г. Пермь |
|
18 декабря 2020 г. |
Дело N А60-25066/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 декабря 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Муравьевой Е.Ю., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при участии в судебном заседании в режиме онлайн посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел":
от заявителя, акционерного общества "Серовский механический завод": Анашина М.Е. паспорт, по доверенности от 12.08.2020 N 11/12-59, диплом; Попова В.А. паспорт, по доверенности от 02.03.2020 N 11/12-46; Благов А.Е. паспорт, по доверенности от 28.12.2019 N 11/12-7, диплом,
от заинтересованного лица, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Свердловской области: Широков А.Г. паспорт, по доверенности от 10.12.2019, диплом (участвует в режиме онлайн)
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя акционерного общества "Серовский механический завод"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 14 сентября 2020 года по делу N А60-25066/2020,
принятое судьей Ивановой С.О.
по заявлению акционерного общества "Серовский механический завод" (ИНН 6680000479, ОГРН 1116680000470)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Свердловской области (ИНН 6680000013, ОГРН 1116632003102)
о признании недействительными решений от 07.11.2019 N 4/17261 и 07.11.2019 N 07-07/17262,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Серовский механический завод" (заявитель, общество) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной резолютивной части решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Свердловской области (заинтересованное лицо, налоговый орган) от 07.11.2019 N 4/17261 и 07.11.2019 N 07-07/17262 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, со слов "отказать АО "СМЗ" в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 55813322 рублей. Просит признать также недействительным пункт 2 мотивированной части решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Свердловской области от 07.11.2019 N 4/17261 и 07.11.2019 N 07-07/17262 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного в отношении АО "СМЗ", в части обоснования отказа АО "СМЗ" в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 55 813 322 рублей за 4 квартал 2018 года.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 14 сентября 2020 года (резолютивная часть объявлена 08 сентября 2020 года) по делу N А60-25066/2020 в удовлетворении требований отказано.
Заявитель с принятым судом решением не согласился, обжаловал его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Доводы жалобы сводятся к тому, что общество выполнило все условия, предусмотренные статьями 171,172 НК РФ в целях получения налоговой выгоды в виде вычета по НДС. В расчетах с банком общество использовало собственные средства, полученные за продажу акций, сумма основного долга оплачена за счет собственных денежных средств в объеме, эквивалентном сумме бюджетных инвестиций. Поскольку бюджетные инвестиции получены обществом без выделения сумм НДС, уплата НДС осуществлена за счет собственных средств. Податель жалобы полагает, что редакция п. 2.1 и п.п. 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ не ставит право на получение вычета по НДС в зависимость от оплаты товаров за счет кредитных средств, статья 170 в редакции Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ не ограничила и не изменила с 01.01.2018 действие статей 169, 170, 172 НК РФ.
Налоговый орган представил отзыв на апелляционную жалобу, решение суда просит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители заявителя доводы жалобы поддерживают в полном объёме, просят апелляционную жалобу удовлетворить, решение отменить.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 26 по Свердловской области проведена камеральная налоговая проверка первичной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2018 года, представленной акционерным обществом "Серовский механический завод" 23.01.2019 с заявленной к возмещению из бюджета суммой НДС в размере 55 813 322 руб.
По результатам камеральной налоговой проверки составлен акт от 14.05.2019 N 07-12/4200, дополнение к акту налоговой проверки N 12941 от 26.08.2019, оформленное по результатам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля; принято решение от 07.11.2019 N 07-04/17262 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также решение от 07.11.2019 N 4/17261 об отказе (полностью) в возмещении суммы налога на добавленную стоимость (далее -решения от 07.11.2019 N 07-04/17262, N 4/17261)
Решением от 07.11.2019 N 07-04/17262 АО "СМЗ" отказано в применении налоговых вычетов в размере 58 593 833 руб., в связи с чем отказано в возмещении НДС в размере 55 813 322 руб. и доначислена сумма НДС к уплате в бюджет в размере 2 780 511 руб.
Основанием для вынесения указанных решений послужил факт необоснованного применения налогоплательщиком вычетов по НДС в нарушение положений п.2.1 ст.170 НК РФ.
Решением УФНС России по Свердловской области от 20.02.2020 N 1913/2019 апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения.
Решением ФНС России от 30.07.2020 N КЧ-4-9/12257 жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решениями налогового органа, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судом принято обжалуемое решение.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Как следует из обстоятельств дела, между сторонами спора по фактическим обстоятельствам не имеется. Доводы сторон сводятся к правовой оценке применения нормы, содержащейся в пункте 2.1 статьи 170 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ)
Объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 171, пунктом 1 статьи 172 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса, а также в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ, вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно пункту 2.1 статьи 170 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ) в случае приобретения товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, суммы налога, предъявленные налогоплательщику либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, вычету не подлежат.
Положения пункта 2.1 статьи 170 Кодекса применяются также при проведении капитального строительства и (или) приобретения недвижимого имущества за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, с последующим увеличением уставного фонда государственных (муниципальных) унитарных предприятий или возникновением права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть в уставном (складочном) капитале юридических лиц.
Абзацем 3 пункта 2.1 статьи 170 Кодекса (в редакции Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ) предусмотрено, что при получении субсидий и (или) бюджетных инвестиций в соответствии с законодательством Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, приобретаемым (оплачиваемым) за счет указанных субсидий и (или) бюджетных инвестиций.
Указанные суммы НДС включаются в расходы при исчислении налога на прибыль организаций при условии, что расходы на приобретение товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, учитываются в расходах (в том числе через начисленную амортизацию) при исчислении налога на прибыль организаций и при условии ведения раздельного учета.
При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета суммы НДС по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, приобретаемым (оплачиваемым) за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, в расходы при исчислении налога на прибыль организаций не включаются.
При этом, подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса предусмотрено, что суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Положения абзаца первого подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса применяются независимо от факта включения суммы налога в субсидии и (или) бюджетные инвестиции на возмещение затрат.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее -БК РФ) бюджетные инвестиции - бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 80 БК РФ предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием Российское Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Оформление доли Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале, принадлежащей Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в рамках реализации инвестиционного проекта Российской Федерации "Реконструкция для создания Производства перспективного ряда артснарядов 100-152 мм и 120 мм" 20.12.2014 утвержден лимит финансирования Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее -Минпромторг России) указанного проекта общей стоимостью 934 700 000 рублей.
После утверждения лимитов бюджетного финансирования инвестиционного проекта заключен Договор об участии Российской Федерации в собственности акционерного общества и исполнении инвестиционного проекта с привлечением кредитных средств N 01-09/90дсп/16.03 от 18.08.2016 между Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Росимущество), Минпромторгом России (выступающими от имени Российской Федерации) и АО "Серовский механический завод".
Предметом Договора является взаимодействие сторон по реализации инвестиционного проекта "Реконструкция для создания производства перспективного ряда артснарядов 100-152 мм и 120 мм" на сумму 852 800 000 руб. в соответствии с титульным списком вновь начинаемого объекта капитального строительства на 2016 год, утверждаемым Минпромторгом России.
Реализация проекта осуществляется по утвержденной в установленном порядке проектной документации и в соответствии с титульным списком вновь начинаемого объекта капитального строительства на 2016 год и графиком выполнения работ, предоставляемыми при подписании Договора.
Согласно условиям, определенным в п. 2 Договора, для опережающего исполнения Проекта по итогам предварительно проведенных корпоративных мероприятий Общество (АО "СМЗ") привлекает кредитные средства в размере 852 800 ООО руб. и направляет их на реализацию Проекта.
Погашение всех обязательств по кредитам осуществляется Обществом с 2017 по 2018 год за счет средств, выделяемых Обществу из Федерального бюджета, предусмотренных Программой. Пунктом 2.3 договора предусмотрено, что денежные средства, выделяемые Обществу из федерального бюджета и используемые для погашения всех кредитных обязательств, предоставляются Обществу на условиях передачи (продажи) акций Общества, эквивалентного по стоимости объему предоставляемых бюджетных средств (п. 2.2 Договора).
Кроме того, разделом 3 договора N 01-09/90дсп/16.03 от 18.08.2016 предусмотрены обязанности Общества по обеспечению качественного выполнения работ по Проекту в соответствии с проектной документацией, предоставления отчетности использования привлеченных кредитных средств, введения объекта в эксплуатацию в срок, предусмотренный Программой.
Таким образом, договором от 18.08.2016 закреплено участие Российской Федерации в исполнении инвестиционного проекта и перечислении государственных инвестиций, а не о перечислении денежных средств по договору купли-продажи акций в адрес государства.
07.10.2016 в целях исполнения п. 2.1 договора от 18.08.2016 заключено кредитное соглашение об открытии кредитной линии N 2616-283-К между АО "Газпромбанк" (Кредитор) и АО "СМЗ" (Заемщик).
Предметом данного соглашения является открытие Кредитором Заемщику кредитной линии с максимально допустимым лимитом в размере 852 800 000 руб. (сумма, определённая размером бюджетных инвестиций, закрепленных в договоре от 16.08.2016). Кредитные средства используются по строго целевому назначению (п. 4.1 соглашения) для реализации инвестиционного проекта "Реконструкция для создания Производства перспективного ряда артснарядов 100-152 мм и 120 мм", осуществляемого в рамках целевой программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ".
Обеспечением исполнения обязательств Заемщика является государственная гарантия в размере 100% от суммы Кредита (п. 5.1 соглашения).
В рамках кредитного соглашения 30.12.2016 между Министерством финансов Российской Федерации (Гарант), Государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности" (Агент), АО Газпромбанк (Бенефициар) и АО "Серовский механический завод" (Принципал) заключен Договор о предоставлении государственной гарантии Российской Федерации N Д-16-107/С30400 от 30.12.2016.
Таким образом, кредитное соглашение от 07.10.2016 заключено в соответствии со ст. 115, ст. 115.2, п. 2 ст. 116 Бюджетного кодекса Российской Федерации; Федеральным законом от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год"; Правилами предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым организациями оборонно-промышленного комплекса на реализацию проектов, осуществляемых в рамках целевой программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 гг.", утвержденными постановлением Правительством Российской Федерации от 06.02.2013 N 97; распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 N 2339-р; приказом Минфина России от 30.12.2016 N 854 "О заключении договора о предоставлении государственной гарантии Российской Федерации по кредиту, привлекаемому АО "СМЗ".
Предметом Договора о предоставлении государственной гарантии Российской Федерации по кредиту, привлекаемому АО "СМЗ, являются правоотношения сторон, связанные с предоставлением государственной гарантии Российской Федерации в обеспечение исполнения обязательств Принципала по Кредитному соглашению (договору) от 07.10.2016 и исполнением названной государственной гарантии Российской Федерации.
Кредит, привлекаемый Принципалом в соответствии с Кредитным договором, является целевым, и денежные средства, полученные Принципалом по Кредитному договору, направляются исключительно на реализацию проекта, осуществляемого Принципалом в рамках федеральной целевой программы (п. 3,35 Договора) в силу прямого указания в договоре.
Лимит по кредитной линии составляет 852 800 000 руб. Окончание использования кредитной линии - 31.12.2017 г.; дата, не позднее которой Заемщик обязан полностью погасить долг - 31.12.2018 г.
По данному договору денежные средства предоставляются на реализацию опережающими темпами инвестиционного проекта "Реконструкция для создания производства перспективного ряда арт-снарядов 100-152 мм и 120 мм", осуществляемой в рамках целевой программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на 2011 г.-2020 г."
Таким образом, кредитная линия по договору 07.10.2016 носит целевой характер, цель ее получения АО "СМЗ" обоснована исключительно для опережающего исполнения Проекта, обеспеченная 100% государственной гарантией по кредитам, привлекаемым организациями оборонно-промышленного комплекса на реализацию проектов, осуществляемых в рамках целевой программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы".
После проведения закупочных процедур АО "СМЗ" 30.01.2017 17.02.2017 для осуществления целевой программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на 2011-2020 годы" и в целях реализации инвестиционного проекта "Реконструкция для создания производства перспективного ряда артснарядов (в т.ч. высокоточных) калибра 100-152 мм и 120 мм" заключило договор генерального подряда N 504 от 30.01.2017 г. с ООО "ПромЭлектроМонтаж-СТН" и контракт N 502 от 17.02.2017 г. на поставку оборудования автоматизированной линии с ООО "УНИМАТИК".
Между АО "СМЗ" и ООО "УНИМАТИК" заключен контракт на поставку автоматизированных линий N 502 от 17.02.2017.
В цену Контракта входит: стоимость Оборудования, расходы, связанные с доставкой, разгрузкой-погрузкой, размещением в местах хранения Заказчика, монтаж, пуско-наладочные работы, предоставление рабочего места технолога, обучение персонала Заказчика, стоимость оснастки, стоимость упаковки, маркировки, страхование, таможенные платежи и пр.
Согласно пункта 2.5. Контракта оплата производится с авансовым платежом в размере 30% от цены Контракта в течение 10 рабочих дней с даты заключения Контракта. В пункте 2.6. Контракта урегулированы условия расчетов между Заказчиком и Поставщиком, которые производятся поэтапно: платеж в размере 30% о цены договора в течение 15-ти рабочих дней с даты получения письменного извещения Поставщика о готовности оборудования к отгрузке с завода-изготовителя; платеж в размере 20% от цены договора Заказчик перечисляет в течение 15-ти банковских дней после поставки оборудования и подписания товарно-транспортной накладной обеими сторонами по форме N ТОРГ-12; окончательный платеж в размере 20% от цены договора в течение 15-ти банковских дней после выполнения пуско-наладочных работ и подписания Акта ввода Оборудования в эксплуатацию.Пунктом 3.11 Контракта предусмотрено, что датой выполнения работ по монтажу, пуско-наладке, вводу Оборудования в эксплуатацию с проведением обучения специалистов Заказчика считается дата подписания сторонами Акта о вводе Оборудования в эксплуатацию (приложение N6 к договору).
В приложении N 3 к Контракту предусмотрен порядок проведения монтажных пуско-наладочных работ: по предварительной приемке Оборудования. Поставщик организует его проверку на производственных площадях и уведомляет Заказчика о готовности принять представителей Заказчика. Заказчик предоставляет Поставщику заготовки тестовых деталей "Изделие-100", "Изделие -125", для проведения предварительной приемки оборудования. Доставка оборудования осуществляется силами Поставщика, либо с привлечением им третьих лиц. После доставки оборудования Поставщиком в местонахождение Заказчика, Заказчик не распаковывая Оборудование, принимает его, согласно тарным местам, указанных транспортно-сопроводительных документах перевозчика и Поставщика. Первичная распаковка Оборудования должна производиться только в присутствии уполномоченных представителей Поставщика и Заказчика. Поставщик до начала монтажных и наладочных работ на предприятии Заказчика направляет информацию о выезжающих специалистах для проведения работ и данные для оформления пропусков. Распаковку оборудование производится под контролем специалистов Поставщика.
Для исполнения условий договора на поставку автоматизированных линий N 502 от 17.02.2017 в части оплаты и во исполнение Договора об участии Российской Федерации в собственности акционерного общества и исполнении инвестиционного проекта с привлечением кредитных средств N 01-09/90 дсп/16.03 от 18.08.2016 г. для опережающего исполнения Проекта налогоплательщик кредитному соглашению от 07.10.2016 г. N 2616-283-К с АО "ГАЗПРОМБАНК" (Кредитор) получает заемные денежные средства для финансирования инвестиционного проекта "Реконструкция для создания производства перспективного ряда артснарядов калибра 100-152 мм и 120 мм, осуществляемой в рамках целевой программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на 2011-2020 годы".
Оплата по Контракту производится авансовыми платежами.
Во исполнение обязательств ООО "УНИМАТИК" выставило в адрес АО "СМЗ" счета-фактуры и товарные накладные на реализацию модулей автоматизированных линий, рабочего места технолога, предоставление услуг по монтажным и пуско-наладочным работам на сумму 348 310 733 руб.
Налоговым органом по результатам проверки установлено, что АО СМЗ произвело оплату по Контракту в сумме 392 945 431,55 руб., что соответствует цене Контракта.
Согласно счетам-фактурам, выставленным ООО "Униматик" в адрес АО СМЗ за период с 05.10.2017 по 30.07.2018 выполнено работ на сумму 348 310 733.50 руб., в том числе НДС 53 132 145.79 руб., который полностью заявлен налогоплательщиком к вычету в проверяемом периоде - 4 квартале 2018 года.
В соответствии с Контрактом Генерального подряда N 504 от 30.01.2017 между АО "СМЗ" (Заказчик) и АО "ПРОМЭЛЕКТРОМОНТАЖ-СТН" (Генподрядчик), заключенным в рамках выполнения Федеральной целевой программы "Развития оборонно-промышленного комплекса РФ на 2011-2020годы" и в целях реализации инвестиционного проекта: "Реконструкция для создания производства перспективного ряда арт.снарядов (в т.ч. высокоточных) калибра 100-152 мм и 120 мм", Генподрядчик обязуется в установленный срок до 01.12.2017 г. выполнить комплекс работ на объекте Заказчика.
В состав технического задания входят следующие работы:
- реконструкция здания корпуса N 9 с увеличением производственной площади до 9800 кв. м инженерных сооружений и коммуникации с целью обеспечения требуемых технологических режимов производства и контрольно-проверочных операций. К существующему трех-пролетному зданию пристраивается двух-пролетное одноэтажное здание; поставка и ввод в эксплуатацию технологического оборудования, включая замену морально устаревшего и физически изношенного с целью увеличения производственных мощностей за счет внедрения в производственный процесс новых прогрессивных технологий изготовления спецпродукции.
Оборудование поставлено на учет и отражено на счете 01.
АО "ПРОМЭЛЕКТРОМОНТАЖ-СТН" по Контракту Генерального подряда N 504 от 30.01.2017 г. в 4 квартале 2018 г. выполнены работы на сумму 35 804 393.08 руб., в т.ч. НДС -5 461 687.08 руб., представлены: справка о стоимости выполненных работ с 01.09.2018 г. по 30.09.2018 г., с 01.10.2018 г. по 31.10.2018, 01.11.2018 по 30.11.2018, формы КС-3, акты о приемке выполненных работ формы КС-2.
На основании выписки по движению денежных средств АО "СМЗ" кредитными учреждениями за 2017 и 2018 установлено, что Заказчик перечислил на расчетный счет Подрядчика по Контракту N 504 от 30.01.2017- 493 467 615 руб.
Всего для выполнения Федеральной целевой программы "Развития оборонно-промышленного комплекса РФ на 2011-2020 годы" и в целях реализации инвестиционного проекта: "Реконструкция для создания производства перспективного ряда арт.снарядов (в т.ч. высокоточных) калибра 100-152 мм и 120 мм" заключены Контракт N 504 от 30.01.2017 г. с ООО "Униматик" и контракт N 502 от 17.02.2017 с АО "Промэлектромонтаж СНТ" на общую сумму 913 848 379 руб. (392 945 431- ООО "Униматик" + 520 902 948- АО "Промэлектромонтаж СНТ").
По результатам выполненных работ по указанной программе в цехе N 9 введено в эксплуатацию 7 модулей автоматизированных линий, принятых Минпромторгом РФ. Объем проектных работ освоен, подписан Акт КС-14. Налогоплательщиком представлен Акт N 1 от 31.10.2018 года приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией.
По итогу завершения и сдачи проекта "Реконструкция для создания Производства перспективного ряда артснарядов 100-152 мм и 120 мм" в 4 кв. 2018 года АО "СМЗ" приняло к вычету все приобретенное, установленное и запущенное в производство оборудование и строительно-монтажные работы согласно договорам N 504 от 30.01.2017 г. и N 502 от 17.02.2017 г.
Для погашения займа по кредитному соглашению и во исполнение обязательств по договору от 18.08.2016 N 01-09/90 дсп/16.03 от 18.08.2016 г. Минпромторг России перечисляет денежные средства АО "СМЗ".
Из представленных платежных поручений Управлением федерального казначейства по Свердловской области на лицевой счет АО "СМЗ" перечислено 852 800 000 руб. в соответствии с договором об участии Российской Федерации для погашения кредитного соглашения 2616-283-К от 07.10.2016 г., по доп. соглашению от 06.12.2016, и доп. соглашению от 21.12.2017 годы:
- 27.12.2017 (п/п 633325) на лицевой счет АО "СМЗ" УФК по Свердловской области перечислено 474 700 000.00 руб. в качестве оплаты по доп. соглашению N 1 от 19.12.2017 г. к договору об участии РФ в собственности АО и исполнение инвестиционного проекта с привлечением кредитных средств от 18.08.2016 г. N 01-09/90дсп/16.03, бюджетное инвестирование, взнос в уставной капитал, без налога.
- 28.12.2017 г. (п/п 7365) полученные денежные средства в размере 474 700 000 руб. перечислены АО "СМЗ" в адрес филиала Банка ГПБ (АО) "Уральский" в погашение основного долга по кредитному соглашению N 2616-283-К от 07.10.2016 г.
- 24.10.2018 г. (п/п 581517) на лицевой счет АО "СМЗ" УФК по Свердловской области перечислено 378 100 000 руб. в качестве оплаты по доп. соглашению N 2 от 19.12.2017 г. к договору об участии РФ в собственности АО и исполнение инвестиционного проекта с привлечением кредитных средств от 18.08.2016 г. N 01-09/90дсп/16.03, бюджетное инвестирование, взнос в уставной капитал, без налога.
- 24.10.2018 г. двумя платежными поручениями на сумму 275 722 487,70 руб. и 102 377 512,30 руб. (всего - 378 100 000 руб.) полученные денежные средства перечислены АО "СМЗ" в адрес филиала Банка ГПБ (АО) "Уральский" в погашение основного долга по кредитному соглашению N 2616-283-К от 07.10.2016 г.
Указанное движение денежных средств свидетельствует об исполнении обязательств по договорам, заключенным в рамках исполнения инвестиционного проекта.
Таким образом, денежные средства, полученные платежными поручениями от 27.12.2017 г. N 633325 и от 24.10.2018 г. N 581517, были направлены на погашение кредитной линии N2616-283-К, от 07.10.2016 г. (п.6.1.Соглашения).
Кредитные средства используются по строго целевому назначению ((п.4.1 соглашения) для реализации инвестиционного проекта "Реконструкция для создания производства перспективного ряда арт-снарядов (в т.ч. высокоточных) калибра 100-152 мм и 120 мм", осуществляемой в рамках целевой программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ"), виданного "Газпромбанк" (АО) под гарантию Правительства РФ, а не использованы на увеличение уставного капитала.
В результате анализа представленных договоров, счетов-фактур, произведенной оплаты, платежных поручений установлено, что денежные средства поступили АО "СМЗ" в рамках Федеральной целевой программы "Развития оборонно-промышленного комплекса РФ на 2011-2020 годы" и в целях реализации инвестиционного проекта: "Реконструкция для создания производства перспективного ряда арт-снарядов (в т.ч. высокоточных) калибра 100-152 мм и 120 мм" в качестве инвестиций, что опровергает доводы налогоплательщика в жалобе о том, что на лицевой счет АО "СМЗ" УФК по Свердловской области от Минпромторг перечислило денежные средства в качестве взноса в уставной капитал АО "СМЗ": - 27.12.2017 г. в размере 474 700 000 руб. без налога, 24.10.2018 г. в размере 378 100 ООО руб. без налога.
С учетом материалов дела, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае подлежат применению положения пункта 2.1 статьи 170 Кодекса, поскольку оборудование и работы приобретены Обществом в 2018 году в рамках реализации инвестиционного проекта "Реконструкция для создания производства перспективного ряда артснарядов 100-152 миллиметров и 120 миллиметров", оплата произведена за счет бюджетных инвестиций посредством привлечения кредитных средств для опережающего исполнения указанного проекта.
При этом перечисление на счет Общества бюджетных инвестиций без выделения в них сумм НДС не свидетельствует о том, что суммы НДС, предъявленные ООО "Униматик" и ООО "ПромЭлектроМонтаж-СТН", не покрывались бюджетными инвестициями. Также, условиями Договора об участии от 18.08.2016 не предусмотрено финансирование затрат на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг) без включения в состав таких затрат предъявленных сумм налога.
В отношении довода Заявителя о том, что положения пункта 2.1 статьи 170 Кодекса не применимы в отношении налоговых вычетов по НДС по счетам-фактурам, выставленным ООО "Униматик" в 2017 году, судом принято во внимание, что Заявителем не представлены доказательства того, что право на вычет по указанным счетам-фактурам возникло до 4 квартала 2018 года.
Так, в соответствии с пунктом 3.4 контракта от 17.02.2017 N 502 приемка оборудования производится сторонами в два этапа: предварительная приемка (на территории поставщика) и приемка на территории заказчика. Порядок проведения приемки регулируется положениями данного раздела и приложения N 3 к контракту.
Довод Заявителя о том, что с момента попадания на расчетный счет заемные средства (а бюджетные средства - на лицевой счет) становятся собственными средствами предприятия, которыми оно может распоряжаться самостоятельно по своему усмотрению, не может быть принят во внимание, поскольку противоречит положениям п. 1 ст. 80 Бюджетного кодекса РФ, абз. 3 п. 2.1 ст. 170 НК РФ (в редакции ФЗ-335 от 27.11.2017), предусматривающим, что бюджетные инвестиции для организаций, не являющихся госучреждениями или унитарными предприятиями, выделяются под условием оформления участия Российской Федерации в уставном капитале такой организации. Если указанные бюджетные инвестиции потрачены на оплату товаров (работ, услуг) то НДС, уплаченный поставщику в их цене, вычету не подлежит.
Доводы жалобы о том, что редакция п. 2.1 и п.п. 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ не ставит право на получение вычета по НДС в зависимость от оплаты товаров за счет кредитных средств, отклоняются, поскольку положения абзаца первого подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса применяются независимо от факта включения суммы налога в субсидии и (или) бюджетные инвестиции на возмещение затрат.
Доводы Заявителя о том, что им по кредитному соглашению оплачены за счет собственных средств проценты за пользование кредитом не свидетельствует об оплате работ по контрактам с поставщиками за счет собственных средств. Кроме того, заключение кредитного соглашения явилось правом, а не обязанностью АО "СМЗ" при реализации проекта.
Довод подателя жалобы о том, что субсидии были получены в 2017 году не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку субсидии перечислялись обществу, в том числе, и в 2018 году.
Кроме того, следует учесть, что налогоплательщик не лишен возможности учесть уплаченные про кредитного соглашению суммы процентов в составе расходов при исчислении налога на прибыль за соответствующие налоговые периоды, когда совершались выплаты процентов Кредитору, тем самым нивелируя предпринимательские риски по несению дополнительных собственных расходов при реализации инвестиционного проекта - "Реконструкция для создания производства перспективного ряда арт-снарядов (в т.ч. высокоточных) калибра 100-152 мм и 120 мм".
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного обжалуемое решение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В силу статьи 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 руб. относится на ее подателя.
В силу статьи 104 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1 500 руб., излишне уплаченная по платежному поручению N 4956 от 12.10.2020, подлежит возврату из федерального бюджета акционерному обществу "Серовский механический завод".
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 сентября 2020 года по делу N А60-25066/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Серовский механический завод" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Серовский механический завод" из федерального бюджета госпошлину в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 4956 от 12.10.2020.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-25066/2020
Истец: АО "СЕРОВСКИЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД"
Ответчик: ОСП МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 26 ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ