г. Москва |
|
05 февраля 2024 г. |
Дело N А40-143805/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 февраля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: С.Л. Захаровым
судей: |
И.В. Бекетовой, И.А. Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А. Леликовым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 02.11.2023 по делу N А40-143805/23
по заявлению ООО "Серебряный квартет-3"
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Москве
о признании недействительным предписания,
при участии:
от заявителя: |
Козьмин М.А. - по дов. от 10.01.2024; |
от заинтересованного лица: |
Новиков С.Б. - по дов. от 13.12.2023; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Серебряный квартет-3" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, уточненным в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным пункта 3 предписания N 10 от 28.03.2023 Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Москве.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 02.11.2023 по делу N А40-143805/23 пункт 3 предписания N 10 от 28.03.2023 ГУ МЧС России по г. Москве признан незаконным.
Не согласившись с указанным судебным актом, ГУ МЧС России по г. Москве обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте www.kad.arbitr.ru в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель заявителя требования апелляционной жалобы не признал.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив их в совокупности и взаимосвязи в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ, пришел к следующим выводам.
Исходя из положений ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для признания ненормативного акта недействительным является несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов обратившихся в суд граждан и юридических лиц.
Арбитражный суд при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет законность и обоснованность оспариваемого акта в полном объеме (ч. 4 ст. 200 АПК РФ).
По делам об оспаривании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных органов подлежит установлению соответствие оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту, факт нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение какие-либо обязанности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, в отношении ООО "Серебряный квартет-3" проведена внеплановая выездная проверка на объекте надзора по адресу: г. Москва, ул. Теплый Стан, д. 7 (далее - объект), в результате которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в том числе:
- отделка внешних поверхностей наружных стен выполнена из материалов групп горючести Г2 - Г4 (в фасадной системе допущено применение материалов, распространяющих горение), что противоречит ст.ст. 4, 6, ч. 11 ст. 87, таблице 22 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 N 123-ФЗ (далее - Закон N 123-ФЗ);
Непосредственная угроза причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, (ущерба) охраняемым законом ценностям и возможные последствия нарушения, относящиеся к наружной отделке зданий, указаны в п. 1 мотивированного представления, из содержания которого следует, что его опасность заключается в быстром распространении пожара по фасаду здания.
Аналогичные нарушения требований пожарной безопасности, способствовали развитию пожара на площади более 1000 кв.м., произошедшего в здании БЦ "Гранд Сетунь Плаза" в городе Москве 03.06.2022, в результате которого пострадало 4 человека.
По результатам проверки составлен акт проверки N 187 от 07.07.2021 и обществу выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объекте защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара N 187/1/1-03 от 07.07.2022, согласно которому заявителю предложено в срок до 01.03.2022 устранить выявленные нарушения.
В целях проверки исполнения предписания, во исполнение решения заместителя главного государственного инспектора района Теплый Стан города Москвы по пожарному надзору - заместителя начальника регионального отдела надзорной деятельности и профилактической работы Управления по ЮЗАО Главного управления МЧС России по г. Москве подполковника внутренней службы Новикова Сергея Борисовича N 10 от 20.03.2023, на основании ст. 6 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 N 69-ФЗ (далее - Закон о пожарной безопасности), старшим лейтенантом внутренней службы Ильченко Артемом Альбертовичем -государственным инспектором по пожарному надзору района Теплый Стан, инженером 2 РОНПР Управления по ЮЗАО Главного управления МЧС России по г. Москве 28.03.2023 проведено контрольное (надзорное) мероприятие в отношении ООО "Серебряный квартет-3".
По результатам указанной проверки в отношении общества выдано предписание N 10 от 28.03.2023, содержащее указание на ранее выявленные нарушения, в том числе касательно отделки внешних поверхностей наружных стен. Срок устранения нарушений установлен до 01.03.2024.
Не согласившись с требованиями в части п. 3 предписания (отделка внешних поверхностей наружных стен), общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции исходил того, что на момент окончания строительно-монтажных работ жилого дома 28.06.2006 более высокие требования пожарной безопасности, установленные Законом N 123-ФЗ, не действовали, поскольку введены Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 10.07.2012 N 117-ФЗ.
Между тем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанным выводом.
Так, заявителю предписано устранить нарушение отделки внешних поверхностей наружных стен со ссылкой на требования ч. 11 ст. 87 Закона N 123-ФЗ, согласно положениям которой в зданиях и сооружениях I - III степеней огнестойкости, кроме малоэтажных жилых домов (до трех этажей включительно), отвечающих требованиям законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, не допускается выполнять отделку внешних поверхностей наружных стен из материалов групп горючести Г2 - Г4, а фасадные системы не должны распространять горение.
Положениями ст. 87 Закона N 123-ФЗ установлены требования к огнестойкости и пожарной опасности зданий, сооружений и пожарных отсеков, а именно:
Степень огнестойкости зданий, сооружений и пожарных отсеков должна устанавливаться в зависимости от их этажности, класса функциональной пожарной опасности, площади пожарного отсека и пожарной опасности происходящих в них технологических процессов.
Пределы огнестойкости строительных конструкций должны соответствовать принятой степени огнестойкости зданий, сооружений и пожарных отсеков.
Соответствие степени огнестойкости зданий, сооружений и пожарных отсеков и предела огнестойкости применяемых в них строительных конструкций приведено в таблице 21 приложения к настоящему Федеральному закону.
Класс конструктивной пожарной опасности зданий, сооружений и пожарных отсеков должен устанавливаться в зависимости от их этажности, класса функциональной пожарной опасности, площади пожарного отсека и пожарной опасности происходящих в них технологических процессов.
Класс пожарной опасности строительных конструкций должен соответствовать принятому классу конструктивной пожарной опасности зданий, сооружений и пожарных отсеков.
Соответствие класса конструктивной пожарной опасности зданий, сооружений и пожарных отсеков классу пожарной опасности применяемых в них строительных конструкций приведено в таблице 22 приложения к настоящему Федеральному закону.
Судом установлено, что согласно акту приемки законченного производством строительно-монтажных работ жилого дома от 28.06.2006, утвержденного распоряжением префекта ЮЗАО г. Москвы N 1265-РП от 30.06.2006, решением приемочной комиссии (в составе, в том числе, начальника ОГПН Управления по ЮЗАО ГУ МЧС России по г. Москве) жилой дом выполнен в соответствии с утвержденной проектной документацией и требованиями нормативных документов.
На момент постройки здания в области пожарной безопасности действовали:
- "СНиП 21-01-97. Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятые и введеные в действие постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 N 18-7 (утратил силу с 01.01.2021 в связи с изданием постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1034);
- "СНиП 31-01-2003. Здания жилые многоквартирные", принятые постановлением Госстроя РФ от 23.06.2003 N 109;
- "ГОСТ 30403-96. Конструкции строительные. Метод определения пожарной опасности", введенный в действие постановлением Минстроя РФ от 22.05.1996 N 18-36 (утратил силу с 01.01.2014 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 27.12.2012 N 2021).
Из анализа указанных нормативных документов, действующих на момент постройки здания, и оспариваемых нарушений, указанных в п. 3 предписания, апелляционный суд приходит к выводу, что положения п. 4 ст. 4 Закона N 123-ФЗ не применимы, поскольку в настоящем случае требования, предъявляемые к пожарной безопасности Законом N 123-ФЗ, не устанавливают более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, указанные в СНиП 21-01-97, СНиП 31-01-2003, ГОСТ 30403-96.
Так, согласно таблице 7.1. СНиП 31-01-2003 класс конструктивной пожарной опасности здания (50-75 м) должен быть СО, а степень огнестойкости соответственно I-II.
В соответствии с таблицей 5 СНиП 21-01-97 класс пожарной опасности строительных конструкций здания, имеющего класс конструктивной пожарной опасности СО, должен быть не ниже КО.
Согласно п.п. 5.1, 5.3, 5.4 СНиП 21-01-97 классификация строительных материалов основывается на их разделении по свойствам, способствующим возникновению опасных факторов пожара и его развитию (пожарная опасность), и подразделяются на негорючие (НГ) и горючие (Г).
Горючие строительные материалы подразделяются на четыре группы:
- Г1 (слабогорючие);
- Г2 (умеренногорючие);
- ГЗ (нормальногорючие);
- Г4 (сильногорючие).
Пунктом 5.5 СНиП 21-01-97 горючие строительные материалы также разделены на три группы по воспламеняемости:
- В1 (трудновоспламеняемые);
- В2 (умеренновоспламеняемые);
- ВЗ (легковоспламеняемые).
Горючесть, группы строительных материалов по горючести и по воспламеняемости устанавливаются в соответствии с ГОСТ 30403-96, в соответствии с которым для класса пожарной опасности строительных конструкций КО должен соответствовать показатель по группе горючести негорючие (НГ).
Кроме того в п. 7.1 СНиП 21-01-97 указано, что предотвращение распространения пожара достигается мероприятиями, ограничивающими площадь, интенсивность и продолжительность горения.
К ним относятся ограничение пожарной опасности строительных материалов, используемых в поверхностных слоях конструкций здания, в том числе облицовок фасадов.
Таким образом, выполнение отделки внешних поверхностей наружных стен из материалов групп горючести Г2-Г4, а фасадные системы не должны способствовать распространению горения, что соотносится с требованиями нормативных документов, действовавших на момент ввода в эксплуатацию здания, так и с требованиями ст.ст. 4, 6, ч. 11 ст. 87, таблице 22 Закона N 123-ФЗ.
Согласно заключению специалиста ФГБУ "Судебно-экспертного центра Федеральной противопожарной службы по городу Москве" от 09.02.2015 использованная на фасаде здания пароветрозащитная пленка марки Tyvek DuPont относится к группе горючих легковоспламеняемых (В3), не относится к группе негорючих (НГ) и не может применяться в фасадных системах (т.2, л.д.17-18).
Довод заявителя, поддержанный судом первой инстанции, о том, что решением приемочной комиссии жилой дом выполнен в соответствии с утвержденной проектной документацией и требованиями нормативных документов (т.1,л.д.12-13), отклоняется судебной коллегией по следующим основаниям.
Из представленных документов следует, что распоряжением Префекта ЮЗАО г.Москвы от 30.06.2006 утвержден Акт приемочной комиссии по приемке законченного производством строительно-монтажных работ жилого дома по адресу ул.Теплый Стан, д.7. В состав приемочной комиссии входил представитель Управления по ЮЗАО ГУ МЧС России по г. Москве. Вместе с тем, сам Акт в материалах дела отсутствует.
Кроме того, Управлением установлены нарушения на дату проверок (2021-2023 гг.), а не на дату введения в зданию в эксплуатацию в 2006 году. В данном случае предметом спора не является вопрос привлечения к ответственности заявителя, а касается вопроса устранения выявленного нарушения норм противопожарной безопасности, независимо от того, когда это нарушение было допущено, с учетом того, что соответствующие требования к использованию материалов существовали как в момент ввода здания в эксплуатацию, на момент проверки и действуют в настоящее время.
По смыслу ч.ч. 1, 1.1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения пожарной безопасности.
Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ управляющая организация в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу пп. "е" п. 11 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила) содержание общего имущества включает в себя и меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Законность и обоснованность предписания связана с оценкой его исполнимости, в том числе определенности предписываемых действий и возможности их исполнения в установленные сроки, с учетом специфики такого акта, целями, достигаемыми этим актом, соразмерностью предписанных мер и их исполнимостью.
Исполнимость предписания является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от публичного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает публичная ответственность.
Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, которому оно адресовано, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
Предписание должно соответствовать требованиям законности, конкретности и исполнимости, содержать четкие и законные указания на конкретные действия, которые следует совершить обязанному лицу в целях его надлежащего и своевременного исполнения, с тем, чтобы лицо, на которое возлагается обязанность по исполнению предписания, могло однозначно определить, какие действия и в какие сроки оно должно совершить в целях устранения выявленных нарушений и приведения существующих правоотношений в соответствие с положениями действующего законодательства, а также для избежания неблагоприятных последствий, которые может повлечь неисполнение предписания.
Таким образом, суд апелляционной инстанции, принимая во внимание установленные обстоятельства, признает, что допущено нарушение, изложенное в пункте 3 предписания N 10 от 28.03.2023, в связи с чем на ООО "Серебряный квартет-3", как управляющую организацию, отвечающую за содержание многоквартирного дома, обоснованно возложена обязанность по его устранению.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 02.11.2023 по делу N А40-143805/23 - отменить.
В удовлетворении заявления ООО "Серебряный квартет-3" о признании недействительным пункта 3 предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Москве от 28.03.2023 N 10 - отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-143805/2023
Истец: ООО "СЕРЕБРЯНЫЙ КВАРТЕТ-3"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО Г. МОСКВЕ