г. Вологда |
|
17 декабря 2020 г. |
Дело N А13-2182/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 17 декабря 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кругликовой Е.В.,
при участии от Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Вологодской области Голубевой Т.В. по доверенности от 09.01.2020 N Д-1/3, от общества с ограниченной ответственностью "Курьерская служба "Информ - Курьер" Петровой Е.Н. по доверенности от 22.11.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Почта России" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 07 августа 2020 года по делу N А13-2182/2020,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Почта России" (ОГРН 1197746000000, ИНН 7724490000; адрес: 131000, Москва, Варшавское шоссе, дом 37; далее - АО "Почта России") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Вологодской области (ОГРН 1163525100188, ИНН 3525388043; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Зосимовская, дом 63б; далее - управление), обществу с ограниченной ответственностью "Курьерская служба "Информ - Курьер" (ОГРН 1053500023642, ИНН 3525148122; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Разина, дом 54, офис 41; далее - ООО "Курьерская служба "Информ - Курьер") о признании недействительным государственного контракта на оказание услуг почтовой связи для государственных нужд от 28.01.2020 N 24.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 07 августа 2020 года по делу N А13-2182/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
АО "Почта России" с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что со стороны государства устанавливаются тарифы только на услугу общедоступной почтовой связи, лицензии требуются во всех случаях оказания услуг почтовой связи. Тарифы для ООО "Курьерская служба "Информ - Курьер" не установлены, поэтому оказываемые данным обществом услуги не являются услугами общедоступной почтовой связи, следовательно деятельность названного общества не является деятельностью субъекта естественной монополии. Указало, что в рассматриваемой ситуации только АО "Почта России" оказывает услуги общедоступной почтовой связи. Считает, что в решении суда сделаны противоречащие выводы.
Управление в отзыве и его представитель в судебном заседании с доводами жалоб не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО "Курьерская служба "Информ - Курьер" в отзыве и его представитель в судебном заседании с доводами жалоб не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
АО "Почта России" надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав пояснения представителей ответчиков, исследовав доказательства по делу, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, управлением и ООО "Курьерская служба "Информ - Курьер" заключен государственный контракт на оказание услуг почтовой связи для государственных нужд от 28.01.2020 N 24, в соответствии с которым заказчик (управление) поручило, а исполнитель принял на себя обязательства оказывать заказчику услуги почтовой связи, а именно: осуществлять прием от заказчика почтовой корреспонденции, производить ее обработку, пересылку и доставку (вручение) почтовой корреспонденции адресату.
В соответствии с пунктом 2.2 контракта его цена составляет 400 000 руб.
Пунктом 3.1 контракта установлен срок оказания услуг по нему с момента подписания по 31.12.2020.
Согласно пункту 5.1 контракта срок его действия устанавливается со дня заключения контракта до надлежащего выполнения сторонами принятых на себя обязательств.
В техническом задании (приложение 1 к контракту) установлены тарифы на пересылку письменной корреспонденции по городам, в том чмсле в города и поселки: Вологда, Череповец, Сокол, Грязовец, Кадников, Великий Устюг, Шексна, Кадуй, Архангельск, Северодвинск, Новодвинск, Котлас, Коряжма, а также тарифы на пересылку письменной корреспонденции по Российской Федерации, за исключением вышеназванных городов, а именно: стоимость заказного письма с уведомлением о вручении весом до 100 г составляет 100 руб., стоимость простого письма весом до 100 г - 28 руб., заказной бандероли весом от 101 до 1 000 г - 280 руб., бандероли заказной весом от 1,001 до 2 кг - 370 руб., бандероли заказной весом от 2,001 до 5 кг - 700 руб., посылки от 5,001 до 10 кг - 1 000 руб., возврата почтового отправления - по тарифу стоимости пересылки из места назначения.
Контракт заключен с единственным поставщиком по правилам пункта 1 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).
Полагая, что контракт подписан сторонами в нарушение требований указанной статьи 93 Закона N 44-ФЗ, что привело к ограничению конкуренции, в частности к нарушению прав и законных интересов истца стать участником закупки, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Апелляционная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В соответствии с пунктом 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В силу пункта 3 статьи 166 ГК РФ требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Законом N 44-ФЗ.
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (части 1 и 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ).
В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случае, если товар, работа или услуга относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ, Закон о естественных монополиях).
В силу статьи 3 Закона N 147-ФЗ под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Частью 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях к сфере деятельности субъектов естественных монополий отнесены услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи.
В силу пункта 36 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по оказанию услуг связи подлежит лицензированию.
В пункте 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ) установлено, что деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Услуги почтовой связи включены в пункт 20 Перечня наименований услуг связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87.
В силу пунктов 30, 32 статьи 2 Закона N 126-ФЗ услугой связи является деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений; универсальной услугой связи - услуги связи, оказание которых любому пользователю услугами связи на всей территории Российской Федерации в заданный срок, с установленным качеством и по доступной цене является обязательным для операторов универсального обслуживания.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 176-ФЗ от 17.07.1999 "О почтовой связи" (далее - Закон N 176-ФЗ) почтовая связь - вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств; услуги почтовой связи - действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств.
В статье 9 Закона N 176-ФЗ отражены виды почтовой связи, установлено, что в Российской Федерации действуют:
почтовая связь общего пользования, осуществляемая АО "Почта России", государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями почтовой связи, а также иными операторами почтовой связи;
специальная связь федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление деятельностью в области связи;
федеральная фельдъегерская связь;
фельдъегерско-почтовая связь федерального органа исполнительной власти в области обороны.
Согласно статье 18 указанного Закона для оказания услуг почтовой связи общего пользования образуются организации почтовой связи. Организации почтовой связи разных организационно-правовых форм пользуются равными правами в области оказания услуг почтовой связи общего пользования. В целях укрепления надежности почтовой связи в Российской Федерации оказывается государственная поддержка развитию сети почтовой связи организаций, обеспечивающих оказание услуг почтовой связи.
Организации федеральной почтовой связи обеспечивают оказание универсальных услуг почтовой связи, осуществляют оказание иных услуг почтовой связи, тарифы на которые не регулируются государством.
В соответствии с пунктом 3 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 N 234, услуги почтовой связи подразделяются на:
а) универсальные услуги почтовой связи;
б) иные услуги, в том числе:
услуги по осуществлению почтовых переводов денежных средств;
услуги по пересылке международных почтовых отправлений;
услуги по приему, обработке, перевозке и доставке (вручению) почтовых отправлений, пересылаемых в сроки, в порядке и с логотипом, определенными актами Всемирного почтового союза, которые осуществляются оператором почтовой связи, уполномоченным в установленном порядке на оказание этих услуг (услуги EMS (Express Mail Service)).
В силу пункта 1 Перечня услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 N 637 (далее - Постановление N 637), пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей) относится к услугам общедоступной почтовой связи.
Таким образом, деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) внутренних почтовых отправлений отнесена к услугам общедоступной почтовой связи, такая деятельность относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий и подлежит лицензированию.
Из материалов дела следует, что ООО "Курьерская служба "Информ - Курьер" осуществляет оказание услуг почтовой связи на основании лицензии от 31.10.2015 N 135867 (том 1, листы 151-155).
Учитывая изложенное, коллегия судей признает правильным вывод суда первой инстанции о том, что управление, заключив контракт на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе с ООО "Курьерская служба "Информ - Курьер", не нарушило требований данного Закона, поскольку оба условия в данном случае соблюдены: предметом контракта является деятельность, подпадающая под действие Закона о естественных монополиях; у исполнителя имеется лицензия на оказание соответствующих услуг.
Аналогичная правовая позиция изложена Верховным Судом Российской Федерации в определении от 25.06.2018 N 310-ЭС18-7702.
В жалобе апеллянт утверждает, что критерием отнесения услуг почтовой связи к общедоступной почтовой связи и к сфере деятельности естественных монополий является установление тарифов на услуги почтовой связи.
Ссылки подателя жалобы на порядок формирования тарифов на услуги и установление таких тарифов для АО "Почта России" коллегией судей не принимаются.
Согласно пункту 2 статьи 28 Закона N 126-ФЗ тарифы на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях. Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, тарифы на которые регулируются государством, а также порядок их регулирования устанавливается Правительством Российской Федерации (Постановление N 637). Тарифы на универсальные услуги связи регулируются в соответствии с настоящим Законом.
В соответствии со статьей 2 Закона N 176-ФЗ универсальные услуги почтовой связи - это услуги почтовой связи по удовлетворению нужд пользователей услуг почтовой связи в обмене письменной корреспонденцией в пределах территории Российской Федерации и по доступным ценам.
Согласно статье 18 указанного Закона организации федеральной почтовой связи обеспечивают оказание универсальных услуг почтовой связи, осуществляют оказание иных услуг почтовой связи, тарифы на которые не регулируются государством.
Из статьи 29 настоящего Закона следует, что плата за услуги почтовой связи, за исключением универсальных услуг почтовой связи, определяется по тарифам, устанавливаемым на договорной основе, плата за универсальные услуги почтовой связи определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Следовательно, государством регулируются тарифы на оказание универсальных услуг почтовой связи.
Пунктом 2 Положения о государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, утвержденного Постановлением N 637, предусмотрено, что государственному регулированию подлежат тарифы на услуги общедоступной почтовой связи, предоставляемые операторами связи, являющимися субъектами естественных монополий и включенными в реестр субъектов естественных монополий.
Ценовое регулирование - определение (установление) цен (тарифов) или их предельного уровня, которое осуществляется в целях государственного регулирования субъектов естественных монополий.
Вместе с тем право заказчика осуществить закупку у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) предусмотрено пунктом 1 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ в случае, если товар, работа или услуга относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. В указанной норме такое право не поставлено в зависимость от наличия антимонопольного регулирования и установления тарифа.
Вопреки доводам апеллянта, предусмотренные в контракте услуги почтовой связи, являющиеся предметом контракта, отражены в полученной ООО "Курьерская служба "Информ - Курьер" лицензии, согласно которой данное общество обязано обеспечить предоставление пользователю услуг прием почтовых отправлений, обработку почтовых отправлений, перевозку почтовых отправлений, доставку (вручение) почтовых отправлений (пункт 4 приложения к лицензии). При этом в силу пункта 10 приложения к лицензии на лицензиата не возложено обязательств по оказанию универсальных услуг почтовой связи.
Таким образом, заказчиком правомерно выбран способ закупки услуги (закупка товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий) и поставщик услуги - ООО "Курьерская служба "Информ - Курьер".
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб. относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 07 августа 2020 года по делу N А13-2182/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Почта России" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Алимова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-2182/2020
Истец: АО "Почта России" в лице УФПС ВО
Ответчик: ООО "Курьерская служба "Информ-Курьер", Управление Росгвардии по Вологодской области