г. Саратов |
|
18 декабря 2020 г. |
Дело N А12-7974/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Пузиной Е.В., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Артемовой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - города Волжский Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 31 июля 2020 года по делу N А12-7974/2020 (судья Д.М. Бритвин)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лада Дом" (ОГРН 1143435001951, ИНН 3435311173, 404121, Волгоградская область, г. Волжский, ул. Машиностроителей, 9Б, 8)
к Комитету по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (ОГРН 1043400050759, ИНН 3435110565, 404130, Волгоградская область, г. Волжский, ул. 19 Партсъезда, 30)
с участием в деле в качестве заинтересованных лиц: Соловьева В.Г. (404104, Волгоградская область, г. Волжский, пл. Труда, д. 17, кв. 13), Гусевой С.А. (404121, Волгоградская область, г. Волжский, ул. Машиностроителей, д. 7, кв. 77), Бадаевой Е.И. (404104, Волгоградская область, г. Волжский, ул. Химиков, д. 14, кв. 52), Воробьевой И.В. (404120, Волгоградская область, г. Волжский, ул. Королева, д. 2, кв. 4)
о признании незаконным предписания,
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью "Лада Дом" (далее - ООО "Лада Дом", заявитель, Общество) в рамках дел N N А12-7974/2020, А12-7977/2020, А12-7980/2020, А12-7976/2020 с заявлениями о признании недействительными предписаний Комитета по обеспечению жизнедеятельности города Администрации городского округа - город Волжский (далее - Комитет) от 12.02.2020 N 17-л/2020, от 16.01.2020 N1018-л/2019, от 06.02.2020 N 900-л/2019, от 30.12.2019 N 993-л/2019.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Соловьев В.Г., Гусева С.А., Бадаева Е.И., Воробьева И.В.
Определением суда первой инстанции по делу А12-7977/2020 дела N N А12-7974/2020, А12-7977/2020, А12-7980/2020, А12-7976/2020 объединены в одно производство и делу присвоен общий номер А12-7974/2020.
Решением от 31 июля 2020 года Арбитражный суд Волгоградской области признал недействительными предписания Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 12.02.2020 N 17-л/2020, от 16.01.2020 N1018-л/2019, от 06.02.2020 N 900-л/2019, от 30.12.2019 N 993-л/2019.
Кроме того, суд взыскал с Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Лада Дом" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 12 000 рублей
Комитет по обеспечению жизнедеятельности города Администрации городского округа - город Волжский не согласился с принятым решением и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
ООО "Лада Дом" считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Бадаева Е.И. представила письменные пояснения, в которых указывает на несогласие с произведенными ООО "Лада Дом" спорными начислениями.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 27.11.2020, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Комитетом по обеспечению жизнедеятельности города Администрации городского округа - город Волжский заявлено ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы, поскольку Комитету необходимо представить дополнительные документы по фактическому исполнению оспариваемых предписаний и невозможностью явки представителя Комитета в судебное заседание.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев заявленное ходатайство, считает его подлежащим отклонению в силу следующего.
Арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине (часть 4 статьи 158 АПК РФ).
При этом возможность отложить судебное заседание является правом суда, которое осуществляется с учетом обстоятельств конкретного дела, за исключением случаев, когда рассмотрение дела в отсутствие представителя лица, участвующего в деле, невозможно в силу положений АПК РФ и отложение судебного заседания является обязанностью суда.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения ходатайства Комитета, поскольку невозможность явки представителя в судебное заседание не обоснована, доказательств не представлено. Кроме того, документы по фактическому исполнению оспариваемых предписаний не могут повлиять на исход рассмотрения спора о законности данных предписаний.
Судебной коллегией так же учтена продолжительность рассмотрения апелляционных жалоб и неоднократное отложение судебных заседаний.
На основании изложенного, судебной коллегией отказано в удовлетворении ходатайства Комитета об отложении судебного заседания.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участников процесса, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 15.01.2020 N 17-л/2020, с целью проверки доводов, изложенных в обращении гражданина, Комитетом проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "Лада Дом", по результатам которой составлен акт от 12.02.2020 N 17-л/2020.
Из акта проверки от 12.02.2020 N 17-л/2020 следует, что в ходе проверки выявлены нарушения в части правильности расчета размера платы за коммунальные ресурсы по электроснабжению (за ноябрь 2019 года), потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома N 17 по ул. Труда. Так, установлено, что ООО "Лада Дом" производило начисление платы за коммунальный ресурс по электроснабжению, потребляемый при содержании общего имущества, с нарушением требований части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 29 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2016 N 491 (далее - Правила N 491), пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N354 (далее - Правила N354).
В связи с выявленными нарушениями в адрес ООО "Лада Дом" выдано предписание N 17-л/2020 от 12 февраля 2020 года об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, Обществу предписано: произвести перерасчет платы за коммунальный ресурс по электроэнергии, потребляемый в целях содержания общего имущества многоквартирного дома собственникам многоквартирного дома N 17 по пл. Труда за ноябрь 2019 года в срок до 04.05.2020.
На основании приказа от 09.12.2019 N 1018-л/2019, с целью проверки доводов, изложенных в обращении гражданина, Комитетом проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "Лада Дом", по результатам которой составлен акт от 16.01.2020 N 1018-л/2019.
Из акта проверки от 16.01.2020 N 1018-л/2019 следует, что в ходе проверки выявлены нарушения в части правильности расчета размера платы за коммунальные ресурсы по электроснабжению (за июль, август, сентябрь 2019 года) и холодному водоснабжению (за август, сентябрь, октябрь 2019 года с учетом ранее произведенных перерасчетов), потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома N 14 по ул. Химиков. Так, установлено, что ООО "Лада Дом" производило начисление платы за коммунальные ресурсы по электроснабжению и холодному водоснабжению потребляемые при содержании общего имущества с нарушением требований части 9.2 статьи 156 ЖК РФ, пункта 29 Правил 491, пункта 44 Правил N 354.
В связи с выявленными нарушениями в адрес ООО "Лада Дом" выдано предписание N 1018-л/2019 от 16 января 2020 года об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, Обществу предписано: произвести перерасчет платы за коммунальные ресурсы по электроснабжению (за июль, август, сентябрь 2019 года) и холодному водоснабжению (август, сентябрь, октябрь 2019 года с учетом ранее произведенных перерасчетов), потребляемые в целях содержания общего имущества многоквартирного дома собственникам многоквартирного дома N 14 по ул. Химиков в срок до 04.05.2020.
На основании приказа от 10.01.2020 N 4-л/2020, с целью проверки доводов, изложенных в обращении гражданина, Комитетом проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "Лада Дом", по результатам которой составлен акт от 06.02.2020 N 4-л/2020.
Из акта проверки от 06.02.2020 N 4-л/2020 следует, что в ходе проверки выявлены нарушения в части правильности расчета размера платы за коммунальные ресурсы по электроснабжению и горячему водоснабжению (за ноябрь 2019 года), потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома N 7 по ул. Машиностроителей. Так, установлено, что ООО "Лада Дом" производило начисление платы за коммунальные ресурсы по электроснабжению и горячему водоснабжению потребляемые при содержании общего имущества с нарушением требований части 9.2 статьи 156 ЖК РФ, пункта 29 Правил N 491, пункта 44 Правил N 354.
В связи с выявленными нарушениями в адрес ООО "Лада Дом" выдано предписание N 900-л/2019 от 06 февраля 2020 года об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, Обществу предписано: произвести перерасчет платы за коммунальный ресурс по горячему водоснабжению, электроэнергии, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома собственникам многоквартирного дома N 7 по ул.Машиностроителей за ноябрь 2019 года в срок до 10.04.2020.
На основании приказа от 03.12.2019 N 993-л/2019, с целью проверки доводов, изложенных в обращении гражданина, Комитетом проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "Лада Дом", по результатам которой составлен акт от 30.12.2019 N 993-л/2019.
Из акта проверки от 30.12.2019 N 993-л/2019 следует, что в ходе проверки выявлены нарушения в части правильности расчета размера платы за коммунальные ресурсы по электроснабжению (за август и сентябрь 2019 года) и горячему водоснабжению (за август, сентябрь, октябрь 2019 года), потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома N 7 по ул.Машиностроителей. Так, установлено, что ООО "Лада Дом" производило начисление платы за коммунальные ресурсы по электроснабжению и горячему водоснабжению потребляемые при содержании общего имущества с нарушением требований части 9.2 статьи 156 ЖК РФ, пункта 29 Правил N 491, пункта 44 Правил N 354.
В связи с выявленными нарушениями в адрес ООО "Лада Дом" выдано предписание N 993-л/2019 от 30 декабря 2019 года об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, Обществу предписано: произвести перерасчет платы за коммунальный ресурс по горячему водоснабжению, потребляемый при содержании общего имущества многоквартирного дома собственникам многоквартирного дома N 7 по ул.Машиностроителей за август, сентябрь, октябрь 2019 года; электроэнергии, потребляемый при содержании общего имущества многоквартирного дома собственникам многоквартирного дома N 7 по ул. Машиностроителей за август и сентябрь 2019 года в срок до 01.04.2020
Не согласившись с выданными предписаниями, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлениями о признании указанных ненормативных правовых актов недействительными.
Суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что оспариваемые предписания не соответствуют действующему законодательству, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку возлагает на него незаконную обязанность исходя из содержательно-правового смысла статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 2 статьи 154 упомянутого Кодекса структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Пункт 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ с 10.08.2017 действует в новой редакции, в соответствии с которой структура платы включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Из части 9.1 статьи 156 ЖК РФ в редакции, действующей до 10.08.2017, следует, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 9.1 статьи 156 ЖК РФ в редакции, действующей с 10.08.2017, плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании части 9.2 указанной статьи в редакции, действующей до 10.08.2017, размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом.
В силу частей 9 и 10 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30.03.2016 N 73-ФЗ) расходы на оплату горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, включаются в состав платы за содержание жилого помещения с 01.01.2017 и при первоначальном включении в плату этих расходов их размер не могут превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016.
После того как органы государственной власти установят нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах (не позднее 01.06.2017), размер расходов на оплату коммунальных ресурсов будет определяться исходя из таких нормативов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность не позднее 01.06.2017 утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего постановления (пункт 2).
До утверждения нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но не позднее 01.06.2017, при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016 нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (пункт 3).
Согласно пункту 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
С 01.01.2017 в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016.
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом. В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Следовательно, с 01.01.2017 расходы на оплату горячей воды, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме, включаются в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Вместе с этим Федеральным законом от 29.07.2017 N 258-ФЗ "О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в статьи 154 и 156 ЖК РФ.
Так, часть 9.2 статьи 156 ЖК РФ изложена в новой редакции, согласно которой размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Указанные изменения вступили в силу с 10.08.2017.
Таким образом, начиная с августа 2017 года определение размера расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД возможно исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, но только в случае принятия на общем собрании собственников помещений в МКД соответствующего решения, наличие которого установлено требованиями ЖК РФ.
Приказом Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 29.05.2017 N 16 "О внесении изменений в некоторые постановления министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области" внесены изменения в Постановления министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области от 30.07.2012 N 5 "Об утверждении нормативов потребления населением коммунальных услуг и коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по электроснабжению при отсутствии приборов учета на территории Волгоградской области" установлены, и с июня 2017 года применяются новые нормативы на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества.
Вместе с тем, в соответствии с новой редакцией пункта 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, определяется исходя из объемов соответствующих коммунальных ресурсов, определяемых путем распределения между потребителями объема коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды в многоквартирном доме, пропорционально площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. При этом распределяемый в соответствии с формулами, приведенными в приложении N 2 к Правилам N 354, между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в каждом расчетном периоде не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из норматива потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в соответствующем многоквартирном доме, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний общедомового прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, указал, что собственниками жилых и нежилых помещений вышеуказанных многоквартирных жилых домов проведено собрание по вопросам повестки дня, в том числе, и по вопросу распределения объемов коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Так, решение собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного жилого дома N 7, расположенного по ул. Машиностроителей, г. Волжский, отражено в протоколе от 02.07.2019 N 2/2019 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Волжский, ул. Машиностроителей, 7, проводимого в очно-заочной форме.
Формулировка принятого решения указана в п. 3.1. протокола, как: "Утвердить размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого (нежилого) помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов (горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, электроэнергия), потребляемых при использований и содержании общего имущества в многоквартирном доме, исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета (при наличии), по тарифам, установленным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (в том числе в объеме, превышающем объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления), а также утвердить мероприятия по экономии и повышению эффективности использования энергетических ресурсов для многоквартирного дома. Установить срок проведения таких мероприятий в течение 12 месяцев с момента вступления в действие принятого по данному вопросу решения. Указанный в настоящем вопросе порядок определения размера расходов на КР СОИ применяется в расчетах с 01.08.2019. В случае отсутствия иного решения собственников помещений, решение, принятое по настоящему вопросу, продлевает свое действие на следующий аналогичный период".
Решение собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного жилого дома N 14, по ул. Химиков, г. Волжский, отражено в протоколе от 25.06.2019 N 2/2019 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Волжский, ул. Химиков, 14, проводимого в очно-заочной форме.
Формулировка принятого решения указана в п. 3.1. протокола, как: "Утвердить размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого (нежилого) помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов (горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, электроэнергия), потребляемых при использований и содержании общего имущества в многоквартирном доме, исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета (при наличии), по тарифам, установленным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (в том числе в объеме, превышающем объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления), а также утвердить мероприятия по экономии и повышению эффективности использования энергетических ресурсов для многоквартирного дома. Установить срок проведения таких мероприятий в течение 12 месяцев с момента вступления в действие принятого по данному вопросу решения. Указанный в настоящем вопросе порядок определения размера расходов на КР СОИ применяется в расчетах с 01.07.2019. В случае отсутствия иного решения собственников помещений, решение, принятое по настоящему вопросу, продлевает свое действие на следующий аналогичный период".
Решение собственников жилых и нежилых помещений МКД N 17, отражено в протоколе от 25.06.2019 N 2/2019 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Волжский, пл.Труда, д. 17, проводимого в очно-заочной форме.
Формулировка принятого решения указана в п. 3.1. протокола, как: "Утвердить размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого (нежилого) помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов (горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, электроэнергия), потребляемых при использований и содержании общего имущества в многоквартирном доме, исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета (при наличии), по тарифам, установленным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (в том числе в объеме, превышающем объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления), а также утвердить мероприятия по экономии и повышению эффективности использования энергетических ресурсов для многоквартирного дома. Установить срок проведения таких мероприятий в течение 12 месяцев с момента вступления в действие принятого по данному вопросу решения. Указанный в настоящем вопросе порядок определения размера расходов на КР СОИ применяется в расчетах с 01.07.2019. В случае отсутствия иного решения собственников помещений, решение, принятое по настоящему вопросу, продлевает свое действие на следующий аналогичный период".
Следовательно, указывает суд, поскольку собственниками помещений принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса при наличии решения собрании собственников, управляющая организация правомерно при исчислении платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды учитывала показания коллективного (общедомового) прибора учета.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда в силу следующего.
В данном случае, собственниками помещений в вышеназванных многоквартирных домах должно быть принято не просто решение об утверждении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого (нежилого) помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов (горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, электроэнергия), потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета (при наличии), по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации (в том числе в объеме, превышающем объем, рассчитанный исходя из норматива потребления), но и порядок распределения - пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В рассматриваемом случае собственники помещений в многоквартирных домах не принимали решения о распределении объема коммунальной услуги - горячее водоснабжение в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Следовательно, на основании абзаца 2 пункта 44 Правил N 354 распределяемый между потребителями спорного МКД объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема, определяемого исходя из норматива потребления, поскольку собственниками помещений МКД не принято иное решение.
Аналогичная правовая позиция поддержана постановлениями Арбитражного суда Поволжского округа от 10.12.2020 по делу N А12-2968/2020, от 16.06.2020 по делу N А12-30567/2019.
Довод Общества о неисполнимости предписаний в связи с причинением ему немалых убытков, отклоняется судебной коллегией в силу следующего.
Правила N 354 устанавливают запрет на предъявление потребителям коммунальных услуг к оплате стоимости сверхнормативного объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в расчетном периоде, в котором образовался такой сверхнормативный объем. В соответствующих расчетных периодах установленный Правительством Российской Федерации порядок ограничения размера платы за коммунальные услуги для потребителей приводит к случаям ограничения для исполнителя коммунальных услуг суммы доходов от предоставления коммунальных услуг в таких расчетных периодах.
Возмещение исполнителям коммунальных услуг выпадающих доходов осуществляется за счет средств, получаемых им в качестве оплаты за соответствующие оказываемые услуги.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 24.10.2019 N 2854-О отказано в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ 7 Сервис", с которого судом взыскана задолженность за водоснабжение и водоотведение. В рамках жалобы Общество оспаривало, в том числе конституционность положений абзаца второго пункта 44 Правил N 354, указывая, что оспариваемые положения не соответствуют статьям 17 (части 1 и 3), 34 (часть 1), 35 (части 1 и 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку они возлагают на управляющую организацию обязанность по оплате за счет собственных средств коммунальных ресурсов, потребленных при использовании и содержании общего имущества в многоквартирных домах, в объеме, превышающем утвержденный в установленном порядке норматив потребления соответствующих коммунальных ресурсов.
Отказывая в принятии жалобы, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что абзац второй пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов ограничивает нормативом потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме объем соответствующей коммунальной услуги, распределяемой между потребителями для установления размера платы. Данное положение направлено на защиту потребителей от необоснованных платежей и призвано обеспечить эффективное управление многоквартирным домом, а потому не может расцениваться как нарушающее конституционные права и свободы заявителя в указанном им в жалобе аспекте.
Иных доводов о незаконности оспариваемых предписаний Общество не приводит.
На основании вышеизложенного, предписания Комитета по обеспечению жизнедеятельности города Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 12.02.2020 N 17-л/2020; от 16.01.2020 N1018-л/2019; от 30.12.2019 N 993-л/2019, от 06.02.2020 N 900-л/2019 являются законными и неправомерно признаны судом недействительными.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене. По делу следует принять новый судебный акт, которым отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 31 июля 2020 года по делу N А12-7974/2020 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Лада Дом" о признании недействительными предписаний Комитета по обеспечению жизнедеятельности города Администрации городского округа - город Волжский от 12.02.2020 N 17-л/2020, от 16.01.2020 N1018-л/2019, от 06.02.2020 N900-л/2019, от 30.12.2019 N 993-л/2019 - отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
Е.В. Пузина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-7974/2020
Истец: ООО "ЛАДА ДОМ"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОРОДА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА - ГОРОД ВОЛЖСКИЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ОТДЕЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО КОНТРОЛЯ КОМИТЕТА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОРОДА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА - ГОРОД ВОЛЖСКИЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, Арбитражный суд Волгоградской области, Бадаева Е И, Воробьева И В, Гусева С А, ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД, Соловьев В Г