г. Челябинск |
|
18 декабря 2020 г. |
Дело N А76-13258/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Бабиной О.Е. и Карпусенко С.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ушаковой О.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Магнитогорска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 02 октября 2020 г. по делу N 76-13258/2020.
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Мой дом" (далее - истец, ООО УК "Мой дом") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) исковым заявлением к муниципальному образованию город Магнитогорск в лице Администрации города Магнитогорска (далее - ответчик, Администрация), Федеральному государственному казенному учреждению "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - соответчик, ФГКУ "ПУ ТУИО" МО РФ), Министерству обороны Российской Федерации (далее - субсидиарный ответчик, Минобороны РФ) о взыскании с Администрации задолженности по взносам на капитальный ремонт за период с 24.11.2016 по 29.02.2020 в размере 374 834 руб. 78 коп., пени за период с 11.11.2016 по 05.04.2020 в размере 24 515 руб. 42 коп.; взыскании с ФГКУ "ПУ ТУИО" МО РФ, а при недостаточности денежных средств - с Минобороны РФ задолженности по взносам на капитальный ремонт за период с 01.03.2015 по 23.11.2016 в размере 232 190 руб. 81 коп., пени за период с 11.04.2015 по 05.04.2020 в размере 49 153 руб. 27 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Специализированная некоммерческая организация - фонд "Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области" (далее - третье лицо, СНОФ ""РО капитального ремонта МКД Челябинской области"). Решением Арбитражного суда Челябинской области от 02.10.2020 (резолютивная часть от 25.09.2020) исковые требования ООО УК "Мой дом" к Администрации удовлетворены, с муниципального образования город Магнитогорск в лице Администрации в пользу ООО УК "Мой дом" за счет средств муниципального бюджета взыскана задолженность в размере 374 834 руб. 78 коп., неустойка в размере 24 515 руб. 42 коп., всего 399 350 руб. 20 коп., а также 9 747 руб. 43 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении исковых требований ООО УК "Мой дом" к ФГКУ "ПУ ТУИО" МО РФ, Минобороны РФ отказано. С ООО УК "Мой дом" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 826 руб. 98 коп.
Не согласившись с принятым решением суда, Администрация обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в части взыскания с Администрации задолженности за период с 24.11.2016 по 17.05.2017 по содержанию жилых помещений, расположенных по адресам: г. Магнитогорск, пр. К. Маркса 218, корпус 2 (квартира 134), пр. К. Маркса, 218 корпус 3 (квартиры 2, 3, 8, 14, 17, 18, 19, 20, 21, 23, 24, 27, 41, 53, 61, 65, 69, 70, 73, 76, 82, 85, 91, 114, 116, 123, 125, 128). Администрация полагает, что до 17.05.2017 (момента регистрации права муниципальной собственности на спорные объекты) податель жалобы не обладал вещным правом на помещения, расположенные по адресу: г. Магнитогорск, пр. К. Маркса 218 корпус 2, пр. К. Маркса, 218 корпус 3, спорные квартиры не являлись муниципальной собственностью, и находились в собственности Минобороны РФ. При этом, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Ответчик отмечает, что поскольку до 17.05.2017 муниципальное образование г. Магнитогорск не являлось собственником спорного недвижимого имущества исходя из положений статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), следовательно, исполнение полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) по содержанию жилищного фонда будут расценены органами государственного финансового контроля, как нецелевое использование бюджетных средств.
Кроме того, судом не применены последствия пропуска истцом срока исковой давности за период с ноября 2016 г. по май 2017 г.; заявленное истцом ходатайство о восстановлении срока исковой давности удовлетворению не подлежало.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, от Администрации поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей. В соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон. От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому ООО УК "Мой дом" просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным. От ФГКУ "ПУ ТУИО" МО РФ, Минобороны РФ также поступили отзывы на апелляционную жалобу в приобщении которых к материалам дела отказано ввиду непредставления доказательств их направления лицам, участвующим в деле в порядке статьи 262 АПК РФ. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 АПК РФ. Как следует из материалов дела, истец является управляющей организацией, на основании решений общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах (МКД) N 218/2 и N 218/3 по пр. К. Маркса в г. Магнитогорске Челябинской области, оформленных протоколами N 3 от 19.05.2015 и б/н от 15.06.2015, соответственно, заключенных в соответствии с ними договоров управления, осуществляет управление названными многоквартирными домами (т.1, л.д.95-102). Согласно протоколам общих собраний собственников помещений в МКД N 218/2 (протокол N 15 от 24.12.2015, решения по вопросам повестки 3, 4, 7, 9) и МКД N 218/3 (протокол б/н от 19.01.2017, решения по вопросам повестки 3, 4, 5, 8) собственниками помещений в данных МКД изменен способ формирования фонда капитального ремонта на формирование на специальном счете МКД, ООО УК "Мой дом" утверждено в качестве владельца специального счета, уполномочено от имени собственников на открытие специального счета, совершение действий, связанных с его ведением, собственниками определен размер взносов на капительный ремонт на уровне минимальных взносов, установленных Постановлением Правительства Челябинской области на соответствующий период (в протоколе N 15 от 24.12.2015 размер взноса определен с указанием конкретной суммы, соответствующей утвержденному минимальному) (т.1, л.д.103-105). В соответствии с принятыми решениями истцом открыты специальные счета по каждому МКД, о чем в СНОФ "РО капремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области" направлены уведомления (т.1, л.д.107-109). Постановлением Правительства Челябинской области от 21.05.2014 N 196-П "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области, на 2014-2043 годы", утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области, на 2014-2043 годы, в которую вошли многоквартирные дома, расположенные в г. Магнитогорск, пр. К. Маркса, N 218/2, N 218/3 (опубликована 06.06.2014 в газете "Южноуральская панорама" N 85) (т.1, л.д.110-111).
В силу части 1 статей 7-1 Закона Челябинской области от 27.06.2013 N 512-ЗО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области" обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, или в котором этот многоквартирный дом включен в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации. Соответственно, с 01.03.2015 у собственников названных МКД возникла обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт. Постановлением Правительства Челябинской области N 271-П от 30.08.2013 установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Челябинской области на 2014-2016 годы: в размере 6 руб. в 2014 году, 6 руб. 40 коп. в 2015 году, 6 руб. 70 коп. в 2016 году на один квадратный метр общей площади помещения. Постановлением Правительства Челябинской области N 542-П от 26.10.2016 установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Челябинской области на 2017-2019 годы: в размере 7 руб. в 2017 году, 7 руб. 40 коп. в 2018 году, 7 руб. 80 коп. в 2019 году на один квадратный метр общей площади помещения. Постановлением Правительства Челябинской области N 564-П от 19.12.2019 установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Челябинской области на 2020 год в размере 8 руб. 02 коп. на один квадратный метр общей площади помещения. На праве оперативного управления за ФГКУ "ПУ ТУИО" МО РФ на протяжении части искового периода с 01.03.2015 были закреплены следующие жилые помещения, находившиеся в соответствующий период в федеральной собственности: в МКД N 218/2 квартира 134; в МКД N 218/3 квартиры NN 2, 3, 8, 14, 17, 18, 20, 21, 23, 24, 27, 41, 53, 61, 65, 69, 70, 73, 76, 82, 85, 91, 114, 116, 120, 123, 125, 128, что подтверждается выписками из ЕГРН и не оспаривается ответчиками (т.2, л.д.8-34). На основании Приказа первого заместителя Минобороны РФ N 288 от 25.05.2016 о проведении мероприятий по прекращению права оперативного управления ФГКУ "ПУ ТУИО" МО РФ, передаче из федеральной собственности в муниципальную перечисленные выше жилые помещения в числе иных объектов согласно утвержденному перечню по акту от 24.11.2016 переданы в собственность муниципального образования "город Магнитогорск" Челябинской области (т.1, л.д.88-93). Право муниципальной собственности города Магнитогорска на перечисленные жилые помещения зарегистрировано 17.05.2017, что подтверждается выписками из ЕГРН (т.1, л.д.56-87). Кроме того, на праве муниципальной собственности городу Магнитогорску в течение искового периода принадлежали следующие жилые помещения: в МКД N 218/2 квартира 164 (с 04.05.2009), в МКД N 218/3 квартиры NN 19 (с 14.12.2009), 28 (с 14.12.2009), 100 (с 14.12.2009), 117 (с 14.12.2009) (выписки из ЕГРН: т.1, л.д.62,68,79,82,87). Претензией от 12.02.2020 (согласно имеющейся на ней расписки в то же день полученной адресатом) истец обратился к Администрации с требованием о погашении образовавшейся задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт (т.1, л.д.112-114). В ответ на претензию Администрация письмом от 28.02.2020 (согласно имеющейся отметки получено истцом 02.03.2020) указало на необходимость учета в расчете задолженности платежей, производившихся ответчиком до изменения способа формирования фонда капитального ремонта, отсутствие у ответчика обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт за период до регистрации права собственности на соответствующие жилые помещения, а также на необходимость заключения соглашения о порядке уплаты взносов на капитальный ремонт (т.1, л.д.112-113). В связи с образованием задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.03.2015 по 29.02.2020 ООО УК "Мой дом" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, сформулировав требования к каждому из ответчиков, исходя из периода принадлежности помещений (на праве оперативного управления, муниципальной собственности) каждому из ответчиков.
При этом датой возникновения права муниципальной собственности на перечисленные выше помещения, переданные из федеральной собственности и ранее закрепленные на праве оперативного управления за ФГКУ "ПУ ТУИО" МО РФ, истцом принята дата подписания акта приема-передачи этих помещений - 24.11.2016. Требования к Минобороны РФ - субсидиарному ответчику по требованиям к ФГКУ "ПУ ТУИО" МО РФ иск предъявлен как к учредителю названного учреждения и собственнику его имущества. При разрешении спора, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего. В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно статье 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению. Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. В части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. Частью 1 статьи 39 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Согласно аналогичной норме, изложенной в части 1 статьи 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. В силу статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги. В силу пункта 2 части 2 статьи 154 ЖК РФ взнос на капитальный ремонт включен в плату за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 169 ЖК РФ).
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного часть 5.1 статьи 170 ЖК РФ (часть 3 статьи 169 ЖК РФ).
Сторонами не оспаривается, что обязательство по уплате взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов N 218/2 и N 218/3 по пр. К. Маркса, г. Магнитогорск к 01.03.2015 возникло у собственников (пользователей) помещений данных многоквартирных домов. В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются. Исковые требования к ФГКУ "ПУ ТУИО" МО РФ, а при недостаточности денежных средств - к Минобороны РФ заявлены о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт, определенной за период с 01.03.2015 по 23.11.2016 в размере 232 190 руб. 81 коп., а также пени за период с 11.04.2015 по 05.04.2020 в размере 49 153 руб. 27 коп., начисленной на данную задолженность (т.2, л.д.3-4,71, т.4, л.д.20-22). ФГКУ "ПУ ТУИО" МО РФ, Минобороны РФ в суде первой инстанции заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.
С учетом положений статей 195, 196, 200 ГК РФ, учитывая подачу иска посредством системы "Мой Арбитр" в арбитражный суд 08.07.2020 (т.2, л.д.6), суд первой инстанции указал, что на дату обращения в арбитражный суд с исковыми требованиями к ФГКУ "ПУ ТУИО" МО РФ, Минобороны РФ срок исковой давности по требованию о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт за период с 01.03.2015 по 23.11.2016 и, как следствие, по дополнительному требованию о взыскании пени, начисленной на задолженность указанного периода, истек. В связи с изложенным, в удовлетворении исковых требований к ФГКУ "ПУ ТУИО" МО РФ, Минобороны РФ отказано.
С приведенными выводами суда стороны не спорят.
Исковые требования к Администрации заявлены о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт, определенной за период с 24.11.2016 по 29.02.2020, в размере 374 834 руб. 78 коп., а также пени за период с 11.11.2016 по 05.04.2020 в размере 24 515 руб. 42 коп., начисленной на данную задолженность (т.2, л.д.3-4,72-73, т.4, л.д.20-24). Администрацией также было заявлено о пропуске истцом срока исковой давности в отношении периода по апрель 2017 г. (т.1, л.д.141 оборот). Доводы подателя жалобы аналогичны доводам, приводимым в суде первой инстанции.
Так, помимо указания на истечение срока исковой давности, Администрация ссылается на статью 131 ГК РФ, считает, что право муниципальной собственности и как следствие, обязанность по содержанию переданных ему жилых помещений, уплате за них взносов на капитальный ремонт, возникли с момента государственной регистрации права муниципальной собственности, то есть с 17.05.2017. В период с 24.11.2016 по 16.05.2017 бремя содержания перечисленных выше жилых помещений и уплаты взносов на капитальный ремонт по ним несло ФГКУ "ПУ ТУИО" МО РФ.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы Администрации исходя из следующего.
В силу части 5 статьи 154 ЖК РФ обязанность по внесению взносов на капитальный ремонт возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. В соответствии с абз. 19 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ), решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации. Указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни (абз. 21 части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ). Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в собственность которых передано имущество, несут бремя его содержания с даты возникновения права собственности (абз. 29 части 11 статьи 154 Закон N 122-ФЗ). Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями (абз. 32 части 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ). К правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с настоящей частью, нормы ГК РФ и Закона N 122-ФЗ, в том числе определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям настоящей статьи (абз. 34 части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ). Согласно пункту 5 Приказа первого заместителя Министра обороны Российской Федерации N 288 от 25.05.2016 право муниципальной собственности города Магнитогорска Челябинской области на имущество, указанное в приложении к приказу, возникает с момента утверждения передаточного акта (т.1, л.д.88-90). Акт приема-передачи объектов недвижимого имущества утвержден 24.11.2016 директором Департамента имущественных отношений Минобороны РФ (т.1, л.д.91-93). Таким образом, право муниципальной собственности на перечисленные выше жилые помещения, переданные по акту от 24.11.2016, возникло 24.11.2016. С этого же момента независимо от фактического пользования помещениями к Администрации перешло бремя содержания данного имущества, включая обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт. Доказательств того, что фактическая передача жилых помещений, указанных в акте от 24.11.2016 осуществлена позже даты подписания акта, у Администрации имелись препятствия в фактическом пользовании данным имуществом, в материалы дела не представлены. Ссылки ответчика на длительный период регистрации права собственности на жилые помещения в ЕГРН, приостановление регистрации, с учетом приведенного выше правового регулирования, по мнению суда, не изменяют момент возникновения права муниципальной собственности на данные жилые помещения и перехода бремени их содержания.
Довод подателя жалобы о том, что Администрация до 17.05.2017 (момента регистрации права муниципальной собственности на спорные объекты) не обладала вещным правом на помещения, основан на неверном толковании норм материального права.
Таким образом, что требования о взыскании взносов на капитальный ремонт за период с 24.11.2016 по 16.05.2017 предъявлены истцом к надлежащему ответчику - Администрации. В силу открытого характера сведений, содержащихся в ЕГРН, истец с 17.05.2017 мог располагать сведениями о переходе права собственности на жилые помещения, ранее закрепленные на праве оперативного управления за ФГКУ "ПУ ТУИО" МО РФ. Между тем, в представленных в материалы дела выписках о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, о переходе прав на объекты недвижимости отсутствуют сведения о передаче данных жилых помещений в муниципальную собственность по акту от 24.11.2016 на основании Приказа N 288 от 25.05.2016, иные сведения, позволяющие сделать вывод о возникновении права муниципальной собственности на спорные жилые помещения ранее 17.05.2017.
Согласно части 1 статьи 196 ГК РФ, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. Как установлено судом и не опровергнуто ответчиком, о передаче жилых помещений из федеральной в муниципальную собственность ответчика по акту от 24.11.2016 на основании Приказа N 288 от 25.05.2016 истцу стало известно в ходе участия в рассмотрении дела по его иску N А60-48721/2019 в январе 2020 г. С рассматриваемым иском к Администрации истец обратился с использованием системы "Мой Арбитр" 10.04.2020, что следует из информации о документе дела (т.1, л.д.6). Суд также полагает доказанным факт приостановления срока исковой давности на период соблюдения истцом претензионного порядка с 12.02.2020 по 02.03.2020 (с учетом дат вручения сторонами друг другу претензии и ответа на нее - т.1, л.д.112-114). При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что на момент обращения в арбитражный суд с рассматриваемым иском к Администрации срок исковой давности по требованиям с учетом последующего уточнения периода взыскания с 24.11.2016 по 29.02.2020 не истек.
Податель жалобы считает, что управляющие организации являются специализированными коммерческими организациями, осуществляющими управление МКД, в связи с чем факт отсутствия в распоряжении истца информации о собственнике объектов и документов, подтверждающих передачу объектов жилищного фонда не является основанием для неприменения общего порядка исчисления сроков исковой давности.
Однако, согласно частям 3, 4 статьи 1 ГК РФ, при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно; никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
В соответствии с частью 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав злоупотребление правом).
Администрация в момент получения жилых помещений на основании Приказа N 288 и акта приема-передачи с целью открытия лицевых счетов на нового собственника в управляющую организацию не обращалась, информация о наличии оснований перехода права собственности в управляющую организацию не предоставлялась. По расчету истца задолженность Администрации по взносам на капитальный ремонт за период с 24.11.2016 по 29.02.2020 составила 374 834 руб. 78 коп. (т.2, л.д.72-74).
Контррасчет ответчика (т.3, л.д.158) выполнен за меньший период, правильность расчета истца не опровергает. Расчет истца выполнен пообъектно, является обоснованным, учитывает поступавшие платежи.
Поскольку в нарушение статьи 65 АПК РФ ответчиком доказательства оплаты взносов на капитальный ремонт в многоквартирном доме в полном объеме в материалы дела не представлены, требование истца о взыскании задолженности за период с 24.11.2016 по 29.02.2020 в размере 374 834 руб. 78 коп. обоснованно удовлетворены судом первой инстанции. Кроме того, ООО УК "Мой дом" заявлено требование о взыскании неустойки за период с 11.11.2016 по 05.04.2020 в размере 24 515 руб. 42 коп. (т.4, л.д.20,23-24) за просрочку внесения взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой.
Неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
Согласно части 14.1 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
По расчету ООО УК "Мой дом" неустойка за период 11.11.2016 по 05.04.2020 составила 24 515 руб. 42 коп.
Расчет судом проверен, признан арифметически верным, при этом суд обращает внимание, что фактически начисления произведены с 10.01.2017 по 05.04.2020, правильность начисления пени ответчиком не оспорена.
Оснований для снижения неустойки, исходя из положений статьи 333 ГК РФ, судом не установлено.
Таким образом, решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как необоснованные по приведенным выше мотивам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено. С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Взыскание с Администрации государственной пошлины по апелляционной жалобе не производится ввиду освобождения от уплаты при обращении в арбитражные суды (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации). Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 02 октября 2020 г. по делу N 76-13258/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Магнитогорска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
О.Е. Бабина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-13258/2020
Истец: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "МОЙ ДОМ"
Ответчик: "Город Магнитогорск" в лице Администрации города Магнитогорска, Администрация города Магнитогорска Челябинской области, МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ПРИВОЛЖСКО-УРАЛЬСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ-ФОНД "РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ"