить из того, что ценообразование - это процесс формирования цен на товары и услуги, характеризуемый методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам.
В силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно пунктам 1 и 6 части 1 статьи 5 Федерального закона N 416-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации относятся установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения и осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона N 416-ФЗ, пунктом 4 Основ ценообразования, тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение) подлежат регулированию.
Решением Службы от 19.12.2017 N 66/40 (в редакции от 20.12.2019) для АО "Теплоэнерго" на период с 01 января по 30 июня 2020 года тариф на горячую воду с использованием открытой системы горячего водоснабжения (компонент на теплоноситель) установлен в размере 58 руб. 16 коп./м3 (с НДС), который применяется при расчетах между Обществом и АО "Теплоэнерго" в рамках договора N 25570 от 09.10.2018.
Из пункта 40 Правил N 354, следует, что потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Пунктом 66 Правил N 354 предусмотрено, что плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом), не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платежных документов (пункт 67 Правил N 354).
В соответствии с пунктом 69 Правил N 354 в платежном документе указываются, в том числе, оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов; объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами; объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды для случаев, предусмотренных настоящими Правилами, в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и использовать показания, полученные не позднее 25-го числа расчетного месяца, при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания.
При этом в силу пункта 37 указанных Правил расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
По смыслу приведенных норм права, оплата коммунальных услуг производится за истекший расчетный период, то есть календарный месяц, после фактического оказания соответствующей услуги по тарифу, действовавшему в расчетный период. При этом в платежных документах подлежит отражению информация об оплачиваемом расчетном периоде (месяце), объеме каждого вида коммунальной услуги, оказанной в расчетный период, о размере платы за каждый вид коммунальной услуги, оказанной в расчетный период, а также о применяемых тарифах.
Из содержания платежных документов, представленных в материалы дела, следует, что жителю спорного МКД в январе 2020 года предъявлена к оплате коммунальная услуга горячего водоснабжения, оказанная в ноябре 2019 года, а в феврале 2020 года - услуга, оказанная в декабре 2019 года (л.д.116, 118).
Объем коммунальных услуг в рассматриваемом случае, Обществом определен на основании показаний индивидуального прибора учета, переданных собственником помещения, а также показаний общедомового прибора учета, передаваемых в расчетный центр, которым фиксируется объем потребленного в конкретном месяце ресурса, подлежащего оплате.
При этом при расчете размера платы за данные коммунальные услуги, оказанные в ноябре и декабре 2019 года, Обществом применялся тариф, утвержденный решением Службы от 19.12.2017 N 66/40 (в редакции от 20.12.2018), действовавший в период оказания соответствующей услуги, то есть до 31.12.2019.
Таким образом АО "ДК Московского района" предъявило к оплате стоимость коммунальной услуги по горячему водоснабжению с применением тарифа, установленного для того расчетного периода за который произведено начисление.
Доказательств, подтверждающих, что в платежных документах за январь и февраль 2020 года потребителю выставлялась плата исходя из объема коммунального ресурса, затраченного на оказание коммунальной услуги в указанный период, материалы дела не содержат.
Поэтому правильным является вывод суда о правомерном применении Обществом при определении размера платы за оказанные в ноябре и декабре 2019 года тарифа, утвержденного решением Службы в период фактического оказания данных коммунальных услуг.
Таким образом, АО "ДК Московского района" не допустило нарушения порядка ценообразования, образующего объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения.
Довод заявителя о том, что Общество имело возможность выставлять потребителям платежные документы за январь и февраль 2020 года исходя из действующих тарифов и счетов-фактур "АО "Теплоэнерго", выставленных АО "ДК Московского района" за указанные периоды, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку законодательством предусмотрен различный порядок расчетов между потребителем и управляющей компанией и последней - с ресурсоснабжающей организацией.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии события, и соответственно, состава вменяемого Обществу административного правонарушении.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки указанного вывода суда.
В соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
С учетом изложенного апелляционная жалоба административного органа по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (часть 2 статьи 211 АПК РФ).
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Уплата государственной пошлины по данной категории дел законом не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.10.2020 по делу N А43-24521/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Региональной службы по тарифам Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-24521/2020
Истец: АО "ДК Московского района"
Ответчик: заместитель руководителя Региональной службы по тарифам Нижегородской области Гришин А.С.