город Ростов-на-Дону |
|
17 декабря 2020 г. |
дело N А53-3259/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Величко М.Г., Шапкина П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коноплевым И.А.
при участии:
от истца - представитель Шленских Ю.Л., доверенность от 14.05.2018;
от ответчика - представитель Понамарева О.В., доверенность от 09.01.2020;
рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А53-3259/2020
по иску ОАО "Российские железные дороги"
к ответчику - АО "Гуковпогрузтранс"
о взыскании платы за время нахождения на путях общего пользования
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд с иском к акционерному обществу "Гуковпогрузтранс" о взыскании задолженности в размере 220327 руб. 20 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 21.02.2019 по 22.01.2020 в сумме 14590 руб. 63 коп., процентов по день фактической оплаты долга.
Решением от 31.08.2020 в иске отказано.
Решение мотивировано тем, что между сторонами заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО "Гуковпогрузтранс" при станции Гуково СКжд N 600/1 от 20.07.2017. У истца отсутствуют основания требовать с АО "Гуковпогрузтранс" начисленную плату за простой подвижного состава исходя из условий договора N 600/1 от 20.07.2017 по станции "Гуковская" в связи с его не относимостью к обстоятельствам задержки групп вагонов на путях общего пользования станций Замчалово, Жирнов и Грачи, следовавших на станцию Чапаевка-Ростовская. Кроме того, ответчик официально не отказывался от приема вагонов, технологическая возможность приема вагонов имелась. Сам факт простоя вагонов, в пути следования, зафиксированный актами общей формы на станции "Чапаевка-Ростовская" СКЖД, не является безусловным основанием для взыскания с грузополучателя, начисленной перевозчиком платы за простой и не доказывает занятость путей станции по вине АО "Гуковпогрузтранс", а также фактическую невозможность приема станцией поездов. В данном случае АО "Гуковпогрузтранс" не могло влиять на погрузку/выгрузку порожних/груженых вагонов прибывших под грузовую операцию на подъездной путь необщего пользования, примыкающего к ст. "Чапаевка-Ростовская", поскольку станция "Чапаевка Ростовская" является станцией назначения и не может быть местом погрузки/выгрузки.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность и необоснованность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что в иске ошибочно указан иной, не спорный договор. В ходе рассмотрения дела истец заявил об изменении оснований исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Данное заявление не было рассмотрено судом.
Между сторонами действует договор на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования для ООО "Шахтоуправление Садкинское" при станции Чапаевка - Ростовской СКЖД N 558/1 от 29.06.2015.
По мнению заявителя жалобы, плата за пользование вагонами начислена правомерно. Факт нарушения технологического срока оборота вагонов подтвержден памятками приемосдатчика на приемку вагонов, факт занятости путей необщего пользования - памятками приемосдатчика, факт нарушения срока доставки вагонов - копиями железнодорожных накладных. Вывод о том, что сам по себе факт составления актов общей формы не является основанием для взыскания платы, необоснован. При этом ответчик не представил доказательств опровергающих факт нарушения технологических сроков оборота вагонов. Обжалуемое решение противоречит судебной практике.
Определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2020 дело N А53-3259/2020 назначено к рассмотрению по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражным суде первой инстанции. Назначено судебное заседание.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца иск поддержал.
Представитель ответчика исковые требования не признал, просил в иске отказать.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей сторон, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что исковые требования удовлетворению не подлежат ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, 29.06.2015 между ОАО "Российские железные дороги" (перевозчик) и ООО "Шахтоуправление "Садкинское" (пользователь) заключен договор на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования для ООО "Шахтоуправление Садкинское" при станции Чапаевка - Ростовской СКЖД N 558/1, в соответствии с которым производится эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, находящегося на смешанном балансе, примыкающего стрелкой N 1 к третьему главному пути станции Чапаевка-Ростовская локомотивом владельца.
В пункте 3 договора указано, что развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования составляет 25489 м, в том числе принадлежащая владельцу инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования - 24121 м. Сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны, подаются локомотивом перевозчика на железнодорожные выставочные пути N 1, 2, 3гл. станции Чапаевка-Ростовская. Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом пользователя с расстановкой по местам погрузки, выгрузки (пункт 7).
Согласно пункту 8 договора количество вагонов в каждой группе одновременно сдаваемой пользователю устанавливается не более 60 вагонов, по весу не более 1400 тонн.
В соответствии с пунктом 12 договора на железнодорожном пути необщего пользования устанавливается технологический срок оборота вагона - 8,6 часа. Перерабатывающая способность в среднем в сутки по основным родам грузов - уголь (погрузка) 101 вагон (пункт 13).
В пункте 16 договора установлено, что пользователь уплачивает перевозчику плату за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, независимо от его принадлежности по причинам, зависящим от пользователя, по ставкам Тарифного руководства "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденным приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 с учетом индексации (подпункт "б").
По дополнительному соглашению от 25.12.2017 к названному договору в договор вступило АО "Гуковпогрузтранс" (контрагент).
Согласно пункту 3 дополнительного соглашения контрагент уплачивает перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, независимо от его принадлежности, по причинам, зависящим от контрагента, по ставкам Тарифного руководства "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 с учетом индексации.
Соглашение вступило в силу с 01.01.2018 и действует на период срока действия договора N 558/1 от 29.06.2015 (пункт 10).
По дополнительному соглашению от 25.10.2019 продлен срок действия договора от 29.06.2015 N 558/1 до 31.12.2019.
В январе 2019 года в адрес грузополучателя АО "Гуковпогрузтранс" на станцию назначения Чапаевка-Ростовская следовали вагоны, которые задержаны в пути следования на промежуточных станциях в связи с нарушением грузополучателем установленного договором технологического срока оборота вагонов.
На промежуточной станции Замчалово 04.01.2019 по приказу N 180 отставлен от движения поезд с индексом 5800-487-5891 в количестве 42 вагонов по причине неприема железнодорожной станцией назначения на территории России, зависящей от грузополучателя, владельца путей необщего пользования.
Поезд отправлен на станцию назначения Чапаевка-Ростовская 10.01.2019 по приказу N 395.
Грузополучатель уведомлен о задержке и отправлении поезда письмами станции Чапаевка-Ростовская от 04.01.2019, 10.01.2019, на которых имеется отметка о получении представителем АО "Гуковпогрузтранс".
Факт прибытия вагонов в составе брошенного поезда с нарушенным сроком доставки подтверждается копиями железнодорожных накладных ЭВ960553, ЭП40233.
По прибытии вагонов на станцию назначения Чапаевка-Ростовская составлен акт обшей формы N 212 от 10.01.2019.
Согласно расчету сумма платы составила 34710 рублей.
Факт невыполнения технологических норм оборота вагонов, а также занятость фронта выгрузки и невозможность приема вагонов в периоды, за которые начислена плата, подтверждается памятками приемосдатчика N 15, 16, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 56, 58, 59, 63, 64.
Из памяток приемосдатчика следует, что вагоны в спорный период выгружались в сроки, превышающие технологические сроки оборота вагонов - 17 часов.
На промежуточной станции Жирнов 14.01.2019 по приказу N 673 отставлен от движения поезд с индексом 5800-501-5891 в количестве 57 вагонов по причине неприема железнодорожной станцией назначения на территории России, зависящей от грузополучателя, владельца путей необщего пользования.
Указанный поезд 25.01.2019 отправлен на станцию назначения Чапаевка-Ростовская по приказу N 1114.
Грузополучатель уведомлен о задержке и отправлении поезда письмами станции Чапаевка-Ростовская от 14.01.2019, 25.01.2019, на которых имеется отметка о получении представителем АО "Гуковпогрузтранс".
Факт прибытия вагонов в составе брошенного поезда с нарушенным сроком доставки подтверждается копиями железнодорожных накладных ЭГ393541, ЭГ439374.
По прибытии вагонов на станцию назначения Чапаевка-Ростовская составлены акты общей формы N 1144, 1145 от 26.01.2019.
По расчету сумма платы составляет 10406 руб. 40 коп.
Факт невыполнения технологических норм оборота вагонов, а также занятость фронта выгрузки и невозможность приема вагонов в периоды, за которые начислена плата, подтверждается памятками приемосдатчика N 103, 104, 105, 106, 107, 108, 111, 114, 115, 116, 118, 119, 120, 123, 124, 125, 126, 127, 130, 133, 134, 135, 136, 137, 143, 144, 146, 148, 149, 150, 151, 152, 153, 154, 155, 158, 159, 160, 162, 163, 167, 168, 169, 171, 172, 175, 176, 177, 178, 179,180, 181, 185, 186, 187, 189, 190, 191, 194, 196, 197.
Из памяток приемосдатчика следует, что вагоны в спорный период выгружались в сроки, превышающие технологические сроки оборота вагонов - 17 часов.
На промежуточной станции Грачи 14.01.2019 по приказу N 672 отставлен от движения поезд с индексом 5883-667-5891 в количестве 48 вагонов по причине неприема железнодорожной станцией назначения на территории России, зависящей от грузополучателя, владельца путей необщего пользования.
Названный поезд 24.01.2019 отправлен на станцию назначения Чапаевка-Ростовская по приказу N 1036.
Грузополучатель уведомлен о задержке и отправлении поезда письмами станции Чапаевка-Ростовская от 14.01.2019, 24.01.2019, на которых имеется отметка о получении представителем АО "Гуковпогрузтранс".
Факт прибытия вагонов в составе брошенного поезда с нарушенным сроком доставки подтверждается копиями железнодорожных накладных N 47798020, 47809975, 47809991, 53735866, 53730420, 47823240, 53753513, 53753554, 53715363.
По прибытии вагонов на станцию назначения Чапаевка-Ростовская составлены акты общей формы N 1008, 1009, 1010, 1011, 1012, 1013, 1014, 1015,1016 от 25.01.2019.
Согласно расчету сумма платы составляет 104256 рублей.
Факт невыполнения технологических норм оборота вагонов, а также занятость фронта выгрузки и невозможность приема вагонов в периоды, за которые начислена плата, подтверждается памятками приемосдатчика N 103, 104, 105, 106, 107, 108, 111, 114, 115, 116, 118, 119, 120, 123, 124, 125, 126, 127, 130, 133, 134, 135, 136, 137, 143, 144, 146, 148, 149, 150, 151, 152, 153, 154, 155, 158, 159, 160, 162, 163, 167, 168, 169, 171, 172, 175, 176, 177, 178, 179,180, 181, 185, 186, 187, 189,190, 191, 194, 196. Из памяток приемосдатчика следует, что вагоны в спорный период выгружались в сроки, превышающие технологические сроки оборота вагонов - 17 часов.
На промежуточной станции Грачи 27.12.2018 по приказу N 8930 отставлен от движения поезд с индексом 5800-476-5891 в количестве 57 вагонов по причине неприема железнодорожной станцией назначения на территории России, зависящей от грузополучателя, владельца путей необщего пользования.
Поезд 16.01.2019 отправлен на станцию назначения Чапаевка-Ростовская по приказу N 678.
Грузополучатель уведомлен о задержке и отправлении поезда письмами станции Чапаевка-Ростовская от 27.12.2018, 17.01.2019, на которых имеется отметка о получении представителем АО "Гуковпогрузтранс".
Факт прибытия вагонов в составе брошенного поезда с нарушенным сроком доставки подтверждается копиями железнодорожных накладных ЭВ778219, ЭВ640050, ЭВ751236, ЭВ751323, ЭВ751320, ЭВ690931, ЭВ614652.
По прибытии вагонов на станцию назначения Чапаевка-Ростовская составлены акты общей формы N 657, 658, 659, 660, 661, 662, 663 от 26.01.2019.
Согласно расчету сумма платы составила 70954 руб. 80 коп.
Факт невыполнения технологических норм оборота вагонов, а также занятость фронта выгрузки и невозможность приема вагонов в периоды, за которые начислена плата, подтверждается памятками приемосдатчика N 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 15, 16, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 56, 58, 59, 63, 64, 65, 66, 67, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80,81,82, 87, 88, 93,94,96, 97, 98, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 111, 114.
Из памяток приемосдатчика следует, что вагоны в спорный период выгружались в сроки, превышающие технологические сроки оборота вагонов - 17 часов.
По каждому из названных выше нарушений в адрес АО "Гуковпогрузтранс" направлены претензии N 19/13, 19/193, 19/190, 19/189 согласно которым, общая сумма платы составляет 220327 руб. 20 коп.
Поскольку претензии не удовлетворены в добровольном порядке, ОАО "Российские железные дороги" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Аналогичные правила изложены в статье 25 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций. Деятельность организаций железнодорожного транспорта необщего пользования регламентируется нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации железнодорожными путями необщего пользования являются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Дополнительное соглашение от 25.12.2017 к спорному договору заключено на основании статьи 60 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, согласно которой отношения между контрагентом (контрагент - грузоотправитель или грузополучатель, а также владелец железнодорожного пути необщего пользования, который в пределах железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего иному лицу, владеет складом или примыкающим к указанному железнодорожному пути своим железнодорожным путем необщего пользования) и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, регулируются заключенным между ними договором.
В статье 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона "О естественных монополиях" железная дорога относится к субъектам естественных монополий на транспорте, в связи с чем размер платы, за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику - железной дороге, устанавливается Федеральной службой по тарифам.
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
Согласно статье 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации определено, что за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени, в том числе: задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) и такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом.
Если в указанных в части 11 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации также установлено, что размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Приказом от 29.04.2015 N 127-т/1 Федеральной службы по тарифам России утверждена плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения (Тарифное руководство).
В пункте 2.4 Тарифного руководства установлено, что плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется по ставкам таблицы N 2 в случае нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, контейнеров в перевозочном процессе (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, иных перевозчиков, если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления в соответствии с правилами исчисления сроков доставки.
В пункте 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом от 18.06.2003 N 26 МПС РФ, установлено, что основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов (абз. 2 п. 4.7).
Согласно части 5 пункта 4.7 Правил эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов составляется акт общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, их номера, время начала и окончания задержки вагонов по каждой станции.
На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, если задержка вагонов привела к нарушению срока доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, причитающейся с грузоотправителя.
Таким образом, законом предусмотрено два условия для начисления платы за пользование инфраструктурой за вагоны, задержанные в пути следования - нарушение срока доставки и нарушение технологических норм выгрузки.
Названные выше акты общей формы, подписаны АО "Гуковпогрузтранс" с разногласиями.
Из актов общей формы и дорожной ведомости, видно, что, местом (фронтом) погрузки/выгрузки прибывающих в адрес грузополучателя порожних вагонов является подъездной путь необщего пользования, примыкающий к станции "Чапаевка-Ростовская", станции назначения, на которую АО "Гуковпогрузтранс" обязалось организовать отправку порожних вагонов, предоставленных оператором подвижного состава под погрузку угольной продукции.
Кроме того, исходя из актов обшей формы, задержка в пути следовании вагонов связана именно с нарушением технологических норм погрузки/выгрузки грузов, на путях необшего пользования, примыкающих к станции "Чапаевка-Ростовская".
Редакция пунктов 11, 12 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта определяет, что за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени: - ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; - нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; - задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; - задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Из смысла данной нормы следует, что грузополучатель, грузоотправитель, владелец пути необщего пользования вносит перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, только в том случае если причина, по которой произошел простой вагонов на путях инфраструктуры, зависела от грузополучателей, грузотправителей, владельца пути необщего пользования.
В силу части 18 статьи 39 Устава грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), а также обслуживающие грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своими локомотивами владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в следующих случаях, в том числе, когда вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев вагонов.
Толкование частей 12 и 18 статьи 39 Устава в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что обязанность по внесению платы за пользование путями общего пользования устанавливается, персонифицировано для лиц, от которых зависели причины нахождения вагонов на путях общего пользования.
Таким образом, обязанность грузополучателя по внесению платы за пользование путями общего пользования не является безусловной, а представляет собой опровержимую презумпцию.
Другими словами, доказав то обстоятельство, что просрочка произошла по причине, не зависящей от грузополучателя, грузополучатель может сложить с себя обязанность по внесению такой платы перевозчику, которая перейдет на соответствующее лицо, чьи действия (бездействие) вызвали просрочку, либо в связи с виной самого перевозчика прекратится применительно к положениям пункта 3 статьи 405, статей 406, 413 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Согласно пункту 1 соглашения от 25.12.2017 к спорному договору перевозчик в соответствии с пунктом 14 договора N 558/1 от 29.06.2015 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования ООО "Шахтоуправление "Садкинское" при станции Чапаевка-Ростовская осуществляет подачу и уборку вагонов для передачи на (с) железнодорожный путь ООО "Шахтоуправление "Садкинское" для контргента.
В пункте 3 дополнительного соглашения установлена обязанность контрагента уплачивать перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, независимо от его принадлежности, только по причинам, зависящим от контрагента.
Официальных отказов от приема вагонов в спорный период АО "Гуковпогрузтранс" в адрес ОАО "РЖД" не направляло.
Тот факт, что у грузополучателя имелась техническая возможность принимать вагоны, подтверждается тем, что в спорный период, АО "Гуковпогрузтранс" непрерывно продолжало принимать последующие партии порожних вагонов следовавших до станции назначения - "Чапаевка-Ростовская".
То есть, вновь прибывающие на станцию назначения вагоны подавались на подъездные пути необщего пользования раньше, чем ранее прибывшие ("брошенные" на промежуточных станциях), что указывает на свободное передвижение подвижных составов на станции "Чапаевка-Ростовская" и подтверждает наличие на станции назначения эксплуатационной возможности приема новых вагонов.
Соответственно, отсутствие на станции "Чапаевка-Ростовская" такой загруженности путей, которая могла бы повлечь длительное простаивание вагонов на путях общего пользования промежуточных станций Замчалово, Жирнов и Грачи, не подтверждает отсутствие у грузополучателя возможности принять поезда.
Кроме того, сам факт простоя вагонов, в пути следования, зафиксированный актами общей формы на станции "Чапаевка-Ростовская" СКЖД, не является безусловным основанием для взыскания с грузополучателя, ответчика по делу, начисленной перевозчиком платы за простой и не доказывает занятость путей станции по вине АО "Гуковпогрузтранс", а также фактическую невозможность приема станцией поездов.
В данном случае АО "Гуковпогрузтранс" не могло влиять на погрузку/выгрузку порожних/груженых вагонов прибывших под грузовую операцию на подъездной путь необщего пользования, примыкающего к ст. "Чапаевка-Ростовская", поскольку исходя из сложившихся между сторонами взаимоотношений, станция "Чапаевка Ростовская", является лишь станцией назначения и не может быть местом погрузки/выгрузки.
Данный вывод содержится в сложившейся судебной практике по спорам между сторонами по аналогичным спорам (дела N А53-38308/2019, А53-3145/2020).
Таким образом, доводы ОАО "РЖД" о наличии вины АО "Гуковпогрузтранс" документально не подтверждены, в связи с чем, начисление платы за простой вагонов в указанной ситуации и в предъявленном ответчику размере произведено неправомерно.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску подлежат отнесению на истца.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.08.2020 по делу N А53-3259/2020 отменить.
В иске отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Величко М.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-3259/2020
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: АО "ГУКОВПОГРУЗТРАНС"