г. Воронеж |
|
17 декабря 2020 г. |
Дело N А64-1188/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 декабря 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Серегиной Л.А.,
судей Маховой Е.В.,
Мокроусовой Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
от публичного акционерного общества "Квадра-генерирующая компания" в лице филиала ПАО "Квадра" - Тамбовская генерация": Алексеева М.А., представителя по доверенности N ТГ-56/2020 от 04.02.2020, выданной сроком до 31.12.2020, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция";
от Администрации Донского сельсовета Тамбовского района: Илясовой М.Н., представителя по доверенности N б/н от 09.01.2020, выданной сроком на один год, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция",
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Донского сельсовета Тамбовского района на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.09.2020 по делу N А64-1188/2018 по иску публичного акционерного общества "Квадра-генерирующая компания" (ОГРН 1056882304489, ИНН 6829012680) в лице филиала ПАО "Квадра" - Тамбовская генерация" к Администрации Донского сельсовета Тамбовского района (ОГРН 1066820000884, ИНН 6820022161) о взыскании 535847,50 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Квадра-генерирующая компания" в лице филиала ПАО "Квадра" - Тамбовская генерация" (далее - ПАО "Квадра-генерирующая компания", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском (с учетом уточнения) к администрации Донского сельсовета Тамбовского района (далее также - ответчик) о взыскании задолженности за тепловую энергию, поставленную в целях компенсации потерь тепловой энергии в тепловую сеть от павильона П-12Р-03 до ЦТП 66 и конечных потребителей, тепловую сеть от ЦТП 99 до конечных потребителей за октябрь 2017 года в размере 205 884 руб. 98 коп.; задолженности за тепловую энергию и горячее водоснабжение, поставленные в нежилое помещение N 64, расположенное в многоквартирном доме по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, д. Красненькая, пер. Совхозный, д. 19 в размере 61 050 руб. 93 коп.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 25.09.2020 исковые требования ПАО "Квадра-генерирующая компания" удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация Донского сельсовета Тамбовского района обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает на незаконность и необоснованность решения Арбитражного суда Тамбовской области от 25.09.2020, в связи с чем, просит его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик ссылался на то, что администрация Донского сельсовета Тамбовского района, не имея законодательной возможности оказывать услуги по передаче тепловой энергии и получать оплату за их оказание, не может быть наделена статусом теплосетевой организации, в связи с чем, не должна оплачивать потери. Также, заявитель указал на то, что истцом не обоснован и не доказан расчет суммы исковых требований.
В настоящем судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель администрации Донского сельсовета Тамбовского района поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ПАО "Квадра-генерирующая компания" с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях, просил решение арбитражного суда области оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений на нее, арбитражный апелляционный суд считает, что решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.09.2020 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ПАО "Квадра-генерирующая компания" является единой теплоснабжающей организацией г. Тамбова с 01.01.2016 (постановление администрации г. Тамбова N 9623 от 30.12.2015).
Во исполнение условий заключенных с потребителями договоров теплоснабжения истец в период января 2016 по октябрь 2017 года поставлял по адресу: д. Красненькая, пер. Совхозный, тепловую энергию.
Согласно материалам дела, часть сетей (участок сети от П-12р-03 (ЦТП-66) до конечных потребителей), по которым подавалась тепловая энергия, являются муниципальной собственностью администрации Донского сельсовета Тамбовского района.
Спорные тепловые сети являлись муниципальной собственностью администрации Донского сельсовета Тамбовского района и бремя их содержания лежало на собственнике (выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении теплосети с кадастровым номером 68:20:0000000:2769 от 24.08.2016, с кадастровым номером 68:20:3003004:944 от 24.08.2016).
Протяженность участков тепловых сетей, принадлежащих администрации Донского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, отражена в акте комиссионного обследования от 03.05.2018, проводимого в присутствии представителей ПАО "Квадра-генерирующая компания" и Донского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области и подписанного сторонами без разногласий.
Ранее спорные сети на праве аренды (договор аренды от 01.08.2010) принадлежали АНО "Жилкомсервис".
В период осуществления теплоснабжения на территории Донского сельсовета АНО "Жилкомсервис" указанной организации был установлен тариф на тепловую энергию приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 28.11.2013 N 158-т "Об утверждении нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям и норматива удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии и установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую АНО "Жилкомсервис" потребителям системы теплоснабжения с. Донское Донского сельсовета Тамбовского района, на 2014 год".
Затраты на эксплуатацию тепловых сетей, протяженностью 874 м, по адресу: с. Донское, ул. Молодежная, введенных в эксплуатацию в 1981 году (в части компенсации потерь тепловой энергии) были включены в состав тарифа на тепловую энергию на 2014 год для АНО "Жилкомсервис".
Ссылаясь на то, что собственник тепловых сетей не предпринял соответствующих действий по передаче принадлежащих ему сетей на обслуживание хозяйствующему субъекту, который, являясь теплосетевой организацией, обеспечивал бы эксплуатацию сетей и производил бы взаиморасчеты с истцом, истец обратился в арбитражный суд области с настоящим иском (с учетом уточнения), просил взыскать задолженность за тепловую энергию, поставленную в целях компенсации потерь тепловой энергии в тепловую сеть от павильона П-12Р-03 до ЦТП 66 и конечных потребителей, тепловую сеть от ЦТП 99 до конечных потребителей за октябрь 2017 в размере 205 884 руб. 98 коп.
Кроме того, в результате проведения инвентаризации конечных потребителей ПАО "Квадра-генерирующая компания" выявлен факт потребления горячей воды (компонент на тепловую энергию) и тепловой энергии в отсутствие заключенного договора, о чем в отношении администрации Донского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области составлен акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, горячей воды N 28 от 28.06.2017.
Фактически ПАО "Квадра-генерирующая компания" поставляло горячую воду и тепловую энергию в нежилое помещение N 64, расположенное в многоквартирном доме по адресу: д. Красненькая, пер. Совхозный, д. 19, и находящееся в собственности администрации Донского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, о чем представлено свидетельство о государственной регистрации права от 05.05.2012 серии 68- АБ 458129.
Ссылаясь на то, что задолженность за тепловую энергию и горячее водоснабжение, поставленные в нежилое помещение N 64, расположенное в многоквартирном доме по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, д. Красненькая, пер. Совхозный, д. 19 в размере 61 050 руб. 93 коп. за октябрь 2017 года ответчиком не оплачены, истец обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с рассматриваемыми исковыми требованиями (с учетом уточнения).
Разрешая настоящий спор по существу и удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Пунктами 1 и 2 статьи 15 ГК РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Реализация такого способа защиты как возмещение убытков предполагает применение к правонарушителю имущественных санкций, а потому возможна лишь при наличии общих условий гражданско-правовой ответственности.
Лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать наступление вреда, противоправность действий причинителя вреда, причинно-следственную связь между виновными (противоправными) действиями причинителя вреда и фактом причинения вреда, а также размер вреда, подтвержденный документально. Требование о взыскании убытков может быть удовлетворено только при установлении совокупности всех указанных элементов ответственности.
В свою очередь ответчик вправе доказывать отсутствие оснований для возложения на него ответственности за причиненные контрагенту убытки, а также наличие обстоятельств, свидетельствующих, что им проявлена та степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась в целях надлежащего исполнения своих обязательств.
Согласно пункту 5 статьи 13, пункту 11 статьи 15, статьи 17 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - ФЗ "О теплоснабжении") обязанность по компенсации потерь в тепловых сетях законом возложена на теплосетевые организации, в том числе посредством приобретения тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя у теплоснабжающих организаций и ее оплате по регулируемым ценам. Собственники или иные законные владельцы тепловых сетей вправе компенсировать свои затраты на услуги по передаче тепловой энергии (в том числе и на оплату нормативных потерь) за счет потребителей тепловой энергии после установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.
В отсутствие договорных отношений, регулирующих права и обязанности сторон (по возмещению стоимости нормативных потерь) к спорным отношениям подлежат применению положения ФЗ "О теплоснабжении", Постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ N 20-э/2 от 06.08.2004.
При разрешении данного спора, арбитражным судом области правомерно учтено, что в связи с технологическими особенностями процесса транспортировки тепловой энергии до конечных потребителей в ходе транспортировки часть энергии теряется: генерирующая компания отпускает в сети ответчика одно количество, а потребители получают меньшее. При этом утрата тепловой энергии (технологические потери) происходит в сетях транспортирующей организации.
Законодательство о снабжении энергией через присоединенную сеть (в том числе тарифное регулирование) построено таким образом, что при нормальном функционировании субъектов рынка теплоснабжения (теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и иных владельцев сетей, а также потребителей) их отношения опосредуются указанными договорами, гарантирующими каждому из них определенное благо и исключающими убытки за счет другого субъекта (статьи 15, 17 ФЗ "О теплоснабжении", пункты 54, 55 Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации").
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
В рассматриваемом случае, арбитражный суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что часть тепловой энергии расходуется на передачу по тепловым сетям, то есть, возникают потери, эта часть энергии абонентом принята быть не может, все расходы, понесенные энергоснабжающей организацией в связи с обеспечением подачи тепловой энергии на энергоустановку абонента (включая плановые потери в тепловых сетях) - это расходы по исполнению обязательства, вытекающего из договора энергоснабжения.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В пунктах 3 и 4 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
В пунктах 1, 2 статьи 125 ГК РФ предусмотрено, что от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно статье 35 Устава Донского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области администрация сельсовета - исполнительно-распорядительный орган, наделенный Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления сельсовета федеральными законами и законами Тамбовской области.
В собственности сельсовета может находиться, в числе прочего, имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов сельсовета (статья 49 Устава Донского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области).
Как установлено арбитражным судом области и подтверждается материалами дела, в заявленный период спорные тепловые сети являлись муниципальной собственностью администрации Донского сельсовета Тамбовского района и бремя их содержания лежало на ответчике, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении теплосети с кадастровым номером 68:20:0000000:2769 от 24.08.2016, с кадастровым номером 68:20:3003004:944 от 24.08.2016.
Доказательств передачи в спорный период тепловых сетей в установленном законом порядке иным лицам не представлено, договор между истцом и ответчиком, являющимся собственником тепловых сетей на компенсацию потерь, не подписан.
Пунктом 3.19 Методических рекомендаций по регулированию отношений между энергоснабжающей организацией и потребителями, утвержденных Министерством энергетики Российской Федерации 19.01.2002, предусмотрено, что потери тепловой энергии в сетях от границы балансовой принадлежности до места установки расчетных приборов учета относятся на владельца сетей.
Арбитражным судом первой инстанции правомерно учтено, что собственник тепловых сетей не предпринял соответствующих действий по передаче принадлежащих ему сетей на обслуживание хозяйствующему субъекту, который, являясь теплосетевой организацией, обеспечивал бы эксплуатацию сетей и производил бы взаиморасчеты с истцом, истец в результате такого бездействия Администрации лишился возможности возместить часть своих затрат, связанных с оплатой тепловых потерь, возникших в муниципальных сетях, в том числе путем включения стоимости потерь в тарифы на тепловую энергию, и понесло указанные убытки.
Как верно отмечено арбитражным судом области, поскольку спорные тепловые сети являются муниципальной собственностью и относятся к социально значимым объектам, обеспечивающим теплоснабжение поселения, именно на ответчике лежит обязанность по осуществлению теплоснабжения населения и решению вопросов теплоснабжения, в том числе в части своевременного закрепления спорных сетей за специализированной обслуживающей организацией.
Согласно пункту 4 статьи 15 ФЗ "О теплоснабжении" теплоснабжающие организации, в том числе единая теплоснабжающая организация, и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче. Затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
На основании изложенного, арбитражный суд области пришел к правомерному выводу о том, что истец, осуществляющий теплоснабжение потребителей, вправе получать плату за весь объем тепловой энергии, переданной в тепловые сети сторонних организаций.
Собственник и владелец тепловых сетей несет гражданско-правовую ответственность за потери, возникающие в его сетях при транспортировке тепловой энергии (разница между переданной тепловой энергией и дошедшей до потребителей).
Как справедливо указано арбитражным судом первой инстанции, в настоящем случае теплоснабжающая организация, поставляя тепловую энергию, вынуждена была нести расходы в виде потерь теплоэнергии в сетях, ей не принадлежащих и не находящихся в эксплуатации иной специализированной организации, для которой установлен тариф на передачу.
Согласно Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным приказом ФСТ от 06.08.2004 N 20-э/2 тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, включают в себя стоимость тепловой энергии и стоимость услуг по ее передаче энергоснабжающими организациями и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки энергии.
Расчет платы за услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям определяется из следующих видов расходов: расходы на эксплуатацию тепловых сетей; расходы на оплату тепловой энергии, израсходованной на передачу тепловой энергии по тепловым сетям (технологический расход (потери) тепловой энергии в сетях), пункт 58 Методических указаний.
На основании пунктов 61 и 61.2 вышеуказанных Методических указаний при расчете величины платы за услуги по передаче тепловой энергии по паровым и водяным тепловым сетям необходимая валовая выручка регулируемой организации, осуществляющей деятельность по передаче тепловой энергии в паре и в горячей воде, распределяется между тепловыми и паровыми сетями. В составе материальных расходов учитываются расходы на приобретение воды, электрической и тепловой энергии, расходуемых на технологические цели, включая расходы на компенсацию следующих нормативных технологически необходимых затрат и технически неизбежных потерь ресурсов: тепловые потери через изоляцию трубопроводов тепловых сетей и с потерями теплоносителей; потери (в том числе с утечками) теплоносителей (пар, конденсат, горячая вода) - без тепловой энергии, содержащейся в каждом из них; затраты электроэнергии на привод насосов (подкачивающих, смесительных, циркуляционных, дренажных и т.п.), а также другого оборудования, обеспечивающего технологический процесс передачи и распределения тепловой энергии.
В соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным приказом ФСТ от 06.08.2004 N 20-э/2 энергоснабжающая организация не вправе включать в тариф на тепловую энергию расходы на оплату тепловых потерь в сетях сторонних организаций.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд области пришел к правомерному выводу о том, что ПАО "Квадра-генерирующая компания", осуществляющее теплоснабжение, вправе получать плату за весь объем тепловой энергии, переданной в тепловые сети сторонних организаций. Не являясь владельцем тепловых сетей, по которым осуществляется поставка тепла конечным потребителям, истцу, как организации, осуществляющей теплоснабжение, причинены убытки в виде стоимости потерь тепловой энергии при ее транспортировке (разница между переданной и оплаченной тепловой энергией).
Арбитражный суд области обоснованно отметил, что поскольку именно на ответчике лежит обязанность по осуществлению теплоснабжения населения и решению вопросов теплоснабжения, в том числе в части своевременного закрепления спорных сетей за обслуживающей организацией, то бездействие уполномоченного органа муниципального образования, выразившееся в непринятии такого решения в отношении тепловых сетей, не может являться основанием для освобождения муниципального образования от обязанности нести расходы, связанные с эксплуатацией указанного имущества, в том числе связанные с возмещением убытков иным участникам процесса теплоснабжения, к числу которых в настоящем случае относится ПАО "Квадра-генерирующая компания".
В данном случае, факт транспортировки истцом в спорный период тепловой энергии конечным потребителям, ее объем и стоимость подтверждены материалами дела.
Согласно расчету истца стоимость тепловых потерь определена на основании Инструкции по организации в Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, утвержденной Приказом Министерства энергетики Российской Федерации N 325 от 30.12.2008 с применением тарифа, утвержденного Приказом управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 16.12.2016 N 224-т для конечных потребителей.
Арбитражным судом области установлено, что решением Арбитражного суда Тамбовской области от 16.07.2019 по делу N А64-9455/2017, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2019, с Муниципального образования Донской сельсовет Тамбовского района Тамбовской области в лице Администрации Донского сельсовета Тамбовского района за счет казны муниципального образования в пользу ПАО "Квадра - Генерирующая компания" взыскана задолженность в размере 2 770 442 руб. 06 коп.
В рамках вышеуказанного дела, с целью определения фактического объема тепловых потерь на участках сетей администрации была назначена судебная экспертиза. Согласно экспертному заключению от 07.05.2019, сделанному по результатам назначенной экспертизы, количество технологических потерь тепловой энергии за период январь 2016 года - сентябрь 2017 года составляет 4 965,27 Гкал, количество технологических потерь теплоносителя за период январь 2016 года - сентябрь 2017 года составляет 3 384,19 куб.м.
При разрешении данного спора, арбитражный суд области обоснованно исходил из указанных выше обстоятельства, установленных по делу N А64-9455/2017, которые в силу части 2 статьи 69 АПК РФ имеют преюдициальное значение.
Принимая во внимание отсутствие доказательств оплаты ответчиком стоимости потерь тепловой энергии и теплоносителя за октябрь 2017 года, арбитражным судом области правомерно удовлетворено требование истца о взыскании с ответчика задолженности за тепловую энергию, поставленную в целях компенсации потерь тепловой энергии в тепловую сеть от павильона П-12Р-03 до ЦТП 66 и конечных потребителей, тепловую сеть от ЦТП 99 до конечных потребителей за период октябрь 2017 в размере 205 884 руб. 98 коп.
Разрешая требование истца о взыскании задолженности за тепловую энергию и горячее водоснабжение, поставленные в нежилое помещение N 64, расположенное в многоквартирном доме по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, д. Красненькая, пер. Совхозный, д. 19 в размере 61 050 руб. 93 коп., арбитражный суд области правомерно исходил из следующего.
Как установлено арбитражным судом области и указывалось выше, в результате проведения инвентаризации конечных потребителей истцом был выявлен факт потребления горячей воды (компонент на тепловую энергию) и тепловой энергии в отсутствие заключенного договора, о чем в отношении администрации Донского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области составлен акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, горячей воды N 28 от 28.06.2017.
В то время, как ПАО "Квадра - Генерирующая компания" поставляло горячую воду и тепловую энергию в нежилое помещение N 64, расположенное в многоквартирном доме по адресу: д. Красненькая, пер. Совхозный, д. 19, и находящееся в собственности администрации Донского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, о чем представлено свидетельство о государственной регистрации права от 05.05.2012 серии 68- АБ 458129.
В данном случае, истец просит возместить стоимость поставленной тепловой энергии и горячей воды в указанное помещение в октябре 2017 года в размере 61 050 руб. 93 коп.
Письмом N АА-439/02409 от 20.07.2017 в адрес главы Администрации Донского сельского Совета Тамбовского района Тамбовской области истец направил в адрес потребителя договор теплоснабжения нежилого помещения N 64 в многоквартирном доме по адресу: д. Красненькая, пер. Совхозный, д. 19.
В соответствии со статьями 539, 544 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу пунктов 13 и 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией (товариществом) посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям и надлежащего исполнения таких договоров.
Внесенные в Правила N 354 изменения предусматривают, что с 01.01.2017 поставка коммунальных ресурсов в нежилое помещение в многоквартирном доме осуществляется на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных собственником такого помещения непосредственно с ресурсоснабжающей организацией (абзац 3 пункта 6 Правил N 354).
Согласно пункту 7 Правил N 354 поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.
При этом на управляющие организации возложена обязанность предоставить ресурсоснабжающим организациям, поставляющим коммунальные ресурсы в многоквартирный дом, сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме, а также направить уведомления собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающими организациями и о последствиях отсутствия таких договоров (абзац 4 пункта 6, абзац 14 подпункта "п" пункта 31 Правил N 354).
С учетом вышеуказанного арбитражный суд области пришел к правомерному выводу о том, что с 2017 года собственник нежилого помещения, являющегося частью многоквартирного жилого дома, обязан оплачивать коммунальные ресурсы непосредственно ресурсоснабжающей организации независимо от способа управления домом. Предъявление к оплате объемов коммунальных ресурсов собственникам нежилых помещений должно производиться напрямую ресурсоснабжающей организацией, установленный порядок в части поставки и оплаты коммунального ресурса в нежилое помещение многоквартирного дома не зависит от волеизъявления участников правоотношений.
Положения абзаца 3 пункта 6 Правил N 354 носят императивный характер и обязывают собственника нежилого помещения и ресурсоснабжающую организацию перейти на прямые расчеты.
На основании абзаца 5 пункта 6 Правил N 354 отсутствие у потребителей заключенных с ресурсоснабжающей организацией письменных договоров ресурсоснабжения, предусматривающих поставку коммунальных ресурсов в нежилые помещения, также не является основанием для изменения установленного с 01.01.2017 порядка взаимоотношений между собственниками нежилых помещений и ресурсоснабжающими организациями, поскольку в случае отсутствия у потребителя письменного договора ресурсоснабжения, объем коммунальных ресурсов, потребленных в таком нежилом помещении, определяется ресурсоснабжающей организацией расчетными способами, установленными законодательством РФ о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении для случаев бездоговорного потребления (самовольного пользования).
Как установлено арбитражным судом области, согласно прилагаемому расчету объем тепловой энергии, поставленный в нежилое помещение в отсутствие заключенного договора, составляет 34,325 Гкал, в том числе отопление 3,105 Гкал и компонент тепловая энергия в горячей воде 31,22 Гкал, на общую сумму 61 050,93 руб. Расчет объема потребленной тепловой энергии на нужды отопления встроенного нежилого помещения N 64, расположенного в многоквартирном доме по адресу: Тамбовский район, д. Красненькая, пер. Совхозный, д. 19. произведен на основании Приказа N 03/174 от 31.08.2012 Управления по регулированию тарифов Тамбовской области "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Тамбовской области", согласно которому норматив потребления по отоплению для рассчитываемого помещения составляет 0,027 Г кал на 1 м2 площади помещения в месяц, при площади помещения 115 м2, объем потребленной тепловой энергии составляет 115 м2 х 0,027Г.кал/м2 = 3,105 Г.кал.
Расчет потребления горячего водоснабжения (компонент на тепловую энергию) встроенного нежилого помещения N 64, расположенного в многоквартирном доме по адресу: Тамбовский район, д. Красненькая, пер. Совхозный, д. 19 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034, Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр, Правил коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776, для метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения.
В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии со статьей 16 ГК РФ публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) является ответчиком в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Такое требование подлежит рассмотрению в порядке искового производства. Предъявление гражданином или юридическим лицом иска непосредственно к государственному органу или к органу местного самоуправления, допустившему нарушение, или только к финансовому органу само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении такого иска. В этом случае суд привлекает в качестве ответчика по делу соответствующее публично-правовое образование и одновременно определяет, какие органы будут представлять его интересы в процессе.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд области пришел к правомерному выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению за счет муниципального образования Донской сельсовет Тамбовского района Тамбовской области, Тамбовская область в лице администрации Донского сельсовета Тамбовского района.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что ответчик не наделен статусом теплосетевой организации, в связи с чем, не должен оплачивать потери, подлежит отклонению судебной коллегией с учетом того, что администрация Донского сельсовета Тамбовского района, являясь собственником тепловых сетей, не предприняла соответствующих действий по передаче принадлежащих ей сетей на обслуживание хозяйствующему субъекту, который, являясь теплосетевой организацией, обеспечивал бы эксплуатацию сетей и производил бы взаиморасчеты с истцом. В результате такого бездействия администрации Донского сельсовета Тамбовского района истец лишается возможности возместить часть своих затрат, связанных с оплатой тепловых потерь, возникших в муниципальных сетях. Таким образом, арбитражный суд области пришел к правомерному выводу о том, что администрация Донского сельсовета Тамбовского района, как собственник тепловых сетей, обязана компенсировать потери, возникшие в тепловых сетях, несмотря на то, что она не является сетевой организацией.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что истцом не обоснован и не доказан расчет суммы исковых требований противоречит представленным в материалы дела доказательствам. Расчет в процессе рассмотрения дела подлежал корректировке со стороны истца исходя из возражений ответчика. В результате сумма, подлежащая взысканию, не была оспорена администрацией Донского сельсовета Тамбовского района. В материалы дела не было представлено письменных возражений относительно применяемой методики расчета, а также не был представлен контррасчет. Ходатайства о назначении судебной экспертизы в процессе рассмотрения дела заявлено не было.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражного суда, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого решения не установлено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Расходы по государственной пошлине в сумме 3 000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя - администрацию Донского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, однако в доход федерального бюджета с него не взыскиваются, поскольку в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь ст. ст. 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.09.2020 по делу N А64-1188/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Донского сельсовета Тамбовского района - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Л.А. Серегина |
Судьи |
Е.В. Маховая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-1188/2018
Истец: ПАО "Квадра - Генерирующая компания" "Квадра" в лице филиала "Квадра" - "Тамбовская генерация"
Ответчик: Администрация Донского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области
Третье лицо: 19 Арбитражный апелляционный суд