г. Самара |
|
18 декабря 2020 г. |
Дело N А72-8168/2020 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Лихоманенко О.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонного) на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21.09.2020 по делу N А72-8168/2020 (судья Карсункин С.А.), принятое в порядке упрощенного производства, по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонного) (ОГРН 1177325006231, ИНН 7325153348), г.Ульяновск, к автономной некоммерческой организации орган сертификации "Ульяновск стройсертификация" (ОГРН 1027301167288, ИНН 7303025818), о взыскании финансовых санкций в сумме 9500 руб.
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к автономной некоммерческой организации орган сертификации "Ульяновскстрой сертификация" (далее - организация, страхователь) о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетные периоды марта 2019 года, май 2019 года, июнь 2029 года, июль 2019 года и сентябрь 2019 года в общей сумме 9500 руб.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 21.09.2020 по делу N А72-8168/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Пенсионный фонд в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению Пенсионного фонда, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
Организация в отзыве апелляционную жалобу отклонила.
В соответствии с ч.1 ст.272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается судьей единолично без вызова сторон.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, Пенсионный фонд по результатам проверки организации (страхователь) составил акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и направлены в адрес страхователя по телекоммуникационным каналам связи 23.03.2020.
Решением N 083S19200001755 от 02.06.2020, N 083S19200001756 от 02.06.2020, N 083S19200001757 от 02.06.2020, N 083S19200001758 от 02.06.2020, N 083S19200001759 от 02.06.2020 в связи с несвоевременным предоставлением формы СЗВ-М за март 2019 год, май 2019 год, июнь 2019 год, июль 2019 год, сентябрь 2019 год организация привлечена к ответственности за непредставление в срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за указанные периоды в виде финансовых санкций в сумме 9500 руб.
Указанные решения были направлены по телекоммуникационным каналам связи 02.06.2020.
Страхователю предъявлены требования N 083S01200001934 от 17.06.2020, N 083S01200001935 от 17.06.2020, N 083S01200001936 от 17.06.2020, N 083S01200001937 от 17.06.2020, N 083S01200001938 от 17.06.2020, об уплате финансовых санкций в добровольном порядке в течение 10 календарных дней со дня получения указанных требований в сумме 9500 руб. и направлены по телекоммуникационным каналам связи 17.06.2020.
В связи с неисполнением требования в добровольном порядке Пенсионный фонд обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с указанным выше заявлением.
Отказывая во взыскании финансовых санкций, суд первой инстанции обоснованно руководствовался совокупностью нормативных правовых актов, регулирующих порядок представления сведений о персонифицированном учете и условия привлечения страхователей к ответственности и исходил из фактических обстоятельств дела, установленных в ходе судебного разбирательства.
Статьей 16 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным законом, в том числе по их учетным данным.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 данного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, образует нарушение срока представления сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации либо представление неполных (недостоверных) сведений.
В силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
Частью 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у ПФР, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее - Инструкция).
Указанная Инструкция зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации 06.02.2017, регистрационный N 45549.
В соответствии с пунктом 37 Инструкции при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
В соответствии с пунктом 39 Инструкции за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
В силу пункта 39 Инструкции, в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Таким образом, нормативным актом, действующим на момент вынесения решения о привлечении к ответственности, предусмотрено освобождение страхователя от ответственности в случае предоставления им в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в орган Пенсионного фонда.
При этом ни Закон N 27-ФЗ, ни Инструкция не устанавливают сроков представления дополнительных и уточняющих сведений о застрахованных лицах при самостоятельном обнаружении ошибок.
В рассматриваемом случае организация первоначальные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за март 2019 года представила в Пенсионный фонд в установленный срок 11.04.2019.
Также организация представила в адрес Пенсионного фонда ежемесячную отчетность "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М за май 2019 года в установленный срок 10.06.2019.
Также организация представила в адрес Пенсионного фонда ежемесячную отчетность "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М за июнь 2019 года в установленный срок 03.07.2019.
Также организация представила в адрес Пенсионного фонда ежемесячную отчетность "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М за июль 2019 года в установленный срок 01.08.2019.
Также организация представила в адрес Пенсионного фонда ежемесячную отчетность "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М за сентябрь 2019 года в установленный срок 02.10.2019.
Впоследствии, самостоятельно обнаружив ошибку в представленных сведениях, до обнаружения их Пенсионным фондом, в феврале 2020 года подало дополнительные формы СЗВ-М, которые были приняты Пенсионным фондом.
Таким образом, поскольку общество самостоятельно выявило ошибку в первоначально представленных сведениях и исправило ее 13.02.2020, 17.02.2020, то есть до обнаружения факта нарушения органом пенсионного фонда 23.03.2020, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для привлечения общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Указанный вывод суда первой инстанции основан на единстве правоприменительной практики и аналогичная позиция изложена в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 15.03.2018 N 306-КГ18-652, от 15.05.2018 N 306-КГ18-4681, от 21.05.2018 N 306-КГ18-5521 и от 02.07.2018 N 303-КГ18-99.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 229, 266, 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21 сентября 2020 года по делу N А72-8168/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.А. Лихоманенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-8168/2020
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЛЕНИНСКОМ РАЙОНЕ Г. УЛЬЯНОВСКА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области межрайонное
Ответчик: АНО ОРГАН СЕРТИФИКАЦИИ "УЛЬЯНОВСКСТРОЙСЕРТИФИКАЦИЯ"