город Ростов-на-Дону |
|
19 декабря 2020 г. |
дело N А32-42703/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Галова В.В.,
судей Малыхиной М.Н., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Романовым А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
открытого акционерного общества "Российский железные дороги" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27 августа 2020 года по делу N А32-42703/2019 по иску открытого акционерного общества "Российский железные дороги" к обществу с ограниченной ответственностью "Порт Мечел-Темрюк" о взыскании задолженности, процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "РЖД" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Порт Мечел-Темрюк" (далее - ответчтик) о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования промежуточных станций в размере 542 207 рублей 64 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 53 610 рублей 78 копеек за период с 10.08.2018 по 05.09.2019, процентов, начисленных на сумму в размере 542 207 рублей 64 копейки в размере ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующие периоды просрочки, за период с 06.09.2019 до момента фактической уплаты указанной суммы долга.
Исковые требования мотивированы тем, что в результате нахождения на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава по причинам, зависящим от ответчика, истец начислил ответчику соответствующую плату.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.08.2020 в иске отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что невозможность подвода поездов на станцию назначения не доказана, отсутствуют доказательства фактов задержек поездов в пути следования по причинам, зависящим от грузополучателей, а ссылка истца на вину грузополучателя в задержке вагонов на промежуточных станциях является несостоятельной.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что материалами дела подтверждено право ОАО "РЖД" для начисления платы ООО "Порт Мечел-Темрюк".
Ответчиком в материалы дела представлен отзыв на жалобу, из содержания которого следует, что ответчик находит решение суда законным и обоснованным, а доводы жалобы - несостоятельными.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
При названных обстоятельствах суд счел возможным рассмотреть жалобу по существу в соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие сторон.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из искового заявления, между ОАО "Российские железные дороги" и ООО "Порт Мечел-Темрюк" 24 марта 2015 г. заключен договор N 354/2 на эксплуатацию на железнодорожного пути необщего пользования ООО "Порт Мечел-Темрюк" при железнодорожной станции Темрюк Северо-Кавказской железной дороги (далее - Договор N 354/2).
В соответствии с пунктом 1 Договора осуществляется эксплуатация принадлежащего Владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к пути N 8 парка "Б" станции Темрюк Северо-Кавказской железной дороги стрелочным переводом N 7.
В соответствии с п. 13 договора N 354/2 на железнодорожном пути необщего пользования устанавливается технологический срок оборота - 8,0 часов.
Срок оборота вагонов применяется для единовременно поданной группы вагонов.
Согласно пункту 17 Договора Владелец уплачивает Перевозчику: в) плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, независимо от его принадлежности, по причинам, зависящим от Владельца, в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
За время задержки вагонов, не принадлежащих Перевозчику, в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, из-за не приема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от Владельца, Владелец вносит перевозчику плату за время нахождения таких вагонов на путях общего пользования в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблице N 9 Тарифного руководства N 2 с учетом коэффициентов индексации.
Факт задержки вагонов по причинам, зависящим от Владельца, наступает при задержке вагонов на железнодорожных путях станции и неприеме их Владельцем на путь необщего пользования по истечении срока оборота вагонов (8 часов) предыдущей, переданной на выставочном пути партии.
Срок действия договора с 01 апреля 2015 года до 31 марта 2020 года.
Как указывает истец, с июня по август 2018 года в адрес ответчика - грузополучателя на станцию назначения Темрюк (эксп) следовали вагоны с грузом, которые были задержаны в пути следования на промежуточных станциях в связи с нарушением ответчиком - грузополучателем установленного договором технологического срока оборота ранее прибывших вагонов, несвоевременной их выгрузкой и по этим причинам занятостью пути.
На железнодорожной станции: Семеновский Приволжской железной дороги - с 3 июля 2018 года по 31 июля 2018 года в пути следования отставлялся поезд от движения по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки) о чем свидетельствуют акты общей формы от 3 июля 2018 г. N 6/22 и от 31 июля 2018 г. N 6/32.
По прибытии поезда на станцию назначения Темрюк (эксп.) в соответствии с пунктом 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования составлен акт общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца от 9 августа 2018 г. N 1/5349.
Факт нарушения сроков доставки вследствие задержки вагонов в пути следования подтверждается железнодорожными накладными, указанными в приложении.
За период, нахождения вагонов находящихся в пользовании ответчика на путях общего пользования за пределами срока доставки груза по ставкам, установленным приказом ФСТ РФ N 127-т/1 от 29.04.2015, начислена плата за нахождение вагонов на путях общего пользования на общую сумму 542 207,64 рублей.
Истцом в адрес ответчика было направлено претензионное требование о выплате денежных средств в добровольном порядке, оставленное ответчиком без удовлетворения.
Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящими требованиями.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из следующего.
Правомерность действий перевозчика по остановке в пути следования загонов по причинам, зависящим от грузополучателя, основывается на нормах статьи 39 УЖТ РФ, пункта 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования и подтверждается судебной практикой.
Право начисления платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования предоставлено перевозчику ст. 39 УЖТ РФ, в соответствии с которой за время задержки принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Согласно абзацу 2 пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26, основанием для начисления платы за пользование загонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Согласно части 5 пункта 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов составляется акт общей формы, в котором называется причина задержки вагонов, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, их номера, время начала и окончания задержки вагонов по каждой станции. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, если задержка вагонов привела к нарушению срока доставки грузов, переделяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, причитающейся с грузоотправителя.
Таким образом, законом предусмотрено два условия для начисления платы за пользование инфраструктурой за вагоны, задержанные в пути следования нарушение срока доставки и нарушение технологических норм выгрузки.
Факт прибытия вагонов в составе брошенных поездов с нарушенным сроком доставки подтверждается копиями дорожных ведомостей. Факт невыполнения норм выгрузки в периоды, за которые начислена плата, подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов.
Факт нарушения сроков доставки подтверждается актами общей формы, в которых имеются отметки о нормативных сроках доставки, а также дата прибытия вагонов на станцию назначения.
Однако, истец не предоставил никаких доказательств невозможности приема ж/д станцией назначения вагонов по причинам, зависящим от грузополучателя, в указанный в АОФ период времени задержки вагонов в пути следования.
В соответствие со ст. 39 УЖТ РФ N 18-ФЗ: "... в течение всего времени задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема ж/д станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, по причинам, зависящим от грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава.
Невозможность приема ж/д станцией назначения вагонов должна быть подтверждена в порядке, установленном в пункте 4.6 "Правил эксплуатации и обслуживания ж/д путей необщего пользования" (Приказ МПС России от 18.06.2003 г. N 26): "При задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования.
Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок.
Применительно к рассматриваемой ситуации Акты общей формы на задержку вагонов на станции назначения Темрюк в соответствие с пунктом 4.6 указанных Правил отсутствуют.
Станцией Темрюк оформлены Акты общей формы, в которых продублированы периоды задержек вагонов на промежуточных станциях. С учетом этого обстоятельства, все акты и оформленные ОАО "РЖД" накопительные ведомости подписаны ООО "Порт Мечел-Темрюк" с разногласиями и отказами.
Фактически, истцом не опровергнут довод ответчика о том, что в рассматриваемые периоды времени подача, уборка и выгрузка вагонов на путях необщего пользования ООО "Порт Мечел-Темрюк" осуществлялась в обычном режиме, в соответствии с Договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования N 354/2 от 24 марта 2015 г.
В соответствии с ч. 19 ст. 39 Устава железнодорожного транспорта для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования оформляется акт общей формы.
Согласно ч. 11 ст. 39 Устава железнодорожного транспорта, за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение всего времени:
- ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;
- нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
- задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях) из-за неприема ж/д станцией назначения, если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
- задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
В соответствии с п. 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, в соответствии со статьей 39 Устава за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Согласно Регламенту взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования:
Пункт 3.1.1. "При неприеме вагонов станцией назначения работник станции формирует обращение о необходимости задержки в пути следования вагонов...".
Пункт 3.1.2 "Основанием для создания обращения о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров на станцию назначения является:
- акт, составленный на начало простоя вагонов, контейнеров прибывших под грузовые операции в связи с задержкой их подачи по причинам, зависящим от Клиента;
- обращение от Клиента, переданное и зарегистрированное в системе ЕАСАПР М."
Далее, при поступлении вагонов на станцию назначения производится обработка первичных документов грузополучателя. Анализируется работа грузополучателя по приему им вагонов в период задержки поездов в пути следования.
Пункт 4.2.5 "Уполномоченный работник станции назначения формирует комплект документов, позволяющий доказать, что задержка вагонов, контейнеров в пути следования произошла по причине, зависящей от Клиента включающей в себя:
- памятки ф. ГУ-45ВЦ, подтверждающие занятость инфраструктуры ОАО "РЖД" и сверхнормативное нахождение вагонов, контейнеров на ж/д путях необщего пользования или на путях общего пользования.
- акты, составленные на начало и окончание простоя вагонов, контейнеров на станции назначения в связи с задержкой их передачи на пути необщего пользования по причинам, зависящим от Клиента."
Между тем, истцом не представлены документы, оформленные в соответствие с п. 3.1.2 "Регламента" и подтверждающего основания задержки вагонов в пути следования.
Не представлен и анализ определения ответственности ответчика на станции назначения Темрюк в соответствие с п. 4.2.5 "Регламента".
Как верно указано судом первой инстанции, истец не доказал, что увеличение сроков оборота вагонов повлекло невозможность приема поездов станцией назначения и продвижение поездов, следующих к станции назначения. Доказательств тому, что ответчик не принимал вагоны, поданные истцом, не представлено, акты общей формы, в которых были бы зафиксированы факты задержки вагонов на ж/д станции назначения (иных вагонов) в ожидании подачи по зависящим от грузополучателя причинам на момент отставления от движения спорных вагонов ответчика, истцом не представлено.
Исходя из изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки вывода суда первой инстанции о том, что невозможность подвода поездов на станцию назначения не доказана, отсутствуют доказательства фактов задержек поездов в пути следования по причинам, зависящим от грузополучателей, а ссылка Истца на вину грузополучателя в задержке вагонов на промежуточных станциях является несостоятельной.
Заявленные апеллянтом доводы были рассмотрены судом первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом судебном акте.
Возражениями заявителя, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, судом установлены и подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, оснований для иных выводов по существу спора у суда апелляционной инстанции не имеется.
Суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Апелляционный суд отмечает процессуальную неисполнительность представителя ОАО "РЖД" Шабашовой И.С., которая, несмотря на два предложения суда, не представила документ о наличии высшего юридического образования.
Вместе с тем, хотя исковое заявление принято к производству арбитражного суда первой инстанции 18.11.2019, оно поступило в арбитражный суд 10.09.2020 и было оставлено без движения определением от 16.09.2020. С учетом указанного обстоятельства, производство по делу было начато в сентябре 2019 года. С учетом разъяснения, данного в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2019 N 26, представитель Шабашова И.С. начала участие в данном в деле в качестве представителя до даты вступления в силу Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ, в связи с чем отсутствие образования не является препятствием для продолжения участия в деле. С учетом указанного обстоятельства, судебная коллегия не нашла оснований для оставления апелляционной жалобы в данном деле без рассмотрения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27 августа 2020 года по делу N А32-42703/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в доход федерального бюджета 3000 (три тысячи) рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.
Председательствующий |
В.В. Галов |
Судьи |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-42703/2019
Истец: ОАО "Российский железные дороги", ОАО "РЖД" в лице филиала - Северо-Кавказская железная дорога
Ответчик: ООО "Порт Мечел-Темрюк", ООО "Порт Мечел-Темрюк"