г. Челябинск |
|
10 декабря 2020 г. |
Дело N А76-32921/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпусенко С.А.,
судей Бабиной О.Е., Махровой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ушаковой О.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Муниципального унитарного предприятия "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения", общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Ритм" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.09.2020 по делу N А76-32921/2018.
В судебном заседании приняли участие представители:
муниципального унитарного предприятия "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" - Попова Юлия Рамазановна (доверенность от 24.12.2019 N 298);
общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Ритм" - Зайкова Анна Анатольевна (доверенность от 17.03.2020).
Муниципальное унитарное предприятие "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" (далее - МУП "ПОВВ", истец,) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Ритм" (далее - общество УО "Ритм", ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора ресурсоснабжения по приобретению холодной воды и отведению сточных вод, потребляемых при содержании общего имущества в МКД от 13.04.2018 N 95703 (с учетом уточнений исковых требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражным судом Челябинской области на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Специализированная некоммерческая организация-фонд "Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области" (далее - Фонд, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 11.09.2020 урегулированы разногласия, возникшие при заключении договора по приобретению холодной воды и отведению сточных вод, потребляемых при содержании общего имущества в МКД от 13.04.2018 N 95703, между МУП "ПОВВ" и обществом УО "Ритм":
Пункт 1.4 договора изложен в редакции ответчика:
"Границей раздела балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) по водопроводным и канализационным сетям сторон определяется в актах разграничения балансовой (эксплуатационной) ответственности. При отсутствии актов, границей раздела балансовой принадлежности (эксплуатационной) ответственности по водопроводным и канализационным сетям является:
- при наличии коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом;
- при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета, границей балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) является внешняя граница стены многоквартирного дома".
Пункт 4.3.15 принят в редакции истца:
"Ежемесячно до 10 числа предоставлять в Ресурсоснабжающую организацию сведения по изменению количества зарегистрированных граждан в жилых помещениях многоквартирных домов с указанием ФИО, дат регистрации и (или) убытия по месту жительства или месту временного пребывания, а также количество собственников жилых помещений многоквартирных домов".
Пункт 1 договора изложен в редакции истца:
"По настоящему договору ресурсоснабжающая организация, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение обязуется подавать управляющей организации через присоединенную водопроводную сеть к внутридомовым системам холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду (далее-холодную воду) и осуществлять отведение сточных вод (водоотведение), потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - МКД), и обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей. Управляющая организация обязуется оплачивать холодную воду и отведенные сточные воды (водоотведение), потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим договором".
Судебным актом также распределены судебные расходы по уплате государственной пошлины.
Истец и ответчик с вынесенным судебным актом не согласились, обжаловали его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе МУП "ПОВВ" просит решение суда первой инстанции изменить в части урегулирования разногласий по пункту 1.4. договора от 13.04.2018 N 95703 в редакции истца: "Граница раздела балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) по водопроводным и канализационным сетям сторон определяется в актах разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей водоснабжения и водоотведения. При отсутствии актов, границей раздела балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) по водопроводным и канализационным сетям сторон является внешняя граница стен многоквартирного дома, по канализационным сетям сторон - первый смотровой колодец на канализационном выпуске".
С позиции истца, выводы суда первой инстанции о том, что эксплуатационная ответственность сторон по водоотведению должна устанавливаться по внешней стене дома (при отсутствии приборов учета) - основаны на неверном применении норм права. Отмечает, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность ресурсоснабжающей организации обслуживать канализационный выпуск. У МУП "ПОВВ" отсутствует обязанность по проведению собраний об изменении состава общего имущества. Исходя из пункта 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) следует, что общее имущество МКД включает в себя канализационный выпуск.
Канализационный выпуск, являясь единой неделимой системой, начинается в подвале здания и заканчивается смотровым колодцем, функции по его эксплуатации лежат на жилищной организации. Кроме того, все затраты, связанные с содержанием и ремонтом канализационных выпусков, включены в тариф на содержание и ремонт жилья. В случае если такое имущество не включено в состав общедомового, в установленном порядке не признано бесхозным и по акту прима-передачи не передано от муниципального органа МУП "ПОВВ", обязывать в договоре нести ответственность за этот выпуск организацию ВКХ без привлечения муниципального органа - незаконно.
Общество УО "Ритм" также обратилось с апелляционной жалобой, просило изменить решение суда первой инстанции в части урегулирования разногласий, возникших при заключении договора ресурсоснабжения по приобретению холодной воды и отведению сточных вод потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме от 13.04.2018 N 95703 между истцом и ответчиком по пунктам 1 и 4.3.15 договора, принять новый судебный акт, которым урегулировать разногласия по пунктам 1 и 4.3.15 договора, приняв их в редакции ответчика.
Податель жалобы указывает, что из совокупности положений пункта 1 части 11 статьи 161, статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N354) следует, что на управляющие организации возложена обязанность однократного предоставления ресурсоснабжающей организации информации, необходимой для начисления платы за коммунальные услуги, в установленных законодательством случаях. Истец может требовать предоставления данных при условии, если договор ресурсоснабжения между управляющей организацией и собственниками расторгнут (которого никогда не существовало). Истец осуществляет деятельность по предоставлению коммунальных ресурсов - холодной воды, сточных вод, отводимых по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения на территории Коркинского городского поселения с 09.04.2018. С момента начала осуществления названной деятельности истец поставляет коммунальные ресурсы потребителям - собственникам помещений в МКД по прямым договорам, заключенным непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.
Общество УО "Ритм" отмечает, что роль управляющей организации в оказании гражданам услуги регистрационного учета сводится лишь к приему документов от граждан и последующей передаче в орган регистрационного учета. В настоящее время у управляющей организации в силу изменения законодательных норм отсутствуют полномочия по ведению и хранению поквартирных карточек по форме N 10, содержащих персональные данные не только собственника помещения, но и граждан, проживающих с ним, основания для обработки их персональных данных; правовые основания до предоставлению справок о "составе семьи", о "зарегистрированных по месту жительства" и т.д. Управляющие организации не обладают информацией обо всех зарегистрированных гражданах и снятых с регистрационного учета, поскольку передача документов на регистрацию возможна и через иные организации.
Истец не обосновал, каким образом указанные в пункте 4.3.15 договора сведения применяются при начислении платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, поскольку предметом договора является именно поставка холодной воды и отведение сточных вод при содержании общего имущества в МКД.
Ответчик также не согласен с выводом суда о том, что внутридомовые сети холодного водоснабжения и водоотведения являются ресурсопотребляющим оборудованием и устройством, включенным в состав общего имущества в МКД, в связи с чем суд принял пункт 1 договора в редакции истца. Отмечает, что присоединение многоквартирных домов к централизованным сетям водоснабжения водоотведения имеет своей целью предоставление коммунальных услуг потребителям, обязательным условием предоставления которого является наличие санитарно-технического и иного оборудования, без использования которого невозможно потребление коммунальных услуг. Возможность взимания платы за потребленные коммунальные ресурсы на содержание общего имущества в многоквартирном доме поставлена в зависимость, в том числе, от конструктивных особенностей многоквартирного дома. Данные доводы ответчика не оценены судом первой инстанции. Отмечает, что внутридомовые сети холодного водоснабжения и водоотведения не являются ресурсопотребляющим оборудованием.
От МУП "ПОВВ" поступил отзыв на апелляционную жалобу ответчика, в котором истец просил отклонить изложенные в ней доводы, полагая их несостоятельными. Отзыв приобщен к материалам дела в порядке, предусмотренном статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители сторон поддержали позиции, изложенные в апелляционных жалобах.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание третье лицо своего представителя не направило, в связи с чем заседание проведено в его отсутствие в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, МУП "ПОВВ" является ресурсоснабжающей организацией водопроводно-канализационного хозяйства, оказывающей услуги водоснабжения и водоотведения организациям всех форм собственности на территории Коркинского муниципального района Челябинской области в пределах границ балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) в соответствии с пунктом 16 раздела 2 Правил N 354.
Общество УО "Ритм" избрано управляющей организацией в отношении ряда многоквартирных домов, расположенных в г. Коркино.
Истец 17.05.2018 вручил ответчику проект договора ресурсоснабжения по приобретению холодной воды и отведению сточных вод, потребляемых при содержании общего имущества в МКД от 13.04.2018 N 95703 (далее также - договор N 95703) с приложениями N 1-3 (т.1, л.д. 22-28).
Ответчиком 05.07.2018 представлен подписанный договор N 95703 с протоколом разногласий от 04.07.2018 (т.1, л.д. 29-33).
В ответ на протокол разногласий истец подготовил протокол согласования разногласий, с которым не согласился ответчик (т.1, л.д. 34-39).
В результате между сторонами возникли разногласия по следующим пунктам договора N 95703: 1.1; 1.4; 1.7; 2.1; 3.7; 3.11; 4.1.1; 4.1.12; 4.3.15; 4.4.4; 10.3.
Отсутствие между сторонами соглашения по урегулированию возникших при заключении договора разногласий послужило основанием для обращения МУП "ПОВВ" в Арбитражный суд Челябинской области с настоящим иском.
В ходе рассмотрения дела стороны урегулировали разногласия по пунктам 1.1; 1.7; 2.1; 3.7; 3.11; 4.1.1; 4.1.12; 4.3.15; 4.4.4; 10.3.
Неурегулированными остались разногласия по пунктам 1, 1.4, 4.3.15 договора N 95703.
При урегулировании между сторонами разногласий по пункту 1.4 договора суд первой инстанции принял его в редакции ответчика, при этом исходил из того, что поскольку иной порядок определения границ эксплуатационной ответственности, балансовой принадлежности, чем предусмотрен в пункте 8 Правил N 491, соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией не установлен, необходимо руководствоваться пунктом 8 Правил N 491(как носящий специальный характер).
Пункт 1 договора определен судом первой инстанции в редакции истца, поскольку в соответствии с пунктом 5 Правил N 491 внутридомовые сети холодного водоснабжения и водоотведения МКД имеют присоединение к централизованным сетям холодного водоснабжения и водоотведения. Внутридомовые сети холодного водоснабжения и водоотведения являются ресурсопотребляющим оборудованием и устройством, включенным в состав общего имущества МКД.
Пункт 4.3.15 определен судом в редакции истца, поскольку в силу действующего законодательства именно управляющая компания, осуществляя деятельность по управлению МКД и обладая правом сбора, обновления, хранения, обработки информации о собственниках и нанимателей в целях, в том числе, предоставления коммунальных услуг, является управомоченным оператором персональных данных.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Отношения между абонентами и организациями водопроводно-канализационного хозяйства регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), а также принятыми во исполнение названного Закона постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения" (далее - Правила N 644), от 29.07.2013 N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения", от 04.09.2013 N 776 "Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод" (далее - Правила N 776).
Согласно пункту 2 Правил N 644 граница балансовой принадлежности - это линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании.
Граница эксплуатационной ответственности - это линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения.
В силу пункта 8 части 5 статьи 13, пункта 11 части 5 статьи 14 Закона N 416-ФЗ одним из существенных условий договоров водоснабжения и водоотведения является установление границ эксплуатационной ответственности по водопроводным и канализационным сетям абонента и организации, осуществляющей водоснабжение и водоотведение, определенных по признаку обязанностей (ответственности) за эксплуатацию этих сетей.
Местом исполнения обязательств организацией, осуществляющей водоснабжение и водоотведение, является точка на границе эксплуатационной ответственности абонента и этой организации по водопроводным и канализационным сетям, если иное не предусмотрено договором водоснабжения и водоотведения (часть 7 статьи 13 и часть 7 статьи 14 Закона N 416-ФЗ).
Во втором абзаце пункта 5 Правил N 491 определено, что в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
Пунктом 8 Правил N 491 установлено, что внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены МКД, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в МКД.
К договору холодного водоснабжения, договору водоотведения, единому договору холодного водоснабжения и водоотведения прилагаются акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства либо другого абонента по объектам централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводным и (или) канализационным сетям и сооружениям на них (пункт 31 Правил N 644). При отсутствии акта разграничения эксплуатационной ответственности граница эксплуатационной ответственности по объектам централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводным и (или) канализационным сетям и сооружениям на них, устанавливается по границе балансовой принадлежности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства либо другого абонента. В случае если подача воды абоненту осуществляется по бесхозяйным сетям, переданным в эксплуатацию организации водопроводно-канализационного хозяйства, граница эксплуатационной ответственности организации водопроводно-канализационного хозяйства устанавливается по границе бесхозяйных сетей, переданных в эксплуатацию организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Вместе с тем точка поставки коммунальных услуг в МКД, по общему правилу, должна находиться на внешней стене дома в месте соединения внутридомовой сети с внешними сетями. Иное возможно при подтверждении прав собственников помещений в МКД на сети, находящиеся за пределами внешней стены этого дома. Вынесение точки поставки за пределы внешней стены без волеизъявления собственников означает незаконное возложение бремени содержания имущества на лиц, которым это имущество не принадлежит. Исключение возможны только при обстоятельствах, указанных в подпункте "а" пункта 1 и подпункте "ж" пункта 2 Правил N 491.
Подпунктом "а" пункта 1 Правил N 491 предусмотрено, что состав общего имущества определяется собственниками помещений в МКД в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества.
Из подпункта "ж" пункта 2 Правил N 491 следует, что в состав общего имущества включаются иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства МКД, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного МКД, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен МКД.
При этом канализационные выпуски состоят из двух частей: внутридомовой части, находящейся внутри МКД до внешней границы стены дома, и наружной части, проходящей от внешней границы стены дома до стенок канализационных колодцев. При этом при отсутствии решения общего собрания собственников помещений дома об ином, канализационные выпуски входят в состав общего имущества собственников только в части, находящейся внутри дома до внешней границы его стены. Прохождение спорных (наружных) участков канализационных сетей по придомовой территории само по себе не относит их к общему имуществу собственников помещений МКД.
Руководствуясь приведенными положениями законодательства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что пункт 1.4 договора следует изложить в редакции ответчика:
"Границей раздела балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) по водопроводным и канализационным сетям сторон определяется в актах разграничения балансовой (эксплуатационной) ответственности. При отсутствии актов, границей раздела балансовой принадлежности (эксплуатационной) ответственности по водопроводным и канализационным сетям является:
- при наличии коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом;
- при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета, границей балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) является внешняя граница стены многоквартирного дома".
При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в случае, когда иной порядок определения границ эксплуатационной ответственности, балансовой принадлежности, чем предусмотрен в пункте 8 Правил N 491, соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией не установлен, необходимо руководствоваться пунктом 8 Правил N 491 (как носящий специальный характер).
В апелляционной жалобе истец указывает на неправильное распределение судами бремени доказывания, а также определение круга обстоятельств, подлежащих доказыванию.
Указанные доводы подлежат отклонению, поскольку истец не освобожден от обязанности доказывания обоснованности заявленных им требований. При рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций истец об истребовании доказательств о принятых решениях об изменении состава общего имущества в подтверждение соответствующих доводов не заявлял.
Ссылка МУП "ПОВВ" на СНиП 2.04.01-85* несостоятельна, так как его нормы распространяются на проектирование строящихся и реконструируемых систем внутреннего холодного и горячего водоснабжения, канализации и водостоков и не применяются к правоотношениям по настоящему делу.
Доводы МУП "ПОВВ" о необходимости включения спорных участков сетей в состав общедомового имущества МКД в силу положений пункта 5 Правил N 491 и их принадлежности собственникам помещений МКД независимо от факта принятия решения об изменении состава общего имущества основан на ошибочном толковании норм материального права.
На основании изложенного суд первой инстанции правоверно отказал в урегулировании разногласия по пункту 1.4 договора в редакции истца.
Пункт 1 договора определен судом первой инстанции в редакции истца:
"По настоящему договору ресурсоснабжающая организация, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение обязуется подавать управляющей организации через присоединенную водопроводную сеть к внутридомовым системам холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду (далее-холодную воду) и осуществлять отведение сточных вод (водоотведение), потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее-МКД), и обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей. Управляющая организация обязуется оплачивать холодную воду и отведенные сточные воды (водоотведение), потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим договором".
Общество УК "Ритм" просит изменить и дополнить текст пункта 1 договора, а именно "по настоящему договору ресурсоснабжающая организация, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение обязуется подавать управляющей организации через присоединенную водопроводную сеть к внутридомовым системам холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду (далее-холодную воду) и осуществлять отведение сточных вод (водоотведение) при наличии в многоквартирных домах подвалов, являющихся общим имуществом МКД, оборудования для потребления сточных вод, отводимых по централизованным сетям инженерно-технического оборудования, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее-МКД), и обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей. Управляющая организация обязуется оплачивать холодную воду и отведенные сточные воды (водоотведение) - при наличии в многоквартирных домах подвалов, являющихся общим имуществом МКД, оборудования для потребления сточных вод, отводимых по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, в виде унитазов, сливов, раковин и иного санитарно-технического оборудования, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим договором".
Ответчик не согласен с выводом суда о том, что внутридомовые сети холодного водоснабжения и водоотведения являются ресурсопотребляющим оборудованием и устройством, включенным в состав общего имущества в МКД. В апелляционной жалобе отмечает, что присоединение многоквартирных домов к централизованным сетям водоснабжения водоотведения имеет своей целью предоставление коммунальных услуг потребителям, обязательным условием предоставления которого является наличие санитарно-технического и иного оборудования, без использования которого невозможно потребление коммунальных услуг. Возможность взимания платы за потребленные коммунальные ресурсы на содержание общего имущества в многоквартирном доме поставлена в зависимость, в том числе от конструктивных особенностей многоквартирного дома. Отмечает, что внутридомовые сети холодного водоснабжения и водоотведения не являются ресурсопотребляющим оборудованием.
Рассмотрев данные доводы, апелляционный суд приходит к выводу об их отклонении.
Частью 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такая возможность потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме установлена в Правилах N 354, в соответствии с пунктом 4 которых потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в многоквартирном доме соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 491 в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарнотехнического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии с подпунктом "л" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил N 354).
Под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме (пункт 2 Правил N 354).
Из буквального толкования пункта 2 Правил N 354 следует, что потребление коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме находится в прямой взаимосвязи с предоставлением и потреблением коммунальных услуг при содержании общего имущества в многоквартирном доме и при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания такого имущества услуг.
Анализ указанных норм позволяет прийти к выводу о том, что возможность взимания платы за потребленные коммунальные ресурса на содержание общего имущества в многоквартирном доме поставлена в зависимость от конструктивных особенностей многоквартирного дома.
Апелляционный суд отмечает, что редакция пункта 1 договора, предложенная истцом и принятая судом первой инстанции, соответствует требованиям действующего законодательства, прав ответчика не нарушает, поскольку в случае возникновения споров о взыскании МУП "ПОВВ" с общества УО "Ритм" задолженности за коммунальные услуги на ОДН управляющая компания не будет лишена права доказывания того обстоятельства, конструктивные особенности каких-либо из находящегося в управлении ответчика МКД не предусматривают возможность потребления соответствующих коммунальных услуг на ОДН.
В предложенной редакции пункта 1 договора ответчик просит указать конкретные критерии наличия или отсутствия возможности потребления коммунальной услуги на ОДН, в частности: отсутствие в МКД подвалов, являющихся общим имуществом МКД, оборудования для потребления сточных вод, отводимых по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, в виде унитазов, сливов, раковин и иного санитарно-технического оборудования.
Между тем перечень критериев определения наличия или отсутствия возможности потребления коммунальной услуги на ОДН вытекает из норм действующего законодательства и не является закрытым.
При этом следует отметить, что спор относительно перечня МКД, подлежащих включению в договор N 95703 (приложение N 1 - т.1, л.д. 26), между сторонами отсутствует, общество УО "Ритм" в ходе рассмотрения дела не представляло доказательства отсутствия возможности потребления коммунальных услуг на ОДН в конкретных МКД.
Суд первой инстанции принял пункт 4.3.15, предусматривающий обязанности управляющей компании, в следующей редакции:
"Ежемесячно до 10 числа предоставлять в Ресурсоснабжающую организацию сведения по изменению количества зарегистрированных граждан в жилых помещениях многоквартирных домов с указанием ФИО, дат регистрации и (или) убытия по месту жительства или месту временного пребывания, а также количество собственников жилых помещений многоквартирных домов".
Ответчик не согласен с включением данного пункта в договор, указывает, что из совокупности положений пункта 1 части 11 статьи 161, статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 6 Правил N 354 следует, что на управляющие организации возложена обязанность однократного предоставления ресурсоснабжающей организации информации, необходимой для начисления платы за коммунальные услуги, в установленных законодательством случаях. Истец может требовать предоставления данных при условии, если договор ресурсоснабжения между управляющей организацией и собственниками расторгнут (которого никогда не существовало). Истец осуществляет деятельность по предоставлению коммунальных ресурсов - холодной воды, сточных вод, отводимых по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения на территории Коркинского городского поселения с 09.04.2018. С момента начала осуществления названной деятельности истец поставляет коммунальные ресурсы потребителям - собственникам помещений в МКД по прямым договорам, заключенным непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции об определении редакции пункта 4.3.15 договора в силу следующего.
Общество УО "Ритм" в апелляционной жалобе отмечает, что роль управляющей организации в оказании гражданам услуги регистрационного учета сводится лишь к приему документов от граждан и последующей передаче в орган регистрационного учета. В настоящее время у управляющей организации в силу изменения законодательных норм отсутствуют полномочия по ведению и хранению поквартирных карточек по форме N 10, содержащих персональные данные не только собственника помещения, но и граждан, проживающих с ним, основания для обработки их персональных данных; правовые основания до предоставлению справок о "составе семьи", о "зарегистрированных по месту жительства" и т.д. Управляющие организации не обладают информацией обо всех зарегистрированных гражданах и снятых с регистрационного учета, поскольку передача документов на регистрацию возможна и через иные организации.
Апелляционный суд отклоняет данные доводы, поскольку предложенная истцом редакция пункта 4.3.15 не противоречит положениям Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилам N 354.
Исходя из положений пунктов 8, 9, 17 Правил N 354 в рассматриваемом случае ответчик, как управляющая организация, является исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в МКД, находящихся в его управлении.
В соответствии с пунктом 1 части 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, предусмотренном статьей 157.2 настоящего Кодекса, управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обязаны предоставлять ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета (при предоставлении таких показаний собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу) и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме.
Согласно пункту 6 Правил N 354 управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" пункта 17 настоящих Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях. Такие сведения должны включать в себя:
фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо;
адреса жилых помещений в многоквартирном доме, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с настоящими Правилами;
сведения о наличии и типе установленных в жилых помещениях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, дате и месте их установки (введения в эксплуатацию), сроках поверки заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей последнюю поверку прибора учета, дате опломбирования приборов учета, на основании показаний которых производится расчет платы за коммунальные услуги, а также их показания за 12 расчетных периодов, предшествующих дате предоставления таких сведений;
сведения о составленных актах обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в жилых помещениях многоквартирного дома;
сведения о применении в отношении собственника или пользователя жилых помещений в многоквартирном доме мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации;
сведения о жилых помещениях, в отношении которых введено ограничение или приостановление предоставления соответствующей коммунальной услуги в случае, предусмотренном подпунктом "а" пункта 117 настоящих Правил, на дату предоставления сведений, а также сведения об устранении оснований для введения такого ограничения или приостановления;
сведения о случаях, периодах и основаниях перерасчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителю, копии документов, подтверждающих право потребителя на перерасчет размера платы в соответствии с настоящими Правилами, за предыдущие 12 месяцев;
реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в многоквартирном доме и (или) их копии (при их наличии).
В случае непредоставления указанных сведений и (или) предоставления управляющей организацией, товариществом или кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом, недостоверных сведений убытки ресурсоснабжающей организации, понесенные в связи с уплатой ресурсоснабжающей организацией штрафа за необоснованное увеличение размера платы за коммунальные услуги, предусмотренного пунктом 155(1) настоящих Правил, рассчитанного при отсутствии указанных сведений или на основании недостоверных сведений, подлежат возмещению управляющей организацией, товариществом или кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом и не предоставившими сведения и (или) предоставившими недостоверные сведения.
Предоставление указанных сведений осуществляется одновременно на бумажном носителе за подписью единоличного исполнительного органа управляющей организации, товарищества или кооператива и на электронном носителе.
Предоставление указанных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в силу пункта 5 части 1 статьи 6 Федерального закона "О персональных данных".
В силу пункта 6(1) Правил N 354 управляющая организация, правление товарищества или кооператива предоставляет ресурсоснабжающим организациям сведения из реестра собственников помещений в многоквартирном доме, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме в случае изменения указанных сведений не позднее 10 рабочих дней со дня такого изменения.
Предоставление указанных сведений осуществляется одновременно на бумажном носителе за подписью единоличного исполнительного органа управляющей организации, товарищества или кооператива и на электронном носителе.
По смыслу пунктов 2, 5, 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" обработка персональных данных без согласия субъекта персональных данных допускается в том случае, если такая обработка необходима для достижения целей, предусмотренных законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей, для исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных, для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц.
Согласно пункту 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением стандартов, в том числе сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде и (или) на бумажных носителях с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.
Исходя из положений статей 154, 155, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, при выборе собственниками помещений в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией именно последняя в силу заключенного договора управления ответственна перед собственниками помещений за предоставление коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах именно общество УО "Ритм", осуществляя деятельность по управлению МКД и обладая в силу приведенных выше положений законодательства правом сбора, обновления, хранения, обработки информации о собственниках и нанимателей в целях, в том числе, предоставления коммунальных услуг, является управомоченным оператором персональных данных.
На управляющей компании лежит обязанность по передаче ресурсоснабжающей организации сведений из реестра собственников помещений в многоквартирном доме, а также информации об изменении этих сведений.
При этом из буквального толкования пункта 4.3.15 договора в совокупности с пунктами 6, 6(1) Правил N 354 следует, что на ответчике (после первоначальной передачи необходимых сведений) лежит обязанность информировать истца именно об изменении сведений из реестра собственников помещений в многоквартирном доме, позволяющих идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме, следовательно, пункт 4.3.15 договора не распространяется на случаи, когда изменений указанных сведений за спорный период не происходило.
Податель жалобы указывает, что истец не обосновал, каким образом указанные в пункте 4.3.15 договора сведения применяются при начислении платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в МКД.
Апелляционный суд приходит к выводу об отклонении данных доводов, поскольку исходя из положений Правил N 354, а также Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) следует, что для определения объема потребления коммунальных ресурсов на ОДН может требоваться определение объема индивидуального потребления, для чего, в свою очередь, необходимы сведения из реестра собственников помещений в многоквартирном доме (в частности, это предусмотрено подпунктом "а" пункта 21(1) Правил N 124).
Следует отметить, что аналогичные обстоятельства об определении редакции пункта 4.3.15 договора рассмотрены арбитражными судами в рамках дела N А76-21230/2018.
С учетом изложенного решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы ответчика по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся на его счет.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.09.2020 по делу N А76-32921/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы Муниципального унитарного предприятия "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения", общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Ритм" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.А. Карпусенко |
Судьи |
О.Е. Бабина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-32921/2018
Истец: МУП "ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ" Г. ЧЕЛЯБИНСКА
Ответчик: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "РИТМ"
Третье лицо: СНОФ "РО КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МКД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ"
Хронология рассмотрения дела:
14.04.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-803/2021
10.12.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12760/20
11.09.2020 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-32921/18
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-32921/18