г. Ессентуки |
|
16 декабря 2020 г. |
Дело N А63-7356/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.12.2020.
Полный текст постановления изготовлен 16.12.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Белова Д.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О. при участии представителя общества с ограниченной ответственностью "Санаторий Радуга", рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Санаторий Радуга" (г. Кисловодск ОГРН 1152651031411) на определение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.11.2020 об отказе в передаче дела по подсудности дела N А63-7356/2020
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Ставропольского края обратилось общество с ограниченной ответственностью "Спектр" (далее-заявитель, общество, ООО "Спектр") с заявлением к Управлению Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия (далее-управление) о признании недействительным приказа от 30.04.2020 N 336 "Об утверждении границы территории и особых режимов использования земель в границах территории объекта культурного наследия регионального значения "Санаторий им. С. Орджоникидзе", 1929, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Кисловодск, ул. Желябова, 7".
Суд первой инстанции определил передать дело А63-7356/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Спектр" об оспаривании приказа "Об утверждении границы территории и особых режимов использования земель в границах территории объекта культурного наследия регионального значения "Санаторий им. С. Орджоникидзе" в Ставропольский краевой суд.
Судебный акт мотивирован не подведомственностью спора арбитражному суду.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Санаторий Радуга" обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на то, что спор подведомственен арбитражному суду.
Отзыв на апелляционную жалобу от управления не представлен.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером 26:34:020206:4, площадью 1 157 кв.м, по адресу: г. Кисловодск, ул. Клары Цеткин, 23 на основании договора аренды земельного участка от 14.11.2014 N 3188, зарегистрированному в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю (номер государственной регистрации 26- 2615/013/2014-936), заключенному на срок с 08.07.2016 по 13.11.2063.
Администрацией на основании заявления общества от 06.07.2017 принято постановление администрации от 07.08.2017 N 776, которым изменен вид разрешенного использования земельного участка, под - "малоэтажная многоквартирная жилая застройка".
06.04.2018 администрацией в лице управления архитектуры обществу выдано разрешение N 26 - RU2635500-22-2018 на строительство многоквартирного жилого дома по адресу: г. Кисловодск, ул. Клары Цеткин, 23, общей площадью 1 319, 2 кв.м, объем 5 207, 6 куб.м, количество этажей 4, подземных этажей -1, площадь застройки - 379, 2 кв.м.
На смежном земельном участке с кадастровым номером 26:34:020206:3, расположенного по адресу г. Кисловодск, ул. Клары Цеткин, 23, расположен объект культурного наследия регионального значения - "санаторий им. Орджоникидзе" (далее - санаторий), регистрационный номер в реестре объектов культурного наследия - 261721155940005.
Приказом управления от 30.04.2020 года утверждены границы территории и особых режимов использования земель в границах территории объекта культурного наследия "Санаторий им. С. Орджоникидзе", 1929, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Кисловодск, ул. Желябова, 7 (далее-Приказ), принадлежащего санаторию.
Данным приказом утверждены границы и режим использования территории объектов культурного наследия регионального значения, в том числе Приложением к приказу утверждены текстовое описание границ территории объектов культурного наследия регионального значения, координаты характерных точек границ данной территории, схема границ.
ООО "Спектр", посчитав, что приказ вынесен без соблюдения требований закона и нарушает права и законные интересы общества, поскольку лишает последнего возможности использовать принадлежащий ему на праве аренды земельный участок в соответствии с его видом разрешенного использования "малоэтажная многоквартирная жилая застройка" и осуществить строительство многоквартирного дома, обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 27 АПК РФ к компетенции арбитражного суда отнесены дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).
Пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (далее - постановление N 50) признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (абзац 1).
Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом (абзац 2).
Существенными признаками, характеризующими акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами, являются: издание их органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, уполномоченными организациями или должностными лицами, наличие в них результатов толкования норм права, которые используются в качестве общеобязательных в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц (пункт 3 постановления N 50).
Суд первой инстанции правомерно установил, что объект культурного наследия регионального значения "Санаторий им. С. Орджоникидзе", 1929 года, расположенный по адресу (местонахождение): Ставропольский край, г. Кисловодск, ул. Желябова, 7 (далее - Ансамбль), взят под государственную охрану Решением исполнительного комитета Ставропольского краевого совета народных депутатов от 01.10.1981 N 702 "Об утверждении Списка памятников истории и культуры Ставропольского края" в качестве памятника архитектуры регионального значения.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 19.11.2017 N 116633-р включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с присвоением ему регистрационного номера 261721155940005.
Пунктом 1 и частью 2 статьи 3.1. Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), установлено, что, территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей. В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда (далее также - земли), водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц. Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков. В границах территории объекта культурного наследия могут находиться земли, в отношении которых не проведен государственный кадастровый учёт.
Пунктами 3 и 4 статьи 3.1 Закона N 73-ФЗ предусмотрено, что границы территории объекта культурного наследия, за исключением границ территории объекта археологического наследия, определяются проектом границ территории объекта культурного наследия на основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов, и научных исследований с учетом особенностей каждого объекта культурного наследия, включая степень его сохранности и этапы развития. Проект границ территории объекта культурного наследия оформляется в графической форме и в текстовой форме (в виде схемы границ).
Требования к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия утверждены приказом Министерства культуры Российской Федерации от 04.06.2015 N 1745 (далее-Требования).
В силу пункта 1 Требований материалы по обоснованию проекта границ территории объекта культурного наследия формируются по результатам проведенных историко-культурных исследований и могут включать: материалы ранее разработанных проектов границ территорий объектов культурного наследия, в отношении которых проведены историко-культурные исследования; сведения об объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия и объектах, обладающих признаками объектов культурного наследия, расположенных в границах исследуемой территории; ситуационные планы землепользования с указанием границ современного землепользования; особенности сложившейся структуры землепользования и современной градостроительной ситуации; сведения о существующих зданиях, строениях, инженерных сооружениях и других объектах капитального и временного строительства в соответствии; сведения о существующих природных объектах и территориях (водоемы, холмы, овраги, зеленые насаждения), а также иных природных объектах; иные материалы, необходимые для обоснования проекта границ территории объекта культурного наследия.
Пунктом 5.2 Требований материалы для утверждения проектов границ территорий объектов культурного наследия включают: текстовое описание границ территории объекта культурного наследия; карту (схему) границ территории объекта культурного наследия, включая схему разбивки листов; перечень координат поворотных (характерных) точек границ территории объекта культурного наследия в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. В случаях, установленных Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", могут применяться определенные в отношении кадастровых округов местные системы координат; режим использования территории объекта культурного наследия.
В соответствии с пунктами 7-11 Требований разработанный проект границ территории объекта культурного наследия представляется в 2 экземплярах на рассмотрение в орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия в сфере государственной охраны культурного наследия указанного объекта.
Орган исполнительной власти по результатам рассмотрения представленных материалов принимает решение о разработке нормативно-правового акта об утверждении границ территории объекта культурного наследия или в случае наличия замечаний к представленным материалам направляет их перечень заявителю, представившему указанные материалы в соответствии с Федеральным законом.
Нормативно-правовой акт об утверждении границ территории объекта культурного наследия содержит текстовое и графическое (карта (схема)) описания местоположения границ объекта культурного наследия, перечень координат поворотных (характерных) точек и режим использования его территории. В случае принятия нормативно-правового акта об утверждении границ территории объекта культурного наследия орган исполнительной власти направляет 1 экземпляр разработанного проекта границ территории объекта культурного наследия заявителю.
Сведения о границах территории объекта культурного наследия и режиме ее использования учитываются в государственном кадастре недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном кадастре недвижимости.
В соответствии с проектной документацией, проекта границ территории объекта культурного наследия регионального значения "Санаторий им. С. Орджоникидзе", 1929 года, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Кисловодск, ул. Желябова, 7", разработанного ООО "Архитектурно-реставрационная студия "Юг" по договору от 20.01.2020 N 004-2020 с ООО "Санаторий "Радуга", приказом управления были утверждены границы территории Ансамбля и особые режимы использования земель в границах территории Ансамбля.
Согласно Положению об управлении Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 20.03.2015 N 102-п (далее-Положение) управление является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и нормативно-правовое регулирование в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Ставропольского края, а также отдельные государственные полномочия Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия Российской Федерации (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), переданные для осуществления органам государственной власти Ставропольского края.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 10.1 Положения управление соответствии с возложенными на него основными задачами разрабатывает и вносит на утверждение в Правительство Ставропольского края порядок утверждения границ территории выявленного объекта культурного наследия.
В силу пункта 11 статьей 6 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 N 14-кз "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации в Ставропольском крае" (далее-Закон N 14-кз) к полномочиям уполномоченного органа относятся в том числе: утверждение границ зон охраны объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, в том числе границ объединенной зоны охраны указанных объектов культурного наследия, особого режима использования земель в границах территорий данных зон и требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон в порядке, установленном настоящим Законом.
Оспариваемый Приказ является нормативным актом об установлении границ зон с особыми условиями использования территории - зон охраны объекта культурного наследия регионального значения, регламентирует правила поведения неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение.
Несоблюдение правил подведомственности (компетентности) означает нарушение права на рассмотрение дела законным составом суда.
Суд первой инстанции правомерно руководствовался: пунктом 4 статьи 39, пунктом 1 статьи 133, пункту 1 статьи 168 АПК РФ, частью 1 статьи 46 и частю 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации сделав вывод, что, заявление общества подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции.
Доказательства того, что заявитель обращался с данным заявлением в суд общей юрисдикции, в материалы дела не представлены, то есть спора о компетенции между судами не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены определения суда первой инстанции по доводам, приведенным в жалобе.
При таких обстоятельствах обжалуемое определение суда надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.11.2020 об отказе в передаче дела по подсудности дела N А63-7356/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в месячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-7356/2020
Истец: ООО "Спектр"
Ответчик: Управление Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия
Третье лицо: Администрация города-курорта Кисловодска, ООО "Санаторий "Радуга", Самойленко Игорь Артемович
Хронология рассмотрения дела:
16.12.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4952/20