г. Красноярск |
|
18 декабря 2020 г. |
Дело N А33-13996/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2020 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Петровской О.В.,
судей: Бутиной И.Н., Парфентьевой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания Лизан Т.Е.,
при участии:
от Федерального агентства по недропользованию: Горохова К.Д., представителя по доверенности от 12.06.2020,
от Общества с ограниченной ответственностью "Кристалл": Морозова С.Е., представителя по доверенности от 05.07.2020,
от Общества с ограниченной ответственностью "СТМ Групп": Усковой И.П., представителя по доверенности от 14.01.2020,
от Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу: Горбатовой Е.Е., представителя по доверенности от 07.09.2020 N 05-01/6307,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Кристалл" (ИНН 0326512526, ОГРН 1130327004785), Департамента по недропользованию по Дальневосточному округу (ИНН 2721117859, ОГРН 1042700152990), Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу (ИНН 2466121318, ОГРН 1042402960709), Федерального агентства по недропользованию (ИНН 7703518529, ОГРН 1047796345805),
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 28 августа 2020 года по делу N А33-13996/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СТМ Групп" (ИНН 7451338187, ОГРН 1127451006880, далее - заявитель, ООО "СТМ Групп") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу (ИНН 2466121318, ОГРН 1042402960709, далее - Центрсибнедра), обществу с ограниченной ответственностью "Кристалл" (ИНН 0326512526, ОГРН 1130327004785, далее - ООО "Кристалл") о признании протокола итогового заседания конкурсной комиссии от 29.01.2019 и торгов (номер извещения 250918/0880740/01) незаконными; в порядке применения последствий недействительности сделки прекратить право пользования ООО "Кристалл" участком недр Тэмулакит в Муйском районе Республики Бурятия и аннулировать лицензию, выданную ООО "Кристалл" по итогам конкурса (номер извещения 250918/0880740/01).
Определением от 15.10.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство по недропользованию, общество с ограниченной ответственностью "Аллами" (далее - ООО "Аллами"), открытое акционерное общество "Селижаровский карьер" (далее - ОАО "Селижаровский карьер"), общество с ограниченной ответственностью "Балтийская компания Феникс" (далее - ООО "Балтийская компания Феникс"), общество с ограниченной ответственностью "Национальная горнопромышленная компания" (далее - ООО "Национаьная горнопромышленная компания"), общество с ограниченной ответственностью "СП-Инвест" (далее - ООО "СП Инвест").
Общество с ограниченной ответственностью "Байкальская горная компания" (далее - истец, ООО "БГК") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Центрсибнедра, к ООО "Кристалл" о признании незаконным протокола от 29.01.2019, конкурса (извещение о проведении торгов N 250918/0880740/01 от 25.09.2018), аннулировании лицензии УДЭ N 02035 ТР.
Определением от 12.01.2020 заявление принято к производству суда, возбуждено производство по делу N А33-4909/2020.
Определением от 08.06.2020 по делу N А33-4904/2020 дела N А33-4904/2020 и А33-13996/2019 объединены в одно производство с присвоением делу N А33-13996/2019.
В судебном заседании 19.08.2020 к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент по недропользованию по Дальневосточному округу (далее - Дальнедра).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 28 августа 2020 года исковые требования общества с ограниченной ответственностью "СТМ Групп" и общества с ограниченной ответственностью "Байкальская горная компания" удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, Департамент по недропользованию по Дальневосточному округу обратился с апелляционной жалобой и письменными дополнениями в Третий арбитражный апелляционный суд, согласно которой указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
- судом сделаны выводы, не соответствующие обстоятельствам дела, поскольку суд указал, что сравнительный анализ, представленный в приложении N 1 к протоколу от 29.01.2019, таковым не является, а также, что итоговый протокол должен содержать обоснование присуждения баллов участникам конкурса, что противоречит фактическим обстоятельствам и материалам дела, в том числе приказам Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу от 25.09.2018 N 758 и от 10.10.2018 N 799;
- судом не полно выяснены имеющие значение для дела обстоятельства, поскольку суд, делая вывод о непроведении сравнительного анализа технико-экономических предложений (ТЭП) участников конкурса не учел, что членами конкурсной комиссии составлялись индивидуальные бюллетени с оценками каждого из ТЭП-ов по всем параметрам, а также не исследовал фактическую процедуру проведения конкурса в указанной части;
- судом принято решение, противоречащие существующей позиции высших судов, в том числе Определению Верховного Суда Российской Федерации (далее - ВС РФ) от 06.07.2020 N 304-ЭС20-9207 по делу N А45-44209/2018, в рамках рассмотрения которого судами давалась оценка законности проведенного конкурса, в том числе законности применения методики оценки технико-экономических предложений участников.
Не согласившись с данным судебным актом, Департамент по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу обратился с апелляционной жалобой и письменными дополнениями в Третий арбитражный апелляционный суд, согласно которой указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
- судом сделаны выводы, не соответствующие обстоятельствам дела, поскольку суд указал, что сравнительный анализ, представленный в приложении N 1 к протоколу от 29.01.2019, таковым не является, а также, что итоговый протокол должен содержать обоснование присуждения баллов участникам конкурса, что противоречит фактическим обстоятельствам и материалам дела, в том числе приказам Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу от 25.09.2018 N 758 и от 10.10.2018 N 799;
- судом не полно выяснены имеющие значение для дела обстоятельства, поскольку суд, делая вывод о непроведении сравнительного анализа технико-экономических предложений (ТЭП) участников конкурса не учел, что членами конкурсной комиссии составлялись индивидуальные бюллетени с оценками каждого из ТЭП-ов по всем параметрам, а также не исследовал фактическую процедуру проведения конкурса в указанной части;
- судом принято решение, противоречащие существующей позиции высших судов, в том числе Определению Верховного Суда Российской Федерации (далее - ВС РФ) от 06.07.2020 N 304-ЭС20-9207 по делу N А45-44209/2018, в рамках рассмотрения которого судами давалась оценка законности проведенного конкурса, в том числе законности применения методики оценки технико-экономических предложений участников.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Кристал" обратилось с апелляционной жалобой и письменными дополнениями в Третий арбитражный апелляционный суд, согласно которой указало, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
- членами конкурсной комиссии проведен надлежащий сравнительный анализ ТЭП участников конкурса, результатом которого явилось проставление баллов в полном соответствии с процедурой, определенной в Порядке и условиях проведения конкурса. Порядком и условиями конкурса предусмотрено указание в итоговом протоколе заседания конкурсной комиссии только значений баллов по ТЭП каждого участника; включение иной информации не предусмотрено;
- порядок и условия проведения конкурса (раздел 5) не предусматривали необходимости указывать в протоколе обоснование присуждения баллов;
- судом не учтено, что сравнительный анализ конкурсной комиссией проведен, его результаты имеются в материалах дела, что подтверждается проставлением баллов и отражением соответствующих числовых значений в итоговом протоколе от 29.01.2019 и таблицах членов комиссии;
- суд первой инстанции вышел за пределы предоставленных ему полномочий, дав собственную оценку итогам конкурса.
Не согласившись с данным судебным актом, Федеральное агентство по недропользованию обратилось с апелляционной жалобой и письменными дополнениями в Третий арбитражный апелляционный суд, согласно которой указало, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
- судом сделаны выводы, не соответствующие обстоятельствам дела, поскольку суд указал, что сравнительный анализ, представленный в приложении N 1 к протоколу от 29.01.2019, таковым не является, а также, что итоговый протокол должен содержать обоснование присуждения баллов участникам конкурса, что противоречит фактическим обстоятельствам и материалам дела, в том числе приказам Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу от 25.09.2018 N 758 и от 10.10.2018 N 799;
- судом не полно выяснены имеющие значение для дела обстоятельства, поскольку суд, делая вывод о непроведении сравнительного анализа технико-экономических предложений (ТЭП) участников конкурса не учел, что членами конкурсной комиссии составлялись индивидуальные бюллетени с оценками каждого из ТЭП-ов по всем параметрам, а также не исследовал фактическую процедуру проведения конкурса в указанной части;
- судом принято решение, противоречащие существующей позиции высших судов, в том числе Определению Верховного Суда Российской Федерации (далее - ВС РФ) от 06.07.2020 N 304-ЭС20-9207 по делу N А45-44209/2018, в рамках рассмотрения которого судами давалась оценка законности проведенного конкурса, в том числе законности применения методики оценки технико-экономических предложений участников.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 09.10.2020 апелляционные жалобы приняты к производству, рассмотрение жалоб назначено на 17.11.2020. Протокольным определением от 17.11.2020 судебное заседание отложено на 16.12.2020.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб и рассматривает жалобы в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
В отзыве на апелляционные жалобы ООО "СТМ Групп" указало, что считает обжалуемое решение законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 25.09.2018 на основании приказа Центрсибнедра N 758 от 25.09.2018 на сайте torgi.gov.ru опубликовано извещение N 250918/0880740/01 о проведении Центрсибнедра торгов в виде открытого конкурса на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи нефрита на участке Тэмулакит в Муйском районе Республики Бурятия (далее по тексту - Конкурс).
Порядок условия проведения Конкурса утверждены в приложении N 1 к приказу Центрсибнедра N 798 от 10.10.2018.
В связи с допущенной организатором торгов технический ошибкой в опубликованном Порядке и условиях проведения Конкурса (проект договора о задатке), Департаментом приказом N 799 от 10.10.2018 внесены изменения в конкурсную документацию, Порядок и условия проведения торгов (л.д. 3-28 т. 2) утверждены в новой редакции с переносом основных сроков, в том числе подачи заявок на участие в торгах, сдачи ТЭПов, заседания Комиссии.
На участие в Конкурсе поданы заявки от следующих юридических лиц (протокол N 91 от 23.11.2018 заседания постоянно действующей рабочей группы): ООО "Аллами", ОАО "Селижаровский карьер", ООО "Балтийская компания Феникс", ООО "Национальная горнопромышленная компания", ООО "СП-Инвест", ООО "Байкальская горная компания", АО "Регион", ООО "Кристалл", ООО СТМ Групп", ООО "КапиталСтройИнвест".
После анализа заявочных материалов всех заявителей на соответствие установленным требованиям Порядка и условиям проведения Конкурса, Конкурсной комиссией принято решение о признании заявочных материалов всех заявителей соответствующими установленным требованиям, заявители допущены до участия в Конкурсе (протокол заседания Конкурсной комиссии по рассмотрению заявок на участие в конкурсе на право пользования недрами от 10.12.2018).
В установленные сроки подачи технико-экономических предложений, соответствующая документация поступила от 8 заявителей: ООО "Аллами", ОАО "Селижаровский карьер", ООО "Балтийская компания Феникс", ООО "Национальная горнопромышленная компания", ООО "СП-Инвест", ООО "Байкальская горная компания", ООО "Кристалл", ООО "СТМ Групп".
ООО "КапиталСтройИнвест" и АО "Регион" не предоставили технико-экономические предложения, в связи с чем, утратили статус заявителей в торгах.
Конверты с поступившими технико-экономическими предложениями вскрыты рабочей группой Центрсибнедра 21.12.2018, что подтверждается протоколом N 2.
29.01.2019 состоялось итоговое заседание Конкурсной комиссии по предоставлению права пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи нефрита на участке Тэмулакит в Муйском районе Республики Бурятия.
По итогам проведения итогового заседания члены Конкурсной комиссии единогласно проголосовали за признание технико-экономических предложений ООО "Кристалл" лучшими из представленных и о признании общества победителем.
Приказом N 102 от 05.02.2019 Центрсибнедра утверждены итоги конкурса на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи нефрита на участке Тэмулакит в Муйском районе Республики Бурятия.
На основании приказа N 102 от 05.02.2019 Центрсибнедра оформил лицензию УДЭ 02035 ТР на ООО "Кристалл". Дата регистрации лицензии - 11.03.2019. Срок окончания действия лицензии - 11.03.2044.
ООО "СТМ Групп" и ООО "БГК", полагая, что заказчиком неверно определен победитель конкурса, обратились в суд с заявлениями о признании протокола итогового заседания конкурсной комиссии от 29.01.2019 и торгов (номер извещения 250918/0880740/01) незаконными; в порядке применения последствий недействительности сделки прекращении права пользования ООО "Кристалл" участком недр Тэмулакит в Муйском районе Республики Бурятия и аннулировании лицензии, выданной ООО "Кристалл" по итогам конкурса (номер извещения 250918/0880740/01).
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Удовлетворяя исковые требования о признании недействительными торгов в форме конкурса на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи нефрита на участке Тэмулакит в Муйском районе Республики Бурятия, оформленных протоколом итогового заседания конкурсной комиссии Центрсибнедра от 29.01.2019, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок (статья 166 Гражданского кодекса Российской Федерации). Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
В соответствии со статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если:
- кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах;
- на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена;
- продажа была произведена ранее указанного в извещении срока;
- были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи;
- были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Таким образом, правомерен вывод суда о том, что основанием для признания торгов недействительными может служить существенное нарушение процедуры их проведения. При этом под существенным нарушением следует понимать такое отклонение от установленных требований, которое повлекло или могло повлечь грубое нарушение прав и законных интересов заинтересованного лица.
Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
В соответствии с пунктом 70 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" с иском в суд о признании публичных торгов недействительными может обратиться любое заинтересованное лицо (пункт 1 статьи 449, часть 1 статьи 449.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). В частности, такими лицами могут быть: участники торгов; лица, не имевшие возможности участвовать в торгах из-за допущенных, по их мнению, нарушений правил их проведения; стороны исполнительного производства; судебный пристав; иные лица, обосновавшие свой интерес в оспаривании публичных торгов.
Поскольку истцы, оспаривающие торги, являлись проигравшими торги участниками Конкурса, следовательно, с рассматриваемыми исками обратились заинтересованные лица.
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), обеспечивающим защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр и Административным регламентов предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по организации проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами, утвержденным Приказом Минприроды России от 22.12.2017 N 698.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о недрах, законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10.1 Закона о недрах решение конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых является основанием возникновения у соответствующего лица, признанного победителем конкурса или аукциона, права пользования участком недр.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Согласно части 3 статьи 11 Закона о недрах лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии со статьей 13.1 Закона о недрах, принятие решений о проведении аукционов на право пользования участками недр федерального значения, о составе и порядке работы аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр осуществляются Правительством Российской Федерации.
Принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, о составе и порядке работы конкурсных или аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр осуществляются:
1) органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации относительно участков недр местного значения;
2) федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами относительно участков недр, за исключением участков недр федерального или местного значения.
Решение об утверждении результата конкурса или аукциона на право пользования участком недр принимается в срок, не превышающий 30 дней с даты проведения конкурса или аукциона, органами, указанными в частях первой и второй настоящей статьи.
Основными критериями выявления победителя при проведении конкурса на право пользования участком недр являются научно-технический уровень программ геологического изучения недр и использования участков недр, полнота извлечения полезных ископаемых, вклад в социально-экономическое развитие территории, сроки реализации соответствующих программ, эффективность мероприятий по охране недр и окружающей среды, обеспечение обороны страны и безопасности государства.
Объявление о проведении конкурса или аукциона на право пользования участками недр размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов.
Приказом Минприроды России от 22.12.2017 N 698 утвержден Административный регламент предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по организации проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами (далее - Административный регламент N 698).
Данный административный регламент определяет сроки и последовательность административных процедур (административных действий) Федерального агентства по недропользованию и его территориальных органов при осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги по организации проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами, за исключением участков недр федерального значения и участков недр местного значения.
Как следует из материалов дела, после анализа заявочных материалов всех заявителей на соответствие установленным требованиям Порядком и условиям проведения Конкурса, Конкурсной комиссией принято решение о признании заявочных материалов всех заявителей соответствующими установленным требованиям, и заявители допущены до участия в Конкурсе (протокол заседания Конкурсной комиссии по рассмотрению заявок на участие в конкурсе на право пользования недрами от 10.12.2018).
В установленные сроки подачи технико-экономических предложений, соответствующая документация поступила, в том числе, от ООО "Байкальская горная компания", ООО "Кристалл", ООО СТМ Групп".
Конверты с поступившими технико-экономическими предложениями были вскрыты рабочей группой Центрсибнедра 21.12.2018, что подтверждается протоколом N 2.
29.01.2019 состоялось итоговое заседание Конкурсной комиссии по предоставлению права пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи нефрита на участке Тэмулакит в Муйском районе Республики Бурятия.
По итогам проведения итогового заседания члены Конкурсной комиссии единогласно проголосовали за признание технико-экономических предложений ООО "Кристалл" лучшими из представленных и о признании общества победителем.
Приказом N 102 от 05.02.2019 Центрсибнедра утверждены итоги конкурса на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи нефрита на участке Тэмулакит в Муйском районе Республики Бурятия.
На основании приказа N 102 от 05.02.2019 Центрсибнедра оформил лицензию УДЭ 02035 ТР на ООО "Кристалл". Дата регистрации лицензии - 11.03.2019. Срок окончания действия лицензии - 11.03.2044.
В соответствии с пунктом 49 Административного регламента N 698, предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
1) принятие решения о проведении конкурса или аукциона на право пользования недрами;
2) размещение объявления о проведении конкурса или аукциона на право пользования недрами на официальном сайте;
3) регистрация заявок;
4) вскрытие конвертов, прилагаемых к заявкам;
5) формирование и направление межведомственных запросов в государственные органы, участвующие в предоставлении государственной услуги;
6) рассмотрение заявок и принятие решения о приеме (отказе в приеме) заявок;
7) регистрация технико-экономических предложений по освоению участка недр заявителей, чьи заявки на участие в конкурсе были приняты, вскрытие конвертов заявителей с технико-экономическими предложениями по освоению участка недр;
8) проведение конкурса на право пользования недрами;
9) проведение аукциона на право пользования недрами;
10) утверждение итогов конкурса или аукциона на право пользования недрами.
Истцы, как участники конкурса, являющиеся заинтересованными лицами в рамках настоящего спора, указывают на допущенные нарушения при оценке заявок участников конкурса.
Согласно пункту 95 Административного регламента N 698, основными критериями для выявления победителя при проведении конкурса на право пользования недрами являются научно-технический уровень программ геологического изучения и использования участков недр, полнота извлечения полезных ископаемых, вклад в социально-экономическое развитие территории, сроки реализации соответствующих программ, эффективность мероприятий по охране недр и окружающей среды, обеспечение обороны страны и безопасности государства (далее - основные критерии).
Дополнительным критерием для выявления победителя конкурса на право пользования недрами является наибольший размер разового платежа за пользование недрами, предложенный участниками конкурса.
В случае если технико-экономические предложения, представленные двумя и более участниками конкурса, признаны конкурсной комиссией равноценными по основным критериям, конкурсная комиссия в присутствии участников конкурса вскрывает запечатанные конверты этих участников, в которые вложены обязательства по выплате определенной суммы разового платежа, и объявляет победителем конкурса участника, предложившего наибольшую сумму разового платежа за пользование недрами.
В соответствии с пунктом 96 Административного регламента N 698, итоги конкурса на право пользования недрами подводятся конкурсной комиссией и оформляются протоколом о результатах конкурса на право пользования недрами. В протоколе о результатах конкурса на право пользования недрами указываются:
1) дата, время, место проведения заседания конкурсной комиссии, предусмотренной пунктом 93 Административного регламента;
2) наименование участка недр, по которому проводится конкурс;
3) состав членов конкурсной комиссии, принявших участие в итоговом заседании;
4) сведения о заявителях, а также об участниках конкурса: наименования, реквизиты (для юридических лиц) или фамилии, имена, отчества (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность (для индивидуальных предпринимателей, иностранных граждан);
5) критерии определения победителя конкурса на право пользования недрами;
6) сведения о победителе конкурса: наименование, реквизиты юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя, иностранного гражданина;
7) сравнительный анализ представленных участниками технико-экономических предложений по критериям выявления победителя конкурса, предусмотренных его условиями;
8) стартовый размер разового платежа за пользование недрами;
9) размер разового платежа за пользование недрами, предложенный победителем конкурса;
10) сведения о том, что конкурс не состоялся (с указанием причин);
11) реквизиты документа, подтверждающего уплату заявителями задатка за участие в конкурсе в размере и в срок, установленные порядком и условиями проведения конкурса;
12) информация о поступлении единственной заявки на участие в конкурсе;
13) иные сведения по решению конкурсной комиссии, предусмотренной пунктом 93 Административного регламента.
Аналогичные положения относительно критериев для выявления победителя и содержания протокола о результатах конкурса указаны в пунктах 7.16 - 7.18 Порядка и условий проведения конкурса, утв. Приказом Центрсибнедра от 25.09.2018 N 760, в редакции приказа от 10.10.2018 N 800.
Методика оценки технико-экономических предложений участников конкурса указана в приложении N 4 Порядка и условий проведения конкурса (л.д. 80-89 т. 2). В методике содержится 6 критериев выявления победителя конкурса, отражены показатели оценки предложения участника конкурса, а также диапазон баллов по каждому показателю.
Согласно протоколу от 29.01.2019 итогового заседания конкурсной комиссии, на итоговое заседание конкурсной комиссии зарегистрированы представители следующих организаций заявителей: ООО "Аллами", ОАО "Селижаровский карьер", ООО "Балтийская компания Феникс", ООО "Национальная горнопромышленная компания", ООО "СП-Инвест", ООО "Кристалл", ООО "СТМ Групп".
Основными критериями для выявления победителя при проведении конкурса являются:
1) Научно-технический уровень программ изучения и использования Участка недр.
2) Полнота извлечения полезных ископаемых.
3) Вклад в социально-экономическое развитие территории.
4) Сроки реализации соответствующих программ освоения участка недр.
5) Эффективность мероприятий по охране недр и окружающей среды.
6) Обеспечение обороны страны и безопасности государства.
Оценка и сопоставление ТЭП производится на основании критериев, указанных в приложении 4 к условиям конкурса.
Сравнительный анализ представлен в приложении 1 к протоколу от 29.01.2019. Приложение N 1 (таблица оценок ТЭП) является неотъемлемой частью протокола.
Сравнительный анализ произведен в соответствии с критериями, указанными в приложении 4 к условиям конкурса. Каждым членом конкурсной комиссии определены баллы по всем рассматриваемым технико-экономическим предложениям. После чего определен суммарный балл по каждому критерию и рассчитано среднеарифметическое значение итоговой суммы баллов.
Результаты оценки и сопоставления технико-экономических предложений:
ООО "СП-Инвест" - 56,43 баллов.
ООО "Национальная горнопромышленная компания" - 52,78 балла.
ООО "Кристалл" - 58,09 баллов.
ООО "Байкальская горная компания" - 51,45 бал.
ООО "Аллами" - 49,93 баллов.
ООО "Балтийская компания Феникс" - 44,14 балла.
ООО "СТМ Групп" - 48,13 баллов.
ОАО "Селижаровский карьер" - 44,23 балла.
В связи с тем, что наибольшее количество баллов набрало ООО "Кристалл", на голосование вынесен вопрос: признать лучшими технико-экономические предложения ООО "Кристлл" -11 голосов "за".
Таким образом, ООО "Кристалл" признано победителем конкурса.
Однако, как верно указано судом первой инстанции, данные документы не содержат обоснование присуждения участникам конкурса тех или иных баллов.
В частности, по следующим показателям оценки предложения участника конкурса, установлены следующие диапазоны баллов:
1.1. Анализ результатов ранее выполненных работ по геологическому изучению недр и разведке месторождений полезных ископаемых с указанием преимуществ и недостатков использовавшихся методик:
0 баллов - ТЭП не содержит указанного анализа;
3 балла - ТЭП содержит анализ, однако представленные выводы не соответствуют геологическим характеристикам участка недр, сведениям о ранее проведенных работах и (или) имеются отдельные нарушения требования нормативно-правовых и инструктивно- методических документов в сфере недропользования (со ссылками на конкретные несоответствия и (или) нарушения);
6 баллов - ТЭП содержит анализ, содержащий обоснованные выводы, соответствующие геологическим характеристикам участка недр, сведениям о ранее проведенных работах и положениям нормативно-правовых и инструктивно-методических документов в сфере недропользования.
1.2. Обоснование выделения площадей проведения работ по геологическому изучению недр и разведке месторождений полезных ископаемых и описание их геологических характеристик:
0 баллов - ТЭП не содержит обоснование и описание;
3 балла - ТЭП содержит обоснование и описание, однако представленные выводы не соответствуют геологическим характеристикам участка недр, сведениям о ранее проведенных работах и (или) имеются отдельные нарушения требования нормативно-правовых и инструктивно-методических документов в сфере недропользования (со ссылками на конкретные несоответствия и (или) нарушения);
6 баллов - ТЭП содержит обоснование и описание, соответствующие геологическим характеристикам участка недр, сведениям о ранее проведенных работах и положениям нормативно-правовых и инструктивно-методических документов в сфере недропользования.
1.3. Обоснование и описание предлагаемого комплекса методов работ по геологическому изучению недр и разведке месторождений полезных ископаемых, обеспечивающих выполнение требований по рациональному использованию и охране недр:
0 баллов - ТЭП не содержит обоснования и описания;
3 балла - ТЭП содержит обоснование и описание, однако представленные выводы не соответствуют геологическим характеристикам участка недр, сведениям о ранее проведенных работах и (или) имеются отдельные нарушения требования нормативно-правовых и инструктивно-методических документов в сфере недропользования (со ссылками на конкретные несоответствия и (или) нарушения);
6 баллов - ТЭП содержит обоснование и описание, соответствующие геологическим характеристикам участка недр, сведениям о ранее проведенных работах и положениям нормативно-правовых и инструктивно-методических документов в сфере недропользования.
1.5. Обоснование и описание планируемого способа, системы и технологии добычи полезных ископаемых на участке недр, планируемом для предоставления в пользование:
0 баллов - ТЭП не содержит обоснования и описания;
1 балл - ТЭП содержит обоснование и описание, однако представленные выводы не соответствуют геологическим характеристикам участка недр, сведениям о ранее проведенных работах и (или) имеются отдельные нарушения требований нормативно-правовых и инструктивно-методических документов в сфере недропользования (со ссылками на конкретные несоответствия и (или) нарушения);
2 балла - ТЭП содержит обоснование и описание, соответствующие геологическим характеристикам участка недр, сведениям о ранее проведенных работах и положениям нормативно-правовых и инструктивно-методических документов в сфере недропользования.
5.1. Предложения по комплексу работ по минимизации последствий хозяйственной деятельности на животный и растительный мир; мероприятиям по размещению отходов производства и потребления; комплексу мероприятий по предотвращению и контролю над загрязнением окружающей среды; мероприятиям по предотвращению и ликвидации аварийных ситуаций и организации безопасного ведения работ; мероприятиям по обеспечению промышленной безопасности объекта:
0 баллов - ТЭП не содержит указанных сведений;
1 балл - ТЭП содержит указанные данные, однако представленные предложения не соответствуют геологическим характеристикам участка недр, сведениям о планируемых к проведению работах на участке недр и (или) имеются отдельные нарушения требований нормативно-правовых актов в сфере охраны окружающей среды и/или промышленной безопасности (со ссылками на конкретные несоответствия и (или) нарушения);
2 балла - ТЭП указанные данные, соответствующие геологическим характеристикам участка недр, сведениям о планируемых к проведению работах на участке недр и требованиям нормативно-правовых актов в сфере охраны окружающей среды и/или промышленной безопасности.
5.2. Оценка воздействия на окружающую среду комплекса работ, связанных с недропользованием, и предложения по обоснованию объемов и сроков рекультивации нарушенных земель:
0 баллов - ТЭП не содержит указанных сведений;
3 балла - ТЭП содержит указанные данные, однако представленные оценка и предложения не соответствуют геологическим характеристикам участка недр, сведениям о планируемых к проведению работах на участке недр и (или) имеются отдельные нарушения требований нормативно-правовых актов в сфере охраны окружающей среды и/или промышленной безопасности (со ссылками на конкретные несоответствия и (или) нарушения);
6 баллов - ТЭП содержит указанные данные, соответствующие геологическим характеристикам участка недр, сведениям о планируемых к проведению работах на участке недр и требованиям нормативно-правовых актов в сфере охраны окружающей среды и/или промышленной безопасности.
По вышеперечисленным показателям оценки предложения участника конкурса (пункты 1.2., 1.3., 5.1., 5.2.) в приложениях к протоколам итоговых заседаний Конкурсной комиссии указана только общая сумма баллов участников за данный критерий.
Обоснование присуждения баллов в таком размере в протоколах и приложениях к нему отсутствует. Невозможно определить то, как распределялись баллы участников, с учетом диапазона баллов в 0, 3 и 6; 0, 1 и 2.
Судом первой инстанции верно установлено, что содержание протокола от 29.01.2019 и приложения N 1 к протоколу, в частности таблица, не позволяет сделать вывод об обеспечении прозрачности и открытости процедуры при определении победителя конкурса.
Суд апелляционной инстанции отклоняет как необоснованные доводы апелляционных жалоб о том, что судом первой инстанции сделаны выводы, не соответствующие обстоятельствам дела, поскольку суд указал, что сравнительный анализ, представленный в приложении N 1 к протоколу от 29.01.2019, таковым не является, а также, что итоговый протокол должен содержать обоснование присуждения баллов участникам конкурса, что противоречит фактическим обстоятельствам и материалам дела, в том числе приказам Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу от 25.09.2018 N 758 и от 10.10.2018 N 799.
Сравнительный анализ предполагает под собой метод анализа объектов путем сопоставления одного объекта с другим по тем или иным установленным критериям.
Представленный в приложении N 1 к протоколу от 29.01.2019 сравнительный анализ таковым не является, поскольку информация, которая содержится в таблице, не позволяет определить, почему предложения того или иного участника оказались оценены выше или ниже других. В результате у лиц, участвующих в конкурсе, возникают обоснованные сомнения в беспристрастности членов комиссии. То есть, прозрачность и открытость конкурса не обеспечены надлежащим образом.
Суд также учитывает незначительную разницу в балах (менее двух баллов), присвоенных участникам (победителю, занявшему первое место - 58,09 баллов; участнику, занявшему второе место -56,43 балла). При этом объективно оценить правильность присвоения указанных балов, исходя из протокола, не представляется возможным. Кроме того, в отношении одной и той же заявки некоторые члены комиссии выставляют максимальное количество баллов, при этом другие члены комиссии присваивают другой балл, исходя из имеющихся несоответствий, которые остальные члены комиссии не установили.
В протоколе в ходе проведения конкурса не указан порядок оценки технико-экономических предложений участников, обеспечивающий одинаковый подход к оценке всех предложений, следовательно, методика оценки по вышеуказанным критериям не позволила определить лицо, предложившее лучшие условия исполнения контракта. Порядок оценки, предусмотренный конкурсной документацией, позволяет конкурсной комиссии по своему субъективному усмотрению определять победителя конкурса, по сути, конкурсная комиссия при определении победителя руководствовалась личным убеждением, а не сопоставляла технико-экономические предложения в соответствии с утвержденными критериями (доказательств обратного суду организатором конкурса не представлено, пояснить, в связи с чем каждой из заявок разными членами комиссии выставлены разные баллы, представитель организатора конкурса не смог).
Ссылки на конкретные несоответствия и нарушения применительно к приведенному порядку оценки в протоколе не содержится, в связи с чем установить, в связи с наличием каких несоответствий участникам конкурса, в том числе истцам, были занижены баллы по тому или иному критерию, не представляется возможным.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что организатором конкурса нарушены основополагающие принципы проведения публичных торгов - информационная открытость, прозрачность определения победителя торгов при проведении конкурсных процедур.
Выявленные нарушения порядка проведения торгов являются существенными, искажают саму цель законодательного установленной обязанности по предоставлению участков недр только по итогам проведения открытых публичных торгов, влияют на подведение итогов конкурса и определение его победителя.
Таким образом, отсутствие обоснования присуждения баллов является существенным нарушением порядка проведения конкурса, что в силу положений статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации само по себе является достаточным основанием для признания торгов недействительными по иску заинтересованного лица.
На основании изложенного, судом первой инстанции верно установлена обоснованность заявленных требований, в связи с чем торги в виде конкурса на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи нефрита на участке Тэмулакит в Муйском районе Республики Бурятия (извещение о проведении торгов N 250918/0880740/01 от 25.09.2018) подлежат признанию недействительными.
Указанные выводы суда согласуются с правовой позицией, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации N 302-ЭС20-6113 от 23.11.2020 по делу с аналогичными обстоятельствами.
Удовлетворение иска в настоящем случае отвечает принципам превентивного применения законодательства для целей обеспечения недопустимости оставления без внимания допущенных нарушений при проведении конкурсных процедур, а также исключения таких нарушений на будущее время и согласуется с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.10.2015 N 2476-О. Кроме того, признание торгов недействительными не исключает иных способов защиты нарушенного права.
Также истцами заявлено требование об аннулировании лицензии на пользование недрами серия УДЭ номер 02035 вид лицензии ТР, выданной ООО "Кристалл" Центрсибнедра по итогам конкурса.
Согласно пункту 1 части 1 части 2 статьи 23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" нарушение требования о соблюдении установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование является основанием для прекращения права пользования недрами уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством.
Несмотря на то, что конкурс на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи нефрита на участке Тэмулакит в Муйском районе Республики Бурятия проведен Центрибнедра, обязанность по прекращению права пользования недрами по лицензии УДЭ 02035 ТР в настоящее время относится к компетенции Дальнедра.
Так, согласно пункту 4 приказа Центрсибнедра от 25.09.2018 N 758 организация проведения Конкурса поручена Отделу геологии и лицензирования Центрсибнедра по Республике Бурятия (Бурятнедра). Кроме того, в соответствии с пунктами 1, 4 Порядка и условий проведения Конкурса заседания конкурсной комиссии, а также проведение Конкурса осуществлялись по месту нахождения Бурятнедра: 670000, г. Улан-Удэ, ул. Ленина, д 57.
В период проведения Конкурса действовало Положение о Департаменте по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу, утвержденное приказом Федерального агентства по недропользованию от 02.04.2014 N 202 (Приложение N 3), согласно пункту 1.2 которого Бурятнедра входили в состав Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу.
В свою очередь, согласно Положению о Департаменте по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу, утвержденному приказом Федерального агентства по недропользованию от 03.04.2014 N 208 (Приложение N 4), в состав Дальнедра Бурятнедра не входили.
Указом Президента Российской Федерации от 03.11.2018 N 632 "О внесении изменений в перечень федеральных округов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2000 N 849" (далее - Указ) Республика Бурятия включена в состав Дальневосточного федерального округа.
В целях исполнения Указа, а также в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.07.2019 N 460 "О внесении изменений в приказ Минприроды России от 06.02.2019 N 74 "Об утверждении Схемы размещения территориальных органов Федерального агентства по недропользованию" в состав Дальнедра был включен, в том числе Отдел геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу по Республике Бурятия.
Так, приказом Федерального агентства по недропользованию от 05.08.2019 N 320 утверждено Положение о Департаменте по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу в новой редакции (Приложение N 5). В соответствии с пунктом 1.2.1 вышеуказанного Положения из состава Центрсибнедра был исключен Отдел геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу по Республике Бурятия".
Таким образом, в отношении лицензии на пользование недрами участка Тэмулакит в Муйском районе Республики Бурятия (с учетом вида полезного ископаемого и количества запасов полезных ископаемых) принятие решения о прекращении права пользования недрами относится к компетенции Дальнедра.
С учетом предмета и правового характера рассмотренного судом спора о признании торгов недействительными, рассмотрению подлежит вопрос о применении последствий недействительности в рамках Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса.
По этой причине предъявление требования о признании торгов недействительными означает также предъявление требования о недействительности сделки, заключенной по результатам торгов, и о применении последствий ее недействительности.
Указанный вывод суда соотносится с правовой позицией, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 15.07.2010 N 2814/10, а также в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.01.2016 по делу N 301-ЭС15-12618.
Части 1, 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Согласно положениям статьи 10.1 Закона о недрах основанием возникновения права пользования участками недр является решение конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, за исключением участков недр федерального значения.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Исходя из положений статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации торги - являются способом заключения договора, а соответственно признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
В связи с тем, что между ООО "Кристалл" и Центрсибнедра сложились правоотношения по поводу предоставления в пользование участка недр, выдана долгосрочная лицензия от УДЭ N 02035 ТР на основании итогов конкурса, результаты которого в рамках настоящего дела признаны недействительными, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что сохранение за указанным обществом права пользования спорным участком недр нарушает права и законные интересы иных участников конкурса и противоречит установленному статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации требованию о применению реституции при удовлетворении заявления о признании торгов недействительными.
На основании изложенного, поскольку результатом проведения оспариваемого конкурса является предоставление недр в пользование и оформление специального государственного разрешения в виде лицензии, исходя из фактических обстоятельств дела, совокупности имеющихся в материалах дела доказательств, арбитражный суд пришел к верному выводу, что надлежащим способом реституции в настоящем деле, является прекращение права пользования ООО "Кристалл" участком недр, обязании Дальнедра аннулировать лицензию на пользование недрами серия УДЭ N 02035 ТР, выданную по итогам конкурса ООО "Кристалл".
На основании изложенного, иск правомерно удовлетворен судом первой инстанции.
Вопреки доводам апелляционных жалоб, материалы дела исследованы судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно, в том числе индивидуальные бюллетени членов комиссии. Представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах определение суда является законным и обоснованным, основания для отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 28 августа 2020 года по делу N А33-13996/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
И.Н. Бутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-13996/2019
Истец: ООО "СТМ ГРУПП"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ ПО ЦЕНТРАЛЬНО-СИБИРСКОМУ ОКРУГУ, ООО "КРИСТАЛЛ"
Третье лицо: департамент по недропользованию по Дальневосточному округу, ОАО "Селижаровский карьер", ООО "Аллами", ООО "Байкальская горная компания", ООО "Балтийская компания Феникс", ООО "Национальная горнопромышленная компания", ООО "СП-Инвест", ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ
Хронология рассмотрения дела:
13.04.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1175/2021
18.12.2020 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5526/20
28.08.2020 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-13996/19
15.10.2019 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-13996/19
14.06.2019 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-13996/19