Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 5 апреля 2021 г. N Ф05-6493/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
18 декабря 2020 г. |
Дело N А40-91764/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Алексеевой Е.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 31.08.2020 по делу N А40-91764/20
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы (ИНН 7705031674)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ОГРН 1097746680822, ИНН 7726639745)
о признании незаконным решения, об обязании,
при участии:
от заявителя: |
Мерненко Э.С. по дов. от 08.12.2020; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы по делу от 31.08.2020 по заявлению Департамента городского имущества города Москвы (далее - департамент) признано незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - управление) от 25.03.2020 N 77-0-1-71/3147/2019-3115 об отказе в снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 77:03:0000000:1194, расположенного по адресу: г. Москва, Щелковское шоссе, вл. 71А, стр. 1.
Решением суда на управление возложена обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов департамента в установленном законом порядке путем снятия с кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 77:03:0000000:1194, расположенного по адресу: г. Москва, Щелковское шоссе, вл. 71А, стр. 1.
Не согласившись с решением суда, управление обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Дело рассмотрено в порядке ч.3 ст.156 АПК РФ в отсутствие представителей управления.
Законность и обоснованность принятого судом решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
В судебном заседании апелляционного суда представитель департамента поддержал решение суда.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в жалобе, выслушав представителя департамента, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, департаментом проводились мероприятия по снятию с государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества - здания с кадастровым номером 77:03:0000000:1194, расположенного по адресу: г. Москва, Щелковское шоссе, вл. 71А, стр. 1 (далее - объект).
Указанный объект расположен на границах земельных участков с кадастровыми номерами 77:03:0002018:1, 77:03:0002014:26, 77:03:0002014:67, 77:03:0002014:27.
В отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:03:0000000:1194 по адресу: г. Москва, Щелковское шоссе, вл. 71А, стр. 1, в сведениях ЕГРН права не зарегистрированы.
Согласно информации ГБУ МосгорБТИ в отношении объекта согласно учетнотехнической документации в 4-м квартале 2012 года ГБУ МосгорБТИ был зафиксирован снос объекта, однако в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве в рамках исполнения приказа Минэкономразвития России от 11.01.2011 N 1 "О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости" были ошибочно направлены сведения о ранее учтенном объекте.
Департамент указывает на то, что наличие в ЕГРН записи о кадастровом учете объекта недвижимости, отсутствующего на местности нарушает права города Москвы как собственника земельного участка.
В целях исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений об ошибочно переданном объекте ГБУ МосгорБТИ в адрес филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве, а также в адрес управления были направлены необходимые разъяснения.
Согласно поступившим ответам, снятие с учета объекта осуществляется, в том числе на основании соответствующего заявления о снятии с государственного кадастрового учета с приложением акта обследования (письма ГБУ МосгорБТИ от 29.11.2019 ИС-28413/20, от 16.01.2020 ИС-686/20).
Уведомлением от 25.03.2020 N 77-0-1-71/3147/2019-3115 управлением принято решение об отказе в снятии объекта с государственного кадастрового учета.
В качестве основания для отказа является то, что с заявлением обратилось ненадлежащее лицо и не представлены документы, подтверждающие соблюдение процедуры сноса вышеуказанного объекта недвижимости, в соответствии с Градостроительным Кодексом РФ.
Полагая оспариваемый отказ необоснованным и нарушающим права и законные интересы департамент, обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования департамента, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Управление, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным Федеральном законом порядке.
Как следует из материалов дела, в целях осуществления снятия объекта с государственного кадастрового учета в адрес управления направлено соответствующее заявление от 12.12.2019 N 77-0-1-71/3147/2019-3115 с приложением акта обследования, вместе с тем, по результатам рассмотрения указанного заявления ГБУ МосгорБТИ получено уведомление о приостановлении осуществления снятия с государственного кадастрового учета объекта от 25.12.2019.
Согласно материалам дела, одной из причин принятия государственным регистратором решения о приостановлении, согласно уведомлению, послужило обращение с заявлением о снятии объекта с государственного кадастрового учета ненадлежащего лица.
Согласно Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета объекта капитального строительства может обратиться собственник такого объекта.
Вместе с тем, сведения о зарегистрированных правах на объект в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Также, согласно материалам дела, причиной принятия государственным регистратором решения о приостановлении послужило отсутствие в составе приложений к акту обследования документов, содержащих информацию о законном порядке сноса, гибели или уничтожении объекта.
В состав вышеуказанного акта обследования были включены следующие документы: акт обследования земельного участка, подтверждающий отсутствие объекта недвижимости, выданный главой управы района Гольяново города Москвы от 26.04.2019; письмо ГБУ МосгорБТИ "О направлении информации" от 21.11.2019 N ИС28413/19, указывающее на проведение работ по сносу объекта до 04.08.2018; письмо Территориального управления Росимущества в городе Москве от 24.04.2019 N И22-12/9577; письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 17.05.2019 N 14-06327/19; письмо Росреестра от 07.12.2018 N 14-13485/18; письмо Департамента городского имущества города Москвы "О предоставлении информации" от 19.04.2019 N ДГИ-И-26674/19; письмо Департамента "О предоставлении информации" от 17.07.2019 N ДГИЭ-57384/19-9; письмо Департамента "О предоставлении информации" от 19.04.2019 N ДГИИ-26686/19.
Вместе с тем, вышеуказанные документы не были учтены государственным регистратором при принятии решения.
Как верно указал суд, в отношении здания с кадастровым номером 77:03:0000000:1194 расположенного по адресу: г. Москва, Щелковское шоссе, вл. 71А, стр. 1, в ЕГРН отсутствуют сведения о правах на объект.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", полномочия собственника указанного объекта осуществляет город Москва в лице департамента. Также департамент уполномочен на проведение мероприятий в отношении бесхозяйного недвижимого имущества.
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав вправе обратиться иное лицо в случаях, установленных федеральным законом.
По вопросу о необходимости включения в состав приложения акта обследования документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости, предусмотрено, что акт обследования кадастрового инженера является основанием для кадастрового учета и регистрации.
Согласно п.п. 7 п. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Требованиями к подготовке акта обследования п. 3 Приказа Министерства экономического развития РФ от 20.11.2015 N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке" (далее - Требования N 861) установлено, что акт подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений ЕГРН, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости; указанные документы, за исключением документов, содержащих сведения ЕГРН, включаются в состав приложения к акту обследования.
При этом Требованиями N 861 не определены конкретные документы, подтверждающие прекращение существования объекта недвижимости. Более того, абз. 2 п. 3 Требований N 861 прямо предусмотрена возможность отсутствия таких документов о сносе в составе акта обследования.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что департаментом в управление были предоставлены все необходимые документы для осуществления действий по снятию с кадастрового учета указанных объектов.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что истребование дополнительных документов, не предусмотренных Законом о регистрации и иными нормативными актами в сфере государственной регистрации прав, выходит за рамки полномочий, предоставленных управлению.
Следовательно, основания для снятия с государственного кадастрового учета объекта не обоснованы.
Согласно ч.1 ст.71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в порядке ч.1 ст.268 АПК РФ апелляционный суд не усматривает.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
То обстоятельство, что в судебном акте не отражены все имеющиеся в деле доказательства либо доводы участвующих в деле лиц, не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной оценки и проверки (Определения ВС РФ от 05.07.2016 N 306-КГ16- 7326, от 06.10.2017 N 305-КГ17-13953).
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, не влияют на законное по своей сути оспариваемое решение суда.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31.08.2020 по делу N А40-91764/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-91764/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ