г. Пермь |
|
17 декабря 2020 г. |
Дело N А71-7703/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 декабря 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г.Н.,
судей Борзенковой И.В., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при участии:
от заявителя ООО "Вукошурнефть" (ОГРН 1101841001404, ИНН 1841009290) - Калабина А.С., паспорт, доверенность от 15.12.2020, диплом:
от заинтересованного лица Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора (ОГРН 1075904001271, ИНН 5904157090) - Аксарин В.В., паспорт, доверенность от 02.10.2020 N 85, диплом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя ООО "Вукошурнефть"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09 октября 2020 года по делу N А71-7703/2020,
принятое судьей Коковихиной Т.С.
по заявлению ООО "Вукошурнефть"
к Западно-Уральскому межрегиональному управлению Росприроднадзора
о признании постановления незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Вукошурнефть" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - заинтересованное лицо, Управление, административный орган) о назначении административного наказания от 23.06.2020 N 06-03/57-Ю.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09.10.2020 постановление Управления от 23.06.2020 N 06-03/57-Ю о назначении административного наказания признано незаконным и изменено в части назначения наказания, размер административного штрафа, назначенного ООО "Вукошурнефть", уменьшен до 150 000 руб.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которым просит названное решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявитель жалобы настаивает на отсутствии события вмененного административного правонарушения. Отмечает, что решение принято с нарушениями норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Так заявитель считает неверными выводы суда первой инстанции о том, что факт осуществления ООО "Вукошурнефть" пользования недрами с нарушением пункта 10 Условий пользования недрами (приложение N 1 к лицензии ИЖВ 01951 НР), требований технического проекта на разработку Вукошурского месторождения нефти установлен и подтвержден материалами дела; доводы заявителя в части отсутствия обязательств по выполнению определений нефтенасыщенной толщины, коэффициента насыщенности в наблюдательных и действующих скважинах, судом не принимаются. При том судом не исследованы и не оценены представленные обществом доказательства, подтверждающие факт отсутствия нарушений со стороны недропользования в вопросе определений нефтенасыщенной толщины, коэффициента насыщенности в действующем фонде скважин. Также заявитель считает, что судом не были учтены положения пункта 17 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 20.09.2019 N 638 "О внесении изменений в Правила разработки месторождений углеводородного сырья", утвержденные приказом Минприроды России от 14.06.2016 N 356. Также заявитель считает, что в оспоренном постановлении не указано, какие конкретно объекты капитального строительства в пределах Вукошурского участка недр эксплуатируются в отсутствие разрешений на строительство и ввода в эксплуатацию, не указано, какие конкретно нормативно-правовые акты были нарушены обществом для выводов, изложенных в постановлении об эксплуатации объектов капитального строительства в отсутствие разрешений на строительство на объекты капитального строительства, ввода в эксплуатацию, не выяснено наличие события административного правонарушения. Помимо прочего общество полагает, что Управление Росприроднадзора вышло за предмет проверки, установленный приказом от 27.02.2020 N 151-У. В любом случае считает, что порядок привлечения общества к административной ответственности нарушен.
Заинтересованное лицо представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, доводы жалобы находит несостоятельными.
В заседании суда апелляционной инстанции представители заявителя и заинтересованного лица поддержали доводы жалобы и отзыва на нее соответственно.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, на основании приказа Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 27.02.2020 N 151-У Управление проведена плановая выездная проверка в отношении ООО "Вукошурнефть".
Задачами проверки являлись проверка фактического соблюдения ООО "Вукошурнефть" требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды, в области охраны атмосферного воздуха, в области обращения с отходами производства и потребления, в области использования и охраны водных объектов, земельного законодательства, законодательства о недрах, лицензионного законодательства.
В ходе проверки было установлено, что ООО "Вукошурнефть" осуществляет пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией ИЖВ 01951 НР, которые выразились в следующем:
ООО "Вукошурнефть" нарушен пункт 10 Условий пользования недрами (приложение N 1 к лицензии), согласно которому "Пользователь недр обязан выполнять установленные законодательством требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами", а именно:
1) эксплуатация нефтедобывающей скважины N 1458 Кыквинского месторождения нефти осуществляется в отсутствие проекта обустройства, согласованного и утвержденного в установленном порядке;
2) отсутствует разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства в пределах Вукошурского участка недр;
3) не выполнены в полном объеме предусмотренные проектом в 2019 году в Программе исследовательских работ и доразведки Вукошурского месторождения нефти, в том числе, работы по определению нефтенасыщенной толщины, коэффициента насыщенности в наблюдательных и действующих скважинах (выполнено 2 определения вместо 7).
Выявленные нарушения зафиксированы административным органом в акте проверки 09.04.2020 N 91-ПКУ.
По факту нарушений в адрес заявителя направлено уведомление от 19.05.2020 N ИЧ-06-4632 о необходимости явки 22.05.2020 для составления протокола об административном правонарушении, которое получено обществом 20.05.2020, что подтверждается штампом входящей корреспонденции на уведомлении.
20.05.2020 общество направило ходатайство о невозможности обеспечить явку представителей в связи с действующими ограничениями в условиях эпидемического распространения COVID-19.
Письмом от 21.05.2020 Управление уведомило общество о том, что составление протоколов будет происходить при организации видеоконференцсвязи 22.05.2020.
22.05.2020 должностным лицом Управления Росприроднадзора в присутствии представителей общества Калабиной А.С., Шляпникова В.Д., действующих на основании доверенностей, по видеоконференцсвязи с использованием программного обеспечения "Skype", о чем в протоколе сделана соответствующая запись, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Копия протокола и определение от 22.05.2020 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 22.06.2020 на 14-00 час. направлены в адрес общества и получены ООО "Вукошурнефть" 01.06.2020.
Обществом представлены возражения на протоколы об административном правонарушении от 17.06.2020 N ВН-258 и ходатайство от 19.06.2020 о рассмотрении дела с использованием видеоконференцсвязи.
Определением от 19.06.2020 ходатайство общества было удовлетворено, рассмотрение материалов административного дела назначено на 22.06.2020 на 14-00 с использованием видеоконференцсвязи.
Постановлением Западно-Уральского управления Росприроднадзора от 23.06.2020 06-03/57-Ю ООО "Вукошурнефть" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Несогласие заявителя с постановлением послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводам о наличии в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушения, соблюдении процедуры привлечения к административной ответственности, однако, счел возможным снизить размер штрафа до 150 000 руб.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
В соответствии с частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются отношения, складывающиеся в связи с реализацией права государственной собственности на недра. Предметом правонарушения выступают недра.
Объективная сторона правонарушения представляет собой действия по пользованию недрами с нарушением условий лицензии и иных требований технических проектов.
Субъектами правонарушения могут быть недропользователи (субъекты предпринимательской деятельности), инвесторы (граждане Российской Федерации, иностранные граждане, юридические лица и создаваемые на основе договоров о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц при условии, что участники таких объединений несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашений о разделе продукции). Пользователями недр при ведении работ по добыче радиоактивного сырья и захоронению радиоактивных материалов, токсичных и иных опасных отходов могут быть только зарегистрированные на территории Российской Федерации юридические лица, которые имеют разрешение на проведение такого рода работ.
В соответствии со статьей 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Частью 5 статьи 12 Закона о недрах условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
В соответствии с пунктом 9.2 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1, владельцы лицензии несут ответственность за соблюдение ее условий.
Пунктом 10 части второй статьи 22 Закона о недрах установлена обязанность пользователя недр обеспечить выполнение лицензионных условий.
ООО "Вукошурнефть" имеет лицензию на пользование недрами ИЖВ 01951 НР от 11.08.2016 со сроком действия 31.12.2075.
Приложением N 1 к лицензии ИЖВ 01951 НР установлены условия пользования недрами (далее - Условия).
Так, согласно пункту 10 Условий пользователь недр обязан выполнять установленные законодательством требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.
Частью второй статьи 22 Закона о недрах установлено, что пользователь недр обязан обеспечить, в том числе: соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр (пункт 1); соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья (пункт 2); соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды (пункт 7); выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции (пункт 10).
В соответствии с пунктом 13 Правил охраны недр, утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 06.06.2003 N 71 технические проекты на пользование участками недр и дополнения к ним, согласуемые органами Госгортехнадзора России могут состоять из проектов строительства и эксплуатации подземных сооружений, технико-экономических обоснований, технологических схем и т.д.
В соответствии с пунктом 13.1 Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утв. приказом Минприроды России от 14.06.2016 N 356, проектирование объектов обустройства месторождения осуществляется на основании технического проекта разработки месторождения, а также технического задания, утвержденных недропользователем с соблюдением действующих норм и правил промышленной безопасности в нефтегазодобывающей отрасли.
Проектная документация на обустройство месторождения должна соответствовать технологической схеме разработки месторождения, в целях обеспечения оптимальной разработки месторождения.
В ходе проверки установлено, что действующими проектными документами на обустройство объектов добычи и переработки УВС на Вукошурском участке недр являются; рабочий проект Обустройство для пробной эксплуатации поисковых скважин Вукошурского участка недр" и проектная документация "Обустройство скважины Вукошурского участка недр для захоронения извлекаемых вод", проектный документ "Обустройство Вукошурского нефтяного месторождения, Система внутрипромыслового сбора и транспорта нефти до УПСВ "Бондарчуковского месторождения нефти", которые не соответствуют фактическому обустройству участка, а именно: в проектных документах отсутствуют технические решения по обустройству эксплуатационной скважины N 1458 Кыквинского месторождения нефти.
Судами установлено, что Кыквинское месторождение в промышленную разработку введено в 2009 году на основании "Технологической схемы разработки Выкошурского и Кыквинского нефтяных месторождений (Выкушорский участок недр) Удмуртской Республики" (протокол ЦКР Роснедр от 21.12.2009 N 489).
Приказом ООО "Вукошурнефть" от 29.12.2017 N 32 введена скважина N 1458 Кыквинского нефтяного месторождения в эксплуатацию с 30.12.2017 с помощью оборудования ОРЭ6 глубинного насоса УЭВН-7-1800 на заволжский объект и глубинного насоса НВ-38 на башкирский объект.
Однако, в проектные документы на обустройство месторождений ООО "Вукошурнефть" не внесено обустройство скважины N 1458 Кыквинского месторождения (о подготовке углеводородного сырья, добытого из нефтедобывающей скважины, дальнейшей переработке).
Таким образом, обустройство скважины N 1458 Кыквинского месторождения произведено в отсутствие проектных решений.
Технические решения по обустройству нефтедобывающей скважины N 1458 Кыквинского месторождения нефти отсутствуют, что установлено в ходе проверки заинтересованным лицом, доказательств обратного заявителем не представлено (статья 65 АПК РФ), возражения по существу не заявлены.
Таким образом, добыча УВС из скважины N 1458 (Кыквинское месторождение) осуществляется в отсутствие проекта на обустройство, что является нарушением пунктов 1, 2, 10 части 2 статьи 23.2 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", пункта 13.1 Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденных приказом Минприроды от 14.06.2016 N 356, пунктов 352, 548 Федеральной нормы и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности", утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.03.2013 N 101, пункта 31 Правил охраны недр, утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 06.03.2003 N 71.
Кроме того, как указано выше, в ходе проверки Управлением установлено, у недропользователя отсутствует разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства в пределах Вукошурского участка недр.
Положениями статьи 23 Закона о недрах установлены основные требования по рациональному использованию и охране недр, к числу которых отнесено соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование.
Согласно пункту 10 статьи 23 Закона о недрах к основным требованиям по рациональному использованию и охране недр относится предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях.
В силу части 1 статьи 25 Закона о недрах проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешаются только после получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.
В соответствии с частью 2 статьи 25 указанного Закона ( в редакции, действующей в период получения разрешений) застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускаются с разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориальных подразделений и органов государственного горного надзора только при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки.
Согласно пункту 31 Правил охраны недр, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003 N 71, не допускается строительство и эксплуатация объектов, ведение работ по добыче и первичной переработке полезных ископаемых геологических и маркшейдерских работ при отсутствии или с отступлениями от утвержденной в установленном порядке проектной документации.
Между тем в ходе проверки обществом таких разрешений Управлению не представлено.
В материалах дела (л.д. 107-110, т. 2) имеются разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию, однако, в нарушение вышеперечисленных норм (статьи 25 Закона о недрах), они были выданы обществу не федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом, а органом местного самоуправления - Администрацией МО "Шарканский район".
При этом, отсутствие в Градостроительном кодексе РФ до внесения изменений 18.07.2011 обязанности по получению разрешения на строительство в федеральном органе управления государственным фондом недр не отменяет указанную обязанность, предусмотренную статьей 25 Закона о недрах.
После проверки и составления в отношении общества протокола от 22.05.2020 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, в рамках устранения нарушения ООО "Вукошурнефть" получено разрешение на строительство от 17.06.2020 N 18-94 622 000 - 3000707-УВС/С-2020, выданное Департаментом по недропользованию по Приволжскому федеральному округу, это подтверждает, что общество действовало с нарушением требований действующего законодательства в сфере недропользования при строительстве объектов капитального строительства.
При этом устранение выявленного правонарушения не освобождает общество от административной ответственности.
Ссылка заявителя на отсутствие в акте проверки, протоколе и оспариваемом постановлении перечня объектов капитального строительства не может являться основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку обществом ни в ходе проверки, ни в материалы административного и арбитражного дела соответствующих разрешений ни на один объект не представлено.
При этом наличие объектов капитального строительства на проверяемом объекте обществом не оспаривается.
Доводы жалобы о том, что в ходе выявления правонарушений относительно отсутствия технического решения обустройства скважин и разрешений на строительство капитальных объектов, Управление Росприроднадзора вышло за предмет проверки, установленный приказом от 27.02.2020 N 151-У, вопросы застройки месторождения не входят в компетенцию Управления, подлежат отклонению, поскольку Положением о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.05.2005 N 293, в подпункте "м" пункта 4 предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет государственный геологический надзор по вопросам предотвращения самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых.
В приказе от 27.02.2020 N 151-У о проведении плановой проверки указано на проверку соблюдения требований, в том числе ФЗ РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Закона о недрах, мероприятий по предотвращению вреда жизни, здоровью граждан, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе техногенного характера, а также предусмотрен выезд на объекты предприятия и натурное обследование объектов и представление документов, в том числе справки о фонде скважин по участкам недр, проектов на ведение работ, их утверждения, согласования, справок и документов о соответствии выполняемых работ проектной документации.
Совокупность изложенных сведений свидетельствует об отсутствии оснований полагать, что Управление вышло за пределы предмета проверки, поскольку соответствующие требования установлены именно законодательством о недрах, их соблюдение направлено на предотвращение возникновения чрезвычайных ситуаций, причинение вреда и т.д.
Также в ходе проверки Управлением установлено, что обществом не выполнены в полном объеме предусмотренные проектом в 2019 году в Программе исследовательских работ и доразведки Вукошурского месторождения нефти работы по определению нефтенасыщенной толщины, коэффициента насыщенности в наблюдательных и действующих скважинах (выполнено 2 определения вместо 7)
В силу части 1 статьи 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых.
Согласно части 2 статьи 23.2 Закона о недрах технические проекты и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, изменения, вносимые в технические проекты и иную проектную документацию на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр.
В соответствии с пунктом 116 Правил охраны недр с целью изучения текущего состояния разработки, изучения причин отклонения (при наличии отклонений) фактических технико-экономических показателей от проектных и совершенствования систем разработки, повышения их эффективности и увеличения уровня извлечения нефти и газа, а также в целях обобщения опыта разработки месторождений пользователем недр осуществляется систематический контроль за разработкой месторождения нефти и газа. Результаты контроля за разработкой месторождения ежегодно анализируются и соответствующий анализ утверждается руководителем организации.
Приказом Министерства природных ресурсов экологии Российской Федерации от 14.06.2016 N 356 утверждены Правила разработки месторождений углеводородного сырья (далее - Правила N 356).
Виды, объемы и периодичность исследований в процессе разработки месторождения определяются техническим проектом в соответствии с утвержденными методическими рекомендациями, в отдельных случаях, рабочими программами (пункт 12.6.2 Правил N 356).
Как следует из материалов дела, протоколом заседания Приволжской нефтегазовой секции ЦКР Роснедр по УВС от 18.12.2018 N 1610 согласованы "Дополнения к технологической схеме разработки Вукошурского нефтяного месторождения Удмуртской Республики", а также программа исследовательских работ (таблица 9).
В указанной таблице поименованы такие работы как определение нефтенасыщенной толщины, коэффициента нефтенасыщенности в наблюдательных и действующих скважинах с определением периодичности проведения и объема данных работ: 2018 - 3, 2019 -7, 2020 - 7 и т.д.
Вопросы выполнения исследовательских работ, а также ведения документации по исследовательским работам, согласно пп. 12.6.2 - 12.6.6, 15.4, 15.5 Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденных приказом Минприроды России от 14.06.2016 N 356, являются неотъемлемой частью разработки месторождений углеводородного сырья и, соответственно, должны исполняться, как и иные требования технического проекта.
Невыполнении обществом в полном объеме предусмотренных проектом в 2019 г. в Программе исследовательских работ и доразведки Вукошурского месторождения нефти работ по определению нефтенасыщенной толщины, коэффициента насыщенности в наблюдательных и действующих скважинах (выполнено 2 определения вместо 7), подтверждается материалами дела, в том числе, актом проверки от 09.04.2020 N 91-ПКУ, справкой ООО "Вукошурнефть" о выполнении программы исследовательских работ и доразведки Вукошурского месторождения от 12.03.2020 N ВН-159.
Доводы заявителя в части отсутствия обязательств по выполнению определений нефтенасыщенной толщины, коэффициента насыщенности в наблюдательных и действующих скважинах, обоснованно не приняты судом первой инстанции, поскольку из пункта программы исследовательских работ следует, что исследования должны проводиться в наблюдательных и действующих скважинах без каких-либо дополнительных указаний и примечаний.
Ссылка заявителя на отсутствие в таблице 12.1 Программы исследовательских работ и доразведки Вукошурского месторождения, приведенной на странице 245 технического проекта "Дополнение к технологической схеме разработки Вукошурского нефтяного месторождения Удмуртской Республики", обязанности недропользователя по проведению исследований в виде определения нефтенасыщенности толщины, коэффициента насыщенности в действующих скважинах, не принимается, поскольку работы по определению нефтенасыщенной толщины, коэффициента насыщенности относятся к работам по уточнению физико-химических свойств флюидов продуктивных пластов, предусмотренных таблицей 12.1, приведенной в техническом проекте на стр. 245.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о невозможности проведения указанных работ отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку опровергаются самим фактом частичного их проведения, что подтверждается справкой ООО "Вукошурнефть" о выполнении исследовательских работ и доразведки Вукошурского месторождения от 12.03.2020 N исх. ВН-159 на основании программы исследовательских работ и доразведки Вукошурского месторождения, предусмотренной в протоколе ЦКР от 18.12.2018 N 1610 (таблица 9).
Ссылка заявителя на письмо ООО "Проект-НАФТА" от 31.08.2020 N 56, из которого следует, что условия и возможности для осуществления контроля положения ВНК и оценки изменения нефтенасыщенности на Вукошурском месторождении на 01.09.2020 не сформировались, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку представители указанного общества участвовали в заседании Приволжской нефтегазовой секции 18.12.2018, ведущий инженер ООО "Проект-Нафта" являлся основным докладчиком по указанному вопросу, таблица 9 согласована как неотъемлемая часть представленной указанным обществом работы.
При этом суд учитывает то обстоятельство, что протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, в отношении общества составлен 22.05.2020, с соответствующим запросом общество обратилось ООО "Проект-НАФТА" 31.08.2020, что не может быть расценено как проявление должной заботливости и осмотрительности, проявляемой в целях соблюдения установленных норм и правил.
Ссылка заявителя на РД 153-39.0-109-01 Методические указания по комплексированию и этапности выполнения геофизических, гидродинамических и геохимических исследований нефтяных и нефтегазовых месторождений также не может быть принята во внимание, поскольку данные Методические рекомендации какие-либо требования к пользователям недр не предъявляют, следовательно - не являются обязательными к исполнению, и не заменяют утвержденного для конкретного месторождения технического проекта разработки.
Доводы заявителя о том, что требования технического проекта, установленные в отношении ЭО, считаются выполненными, если соблюдены требования технического проекта, установленные в отношении месторождения в целом в пределах допустимых отклонений показателей, предусмотренных подпунктами "а"-"в" пункта 5.1 Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденных приказом Минприроды России от 14.06.2016 N 356 не влекут иных выводов относительно несоблюдения требований технической документации о проведении исследовательских работ..
При поведении проверок недропользователей Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, в соответствии с п/п "б" п. 4 Положения о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.05.2005 N 293, в полном объеме оценивается выполнение условий, содержащихся в лицензиях на пользование недрами, технических проектах и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
Таким образом, факты нарушений требования законодательства в ходе осуществления лицензируемой деятельности установлены Управлением при проведении проверки.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины общества в совершении административного правонарушения Управлением исследован, при производстве по делу об административном правонарушении вина общества в совершении административного правонарушения установлена, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
У заявителя имелась возможность для соблюдения требований законодательства, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, принятия заявителем необходимых и достаточных мер по соблюдению требований действующего законодательства и недопущению административного правонарушения в материалах дела не имеется.
Доказательств невозможности исполнения требований действующего законодательства по независящим от общества обстоятельствам суду не представлено.
Вопреки доводам жалобы, установленные обстоятельства, не опровергнутые заявителем, свидетельствуют о наличии в действиях (бездействии) общества вины в совершении административного правонарушения.
Таким образом, в действиях ООО "Вукошурнефть" доказано наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьм 7.3 КоАП РФ.
Ссылка апеллянта на то что, судом не дана оценка доводам заявителя о допущении административным органом процессуальных нарушений порядка привлечения к административной ответственности, отклоняется.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о нарушении Управлением положений пункта 3 статьи 25.15 КоАП РФ, выразившихся о неизвещении уполномоченного представителя общества по месту жительства, а также о ненаправлении ему протокола, постановления и иных документов, не может быть расценен как основание для признания постановления по делу об административном правонарушении незаконным.
Как указано выше, в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией, а также с учетом ходатайства общества составление протокола и рассмотрение материалов административного производства осуществлялось с использованием системы видеоконференцсвязи.
При составлении протокола от 22.05.2020 N 06-03/32-2020 участвовал представитель общества по доверенности от 21.05.2020 N 19 Калабина А.С., при решении вопроса о дате рассмотрения дела была озвучена конкретная дата 22.06.2020. Данный факт подтверждает запись на диске, приобщенном к материалам дела.
Учитывая изложенное, права лица, привлекаемого к ответственности, не были нарушены административным органом, уполномоченный представитель был устно извещен о дате рассмотрения административного дела и лично принимал в нем участие.
Следовательно, судом сделан правильный вывод о том, что со стороны надзорного органа при производстве административного дела процессуальные требования были соблюдены.
Согласно части 1 статьи 29.12.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, определение по делу об административном правонарушении, по заявлению лиц, указанных в статьях 25.1 - 25.5.1, 25.1 1 КоАП РФ, судебного пристава-исполнителя, органа, должностного лица, исполняющих постановление, определение по делу, или по своей инициативе вправе исправить допущенные в постановлении, определении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения содержания постановления, определения.
С учетом данной нормы права, лицом, вынесшим постановление о назначении административного наказания, было принято соответствующее определение об исправлении допущенных ошибок и описок от 28.08.2020 N ЕЮ-606 -9821. При этом исправленная опечатка не изменяет содержания и смысла постановления и носит технический характер.
Ввиду того, что КоАП РФ не предусматривает сроков обращения к судье, в коллегиальный орган, к должностному лицу с заявлением об исправлении ошибок, опечаток и арифметических ошибок, то после фактического исполнения постановления, определения по делу об административном правонарушении или истечения срока на принудительное исполнение постановления в данных действиях нет необходимости, следовательно, указанный способ устранения неполноты постановления, определения может быть применен. Определение должностным лицом вынесено в стадии обжалования постановления.
Довод ООО "Вукошурнефть" о нарушении сроков направления копии постановления, также отклоняется.
По итогам рассмотрения представителям ООО "Вукошурнефть" 22.06.2020 объявлена резолютивная часть, что отражено в постановлении. Постановление изготовлено в полном объеме 23.06.2020, о чем имеется соответствующая запись. Постановление от 23.06.2020 N 06-03/57-Ю выслано 26.06.2020, то есть в установленные законом сроки.
Кроме того, нарушение сроков направления нарушителю постановления о привлечении к административной ответственности не влечет признание его незаконным.
Постановление вынесено в пределах срока привлечения к административной ответственности.
Оспариваемым постановлением заявителю назначено административное наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 7.3 КоАП РФ - 300 000 руб.
Между тем, суд первой инстанции, исследовав вопрос вины заявителя в совершенном административном правонарушении, учитывая устранение обществом после проверки выявленных нарушений Условий пользования недрам, совершение правонарушения впервые, отсутствие отягчающих обстоятельств, снизил размер штрафа до 150 000 руб.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы аналогичны доводам, изложенным в суде первой инстанции, всем заявленным доводам в решении Арбитражного суда Удмуртской Республики дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и норм процессуального права, подразумевают иное толкование норм действующего законодательства, однако несогласие заявителя с позицией суда само по себе основанием для отмены либо изменения судебного акта являться не может.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09 октября 2020 года по делу N А71-7703/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-7703/2020
Истец: ООО "Вукошурнефть"
Ответчик: Западно-Уральское межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования