Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 27 мая 2021 г. N Ф05-7132/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Москва |
|
18 декабря 2020 г. |
дело N А40-105937/20 |
Резолютивная часть постановления оглашена 15.12.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.12.2020.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алексеевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Смирновой Г.А.
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.09.2020 по делу N А40-105937/20
по заявлению индивидуального предпринимателя Смирновой Г.А. (ОГРНИП 319695200053591)
к Центральному межрегиональному управлению Государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 5177746032789)
о признании незаконным и отмене постановления;
при участии:
от заявителя - не явился, извещен;
от заинтересованного лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 29.09.2020 в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Смирновой Г.А. о признании незаконным и отмене постановления Центрального межрегионального управления Государственного автодорожного надзора от 22.04.2020 N 0178, отказано.
Заявитель не согласился с выводами суда первой инстанции, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на отсутствие события вменяемого правонарушения и принять по делу новый судебный акт.
Представители заявителя и административного органа в судебное заседание не явились, информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 05.03.2020 на основании распоряжения врио заместителя начальника Центрального МУГАДН от 26.02.2020 N 10-1/34-04 при проведении осмотров транспортных средств в процессе их эксплуатации на основании планового (рейдового) задания по адресу: Тверь, улица Коминтерна, дом 20, корп. 1, проверено транспортное средство ИМЯ-М 3006 регистрационный знак Е485РН 69 (эксплуатируется индивидуальным предпринимателем Смирновой Г.А. согласно путевому листу от 05.03.2020 N 223) под управлением водителя Ефремова А.Э., осуществлявшего регулярную перевозку пассажиров и багажа в междугородном сообщении по маршруту "Тверь-Конаково".
По результатам проверки составлен акт результата планового (рейдового) осмотра транспортного средства ИМЯ-М 3006, регистрационный знак Е485РН69, вх. от 05.03.2020 N 0064 с приложениями.
Выявленные в ходе проверки нарушения послужили основанием для составления в отношении заявителя протокола от 01.04.2020 N 0154 об административном правонарушении.
Постановлением Центрального МУГАДН от 22.04.2020 N 0178 по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4 ст. 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300.000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением о привлечении к административной ответственности, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
В соответствии с ч. 4 ст. 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным.
Из материалов административного дела следует, что в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте tvertas.ru; e-traffic.ru, rasp.yandex.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на официальных сайтах: www.e-traffic.ru, tvertas.ru, rasp.yandex.ru размещено расписание движение автобусов по маршруту "Тверь-Конаково" (от кассы, расположенной по адресу: Тверь, улица Коминтерна, д. 47/102 (у гостиницы "Турист") (06:00, 07:00, 09:20, 10:30, 11:45 кр. вс., 12:50, 14:30, 16:20, 18.20).
Индивидуальный предприниматель Смирнова Г.А. осуществляет публичную продажу билетов на перевозку пассажиров по заказу через кассы "Автоэкспресс". Кроме этого, бронирование мест осуществляется через интернет продажи на сайте TVERTAS.RU, rasp.yandex.ru, www.e-traffic.ru.
Согласно копии заказ-наряда N 958927 от 05.03.2020 на рейс "Тверь-Конаково", временем отправления является 05.03.2020 в 12 час. 50 мин.
При этом время отправления из пункта отправления "Тверь-Конаково", указанное в копиях "договоров фрахтования", совпадает со временем отправления, указанным на информационных сайтах TVERTAS.RU, rasp.yandex.ru, www.e-traffic.ru.
В соответствии с п. 9 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" маршрут регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям пути следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.
В силу положений ст. 5, ч. 1 ст. 19, ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ перевозки пассажиров и багажа подразделяются на: регулярные перевозки; перевозки по заказам; перевозки легковым такси; регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажиров по маршруту регулярных перевозок; регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования; заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией, провоз пассажиром ручной клади за плату - квитанцией на провоз ручной клади; перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.
Согласно ст. 784 Гражданского кодекса Российской Федерации, перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В силу ч. ч 1, 2 ст. 786 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.
Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.
Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами, кодексами и иными законами.
В соответствии со ст. 787 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.
Согласно ст. 789 Гражданского кодекса Российской Федерации, перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке.
Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (ст. 426).
Из приложений к акту осмотра транспортного средства (билеты - договоры фрахтования части транспортного средства) на 05.03.2020 по маршруту "Тверь-Конаково", заказ наряда N 958927 от 05.03.2020, а также распечаток с сайтов tvertas.ru; rasp.yandex.ru; e-traffic.ru расписания движения по маршруту "Тверь - Конаково", водителем индивидуального предпринимателя Смирновой Г.А. Ефремовым А.Э. осуществлялась перевозка пассажиров и иных лиц автобусами по фиксированному расписанию (одинаковое время отправления и прибытия), с одним и тем же пунктом отправления и прибытия.
Кроме того, о регулярном характере перевозок свидетельствует, в том числе, размещенное на сайтах агрегаторов по продаже билетов rasp.yandex.ru, TVERTAS.RU расписание на будущие дни, наличие постоянно действующей возможности по приобретению билетов (договоров фрахтования части транспортного средства) на будущее время при помощи сайта агрегатора по продаже билетов www.e-traffic.ru.
У индивидуального предпринимателя Смирновой Г.А. отсутствовало свидетельство об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок и карты данных маршрутов регулярных перевозок, а значит водитель автобуса ИМЯ-М 3006 регистрационный знак Е485РН69, используемого для осуществления регулярных перевозок, не имел при себе карту маршрута регулярных перевозок.
Регулярная перевозка подразумевает под собой режим работы любого маршрута как легального в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" так и не легального.
Несмотря на то, что перевозка пассажиров индивидуальным предпринимателем оформлена договорами фрахтования, регулярность перевозок свидетельствует о том, что данные перевозки осуществляются не по заказу, а как регулярные перевозки пассажиров, поскольку осуществляются систематически и в одно и то же установленное время отправления несколько раз в день.
Факты использования заявителем указанного транспортного средства для перевозки пассажиров по регулярному маршруту "Тверь-Конаково" подтверждены материалами административного дела.
При осуществлении перевозок пассажиров по заказу пассажиры определяют время отправления автобуса, место посадки в автобус и т.д.
В рассматриваемом случае пассажир, как потребитель услуги по перевозке, ориентируется на время отправления, установленное Индивидуальным предпринимателем Смирновой Г.А. Данные условия характерны для регулярных перевозок и выражаются в четко определенном месте отправления и времени отправления, то есть расписании.
Поскольку маршрут N 546 (Тверь (автовокзал) - Конаково (улица Энергетиков) включен в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, то в силу ст. 39 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" индивидуальный предприниматель Смирнова Г.А. обязана иметь карту маршрута регулярных перевозок.
Факт использования предпринимателем указанного транспортного средства для перевозки пассажиров по регулярному маршруту усматривается из информации сайтов агрегаторов по продаже билетов (rasp.yandex.ru, www.e-traffic.ru, https://bus.tutu.ru), также из информации сайта TVERTAS.RU, на котором установлено расписание движения автобусов по маршруту Тверь-Конаково.
Публичная продажа билетов, договор фрахтования на перевозку пассажиров по заказу осуществляется через кассы "Автоэкспресс", так же бронирование мест осуществляется через интернет продажи на сайте TVERTAS.RU.
При сравнительном анализе пути следования транспортного средства индивидуального предпринимателя Смирновой Г.А. и пути следования транспортного средства по маршруту N 546 установлено, что указанные пути являются идентичными.
Статьей ст. 27 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" предусмотрено, что перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования заключенного в письменной форме.
Договор фрахтования должен включать в себя сведения о фрахтовщике и фрахтователе; тип предоставляемого транспортной средства (при необходимости - количество транспортных средств); маршрут и место подачи транспортного средства; определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство; сроки выполнения перевозки; размер платы за пользование транспортным средством; порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц). Договор фрахтования не содержит приведенных выше условий в части мест подачи транспортного средства, сроков выполнения перевозки, порядка допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленного с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров. Соответственно договор по содержанию договором фрахтования не является.
В реестре межмуниципальных маршруте регулярных перевозок в Тверской области в качестве перевозчика по маршруту N 546 "Тверь-Конаково" индивидуальный предприниматель Смирнова Г.А. не указана.
Учитывая, что реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в Тверской области, содержащий информацию о перевозчике по маршруту, является открытым, в данном реестре информация об индивидуальном предпринимателе Смирновой Г.А. как о перевозчике, отсутствует, организация совместно с указанным обществом ежедневных перевозок пассажиров по маршруту "Тверь-Конаково" свидетельствует как о незаконности самой перевозки, так и о незаконности действий лиц, осуществляющих такую перевозку.
Указанные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о том, что предприниматель фактически осуществляет не перевозку по заказу, а продолжает осуществлять перевозку пассажиров по регулярному маршруту в обход установленных в действующем законодательстве Российской федерации правил.
В данном случае факт совершения обществом вмененного административного правонарушения подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает установленным и подтвержденным материалами дела об административном правонарушении факт совершения заявителем вмененного административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно требованиям ст. ст. 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Учитывая, что доказательств, подтверждающих факт принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований законодательства Российской Федерации в материалы дела не представлено, выводы административного органа о наличии вины предпринимателя в совершении вмененного административного правонарушения являются обоснованными.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о доказанности состава вмененного административного правонарушения и, соответственно, о наличии оснований для привлечения общества к административной ответственности по ч. 4 ст. 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушения процедуры привлечения предпринимателя к административной ответственности судом не установлены, заявитель надлежащим образом извещен как о времени и месте составления постановления о возбуждении дела, так и о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюден.
Основания для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности по ст. 2.9 названного Кодекса либо замены административного штрафа предупреждением в порядке ст. 4.1.1 Кодекса, судом не установлены.
Учитывая изложенное, оспариваемое обществом постановление Центрального межрегионального управления Государственного автодорожного надзора от 22.04.2020 N 0178 является законным и обоснованным.
Доводы, приведенные обществом в апелляционной жалобе, не подтверждают применительно к положениям ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального законодательства, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов. Таким образом, обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.09.2020 по делу N А40-105937/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-105937/2020
Истец: Смирнова Галина Александровна
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОДОРОЖНОГО НАДЗОРА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА