город Ростов-на-Дону |
|
11 декабря 2020 г. |
дело N А01-1567/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 29.09.2020 по делу N А01-1567/2020
по заявлению публичного акционерного общества "ТНС энерго Кубань"
к Управлению государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея,
при участии третьего лица: Телегиной Елены Валерьевны,
о признании незаконным предписания,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Кубань" (далее - заявитель, общество, ПАО "ТНС энерго Кубань") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным предписания Управления государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея (далее - заинтересованное лицо, управление) "об устранении нарушений правил при использовании, содержании жилищного фонда и предоставлении коммунальных услуг" от 24.02.2020 N 4-2, согласно которому обществу необходимо снять (сторнировать) на лицевом счете N 230404344700, по адресу: Майкопский район, п. Удобный, ул. Новая, 10, необоснованно начисленную плату за услугу по введению ограничения, приостановлению и возобновлению предоставления коммунальной услуги по электроснабжению в размере 3000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 29.09.2020 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, управление обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована невозможностью установить фактическое вручение спорного платежного документа потребителю, а также фактическую дату получения потребителем такого платежного документа. Кроме того, апеллянт полагает, что действия управления по нарушению срока предоставления сведений не привели к нарушению прав общества, поскольку запрошенный документ не был представлен после даты составления акта проверки.
Общество с доводами жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. Апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, управлением была проведена внеплановая документарная проверка по обращению Телегиной Е.В. от 05.12.2019 о правомерности введения ограничения режима потребления электрической энергии по адресу: Майкопский р-н, п. Удобный, ул. Новая, д. 10, на основании распоряжения от 09.12.2019 N 479.
Руководствуясь указанным распоряжением, административный орган запросил у ПАО "ТНС энерго Кубань" полную информацию в части правомерности введения ограничения режима потребления электрической энергии по адресу: Майкопский р-н, п. Удобный, ул. Новая, д. 10.
В ответ ПАО "ТНС энерго Кубань" направило письмо от 20.12.2019 N УНПО.08.07.637, по результатам рассмотрения которого управление вынесло акт проверки от 25.12.2019 N 479, в котором, проверив правомерность введения ограничения, сделало вывод об отсутствии нарушений в действиях ПАО "ТНС энерго Кубань" при выставлении счета за услуги по ограничению и возобновлению предоставления коммунальной услуги по энергоснабжению в размере 3000 рублей.
Управлением на основании распоряжения от 05.02.2020 N 28 по обращению Телегиной Е.В. (вх. 31.01.2020 N12/75) проведена внеплановая документарная проверка, предметом которой являлось исследование вопроса правомерности введения ограничения режима потребления электрической энергии по адресу: Майкопский район, п. Удобный, ул. Новая, 10, в связи с чем были запрошены документы, подтверждающие факт и дату получения потребителем уведомления о предстоящем ограничении в ноябре 2019.
По итогам данной проверки был составлен акт проверки от 24.02.2020 N 28, в котором указано, что в ходе повторного рассмотрения обращения Телегиной Е.В. документов, подтверждающих факт и дату получения потребителем уведомления (платежного документа за сентябрь 2019 года) о наличии задолженности и о возможности приостановления предоставления коммунальной услуги потребителю, ПАО "ТНС энерго Кубань" не представлено. Управлением сделаны выводы о неправомерном приостановлении предоставления коммунальной услуги по электроснабжению в жилое помещение по адресу: п. Удобный, ул. Новая, 10, и, соответственно, для выставления платы за введение ограничения и возобновление предоставления электрической энергии в размере 3 000 рублей.
Управлением 24.02.2020 в адрес ПАО "ТНС энерго Кубань" вынесено предписание N 4-2 "об устранении нарушений правил при использовании, содержании жилищного фонда и предоставлении коммунальных услуг", согласно которому обществу необходимо снять (сторнировать) на лицевом счете N 230404344700, по адресу: Майкопский район, п. Удобный, ул. Новая, 10, необоснованно начисленную плату за услугу по введению ограничения, приостановлению и возобновлению предоставления коммунальной услуги по электроснабжению в размере 3000 рублей.
Не согласившись с вынесенным предписанием, общество обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании действий государственных органов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, который совершил оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли эти действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статья 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Таким образом, доказыванию по настоящему делу подлежит как несоответствие оспариваемого предписания уполномоченного органа действующему законодательству, так и нарушение им гражданских прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проверяя компетенцию органа, чье решение оспаривается, суд первой инстанции учел, что в соответствии с Указом Главы Республики Адыгея от 08.11.2011 N 127 "Об уполномоченном исполнительном органе государственной власти Республики Адыгея по осуществлению регионального государственного жилищного надзора" управление определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Адыгея по осуществлению регионального государственного жилищного надзора.
В соответствии с пунктом 1 Положения об управлении, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 28.08.2012 N 187, управление является исполнительным органом государственной власти Республики Адыгея, уполномоченным осуществлять: 1) региональный государственный строительный надзор; 2) региональный государственный жилищный надзор; 3) контроль за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, и обеспечением сохранности этих средств; 4) контроль за соответствием деятельности специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установленным требованиям; 5) лицензионный контроль за деятельностью по управлению многоквартирными домами.
Таким образом, суд признает оспариваемое предписание относящимся к компетенции заинтересованного лица.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно подпункту "а" пункта 11Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493, предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
Порядок организации и проведения внеплановой проверки регламентирован статьей 10 Федерального закона N 294-ФЗ, которой установлено, что предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
Основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе, мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены).
Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11и 12 настоящего Федерального закона.
В рассматриваемом случае внеплановая документарная проверка проводилась управлением в связи с поступлением обращения Телегиной Е.В. о неправомерном выставлении платы за введенный режим ограничения и возобновления предоставления электрической энергии.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила), регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В силу пункта 2 Правил под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В свою очередь, исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; потребитель -это лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Подпунктами "а", "б" пункта 119 Правил установлено, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке: а) исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения.
Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в сети Интернет, передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи; б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги.
Судом первой инстанции установлено, что по лицевому счету 239404344700 у потребителя имелась задолженность за коммунальную услугу по электроснабжению:
- за июнь 2019 года к оплате предъявлено: 29063 рубля, в том числе 22227 рублей 18 копеек за 6073 кВт/ч (день) - как разница между текущими показаниями 6076 кВт/ч на 11.06.2019;
-7474 рублей 18 копеек за 3794 кВт/ч (ночь) - разница между текущими показаниями 3797 кВт/ч на 11.06.2019;
- 637 рублей 69 копеек - переплата на 01.06.2019;
- в июле 2019 года, с учетом поступившей оплаты 24000 рублей, предъявлено к оплате потребителю - 5063 рубля 67 копеек.
В связи с образовавшейся просроченной задолженностью в размере 5063 рублей 67 копеек по состоянию на 30.09.2019, превысившей сумму двух месячных размеров платы за коммунальную услугу по электроснабжению (539 рублей 20 копеек), исчисленных исходя из нормативов потребления коммунальной услуги (80 кВт/ч и тарифа на электроэнергию (3 рубля 37 копеек), ПАО "ТНС энерго Кубань в счете на оплату за сентябрь 2019 года уведомило потребителя о приостановлении предоставления коммунальной услуги по электроснабжению в случае непогашения указанной задолженности в течение 20 дней со дня доставки данного уведомления.
Управление считает, что документальные доказательства получения Телегиной Е.В. названного платежного документа отсутствуют, чем нарушены подпункты "а", "б" пункта 119 Правил.
Из представленного в материалы дела договора на оказание услуг по адресной доставке счетов гражданам-потребителям на территории Республики Адыгея от 01.04.2019 N 253/2019, заключенного между обществом и ФГУП "Почта России" в лице филиала УФПС Республики Адыгея следует, что заказчик поручает, а филиал УФПС Республики Адыгея, как исполнитель принимает на себя обязательства оказывать услуги по адресной доставке счетов на оплату за потребленную электроэнергию гражданам-потребителям на территории Республики Адыгея, в конвертируемом виде, простым порядком, согласно нанесенным на счета адресам, путем вложения в почтовый ящик потребителя или ячейки абонементных почтовых шкафов.
В материалы дела представлен ответ УФПС Республики Адыгея от 13.02.2020 N Ф01-14/326 в ответ на запрос общества от 20.12.2019 N Адг.01.02/1494УНПО0807/98, согласно которому доставка платежного документа за сентябрь 2019 года осуществлена 07.10.2019.
Таким образом, доводы управления о том, что из письма УФПС Республики Адыгея от 13.02.2020 N Ф01-14/326 невозможно установить фактическое вручение такого платежного документа потребителю, а также фактическую дату получения потребителем такого платежного документа, отклонены судом первой инстанции, поскольку документально не подтверждена обязанность вручения такого платежного документа нарочно, а также ввиду отсутствия доказательств не получения его потребителем.
В соответствии с частью 5 статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" проверяемое юридическое лицо обязано предоставить запрашиваемую информацию в рамках внеплановой документарной проверки в течение 10-ти рабочих дней после получения запроса от административного органа.
Запрос управления по распоряжению от 05.02.2020 N 28 поступил обществу 12.02.2020 вх. N 1145. Общество было обязано предоставить ответную информацию не позднее 27.02.2020.
Фактически ПАО "ТНС энерго Кубань" направило запрошенную информацию 26.02.2020 письмом N УНПО.08.07/122 в пределах установленных законом сроков.
Между тем, управление вынесло акт проверки 24.02.2020, то есть до получения официального ответа от ПАО "ТНС энерго Кубань", что является существенным и нарушением порядка проведения внеплановой документарной проверки, в связи с чем указанными действиями фактически лишило общество права на защиту в рамках проводимой проверки.
Из совокупного анализа вышеизложенных обстоятельств следует, что управление не имело правовых оснований выносить итоговый акт проверки от 24.02.2020 N 28 до получения официального ответа ПАО "ТНС энерго Кубань", направленного письмом от 26.02.2020 NoУНПО.08.07/122.
Следовательно, акт проверки от 24.02.2020 N 28 составлен и предписание от 05.02.2020 N 28 вынесено управлением без исследования представленных обществом сведений.
С учетом требований Федерального закона N 294-ФЗ предписание об устранении выявленных нарушений представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного жилищного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
Поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, оно носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность (статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Следовательно, предписание должностного лица, осуществляющего государственный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений обязательных требований, соблюдение которых обязательно для них в силу закона.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное управлением не доказано.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции указал, что предписание не соответствует признакам законности по вышеизложенным основаниям, в связи с чем пришел к выводу о том, что предписание управления противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен. Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 29.09.2020 по делу N А01-1567/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-1567/2020
Истец: ПАО "ТНС энерго Кубань"
Ответчик: Управление государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея
Третье лицо: Телегина Елена Валерьевна