город Ростов-на-Дону |
|
18 декабря 2020 г. |
дело N А53-10236/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Величко М.Г., Шапкина П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коноплевым И.А.
при участии:
от ответчика - представитель Хочхарьян С.М., доверенность от 28.12.2019;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Артель" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.08.2020 по делу N А53-10236/2020
по иску ООО "Артель"
к ответчику - Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области
о взыскании задолженности
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Артель" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области о взыскании задолженности в сумме 43663 руб. 02 коп. за период с 01.12.2018 по 28.02.2019, пени в размере 2657 руб. 26 коп. за период с 10.02.2019 по 15.11.2019, а также пени до момента фактического исполнения обязательства (с учетом изменения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - л.д. 72, 74-75).
Решением от 19.08.2020 в удовлетворении иска отказано.
Решение мотивировано тем, что истец не осуществляет управление многоквартирным домом.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность и необоснованность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что судом не принято во внимание, что истцом заявлено требование, в том числе о взыскании задолженности за потребленные коммунальные услуги. Оплата коммунальных услуг произведена истцом ресурсоснабжающим организациям за ответчика. В спорный период истец осуществлял управление многоквартирным жилым домом.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель истца не явился. Общество о судебном заседании извещено надлежащим образом.
Представитель ответчика в судебном заседании отклонил доводы жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителя ответчика, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ООО УК "ЮГ-ТТ Кировский" (правопредшественник ООО "Артель") до 01.03.2019 являлось управляющей организацией, осуществлявшей управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Красноармейская,103/123, что подтверждается протоколом общего собрания собственников помещений от 25.06.2016, приказом Государственной жилищной инспекции Ростовской области от 28.07.2016 N 409-Л.
Согласно пояснениям представителя ответчика, изложенным в отзыве на иск (л.д. 31-33) нежилое помещение площадью 211,8 кв.м, входящее в состав указанного жилого дома передано Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области в 2016 году в рамках исполнения указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 156.
В соответствии с распоряжением ТУ Росимуещства в Ростовской области от 09.09.2016 N 1663-р "О передаче имущества" помещение принято на балансовый учет и закреплено на праве оперативного управления за ГУ МВД России по Ростовской области.
В связи с неисполнением Главным управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области обязанности по оплате взносов на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома, коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению за период с 01.12.2018 по 28.02.2019, ООО "Артель" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В части 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Из буквального толкования указанной правовой нормы, а также из части 5 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации следует обязательность для всех собственников жилых помещений в многоквартирном доме решения общего собрания этих собственников, принятого в установленном порядке по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания. Это решение обязательно и для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
В соответствии с положениями статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации вещными правами наряду с правом собственности, в частности, является право оперативного управления имуществом (статья 296).
Согласно статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
В части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Таким образом, расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме несут не только собственники помещений в этом доме, но и лица, которым помещения в жилом доме принадлежат на ином вещном праве.
В соответствии с пунктом 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: а) платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений; б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
б) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;
в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях;
г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
д) сбор и вывоз жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;
д(1)) организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности;
д(2)) содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями;
е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;
ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
и) проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий;
к) обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.);
л) приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).
В пункте 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме предусмотрено, что при определении размера платы за содержание жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации.
Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
Из названных правовых норм следует, что собственники жилых и нежилых помещений, вступившие в договорные отношения с управляющей организацией либо не имеющие соответствующего договора с управляющей организацией, обязаны оплачивать расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Установление размера таких платежей относится к компетенции общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
Таким образом, бремя расходов по содержанию общего имущества возлагается на всех собственников как жилых, так и нежилых помещений.
В удовлетворении требования о взыскании задолженности по оплате взносов на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома, коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению за период с 01.12.2018 по 28.02.2019 судом первой инстанции отказано, поскольку в настоящее время ООО "Артель" не осуществляет управление спорным многоквартирным домом.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Как отмечено выше, ООО УК "ЮГ-ТТ Кировский" (правопредшественник ООО "Артель") до 01.03.2019 являлось управляющей организацией, осуществлявшей управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Красноармейская, 103/123, что подтверждается протоколом общего собрания собственников помещений от 25.06.2016, приказом Государственной жилищной инспекции Ростовской области от 28.07.2016 N 409-Л.
Согласно выписке из реестра лицензий Ростовской области, в котором содержится поадресный перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении лицензиатов, размещенной на официальном сайге Государственной жилищной инспекции Ростовской области, управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Красноармейская, 103/123, в настоящее время осуществляет ООО УК "Константа" на основании приказа Государственной жилищной инспекции Ростовской области N 323-Л от 28.02.2019. Соответствующие сведения о лицензиате внесены в реестр 01.03.2019, о чем свидетельствует указание в соответствующей графе реестра.
Таким образом, ООО "Артель" в спорный период декабрь 2018 года - февраль 2019 года осуществляло управление спорным многоквартирным домом.
В данном случае, истцом заявлено о взыскании задолженности по оплате взносов на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома, коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению за период с 01.12.2018 по 28.02.2019, то есть за период, в течение которого многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Красноармейская, 103/123, находился под управлением ООО "Артель".
Факт нахождения спорного помещения в оперативном управлении ГУ МВД России по Ростовской области ответчик не отрицает, указанные обстоятельства подтверждены учреждением в отзыве на исковое заявление (л.д. 31).
Факт оказания истцом услуг в спорный период не оспаривается.
Доказательства недостоверности сведений, указанных в расчете задолженности (л.д. 11) в деле отсутствуют.
Расчет задолженности по методике не оспорен, конррасчет не представлен.
Поскольку доказательств исполнения обязанности по оплате предъявленных к взысканию расходов в спорный период не представлено, требование о взыскании задолженности подлежит удовлетворению в заявленном к взысканию размере - 43663 руб. 02 коп. с учетом ходатайства истца об изменении требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (л.д. 74-75).
В связи с неисполнением обязательств по оплате, истцом заявлено о взыскании пени в размере 2657 руб. 26 коп. за период с 10.02.2019 по 15.11.2019, а также пени до момента фактического исполнения обязательства.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.
Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В пункте 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
В соответствии с частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Расчет пени проверен судом апелляционной инстанции и признан правильным, требование о взыскании пени подлежит удовлетворению в заявленном к взысканию размере - 2657 руб. 26 коп. за период с 10.02.2019 по 15.11.2019.
Кроме того, с учетом условий пункта 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" подлежит удовлетворению требование о взыскании пени с 16.11.2019 до момента фактической оплаты.
Таким образом, решение от 19.08.2020 подлежит отмене, иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
В связи с тем, что обжалуемое решение подлежит отмене, судебные расходы подлежат перераспределению между сторонами по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом удовлетворения иска.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.08.2020 по делу N А53-10236/2020 отменить.
Взыскать с Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области (ОГРН 1026103286978, ИНН 6164049013) в пользу ООО "Артель" (ОГРН 1156196045587, ИНН 6165194341) 43663 руб. 03 коп. задолженности, 2657 руб. 26 коп. пени, пеню с 16.11.2019, начисленную на сумму задолженности 43663 руб. 03 коп. в соответствии с пунктом 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации до момента фактической оплаты, 2000 рублей в возмещение расходов по оплате государственной пошлины по иску.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Величко М.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-10236/2020
Истец: ООО "АРТЕЛЬ"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ