г. Киров |
|
11 декабря 2020 г. |
Дело N А29-5344/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Устюжанинова В.А.,
судей Волковой С.С., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, дело N А29-5344/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "УК Город" (ОГРН 1171101006922; ИНН 1103044883)
к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута"
(ОГРН 1131103000214, ИНН 1103007560),
администрации муниципального образования городского округа "Воркута"
(ОГРН 1021100807716, ИНН 1103023523),
Управлению городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута"
(ОГРН 1091103000010, ИНН 1103043696)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: индивидуальный предприниматель Литвин Наталья Сергеевна (ОГРНИП 317110100018455; ИНН 110310156085), Коми региональная физкультурно-спортивная общественная организация "Федерация развития единоборств "Ястреб" (ОГРН 1171101005657; ИНН 1103044788), общество с ограниченной ответственностью "САЛУС" (ОГРН 1021100806033;
ИНН 1103028088)
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "УК Город" (далее - истец, ООО "УК Город", Управляющая организация) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - ответчик, КУМИ администрации МО ГО "Воркута", Комитет) о взыскании 44 561 рубля 68 копеек задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг в отношении нежилого помещения общей площадью 296,1 кв. м (цокольный этаж, помещения N N 7-23, 27-37), расположенного в многоквартирном доме по адресу: Республика Коми, г. Воркута, ул. Б. Пищевиков, д. 2, за период с 01.07.2019 по 31.12.2019 по договору управления многоквартирным домом от 01.01.2018 N ГОР-2018/Г/47.
К участию в деле в качестве соответчиков привлечены Администрация муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Администрация) и Управление городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Управление); в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель Литвин Наталья Сергеевна (далее - ИП Литвин Н.С.), Коми региональная физкультурно-спортивная общественная организация "Федерация развития единоборств "Ястреб" (далее - КРФСО "ФРЕЯ"), общество с ограниченной ответственностью "САЛУС" (далее - ООО "САЛУС").
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 20.07.2020 с Комитета в пользу ООО "УК Город" взыскано 44 561 рубль 68 копеек задолженности.
Не согласившись с принятым судебным актом, Комитет обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить решение суда первой инстанции. В жалобе Комитет указывает, что не является надлежащим ответчиком по делу, он несет расходы только в отношении жилых помещений до их заселения. Ответчик считает неправомерной ссылку суда на утвержденную постановлением Администрации от 18.02.2015 N 253 муниципальную программу МОГО "Воркута" "Муниципальное управление", поскольку в данной программе не предусмотрена статья расходов на содержание и коммунальные услуги муниципального жилого фонда и нежилых помещений.
Определением от 04.09.2020 апелляционная жалоба Комитета принята к производству, судебное заседание назначено на 01.10.2020 в 10 час. 10 мин.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), доводы заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии безусловного основания для отмены оспариваемого судебного акта, установленного пунктом 2 части 4 статьи 270 АПК РФ, согласно которому основанием для отмены решения в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из участвующих в деле лиц, не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В соответствии с частью 6.1 статьи 268 АПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, а о переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции выносится соответствующее определение.
Определением от 01.10.2020 Второй арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению искового заявления Общества к Комитету о взыскании 44 561 рубля 68 копеек задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг в отношении нежилого помещения общей площадью 296,1 кв. м (цокольный этаж, помещения N N 7-23, 27-37), расположенного в многоквартирном доме по адресу: Республика Коми, г.Воркута, ул. Б. Пищевиков, д. 2, за период с 01.07.2019 по 31.12.2019 по договору управления многоквартирным домом от 01.01.2018 N ГОР-2018/Г/47 по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. Рассмотрение дела назначено к судебному разбирательству в судебном заседании на 12.11.2020 в 09 час. 00 мин.
В соответствии со статьей 18 АПК РФ в связи с отсутствием по причине нахождения в отпуске судьи Кононова П.И. произведена его замена на судью Волкову С.С., рассмотрение дела начато с самого начала.
ООО "УК Город" и Комитет представили письменные позиции по делу.
Судебное заседание, состоявшееся 12.11.2020 (проведено без участия представителей лиц, участвующих в деле; истец и Комитет ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей), на основании части 1 статьи 158 АПК РФ было отложено до 09 часов 40 минут 10.12.2020.
Управление и Администрация представили отзывы, в которых возразили против позиции Комитета, считают, что последний обязан исполнять обязательства по оплате работ и услуг управляющих организаций.
После отложения судебного разбирательства лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Управление и Комитет представили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Как следует из материалов дела, основанием для обращения истца в арбитражный суд послужило отсутствие за период с 01.07.2019 по 31.12.2019 со стороны собственника нежилого помещения - МО ГО "Воркута" оплаты за оказанные жилищно-коммунальные услуги по договору управления от 01.01.2018 и оставление последним претензии без удовлетворения (л.д.21-36, 54). Исковые требования основаны на положениях статей 125, 210, 215, 249, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 36, 37, 39, 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Исследовав материалы дела и письменные позиции сторон, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу статей 210, 249 и 290 ГК РФ, статей 39, 153, 154 и 158 ЖК РФ собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по оплате коммунальных услуг и услуг по содержанию общего имущества в таком доме.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
В силу статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Как следует из материалов дела, ООО "УК Город" в исковой период осуществляло управление многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: г. Воркута, Б. Пищевиков, д. 2 (л.д.21-36).
В названном многоквартирном доме находятся принадлежащее МО ГО "Воркута" на праве собственности нежилые помещения (цокольный этаж, номера на поэтажном плане N N 1-23, 27-41), что ответчиком в письменных пояснениях не оспаривается и подтверждается материалами дела (л.д.37-40,70).
В связи с этим истец произвел расчет подлежащей взысканию с ответчика задолженности пропорционально площади 296,1 кв. м (помещения N N 7-23, 27-37) за период с 01.07.2019 по 31.12.2019 (л.д.8). При расчете долга Общество исключило площади помещений, занимаемых иными хозяйствующими субъектами (ООО "САЛУС", ИП Литвин Н.С.), ввиду заключения с ними прямых договоров на содержание и текущий ремонт, а также площадь помещений NN 23-25 (25,5 кв. м), погрешность по помещениям NN 7-23 (6,6 кв. м) (л.д.9). Задолженность ответчика по оплате жилищно-коммунальных услуг составила 44 561 рубль 68 копеек.
Расчет долга апелляционным судом проверен и признан правильным (произведен исходя из установленных тарифов).
Доказательств отсутствия долга, наличия задолженности в ином размере либо ненадлежащего выполнения управляющей организацией соответствующих обязательств Комитет в материалы дела не представил.
Комитет указывает, что он не является надлежащим ответчиком по делу. Рассматривая названные доводы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Решением Совета МО ГО "Воркута" от 01.06.2013 N 270 утверждено Положение о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Положение N 270).
Согласно пункту 1 статьи 6 указанного Положения органы администрации МО ГО "Воркута" осуществляют функции администрации МО ГО "Воркута" по реализации ее полномочий в сфере управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом в пределах их компетенции, установленной настоящим Положением и положениями об этих органах.
Решением Совета МО ГО "Воркута" от 06.06.2018 N 516 в Положение N270 внесены изменения, касающиеся перераспределения функций администрации МО ГО "Воркута" в отношении муниципального имущества.
Так, пункт 3 статьи 6 Положения N 270 дополнен подпунктами 13 и 14, в соответствии с которыми Комитет оплачивает взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в части муниципального жилищного фонда, а также до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда несет расходы на их содержание и коммунальные услуги.
Решением Совета МО ГО "Воркута" от 26.04.2013 N 255 утверждено Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Положение N 255).
Согласно подпункту 5 пункта 2.2 указанного Положения собственностью муниципального образования являются любые объекты гражданских прав, не изъятые из оборота или не ограниченные в обороте, в том числе муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные объекты инженерной инфраструктуры, а также другие муниципальные объекты, осуществляющие обслуживание населения.
Бремя содержания имущества и обязанность по обеспечению сохранности муниципального образования несут в отношении не используемых жилых и нежилых помещений, входящих в состав многоквартирного дома, находящихся в казне муниципального образования - отраслевой орган администрации муниципального образования, осуществляющий контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда (подпункт 4 пункта 8.1 Положения N 255).
В силу подпункта 9 пункта 6.1 Положения N 255 Комитет выступает в качестве истца и выступает в судах от имени муниципального образования по делам о защите имущественных и законных интересов муниципального образования в отношении имущества казны.
Решением Совета МО ГО "Воркута" от 14.03.2013 N 228 утверждено Положение о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО "Воркута".
Согласно пунктам 2.1, 2.4 данного Положения основными задачами Комитета являются: обеспечение в пределах своей компетенции проведения единой муниципальной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом МО ГО "Воркута"; обеспечение эффективного управления и распоряжения в установленном порядке, а также рационального использования имущества МО ГО "Воркута".
В свою очередь, Управление осуществляет контроль за содержанием и ремонтом муниципального жилищного фонда в соответствии с заключенными договорами управления (подпункт 1 пункта 4 статьи 6 Положения N 270). При этом до внесения соответствующих изменений в Положение N 270 на Управление были возложены функции администрации МО ГО "Воркута" по содержанию жилых и нежилых помещений, входящих в состав многоквартирного дома, находящихся в казне муниципального образования.
Кроме того, пунктами 3.1.1, 3.1.6 Положения об Управлении городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО "Воркута", утвержденного решением Совета МО ГО "Воркута" от 24.11.2014 N 636 (далее - Положение N636), на Управление также возлагались обязанности по содержанию жилых и нежилых помещений, входящих в состав многоквартирного дома, находящихся в казне муниципального образования.
Однако Положение N 636 отменено решением Совета МО ГО "Воркута" от 06.03.2018 N 469, которым утверждено новое Положение об Управлении городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО "Воркута", которое обязанностей по несению соответствующих расходов не содержит.
Постановлением Администрации МО ГО "Воркута" от 09.08.2013 N 2725 утвержден Перечень муниципальных программ МО ГО "Воркута", реализация которых планируется с 2014 года. В состав программ входит программа "Муниципальное управление".
Постановлением Администрации МО ГО "Воркута" от 18.02.2015 N 253 утверждена муниципальная программа МО ГО "Воркута" "Муниципальное управление".
Данная программа включает в себя подпрограмму "Управление муниципальным имуществом", целью которой является создание условий для повышения эффективности управления муниципальным имуществом МО ГО "Воркута" (срок реализации 2015-2020 гг.). В рамках подпрограммы решаются такие задачи, как совершенствование системы учета муниципального имущества МО ГО "Воркута", оптимизация имущественного комплекса МО ГО "Воркута", обеспечение эффективного использования и распоряжения муниципальным имуществом МО ГО "Воркута".
В частности, в рамках задач по обеспечению эффективного использования и распоряжения муниципальным имуществом, проводятся мероприятия, направленные на вовлечение в оборот и осуществление контроля за эффективным использованием муниципального имущества, включающего, в том числе жилой и нежилой фонд МО ГО "Воркута". При этом вовлечение в оборот муниципального имущества заключается как в передаче муниципального имущества третьим лицам (в аренду, безвозмездное пользование, залог, закрепление в оперативное управление, хозяйственное ведение), так и в исполнении обязательств, возникающих в процессе использования и распоряжения имуществом.
Ответственным за исполнение данной подпрограммы является Комитет.
Решением Совета МО ГО "Воркута" от 21.12.2018 N 563 "О бюджете муниципального образования городского округа "Воркута" на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов" в приложении N 2 утверждена ведомственная структура расходов бюджета МО ГО "Воркута". Согласно указанному приложению Управление не имеет какого-либо финансирования по указанной подпрограмме. В спорной ситуации по подпрограмме "Управление муниципальным имуществом" финансирование получает Комитет.
Таким образом, необходимо признать, что с внесением обозначенных изменений, а также с учетом изложенного выше порядка финансирования полномочия по несению расходов на содержание и коммунальные услуги в отношении муниципальных жилых и нежилых помещений, осуществляет Комитет, который и является финансово-распорядительным органом в отношении бюджетных средств, предусмотренных на цели возмещения указанных затрат.
Довод Комитета о том, что Обществом не представлено доказательств взыскания с него задолженности в пользу ресурсоснабжающих организаций, что исключило бы возможность последующего взыскания с ответчика задолженности по тем же объектам ресурсоснабжающей организацией, отклоняется апелляционным судом. Ответчик не представил доказательства заключения с ресурсоснабжающей организацией договора, предусматривающего внесение платы непосредственно в адрес последней.
С учетом изложенного достаточных правовых и фактических оснований для освобождения Комитета от несения спорных расходов не имеется. Исковые требования Общества подлежат удовлетворению.
Поскольку судом апелляционной инстанции установлено предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 270 АПК РФ безусловное основание для отмены судебного акта, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
При производстве по делу в арбитражном суде первой инстанции истцу была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде, а Комитет на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины. Соответственно, государственная пошлина с ответчика в доход федерального бюджета не взыскивается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 2 части 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 20.07.2020 по делу N А29-5344/2020 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Взыскать с Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ОГРН 1131103000214, ИНН 1103007560) в пользу общества с ограниченной ответственностью "УК Город" (ОГРН 1171101006922, ИНН 1103044883) 44 561 рубль 68 копеек задолженности.
Исполнительный лист выдать по ходатайству взыскателя.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
В.А. Устюжанинов |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-5344/2020
Истец: ООО "Ук Город"
Ответчик: Администрация МО ГО "Воркута", Комитет по Управлению Муниципальным Имуществом Администрации Муниципального Образования Городского Округа "Воркута", УГХиБ АМО ГО "Воркута"
Третье лицо: ИФНС по г.Воркуте Республики Коми, Коми Региональная Физкультурно-Спортивная "Федерация Развития Единоборств "Ястреб", Литвин Наталья Сергеевна, ООО "Салус", ФГБУ филиал "ФКП Росреестра" по РК