г. Красноярск |
|
18 декабря 2020 г. |
Дело N А74-230/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена "16" декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен "18" декабря 2020 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Бабенко А.Н.,
судей: Иванцовой О.А., Шелега Д.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щекотуровой Я.С.
путем использования системы видеоконференц-связи.
при участии:
находясь в помещении Арбитражном суде Республики Хакасия:
от заявителя - администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия:
Поморцевой Е.В. представителя на основании доверенности от 09.01.2020 N 2, диплом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации
Усть-Абаканского района Республики Хакасия
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "21" сентября 2020 года по делу N А74-230/2020
УСТАНОВИЛ:
Администрация Усть-Абаканского района Республики Хакасия (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Республики Хакасия (далее - инспекция) о признании недействительным предписания от 17.10.2019 N 11/19.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 21.09.2020 требования удовлетворены частично, предписание государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Республики Хакасия в части пунктов 2 - 5 признано недействительным. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, администрация Усть-Абаканского района Республики Хакасия обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение изменить решение суда первой инстанции и признать недействительным предписание государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Республики Хакасия в части пункта 1 недействительным.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе ссылается на то, что поскольку администрация Усть-Абаканского района не является собственником земельного участка, на котором расположен объект культурного наследия федерального значения "Ташебинский Чаа-Тас", не использует этот земельный участок на ином вещном праве, на данный орган местного самоуправления не могут быть возложены обязанности, определенные Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ).
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 12.11.2020 рассмотрение указанной апелляционной жалобы назначено на 16.12.2020.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы от 12.11.2020, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/) 12.11.2020.
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку от лиц, участвующих в деле, возражений не поступило, суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверяет законность и обоснованность судебного акта в обжалуемой части.
При повторном рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Администрация Усть-Абаканского района зарегистрирована в качестве юридического лица 28.08.2003 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Усть-Абаканскому району Республики Хакасия.
Постановлением Совета Министров Республики Хакасия от 20.08.1992 N 268 "Об утверждении списка паспортизированных памятников истории и культуры Республики Хакасия, постановке их на государственный учёт и утверждении расценок на производимые работы государственной археологической службой" поставлен на государственный учет паспортизированный археологический памятник "Ташебинский Чаа-Тас".
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 21.08.2017 N 101582-р объект культурного наследия федерального значения "Ташебинский Чаа-Тас" внесен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятники истории и культуры) и народов Российской Федерации, присвоен регистрационный номер 191741084410006.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.09.2017 N 38 "Об утверждении границ территорий и режимов использования территории объектов археологического наследия федерального значения" утверждены границы объекта археологического наследия федерального значения "Ташебинский Чаа-Тас", а также режим использования его территории (приложение N 57). Согласно установленному режиму использования территории объекта археологического наследия федерального значения "Ташебинский Чаа-Тас" запрещается проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без наличия в проектной документации разделов об обеспечении сохранности объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с органом охраны объектов культурного наследия.
Письмом от 15.11.2017 N 430-513ДЛ инспекция сообщила главе Усть-Абаканского района об утверждении границ и режима использования территории объекта археологического наследия федерального значения "Ташебинский Чаа-Тас".
Приказом и.о. руководителя инспекции от 21.12.2018 N 119 утверждён предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения - "Ташебинский Чаа-Тас" (пункт 4 приказа).
28.08.2019 руководителем инспекции выдано задание N 230 на проведение мероприятия по контролю за состоянием в отношении объекта культурного наследия федерального значения - "Ташебинский Чаа-Тас", установлена дата осмотра - 30.09.2020.
02.09.2020 уполномоченным должностным лицом инспекции составлен акт осмотра объекта культурного наследия федерального значения "Ташебинский Чаа-Тас", в котором зафиксировано аварийное состояние памятника: в ходе визуального осмотра установлены факты проведения земляных работ в границе объекта археологического наследия федерального значения. В северо-восточной части объекта обнаружен разрабатываемый гравийный карьер, в котором на момент осмотра объекта работала тяжёлая строительная техника (фронтальный погрузчик); по просёлочной дороге, по направлению к карьеру двигался самосвал. Граница карьера проходит в 6 м. восточнее края насыпи кургана N 46 и в 7,5 м. севернее края насыпи кургана N 49. В разрезе стенки карьера визуально выявляется фрагмент каменной кладки погребальной конструкции из мелких песчаниковых плиток. От гравийного карьера в северо-западном направлении уходит просёлочная дорога, несущая на себе следы проезда и выравнивания строительной техникой, представленные обширной площадкой переотложенного грунта размерами 45х15 м. В восточной, юго-восточной части объекта памятника обнаружены горловины металлических скважин, установленных, судя по состоянию лакокрасочного покрытия и окружающего скважины грунта не менее трех лет назад. Расположенный в центральной части границ объекта земляной холм несёт следы изъятия больших масс земли. Северная пола холма уплощена и раскатана, на поверхности земли визуально фиксируются отпечатки протекторов шин крупной колесной техники. В северо-западной части границ объекта обнаружен участок переотложенного рыхлого грунта без следов задернования, являющийся последствием проведения земляных работ. На восточной поле кургана N 49 выявлены признаки проведения незаконных раскопок, представленные несколькими ямами размерами 0,3х0,3 и выкидом из них земли.
Руководителем инспекции 05.09.2019 издан приказ N 162 "Об утверждении охранного обязательства" в отношении объекта культурного наследия федерального значения "Ташебинский Чаа-Тас".
Письмом от 17.09.2019 в адрес администрации инспекцией направлена копия приказа от 05.09.2019 N 162 "Об утверждении охранного обязательства". В письме указано администрации на обязанность внесения в уже заключённые договоры, предусматривающие право владения и(или) пользования земельным участком, требования, предусмотренные охранным обязательством, порядок и условия их выполнения.
20.09.2019 должностным лицом инспекции вынесено мотивированное представление о назначении внеплановой проверки.
25.09.2019 и.о. руководителя инспекции вынесен приказ о проведении внеплановой проверки деятельности органа местного самоуправления. Срок проведения проверки установлен с 27.09.2019 по 17.10.2019.
В рамках проведения внеплановой проверки, согласованной с прокуратурой Республики Хакасия, на основании приказа от 25.09.2019 N 182, инспекцией письмом от 30.09.2019 N430-2190НС запрошены у администрации документы и сведения по факту проведения работ в границах объекта археологического наследия федерального значения "Ташебинский Чаа-Тас".
По результатам проведённой проверки инспекцией 17.10.2019 составлен акт N 13/19, в котором отражено, что в нарушение требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия и особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект культурного наследия федерального значения "Ташебинский Чаа-Тас" муниципального образования "Усть-Абаканский район" допущено проведение земляных работ, что привело к повреждению данного объекта культурного наследия.
В связи с нарушением муниципальным образованием "Усть-Абаканский район Республики Хакасия" части 2 статьи 36, части 1 статьи 47.3, части 5 статьи 5.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N73-ФЗ) 17.10.2019 инспекцией выдано муниципальному образованию "Усть-Абаканский район Республики Хакасия" (МО Усть-Абаканский район РХ) предписание N11/19 об устранении выявленных нарушений, которым предписано:
1. Принять меры по приостановлению земляных и иных работ в границах объекта культурного наследия федерального значения "Ташебинский Чаа-Тас", расположенного: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, юго-западнее Абаканской ТЭЦ, по обе стороны железной дороги (срок устранения правонарушения: незамедлительно с момента получения предписания).
2. Разработать документацию или раздел документации, обосновывающие меры по обеспечению сохранности поврежденного объекта культурного наследия федерального значения "Ташебинский Чаа-Тас", расположенного: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, юго-западнее Абаканской ТЭЦ, по обе стороны железной дороги.
3. Получить положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы на документацию или раздел документации, обосновывающие меры по обеспечению сохранности повреждённого объекта культурного наследия федерального значения "Ташебинский Чаа-Тас", расположенного: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, юго-западнее Абаканской ТЭЦ, по обе стороны железной дороги.
4. Согласовать с региональным органом охраны объектов культурного наследия (Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Республики Хакасия) документацию или раздел документации, обосновывающие меры по обеспечению сохранности поврежденного объекта культурного наследия федерального значения "Ташебинский Чаа-Тас", расположенного: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, юго-западнее Абаканской ТЭЦ, по обе стороны железной дороги.
5. Реализовать согласованную с Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Республики Хакасия документацию или раздел документации, обосновывающие меры по обеспечению сохранности повреждённого объекта культурного наследия федерального значения "Ташебинский Чаа-Тас", расположенного: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, юго-западнее Абаканской ТЭЦ, по обе стороны железной дороги.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Судами установлено, что проверка проведена и оспариваемое предписание вынесено инспекцией в пределах предоставленных ей полномочий. Процедура проведения проверки ответчиком соблюдена. Данные выводы суда первой инстанции лицами, участвующими в деле не оспариваются.
Пунктом 9 статьи 16.1 Закона N 73-ФЗ установлено, что собственник или иной законный владелец выявленного объекта культурного наследия обязан выполнять определенные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия.
В силу части 1 статьи 48 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; соблюдать установленные статьей 5.1 Закона N 73-ФЗ требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия; незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению либо не передан в безвозмездное пользование, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования охранное обязательство подлежит выполнению федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, уполномоченными на осуществление полномочий собственника соответствующего имущества (абзац 3 пункта 11 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ).
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 21.08.2017 N 101582-р объект культурного наследия федерального значения "Ташебинский Чаа-Тас" внесён в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятники истории и культуры) и народов Российской Федерации, присвоен регистрационный номер 191741084410006.
Таким образом, указанный выше памятник относится к объектам культурного наследия федерального значения.
По результатам осмотра объекта культурного наследия федерального значения "Ташебинский Чаа-Тас" инспекцией установлено, что в границах указанного объекта проведены земляные работы, которые повлекли повреждение объекта археологического наследия.
По пунктам 2-5 оспариваемого предписания.
Судом первой инстанции установлено, что право собственности на спорный объект культурного наследия не зарегистрировано. Ответчик не оспаривает то обстоятельство, что земельный участок, в границах которого располагается спорный объект культурного наследия, не принадлежит муниципальному образованию Усть-Абаканский район на праве собственности или ином вещном праве, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Таким образом, администрация не подпадает под категорию лиц, указанных в пункте 1 статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ.
По мнению инспекции, поскольку спорный объект культурного наследия также является объектом археологического наследия, то пользователь земельного участка обязан соблюдать условия, обеспечивающие его сохранность.
При принятии оспариваемого решения суд первой инстанции правильно применив нормы материального пришел к выводу о том, что в силу положений пункта 2 статьи 48 Закона N 73-ФЗ особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.
Положения статьи 3.3 Федерального закона N 137-ФЗ говорят только о распоряжении земельными участками в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 9.1 Закона N 73-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление полномочий в отношении объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации): государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 статьи 9.1 Закона N 73-ФЗ установлено, что средства на осуществление переданных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В пункте 2 статьи 33 Закона N 73-ФЗ перечислен перечень, который входит в государственную охрану объектов культурного наследия.
Согласно положениям статьи 9.3 Закона N 73-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся, в том числе сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований (подпункт 1); государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения (подпункт 2).
В силу положений пункта 19.3 части 1 статьи 15 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального района, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального района.
В силу положений части 2.1 статьи 77 Закона N 131-ФЗ органы государственного контроля (надзора) не вправе требовать от органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществления полномочий, не отнесенных в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, а также финансового обеспечения из местного бюджета соответствующих расходов.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у заявителя установленных Законом N 73-ФЗ обязанностей по принятию мер, направленных на сохранение спорного объекта культурного наследия федерального значения, предписанных пунктами 2 - 5 оспариваемого предписания инспекции, указав при этом, что само по себе расположение спорного объекта культурного наследия федерального значения в границах муниципального образования Усть-Абаканский район и указание данного объекта в перечне объектов культурного наследия, расположенных на территории Усть-Абаканского района, не свидетельствует об обратном и удовлетворил заявленные требования частично, признав недействительным предписание государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Республики Хакасия в части пунктов 2 - 5.
В указанной части решение суда первой инстанции не оспаривается.
Согласно пункту 1 предписания на администрацию возложена обязанность принять меры по приостановлению земляных и иных работ в границах объекта культурного наследия федерального значения "Ташебинский Чаа-Тас", расположенного: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, юго-западнее Абаканской ТЭЦ, по обе стороны железной дороги (срок устранения правонарушения: незамедлительно с момента получения предписания).
Материалами проверки подтверждается и не оспаривается заявителем, в границах территории объекта культурного наследия и особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект культурного наследия федерального значения "Ташебинский Чаа-Тас" муниципального образования "Усть-Абаканский район" допущено проведение земляных работ, что привело к повреждению данного объекта культурного наследия.
Вменяя данное нарушение, инспекция руководствовалась требованиями подпункта 1 пункта 1 статьи 5.1 Закона N 73-ФЗ, согласно которым в границах территории объекта культурного наследия на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Суд первой инстанции, признавая пункт 1 оспариваемого предписания законным и обоснованным, исходил из того, что требования указанной выше нормы Закона N 73-ФЗ администрацией не соблюдены, предписание в этой части фактически исполнено администрацией (что подтверждается письмом администрации от 09.10.2019 N 2484), оснований для его признания недействительным в указанной части не имеется.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, администрация ссылается на то, что поскольку она не является собственником земельного участка, на котором расположен объект культурного наследия федерального значения "Ташебинский Чаа-Тас", не использует этот земельный участок на ином вещном праве, на данный орган местного самоуправления не могут быть возложены обязанности, определенные Законом N 73-ФЗ.
Указанные доводы не нашли своего подтверждения по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.
Заявитель неверно трактует положения Закона N 79-ФЗ в части обязанностей по принятию мер, направленных на сохранение спорного объекта культурного наследия федерального значения и мер, направленных на приостановление допущенных нарушений.
Действительно, тот факт, что администрация Усть-Абаканского района не является собственником земельного участка, на котором расположен объект культурного наследия федерального значения "Ташебинский Чаа-Тас", не использует этот земельный участок на ином вещном праве, на данный орган местного самоуправления не могут быть возложены обязанности, определенные Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), по принятию мер, направленных на сохранение спорного объекта культурного наследия федерального значения.
С учетом изложенного, суд первой инстанции, учитывая, что администрация не подпадает под категорию лиц, указанных в пункте 1 статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ пришел к верному выводу об отсутствии у заявителя установленных Законом N 73-ФЗ обязанностей по принятию мер, направленных на сохранение спорного объекта культурного наследия федерального значения, признав недействительным оспариваемое предписания в части пунктов 2-5, вместе, с тем, вопреки позиции заявителя апелляционной жалобы, указанное обстоятельство не освобождает администрацию от соблюдения требований подпункта 1 пункта 1 статьи 5.1 Закона N 73-ФЗ, согласно которому в границах территории объекта культурного наследия на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ,учитывая, что они проводятся на подведомственной администрации территории.
Поскольку материалами проверки подтверждается и не оспаривается заявителем, в границах территории объекта культурного наследия и особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект культурного наследия федерального значения "Ташебинский Чаа-Тас" муниципального образования "Усть-Абаканский район" допущено проведение земляных работ, что привело к повреждению данного объекта культурного наследия согласно пункту 1 предписания на администрацию обосновано возложена обязанность по принятию мер по приостановлению земляных и иных работ в границах объекта культурного наследия федерального значения "Ташебинский Чаа-Тас", расположенного: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, юго-западнее Абаканской ТЭЦ, по обе стороны железной дороги (срок устранения правонарушения: незамедлительно с момента получения предписания).
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
При подаче апелляционной жалобы администрация Усть-Абаканского района Республики Хакасия на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "21" сентября 2020 года по делу N А74-230/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.Н. Бабенко |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-230/2020
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ УСТЬ-АБАКАНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ